Хорошее отношение к лошадям
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Маяковский Владимир Послушайте!
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!
Стихотворение В.В.Маяковского «Послушайте!». Стихотворение В.В.Маяковского «Послушайте!» входит в курс изучения русской поэзии ХХ века в 7 классе (учебник-хрестоматия из федерального комплекта автора-составителя В.Я.Коровиной). В 9 классе уроки по литературе ХХ века также предусмотрены, творчество Маяковского изучается, в частности стихотворение «Послушайте!» сравнивается со стихотворением «Нате!» (учебник под редакцией В.Я.Коровиной, И.С.Збарского и В.И.Коровина). В 11 классе творчество Маяковского изучается поэтапно по темам: «Жизнь и творчество поэта», «Маяковский и футуризм. Дореволюционная лирика», «Поэма «Облако в штанах», «Поэт и революция», «Тема поэта и поэзии в лирике», «Любовная лирика Маяковского» (соответствует учебнику под ред. В.В.Агеносова или учебнику по ред В.П.Журавлева).
Итак, стихотворение Маяковского «Послушайте!» одно из самых изучаемых произведений в школьном курсе литературы.
Стихотворение В.Маяковского «Послушайте!» написано в 1914 году и относится к ранней лирике поэта. Для произведений этого периода характерна тема одиночества и трагический конфликт лирического героя с миром.
При обсуждении стихотворения «Послушайте!» можно использовать следующие вопросы. Перечитайте стихотворение. Какие чувства вы испытываете после чтения этого стихотворения? Ученики говорят о том, что стихотворение Маяковского необыкновенно искреннее, проникновенное. Оно заставляет читателей задуматься о философских проблемах связи человека с миром. Какова тема стихотворения? Тема стихотворения – трагедия одиночества, именно с этой темой приходит Маяковский в литературу (можно вспомнить о таких стихотворениях, как «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно»). Лирический герой один, поэтому его так притягивают звезды. Как переживает лирический герой свое одиночество? Одиночество – величайшая трагедия человека, поэтому лирический герой боится. Почему человека притягивают звезды? Можно ли сказать о том, что звезды – это образ-символ? Звезды – это нечто вечное, существовавшее всегда, они никогда не будут подчинены человеку, но люди всегда смотрят на звезды и мечтают. Мечтают о чем-то своем - о личном. А иногда, звезды лишь повод для размышлений о назначении жизни человека. Кто мы? Зачем появились на свет? Можно сказать, что звезды – это мечта, это человеческая мысль, это средство связи человека с миром, со Вселенной. Таким образом, звезды – это символический образ, со множеством значений, определяющихся в зависимости от индивидуального восприятия каждого отдельного читателя.
Послушайте! Ведь если звезды зажигают- значит – это кому-нибудь нужно? Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!
Какие строчки стихотворения подчеркивают боль одиночества, делают ее ощутимой для читателя?
«надрываясь в метелях полуденной пыли», «врывается к богу», «не перенесет беззвездную муку», «ходит тревожный, но спокойный наружно»
Каким видим лирического героя в этом стихотворении? Лирический герой – трагическая личность, он не столько страдает, сколько сострадает. Он думает, что спасение от одиночества возможно, а спасение это – в звездах.
Выделите ключевые слова, в которых выражено отношение человека к звездам.
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают- значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Какое слово вводится как антитеза?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
жемчужины/плевочки
Лирический герой, в отличие от большинства, воспринимает звезды как жемчужины, поэтому осознает себя посредником между богом и человеком. …врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит…
Существует следующее высказывание М.Ф.Пьяных: «Маяковский стремится поставить своего лирико-трагедийного героя, выражающего устремления всего человечества, на место Бога – одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо деяния ради людей». Действительно, человек сам должен стремиться к лучшей жизни, а для этого необходимо трудиться, ставить перед собою все новые и новые цели – мечтать. Вот тут-то и нужны звезды, они необходимы! Какая фраза стихотворения стала крылатой? Что она обозначает?
Если звезды зажигают- значит – это кому-нибудь нужно?
В мире все важно, все ценно. Мы лишь песчинки в бесконечной Вселенной, но и это не случайно. Ничего случайного нет. Нельзя не обращать внимания на звезды и на страдания человека. Стихотворение Маяковского «Послушайте!» относится к философской лирике. Ты – человек и живешь среди людей, возможно, твое предназначение спасти кого-то от одиночества и, таким образом, спасти себя самого.
Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Мы выяснили, что стихотворение и лирическое, и трагическое, и философское. Можно ли говорить, что в произведении есть тема поэта и поэзии? Почему?
Стихотворение «Послушайте!» относится к шедеврам дооктябрьской лирики Маяковского. Конечно, тема поэта и поэзии тоже просматривается в произведении. Только лучшее искусство спасает людей от одиночества.
А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
Многие стихотворения раннего Маяковского отличаются смысловой многоплановостью. Метафорическая система их сложна и в некоторых случаях требует расшифровки”, — указывал выдающийся знаток и исследователь русского авангарда Николай Иванович Харджиев. В качестве примера Харджиев далее анализирует “первое декларативное стихотворение Маяковского” 1913 года “А вы могли бы?”:
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
Цель настоящей заметки: выявить одно из существенных значений ключевого слова первой строки стихотворения Маяковского — карта (будня). Это слово осталось без подробного комментария как в статье Харджиева, так и в очень хорошей работе о стихотворении “А вы могли бы?”, написанной В.Н. Топоровым.
Впрочем, В.Н. Топоров совершенно справедливо отмечает, что карта в стихотворении “А вы могли бы?” предстаёт “как план, расписание, способ организации-упорядочения”. Вопрос только в том, о какой карте идёт речь у Маяковского?
В первую очередь, разумеется, — о географической: пятно выплеснутой краски образует на географической карте новый, неведомый путешественникам и учёным “материк”. Вместе с тем, целый ряд образов стихотворения “А вы могли бы?” (“из стакана” — “на блюде студня” — “На чешуе жестяной рыбы”) актуализирует в сознании читателя то значение существительного карта, которое в словаре В.И. Даля приводится после карты географической и перед картой игральной: “Список кушаньям, роспись блюдам. Обед по карте”.
Напомним, что во многих произведениях раннего Маяковского едящие люди описываются дотошно и с ненавистью. Еда — как “способ организации-упорядочения” изображена, например, в стихотворении поэта “Гимн обеду” (1914):
Если взрежется последняя шея бычья и злак последний с камня серого, ты, верный раб своего обычая, из звёзд сфабрикуешь консервы.
В заключение отметим, что на одном из футуристических вечеров, состоявшихся вскоре после написания Маяковским стихотворения “А вы могли бы?”, содержащуюся в его первой строке ресторанную метафору весьма своеобразно реализовал Алексей Кручёных: “Усевшись на дырявом кресле спиной к публике, он потребовал чаю. Выпил стакан, остатки выплеснул на стену и, заявив: “Так я плюю на низкую чернь!”, — удалился”.
СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО
Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, что барабан не выдержал: "Хорошо, хорошо, хорошо!" А сам устал, не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел. Оркестр чужо смотрел, как выплакивалась скрипка без слов, без такта, и только где-то глупая тарелка вылязгивала: "Что это?" "Как это?" А когда геликон - меднорожий, потный, крикнул: "Дура, плакса, вытри!" - я встал, шатаясь, полез через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры, зачем-то крикнул: "Боже!", бросился на деревянную шею: "Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору - а доказать ничего не умею!" Музыканты смеются: "Влип как! Пришел к деревянной невесте! Голова!" А мне - наплевать! Я - хороший. "Знаете что, скрипка? Давайте - будем жить вместе! А?"
СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО Оркестр, музыканты - представители косного, догматического искусства. Главная идея стихотворения - трагическая судьба художника в современном мире, одиночество поэта в толпе. В системе аллегорических образов Маяковский раскрывает традиционную тему противостояния поэта и толпы. Стихотворение написано акцентным стихом, где длина строчки зависти не от количества стоп, а от количества ударений в словах. Стихотворная строчка располагается "лесенкой", благодаря чему акцентируются не только рифмы, но и слова, заканчивающие строку. Широко используются звукоподражания. Барабан - "хорошо, хорошо, хорошо". Стихотворение В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно»
СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО Уровни смысла Уровни скрипка барабан
тарелка геликон
1. Звучание муз. инструментов нежная, лиричная, страстная резкий,
отрывистый диссонирующий звук, прерывистый грубый, резкий, тяжелый
2. Образ первого порядка
девочка, женщина, нежная, капризная грубый, толстокожий мужлан, равнодушный эгоист, пытающийся отвернуться от скрипки глупая, ограниченная сплетница косный, беспардонный грубиян
3. Образы-символы новаторы, живущие в искусстве и для искусства люди "от искусства", кормящиеся искусством, но не разбирающиеся в нем.
Обобщения, выводы
Оркестр, музыканты - представители косного, догматического искусства. Главная идея стихотворения - трагическая судьба художника в современном мире, одиночество поэта в толпе. В системе аллегорических образов Маяковский раскрывает традиционную тему противостояния поэта и толпы.
Стихотворение написано акцентным стихом, где длина строчки зависти не от количества стоп, а от количества ударений в словах. Стихотворная строчка располагается "лесенкой", благодаря чему акцентируются не только рифмы, но и слова, заканчивающие строку. Широко используются звукоподражания. Барабан - "хорошо, хорошо, хорошо".
Гротескная лирика не существовала до Маяковского, но все же она возникла в русле литературной традиции, в русле русской прозы.
ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ
Били копыта, Пели будто: - Гриб. Грабь. Гроб. Груб.- Ветром опита, льдом обута улица скользила. Лошадь на круп грохнулась, и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: - Лошадь упала! - Упала лошадь! - Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. Подошел и вижу глаза лошадиные...
Улица опрокинулась, течет по-своему...
Подошел и вижу - За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти...
И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте. "Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте - чего вы думаете, что вы сих плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь". Может быть, - старая - и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И всё ей казалось - она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило.
Как вы понимаете главную мысль стихотворения? Близка ли она сегодняшним заботам человека? Что скрывается в заключительный строчках стихотворения?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|