Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сообщение по теме «Богатство и своеобразие культуры Древней Руси»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. К УРОКУ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

(примерное направление повествования к презентации)

1. Архитектура Древней Руси

Высокого уровня развития достигла архитектура. Сохрани­лось более 60 памятников архитектуры с домонгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодче­ства. Постройки были деревянными. Одним из первых каменных сооружений была церковь в честь Богородицы в Киеве, возведенная греческими мастерами в конце X в. В середине XI в. при Яросла­ве Мудром был сооружен Софийский собор с 13 куполами и Зо­лотые ворота в Киеве. Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных храмов XI — нач. XII вв. подобного стиля. В период феодальной раздробленности складывались различные архитектурные стили. Большинство храмов одноглавые. Отличия в архитектуре в основ­ном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной местности. Так, в Новгороде широко использовался из­вестняк. Наиболее древними памятниками Новгорода являются со­боры монастырей Юрьева и Антоньева. В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской земле и Галицко-Волынской Руси основным стройматериалом был белый камень. Характер­ные черты белокаменной архитектуры: изысканность, стройность, устремленность ввысь, богатая декоративность. Из памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси наиболее известны Зо­ лотые ворота. Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, остатки дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова на реке Нерли, соборы Переяславля Залесского, Суздаля. Внутри храмов сте­ны были богато украшены фресками и мозаиками. Фреска — это, живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Софийском соборе в Киеве сохранились изображения сыновей и дочерей Ярос­лава Мудрого, бытовые сцены с изображением охоты, скоморохов, ряженых и т. п.

Мозаика — изображение, выполненное из кусочков камня, мра­мора, керамики, смальты. Древняя Русь использовала смальту (спе­циальный стекловидный материал). В мозаике выполнена огромная фигура богоматери Оранты (Киевская София).

Монументальная скульптура языческих времен не получила распространения, так как преследовалась церковью. Первые свет­ские скульптурные памятники появились на Руси лишь в XVIII в.

Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались и без того нарушен­ные вследствие раздробленности связи и контакты между масте­рами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри — традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Но уже в конце XIII века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества. До наших дней со­хранились отстроенные в XIV веке приходские и домашние храмы Новгорода и Пскова. Перед лицом постоянной угрозы вооруженно­го натиска Орды (с востока) и крестоносцев (с запада) правители северо-восточной Руси были вынуждены уделять особое внимание крепостному строительству. В XIV веке были сооружены кремли в Новгороде и Пскове, крепости в Острове, Порхове и др.

По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не пер­венствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в 30—40-е годы XIV века в Москву начали стекаться зод­чие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва XIV век г, истории московского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего вре­мени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельско­го соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы.

Во 2-й половине XV века по мере возвышения Москвы строитель­ство в городе и его окрестностях приобретало еще больший размах. Московские государи приглашали для работы по обустройству горо­да иноземных, преимущественно итальянских, мастеров. Под руко­водством итальянских мастеров, принесших в русскую архитектуру элементы, характерные для итальянского Возрождения, был заново отстроен Московский Кремль. Возведены: главный храм Московской Руси пятиглавый Успенский собор. Архангельский собор, Гранови­тая палата, величественная Колокольня Ивана Великого, ставшая архитектурным центром не только Кремля, но и всего стольного града. Псковские зодчие соорудили в кремле домовой храм москов­ских великих князей и царей — Благовещенский собор. Благодаря новым кирпичным стенам с 20 башнями, возведенных при участии иностранных архитекторов, Московский кремль стал одной из наи­более мощных крепостей Восточной Европы.

Таким образом, IX—XIII века стали периодом формирования русского государства, самого крупного в средневековой Европе. Его создание проходило в условиях почти непрерывных войн с ко­чевниками, нападавшими с Востока, с германо-шведскими феода­лами, наступавшими с Запада, с Византией, осевшей на южных рубежах. Находясь на середине торговых путей Северо-Западной Европы с Византией и Средней Азией, русское государство быстро развивалось, крепло, становилось могучим и влиятельным. Период удельно-княжеской раздробленности и совпавшее по времени наше­ствие монголо-татарских завоевателей привели к распаду Киевской Руси. Она была растерзана Золотой Ордой, польско-литовскими князьями и прошла долгий и мучительный путь, пока не возроди­лась в лице Московского княжества, ставшего центром объедине­ния русских земель, и не превратилась в Российскую империю.

2. Иконопись Древней Руси

Украшением храмов были иконы. Также, как фрески и мозаи­ки, первые иконы на Руси были выполнены греческими мастерами.

Самой почитаемой на Руси была икона «Владимнрской богоматери», выполненная неизвестным греческим художником на рубеже XI— XII вв. (хранится в Третьяковской галеpee). Иконы того времени яв­лялись принадлежностью храмов и были больших размеров. До нас дошли имена иконописцев XI в.: Олимпий, Олисей, Георгий и др.

Икона — это своеобразный психологический показатель ду­ховной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконо­писи XV—XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освобо­дились от греческого давления, и лики святых стали русскими.

Иконопись — это сложное искусство, в котором все имеет осо­бый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения свя­тых по отношению друг к другу. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные школы, от­личавшиеся манерой исполнения.

Икона «Троица» А. Рублева

В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. Рублев зримо, в совершенной художественной форме воплощает эту символику нерушимого един­ства. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний до­полняют и перекликаются одна с другой. Мир, согласие, любовь — вот к чему призывал современников Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени.

История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского насто­ятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен жи­вописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев. Рабо­та заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».

«Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчислен­ных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время пи был забыт потомками, а многие творения его оказались утрачен­ными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходив­шей в 1890—1907 годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве.

Теперь мы знаем, что Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаме­нательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колеи, расправляла плечи и на­чала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. Ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведе­ние — «Троицу», которая в те времена имела значение особое.

Ветхозаветная Троица была символом единения. Еще в середи­не XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский «поста­вил храм Троицы... дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира».

Содержание «Троицы» многогранно. Идейным и композици­онным центром ее является чаша с головой жертвенного тельца.

«Чаша» прошла долгий путь, и во всей истории человечества име­ла значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля», из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве». Для Андрея Рублева и его современников «ча­ша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе тра­гизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В рублёвской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей».

Восприятие «Троицы» Андрея Рублева просто и доступно каждо­му, но ее содержание безгранично и многогранно. Поэтическая об­разность и символика «Троицы» идут из глубокой древности. Такие символы, как трапеза, чаша, древо, гора, круг, крылатые существа и т. д., известны с близкими значениями почти во всех древних куль­турах Востока и Запада.

Созерцание «Троицы» дает человеку радость обретения душев­ного равновесия, тишины и умиротворенности. Обычно о ней го­ворят: ее цвет звучен, линии певучи и ритмичны, она гармонична и т. л. К этому можно добавить, что она, как музыка, способна затрагивать чувства, невыразимые словами. Как поэзия в искус­стве слова приближается к музыке, так и живопись «Троицы» му­зыкальна и поэтична. Рублев был, бесспорно, величайшим поэтом в живописи.

Идейным и композиционным центром «Троицы» является чаша с головою жертвенного тельца. Она означает любовь, готовую жерт­вовать собой. Вокруг престола с чашей группируются три задумчи­вых ангела. Они образуют как бы замкнутый круг — символ света, вечности и любви. Трапеза ангелов символична. Древнейшим симво­лом пищи духовной в истории человечества является трапеза, пир. В «Троице» ангелы — «мысленные творения». У Рублева они дела­ются символами человечности. Изображая человека, он мыслит его как «земного ангела», а изображая ангела, видит в нем «небесного человека».

С тихой грустью, любовно склоняет средний ангел голову к ангелу, сидящему от него справа. Он как бы вопрошает и убеж­дает. Опустив руку на престол, он жестом благословения как бы указывает на чашу — символ жертвенной любви. Поза ангела, к которому он обращается, несколько напряженна, он сидит пря­мо, на его лике тень скорби. В задумчивой сосредоточенности он поднял руку и благословляет чашу, как бы изъявляя согласие на ее приятие. Покорно склоняется в сторону среднего погруженный в тихое раздумье третий ангел. Легкая гора над ним ритмически вторит его движению. Жест его правой руки, покоящейся на пре­столе, направлен тоже в сторону чаши. Всем чтим завершается полное единство действия.

Жест благословления в древней Греции был ораторским же­стом. В «Троице» изображена беседа трех ангелов. Она означает ниспослание богом-отцом своего сына на выполнение им земной миссии страдания и смерти для спасения человечества и согла­сие последнего с волей отца. Третий ангел — дух — «утешитель» в страданиях, его вдохновением свершается жертва любви.

Общение ангелов безмолвно, оно только мысленное. Склонение и самоуглубленный взгляд среднего ангела как бы внушает право­му мысль о необходимости жертвы.

Едва приметное в ответ движение глаз вверх дает понять, что тот воспринял повеление и размышляет о нем. Покорно и задум­чиво склонение третьего ангела в сторону среднего. В его облике отражены мир, тишина и согласие, завершающие вес действие.

Необыкновенная душевная чуткость Андрея Рублева в «Трои­це» обрела поразительное по своей тонкости художественное во­площение.

У современных исследователей нет единства по вопросу о том, какое лицо троицы обозначает каждый из ангелов рублёвской «Троицы». Многие полагают, что средний ангел является не пер­вым, а вторым лицом, т. е. богом-сыном, Христом. Они основыва­ются на том, что часто нимб среднего ангела имеет перекрестие и обычные буквы «о» «w» «у» («сый», т. е. сущий) и. кроме того, на его хитоне есть полоса, называемая клавом, которой украшается одежда Христа. Тем не менее встречаются изображения троицы, на которых нимбы всех трех ангелов имеют перекрестия и обычные буквы Христа. Кроме того, в руках всех трех ангелов бывают свит­ки, символы учительства, обычные у Христа. В виде трех ангелов даны три его ипостаси (сущности) — отца, сына и духа — которые «в троице нераздельны». (По статье Деминой И. А. "Троица Ан­дрея Рублева».)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...