V. Актуализация знаний учащихся
— Когда и как начиналась русская литература? — Читали ли вы. слышали ли летопись? Послушайте отрывок из «Повести временных лет». Предание о посещении русской земли апостолом Андреем. «И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут. И делают это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и это совершают омовенье себе, а не мученье». Те, кто слышал об этом, удивлялись». — Интересны ли они (отрывки из летописи) сегодня? — Объясните заглавие и жанр «Повести временных лет» (почему «Повесть»? «временных»? «летопись»?) — Можно ли считать летописи художественными произведениями? — Кто создавал летописи? Какими вы представляете их творцов? Вот один из них. монах Пимен в трагедии Пушкина «Борис Годунов». «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» (1603 года) Пимен (пишет перед лампадой) Еще одно, последнее сказанье — И летопись окончена моя. Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил: Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный. Засветит он. как я. свою лампаду — И, пыль веков от харпш отряхнув. Правдивые сказанья перепишет. Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу. Своих царей великих поминают За их труды, за ставу, за добро —
А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют. На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною — Давно ль оно неслось, событий полно. Волнуяся, как море окиян? Теперь оно безмолвно и спокойно. Не много лиц мне память сохранила, Не много слов доходят до меня. А прочее погибло невозвратно... Но близок день, лампада догорает — Еще одно, последнее сказанье. — Совпадает ли образ пушкинского Пимена с вашим представлением об авторах летописи? Что изумило вас з пушкинском Пимене? Как написал Пушкин монолог Пимена? В чем секрет его завораживающей убедительности? (Пимен осознает божественное предназначение своего труда и его бессмертия в потомстве: он уважает минувшее, стремится уберечь от. «невозвратной погибели». Пушкин дает простые, и проникновенные, определения: трудолюбивый, усердный, безымянный монах-летописец. Пимен скромен, свое творение намеренно считает <<внеавторским», «безымянным»). VI. Лекция учителя Литература Древней Руси На протяжении семи веков — с XI по XVII — складывались традиции древнерусской литературы. В ее истории выделяются три периода: литература Киевской Руси (XI—XII вв.), литература времен феодальной раздробленности (XIII—XIV вв.). литература Московского государства (XV—XVII вв.). Возникшая в условиях принятия христианства древнерусская.литература от столетия к столетию постоянно совершенствовалась, обогащалась все новыми и новыми темами, проблемами, художественными стилями и жанрами. Они зарождались и развивались на богатой почве устного народного творчества. Ценное наследие культуры Киевской Руси — ■ устные народные сказания, песни, былины. До появления письменности в них сохранялась память об основании городов, о военных походах, о храбрых и сильных героях. Древнерусская литература возникла 'в Киевской Руси как общее достояние развившихся впоследствии русского, украинского и белорусского народов. Она была богата и разнообразна по жанрам: повести, сказания, жития, героические песни, притчи, поучения.
В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междоусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны «Псковская», «Новгородская», «Ипатьевская». «Лаврентьевекая» и др. летописи. Летопись — изложение событий по годам. Особую известность получила «Повесть временных лет» («Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля») — летописный свод, составленный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г. В основу «Повести» легли летописные своды XI в., русско-византийские договоры X в., византийские хроники, предания о восточнославянских племенах, о первых русских князьях и др. Древняя летопись не только важнейший исторический источник, но и.литературный памятник. Она содержит много поэтических легенд и преданий' рассказы о походах Олега на Царьград, о его смерти от своего коня, о мести княгини Ольги за смерть Игоря. С былинным эпосом связаны летописные рассказы о князе Владимире и его пирах. Произведение проникнуто высоким патриотическим чувством, идеей единства Русской земли. Летописец осуждает кровавые междоусобные распри князей, утверждает права старшего в роде князя, призывает князей к единению в борьбе с внешними врагами. Не менее интересен и другой жанр древнерусской литературы — жития святых. Жития — это биографии людей, прославившихся подвигами во имя христианской веры, отличавшихся особым благочестием, смирением. «Сказание о Борисе и Глебе», созданное з конце XI или начале XII в., — одно из первых оригинальных агиографических произведений. В нем нет последовательного изложения жизни святых, а рассказан только один эпизод — убийство Святополком братьев Бориса и Глеба из-за политического соперничества. По существу. «Сказание» — историческая повесть с точным названием лиц, имен, фактов, с указанием на конкретные места, где развертывались события. Основная идея «Сказания» — не мученичество святых за веру, а единство Русской земли, осуждение княжеских междоусобиц. Однако, в отличие от исторической повести, «Сказание» — произведение лирическое, содержащее молитвы, плачи, монологи-размышления, ведущиеся от лица автора или Бориса и Глеба (можно прослушать сообщение о «Житии Сергия Р а ц о н е ж с к о г о»).
— Жанр «жития святых» «излюбленное чтение наших предков» (Г. Федотов). Почему? Какими вы представляете читателей X—XI веков по их пристрастиям к «житиям» святых? А теперь — страницы Древней Руси: «Царь Баты окааный нача воевати Резанскую землю, а поидоша ко граду к Резани...» С этой фразы начинается «Повесть о разорении Рязани Батыем* (прочитать отрывок из хрестоматии по древнерусской литературе. Сост. М. Е. Федорова, Т. А. Ci/мникова. — 3 изд. — Мл. Высш. Шк., 1985. С. 68). — Есть ли существенные различия летописей и «Повести о разорении Рязани Батыем»? (Ее отличие от летописи: экспрессия повествования, психологизм образа, героическое и ироническое в ней). Даврснтьевский список «Повести временных лет» под 1096 г. включает «Поучение» выдающегося государственного деятеля Киевской Руси Владимира Мономаха (1053—1125). обладающего незаурядным литературным талантом. «Поучение» было написано, по-видимому, в 1117 г. В отличие от традиционного жанра поучений, носящих только религиозно-дидактический характер, «Поучение» Мономаха содержит конкретно-исторические черты. Мономах создает идеал государственного и общественного деятеля, борющегося за единство родной земли, против княжеских междоусобиц. Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям». Описывая чисто русские дела и русские политические страсти, бесконечные войны с врагами Руси, Мономах постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности. «Поучение» — это гимн праведникам, неприятие злых и лукавых, вера в торжество добра и в бессмысленность, обреченность зла. Из «Поучения»: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; Все, что мы имеем, дано нам на малое время.
Не уклоняйтесь учить увлекающиеся властью, ни во что ставьте всеобщий почет. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего на умеете, тому учитесь. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, на ленитесь ни на что хорошее». Особое место среди произведений этого периода занимает «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы. — Каковы особенности произведения, получившего имя «Слово»? (Например, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона — образец высокого ораторского искусства древней Руси. «Слову» Серстиона Владимирского, проповеди, свойственны сердечность и назидательность, соединение «домашней» и ораторской речи (обращение ко многим, высокая, религиозная лексика, риторический синтаксис). В «Слове о полку Игореве», ввиду его многожанровой природы (здесь и «слово», и «воинская повесть*, и «поэма» и ми. Др.). несколько затемнена его монологическая основа — его '.слово». VII. Обобщение — Что особенно поразило в литературе Древней Руси? Оправдана ли наша гордость ею? — Можно ли упрекнуть наших предков в однообразии и утомительности их произведений? В чем сказались многообразие литературы русской старины, ее полифонизм?
Задание. Найдите наиболее характерные синтаксические конструкции, по которым узнаете тот или иной жанр. В тетрадь запишем примеры разных жанров, необходимо напротив указать жанр. •/ В лето... И запоиеда Олег дань даяти на 2000 корабль по 12 гривенна на человек... У Богоьлаженный правдив, щедр, тих, кроток, смирен. В тоске и печали... •/ 13 лет:). опустевший, разорены, пожжены, убиты: мертвые восстали и вскричали в горести души... ■/ Дети мои. Бог. Печаль VIII. Домашнее задание 1. Прочитать стр. 9—11, составить и записать в тетрадь 3 «толстых» (начинаются с вопроса «почему...») и 5 «тонких» вопросов (начинаются со слов «гае..., что..., когда...»). 2. Составить небольшое поучение другу, однокласснику. Примечание: вопросы, на которые предполагается развернутый, обстоятельны;"! огнем, называются «толстыми». Вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ, называются «тонкими». Прием «Толстые и тонкие вопросы» используется для организации взаимоопроса.
С ^УТОК 3
«Слово о полку Игореве» как героический памятник древнерусской литературы Цель: воссоздать историческую обстановку на Руси в XII в.. ознакомить с историей открытия «Слова», его жанровыми особенностями, в ходе работы над текстом помочь почувствовать лиризм и красоту поэтических образов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|