Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V. Актуализация знаний учащихся

— Когда и как начиналась русская литература?

— Читали ли вы. слышали ли летопись? Послушайте отрывок из «Повести временных лет». Предание о посещении русской земли апо­столом Андреем. «И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани дере­вянные и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обо­льются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут. И делают это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и это совершают омовенье себе, а не мученье». Те, кто слышал об этом, удивлялись».

— Интересны ли они (отрывки из летописи) сегодня?

— Объясните заглавие и жанр «Повести временных лет» (по­чему «Повесть»? «временных»? «летопись»?)

— Можно ли считать летописи художественными произведе­ниями?

— Кто создавал летописи? Какими вы представляете их твор­цов? Вот один из них. монах Пимен в трагедии Пушкина «Борис Годунов».

«Ночь. Келья в Чудовом монастыре» (1603 года) Пимен (пишет перед лампадой)

Еще одно, последнее сказанье —

И летопись окончена моя.

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил:

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный.

Засветит он. как я. свою лампаду —

И, пыль веков от харпш отряхнув.

Правдивые сказанья перепишет.

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

Своих царей великих поминают

За их труды, за ставу, за добро —

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною —

Давно ль оно неслось, событий полно.

Волнуяся, как море окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно.

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходят до меня.

А прочее погибло невозвратно...

Но близок день, лампада догорает —

Еще одно, последнее сказанье.


— Совпадает ли образ пушкинского Пимена с вашим представле­нием об авторах летописи? Что изумило вас з пушкинском Пимене? Как написал Пушкин монолог Пимена? В чем секрет его заворажи­вающей убедительности? (Пимен осознает божественное предна­значение своего труда и его бессмертия в потомстве: он уважает минувшее, стремится уберечь от. «невозвратной погибели». Пуш­кин дает простые, и проникновенные, определения: трудолюбивый, усердный, безымянный монах-летописец. Пимен скромен, свое тво­рение намеренно считает <<внеавторским», «безымянным»).

VI. Лекция учителя

Литература Древней Руси

На протяжении семи веков — с XI по XVII — складывались традиции древнерусской литературы. В ее истории выделяются три периода: литература Киевской Руси (XI—XII вв.), литература времен феодальной раздробленности (XIII—XIV вв.). литература Московского государства (XV—XVII вв.).

Возникшая в условиях принятия христианства древнерусская.литература от столетия к столетию постоянно совершенствовалась, обогащалась все новыми и новыми темами, проблемами, художе­ственными стилями и жанрами. Они зарождались и развивались на богатой почве устного народного творчества.

Ценное наследие культуры Киевской Руси — ■ устные народные сказания, песни, былины. До появления письменности в них со­хранялась память об основании городов, о военных походах, о хра­брых и сильных героях.

Древнерусская литература возникла Киевской Руси как общее достояние развившихся впоследствии русского, украинского и бе­лорусского народов. Она была богата и разнообразна по жан­рам: повести, сказания, жития, героические песни, притчи, поучения.

В период феодальной раздробленности ведущей идеей в лите­ратуре была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междоусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти пол­ны «Псковская», «Новгородская», «Ипатьевская». «Лаврентьевекая» и др. летописи.

Летопись — изложение событий по годам. Особую известность получила «Повесть временных лет» («Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля») — летописный свод, составленный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г. В осно­ву «Повести» легли летописные своды XI в., русско-византийские до­говоры X в., византийские хроники, предания о восточнославянских племенах, о первых русских князьях и др.

Древняя летопись не только важнейший исторический источник, но и.литературный памятник. Она содержит много поэтических ле­генд и преданий' рассказы о походах Олега на Царьград, о его смерти от своего коня, о мести княгини Ольги за смерть Игоря. С былинным эпосом связаны летописные рассказы о князе Владимире и его пирах. Произведение проникнуто высоким патриотическим чувством, идеей единства Русской земли. Летописец осуждает кровавые междоусоб­ные распри князей, утверждает права старшего в роде князя, призы­вает князей к единению в борьбе с внешними врагами.

Не менее интересен и другой жанр древнерусской литературы — жития святых. Жития — это биографии людей, прославившихся подвигами во имя христианской веры, отличавшихся особым благо­честием, смирением. «Сказание о Борисе и Глебе», созданное з конце XI или начале XII в., — одно из первых оригинальных агиографических произведений. В нем нет последовательного из­ложения жизни святых, а рассказан только один эпизод — убий­ство Святополком братьев Бориса и Глеба из-за политического со­перничества. По существу. «Сказание» — историческая повесть с точным названием лиц, имен, фактов, с указанием на конкретные места, где развертывались события. Основная идея «Сказания» — не мученичество святых за веру, а единство Русской земли, осуж­дение княжеских междоусобиц. Однако, в отличие от исторической повести, «Сказание» — произведение лирическое, содержащее мо­литвы, плачи, монологи-размышления, ведущиеся от лица автора или Бориса и Глеба (можно прослушать сообщение о «Житии Сер­гия Р а ц о н е ж с к о г о»).

— Жанр «жития святых» «излюбленное чтение наших предков» (Г. Федотов). Почему? Какими вы представляете читателей X—XI веков по их пристрастиям к «житиям» святых?

А теперь — страницы Древней Руси: «Царь Баты окааный нача воевати Резанскую землю, а поидоша ко граду к Резани...» С этой фразы начинается «Повесть о разорении Рязани Батыем* (прочитать отрывок из хрестоматии по древнерусской лите­ратуре. Сост. М. Е. Федорова, Т. А. Ci/мникова.3 изд. — Мл. Высш. Шк., 1985. С. 68).

— Есть ли существенные различия летописей и «Повести о разо­рении Рязани Батыем»? (Ее отличие от летописи: экспрессия пове­ствования, психологизм образа, героическое и ироническое в ней).


Даврснтьевский список «Повести временных лет» под 1096 г. включает «Поучение» выдающегося государственного деятеля Ки­евской Руси Владимира Мономаха (1053—1125). обладающего не­заурядным литературным талантом. «Поучение» было написано, по-видимому, в 1117 г.

В отличие от традиционного жанра поучений, носящих только религиозно-дидактический характер, «Поучение» Мономаха содер­жит конкретно-исторические черты. Мономах создает идеал госу­дарственного и общественного деятеля, борющегося за единство родной земли, против княжеских междоусобиц.

Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям». Описывая чисто русские дела и русские политические страсти, бес­конечные войны с врагами Руси, Мономах постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности.

«Поучение» — это гимн праведникам, неприятие злых и лу­кавых, вера в торжество добра и в бессмысленность, обреченность зла. Из «Поучения»:

«Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу;

Все, что мы имеем, дано нам на малое время.

Не уклоняйтесь учить увлекающиеся властью, ни во что ставьте все­общий почет.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего на умеете, тому учитесь.

Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.

Добро же творя, на ленитесь ни на что хорошее».

Особое место среди произведений этого периода занимает «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.

— Каковы особенности произведения, получившего имя «Сло­во»? (Например, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона — образец высокого ораторского искусства древней Руси. «Слову» Серстиона Владимирского, проповеди, свойствен­ны сердечность и назидательность, соединение «домашней» и ораторской речи (обращение ко многим, высокая, религиозная лексика, риторический синтаксис). В «Слове о полку Игореве», ввиду его многожанровой природы (здесь и «слово», и «воинская повесть*, и «поэма» и ми. Др.). несколько затемнена его монологиче­ская основа — его '.слово».

VII. Обобщение

— Что особенно поразило в литературе Древней Руси? Оправ­дана ли наша гордость ею?

— Можно ли упрекнуть наших предков в однообразии и утоми­тельности их произведений? В чем сказались многообразие литера­туры русской старины, ее полифонизм?

Летопись Житие Воинская повесть Слово

Задание. Найдите наиболее характерные синтаксические кон­струкции, по которым узнаете тот или иной жанр. В тетрадь запи­шем примеры разных жанров, необходимо напротив указать жанр.

•/ В лето... И запоиеда Олег дань даяти на 2000 корабль по 12 гривенна на человек...

У Богоьлаженный правдив, щедр, тих, кроток, смирен. В тоске и печали...

•/ 13 лет:). опустевший, разорены, пожжены, уби­ты: мертвые восстали и вскричали в горести души...

■/ Дети мои. Бог. Печаль

VIII. Домашнее задание

1. Прочитать стр. 9—11, составить и записать в тетрадь 3 «тол­стых» (начинаются с вопроса «почему...») и 5 «тонких» вопросов (начинаются со слов «гае..., что..., когда...»).

2. Составить небольшое поучение другу, однокласснику.

Примечание: вопросы, на которые предполагается развернутый, обстоя­тельны;"! огнем, называются «толстыми». Вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ, называются «тонкими». Прием «Толстые и тонкие вопросы» используется для организации взаимоопроса.

 

С ^УТОК 3

 

«Слово о полку Игореве» как героический памятник древнерусской литературы

Цель: воссоздать историческую обстановку на Руси в XII в.. ознакомить с историей открытия «Слова», его жанровыми особенностями, в ходе работы над текстом помочь почувствовать лиризм и красоту поэтических образов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...