Составляющие компоненты социальной ответственности в организации
Социальная ответственность может быть определена как комплекс обязательств, которые организация должна выполнять, чтобы укреплять общество, в котором она действует. В целом социальная ответственность определяется как уровень добровольного отклика организации на социальные проблемы общества, лежащие вне определяемых законом или регулирующими органами требований. Кроме того, это реализация не только своих экономических интересов и целей, но и учет социальных последствий воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность. [23, c.307] Организации несут социальную ответственность в отношении своих подразделений, в отношении окружающей среды и в отношении процветания общества в целом. Рассмотрим каждую из них. . Подразделения организации. Определяются как люди и другие организации, которые подвергаются прямому воздействию поведения организации и которые заинтересованы в ее показателях. Сюда входят покупатели, кредиторы, поставщики, работники организации и т.п. Для того, чтобы сохранить социальную ответственность перед инвесторами, например, требуется, чтобы финансовые управляющие выполняли надлежащие процедуры учета, обеспечивали участников компаний соответствующей информацией по финансовым показателям компании и руководили организацией, в пользу прав и интересов держателей акций. Торговые операции, проводимые людьми, обладающими конфиденциальной информацией, незаконное манипулирование акциями и утаивание финансовой информации являются примерами неэтичного поведения, которое проявилось в последнее годы во многих компаниях. Социальная ответственность к работникам выражается дополнительным медицинским и социальным страхованием, оказание помощи работникам в критических ситуациях. В компании проводятся мероприятия, способствующие формированию корпоративной солидарности, чувства взаимного уважения и доверия.
. Окружающая среда. Все больше внимания уделяется окружающей среде. Примерами вопросов, которые здесь поднимаются, являются: разработка возможных путей, позволяющих избежать кислотных дождей и глобального потепления; разработка альтернативных методов переработки сточных вод, опасных отходов и обычных отходов; разработка политики обеспечения безопасности, которая сведет на нет аварии с потенциально катастрофическими последствиями для окружающей среды; разработка планов управления в кризисных ситуациях, использование перерабатываемого сырья для контейнеров и упаковочных материалов. . Расширенное общество. Многие специалисты убеждены, что предприятия должны способствовать росту благосостояния общества. Примерами этого являются: вклады в благотворительные, филантропические организации, некоммерческие фонды и ассоциации; поддержка музеев, симфонических оркестров, общественного радио и телевидения; активное участие в деле общественного здравоохранения и образования; действия по преодолению существующего в мире политического неравенства, например, протест против государств, в которых диктаторское правление или режим апартеида.[16, c.18] Кроме того, социальная ответственность должна исходить и от сотрудников фирмы, это проявляется в лояльности работников к организации, особенно в кризисных ситуациях, в хорошем отношении к клиентам. Работник должен учитывать недовольства потребителя и устранять их. Гриффин (1993) определяет четыре позиции, которые может занимать организация, принимая во внимание ее обязательства перед обществом. Они могут быть размещены вдоль оси, идущей от низшей до высшей степени социальной ответственности.
Социальная обструкция. В данной ситуации компании делают как можно меньше для разрешения социальных проблем и проблем окружающей среды. Когда они пересекают юридическую или этическую границу, которая отделяет приемлемую практику от неприемлемой, их типичной реакцией является отрицание и сокрытие своих действий. Социальные обязательства. Эта позиция включает действия организации, направленные только на то, что требуется по закону, и ничего более. Такой подход совместим с аргументами, используемыми против социальной ответственности, которые мы привели в предыдущем задании. Управляющие в таких организациях настаивают на том, что их дело - создавать прибыль. Социальный отклик. Компания, которая принимает такой тип ответственности, как социальный отклик, не только отвечает его юридическим и этическим требованиям, но в отдельных случаях идет дальше этих требований. Она может добровольно согласиться участвовать в социальных программах, однако иногда юристы компании должны убедить организацию в том, что они заслуживают поддержки. Кто-то должен обратиться в компанию, сама она не проявляет инициативы в поиске возможностей. Социальный вклад. Компании, которые принимают такой подход, берут на себя основные требования в пользу социальной ответственности. Они рассматривают себя в качестве граждан общества и инициативно ищут возможности внести свой вклад. [13, c.51-53] Существует формальный и неформальный пути, которые организация может использовать при выборе подходящего типа социальной ответственности. Формальные пути включают: Правовое соответствие. Это степень соответствия организации законам. Задача обеспечения правового соответствия обычно возлагается на соответствующих функциональных управляющих. Например, в задачу сотрудников финансового отдела входит следить за соответствием законам о ценных бумагах и банках. Этическое соответствие. Это степень, до которой служащие организации следуют основным стандартам этичного поведения. Существует целый комплекс стратегий для достижения этического соответствия, таких как дисциплина, поощрения, призы и т.п.
Филантропические пожертвования. Включают передачу средств или других подарков благотворительным фондам или другим социальным программам. Данные пути описываются как формальные, так как они заранее планируются и являются инициативой со стороны организации. Неформальные пути включают: Лидерство и культуру организации. Лидерство, практика и культура организации могут пройти долгий путь к определению типа социальной ответственности, который выбрала организация. Доносительство. Включает разоблачения служащим незаконных или неэтичных действий со стороны других членов организации. То, как организация отвечает на эту практику, зачастую определяет ее отношение к социальной ответственности. Доносчики могут действовать по множеству каналов, чтобы донести свою информацию, и могут даже быть уволены за их усилия. Учет социальной ответственности связывается со степенью, до которой финансовый отдел определяет социальный вклад организации. Информация по социальному учету позволяет выполнить целый ряд задач: выявлять и измерять периодическую чистую социальную выгоду отдельной фирмы. Это включает социальные затраты и выгоды от проведения инвентаризации в компании, а также внешние затраты и выгоды; оказывать помощь в определении того, не противоречат ли стратегия и практика компании, непосредственно влияющие на относительные ресурсы и влиятельное положение основных участников компании социальным приоритетам, с одной стороны, и законным ожиданиям индивидуумов, с другой; сделать доступной для ключевых социальных составляющих соответствующую информацию по целям компании, программам, показателям и вкладу в социальные задачи.[26, c.107-108] Существуют следующие аргументы в пользу социальной ответственности: . Компании получают доступ к социально-ответственным инвестициям, при распределении которых инвесторы принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной и этической сферах, в области защиты окружающей среды.
. Могут сокращаться операционные расходы, например, за счет сокращения отходов производства или их переработки, увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов. . Улучшаются брэнд и репутация, что помогает развивать и открывать новые рынки и направления бизнеса, следовательно, увеличение прибыли. .Растут продажи, повышается лояльность клиентов. Потребители хотят знать, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов. Некоторые потребители даже готовы платить больше за «ответственные» продукты. . Повышаются производительность и качество продукта (услуги). . Появляется больше возможностей привлекать и удерживать сотрудников: люди предпочитают работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными. . Сокращаются претензии со стороны регулирующих органов. . Улучшается управление рисками. . Возрастает конкурентоспособность. Аргументы против социальной ответственности: . Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды значительно снижает влияние принципа максимизации прибыли организации. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только лишь на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям. . Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, организации, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с организациями других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в жёсткой конкуренции. . Недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются подотчетными широкой публике. Рыночная система довольно хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо - их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными. . Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он скорей всего лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.
Таким образом, корпоративная социальная ответственность - не просто дань моде, а жизненно важная необходимость. Это культура общества, соблюдение принципов этики, действия морально обоснованные. Социальные инновации, внедренные в рамках стратегий социальной ответственности, не только позволяют компаниям продемонстрировать свою гражданскую позицию, но также становятся важным маркетинговым инструментом, дающим возможность выделиться, развивать новые продукты и направления, создавать эмоциональную связь между брэндом и потребителем, способствуя тем самым росту лояльности.[15, c.296-300]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|