Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации студентам при подготовке к семинарским занятиям.




В рамках подготовки менеджеров специальности Государственное и муниципальное управление изучается курс «Теория организации». Тематика семинарских занятий по курсу «Теория организации» составлена в соответствии с программой дисциплины, разработанной на кафедре Государственного и муниципального управления, и является необходимым условием подготовки квалифицированного специалиста в области государственного и муниципального управления. Целью данного курса является изучение теоретических и практических аспектов создания, функционирования и развития организаций.

При проведении практических занятий по курсу «Теория организации» используется такой метод активного обучения, как семинар. Целью метода является: развитие исследовательских способностей, умения работать с литературой, умения мыслить, умения ясно, четко, логично и выразительно доводить свои мысли до слушателей.

Методика проведения практических занятий: до занятий студенты получают указания с перечнем вопросов, выносимых на слушание и перечнем литературы для самостоятельной работы. Во время проведения занятий преподаватель выступает в роли эксперта по данной проблеме, хотя возможно перерастание выступлений в другие формы: пленарной дискуссии, дебатов, мозгового штурма.

Темы семинарских занятий ориентированы на углубленное изучение теоретических и практических основ системного подхода к изучению организаций. На основе методологических выводов о функционировании организации как системы, студенты должны получить представления о принципах анализа, проектирования, оценки эффективности организационных систем, овладеть знаниями о механизмах управления развитием организаций. Содержание семинарских занятий позволяет студентам осознать сущность организаций как социальных систем, принципы взаимодействия элементов, механизмы саморегуляции, понять роль менеджера в организационной системе.

Прежде чем приступить к изучению дисциплины, студенту необходимо ознакомится с дидактическим наполнением курса, его программой, планами семинарских занятий. Курс состоит из лекционных тем и тем семинарских занятий. Студент может самостоятельно изучить темы в любом порядке, однако в рамках предложенного курса необходимо соблюдать последовательность (от первой к заключительной.). Студентам следует обязательно ознакомиться со списком рекомендуемой и дополнительной литературой. Изучение учебника по «Теория организации» является для студента обязательным и не может быть заменено другими видами литературы. Так же студентам следует систематически работать над специальными терминами, настольной книгой будущего управленца должны стать словари и справочники.

Приступая к подготовке семинаров, в первую очередь ознакомьтесь с темой семинарского занятия и внимательно изучите и осмыслите ее основные вопросы. Затем приступите к поиску литературы по тематике семинарского занятия и отдельным вопросам. Составьте краткий план выступления по каждому вопросу предстоящего занятия. При написании конспекта, обязательным условием является фиксирование на­звания изучаемого произведения (документа), даты и места издания (выходных данных). В конспекте излагайте только главное, записывая своими словами, под­крепляйте цитатами с указанием источника. На полях рабочей тетради записывайте собственные мысли, замечания, допол­нения.

Теоретические постулаты всегда необходимо дополнять практическими знаниями, умениями и навыками. Рассмотрение вопросов «Теории организации» будет более эффективным при условии, что ответы должны быть подкреплены практическими данными на примере любой известной организации или организации, где работает студент, или проходил практику.

В помощь для подготовки к практическим занятиям предлагаются методические рекомендации, примерный список необходимых источников и литературы. Список литературы содержит как фундаментальные работы теоретиков менеджмента, так и практические наблюдения и описание реально существующих моделей организационных систем. Для подготовки к практическим занятиям необходимо тщательно проработать все виды предлагаемых работ, чтобы получить глубокие теоретические представления о сущности изучаемого вопроса и механизмы их реализации в практической деятельности. Всякое теоретическое положение, выносимое на обсуждение в ходе практического занятия должно подтверждаться или иллюстрироваться конкретными примерами из практики менеджмента.

Работа на практическом занятии включает 2 этапа. Первый этап: определение основных теоретических положений темы, выносимой на практическое занятие. Второй этап – дискуссия по предложенным вопросам для обсуждения.

При подготовке к семинарским занятиям, необходимо использовать литературу монографического и статейного характера. Ряд ключевых положений под разным углом зрения рассматриваются в период изучения дисциплины в нескольких темах, например, структура организаций, организация и ее окружение, управление организацией, принятие решений в организациях, люди в организациях и некоторые другие. Это подчеркивает их ключевое значение в жизни современных организаций. Поэтому студентам рекомендуется уделить этим вопросам больше времени при самостоятельном изучении. Так, при рассмотрении вопроса формировании «Теории организации» как науки, особое внимание студенту нужно уделить русскому ученому А.А. Богданову, заложившему еще в начале 20 века фундамент современной теории систем и организаций. В основе его Тектологии лежат понятия формирования и регулирования динамических комплексов (систем). А.Богданов вводит три типа комплексов: организованные, дезорганизованные, нейтральные и, утверждая, что эта таксономия зависит от наблюдателя и контекста, по сути, формулирует принцип относительности в теории организаций. Система (или комплекс) у А.Богданова есть процесс или поток независимых процессов производства составляющих, связанных циклами развития и деградации. При этом проводится четкое различие между организацией и структурой. Рассматривая основные постулаты его тектологии, студенту необходимо обратить внимание на возможность применения его выводов к современным организациям в процессе их изучения, проектирования и повышения эффективности. При этом требуется раскрыть понятие социальной системы, четко обозначить ее отличия от биологической и технической.

Одно из новых направлений изучения и управления организациями – реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов, чтобы резко, скачкообразно улучшить решающие показатели деятельности компании, такие как стоимость, качество, обслуживание и темпы". Такой подход предполагает широкое использование наиболее передовых информационных и коммуникационных технологий для достижения новых деловых целей. Реинжиниринг отнюдь не является тенденцией, оторванной от остальных современных инициатив; скорее, это один из последних представителей семейства процессуально ориентированных стратегий и методов управления, к которым относятся также методики "точно в срок" (just-in-time) и тотального управления качеством. Поэтому, рассматривая эти новые подходы к исследованию организационных процессов, студенту необходимо обратить внимание на то, что все они основываются на изучении организаций как социальных систем и связаны с общими представлениями о теории систем.

При подготовке вопросов о классификации и видах организации студенту необходимо проанализировать статистические данные, которые свидетельствует об увеличении доли малых предприятий в экономике страны, региона. В связи с этим целесообразно более детально ознакомиться с их характерными чертами как объектами управления. В условиях рыночной экономики малые предприятия как экономические субъекты характеризуются хозяйственной обособленностью, специализацией на определенном виде деятельности, реализацией товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке. В социальном аспекте они отличаются от организаций более крупных размеров тем, что наряду с наемным трудом широко используют личный труд владельца и членов его семьи; кроме того, на долю хозяина приходится, как правило, значительный объем производственно-управленческой деятельности. Качественные отличия малых предприятий от средних и крупных организаций состоят в том, что они работают в условиях высокого риска и неустойчивости, с одной стороны, и проявляют большую гибкость и восприимчивость к инновациям, с другой. Все эти положения должны быть подкреплены практическими данными известной всем организации.

При рассмотрении общей структуры организации, на семинарском занятии предполагается продемонстрировать на конкретных примерах особенности построения структурных моделей. Особое внимание нужно уделить организационной структуре управления, так как она является самой разработанной на основе структурного подхода. В рамках анализа основных типов организационных систем управления необходимо обратить внимание на положительные и отрицательные стороны предложенных моделей, определить факторы, влияющие на их выбор. К семинарскому занятию необходимо подготовить материал, отражающий структуры реально существующих организаций и продемонстрировать на конкретных примерах возможности сочетания различных моделей организационных систем управления.

Изучая вопрос коммуникаций в организациях, нужно помнить, что они определяются структурой организации (формальные внутрифирменные коммуникации) и организационной культурой (неформальные коммуникации). При рассмотрении этого вопроса необходимо подробно остановиться на видах этих коммуникаций, их содержании, особенностях организации. Одной из теоретических проблем организации коммуникаций является разграничение понятий коммуникация и информация. Существует несколько определений информации. При подготовке к семинарскому занятию обязательно следует обратить внимание и на то, какая информация в организации может считаться управленческой. Так же студенту необходимо получить четкие представления о современных достижениях информационного менеджмента.

Анализируя организационную культуру, студенту следует сосредоточить внимание на проблеме воздействия менеджеров на содержание организационной культуры. Для того, чтобы выявить и проанализировать эти механизмы, учащимся необходимо проследить пути формирования организационной культуры, Следует обратить внимание на национальный аспект этих механизмов. Так же интересным будет рассмотрение вопроса о проблемах распространения культурных организационных ценностей в практике российских компаний. Однако на современных российских предприятиях нет пока целенаправленного управления процессом создания внутрифирменной культуры, сохраняется тенденция к крайней централизации управления. Поэтому анализ факторов, тормозящих формирование организационной культуры в России, позволит в ходе семинарского занятия глубже осознать механизмы формирования организационной культуры в целом и ее роль в повышении эффективности организации.

Умение анализировать внешнюю среду организации, является необходимым условием для работы современного менеджера. Чем сложнее и масштабнее организация, тем больше менеджерам приходится уделять внимание анализу внешней среды и учету ее влияния на эффективность управления. Однако неопределенность, изменчивость внешней среды разрушает целостность системы. Поэтому организации должны иметь механизмы адаптации к внешней среде. Эти механизмы можно выработать, имея четкое представление о содержании и структуре внешней среды. Поэтому предметом обсуждения на данном семинарском занятии должно стать понятие внешней среды, ее структурные составляющие и границы внешней среды.

Одной из важнейших тем для обсуждения на семинарских занятиях является система контроллинга, являющаяся информационной базой для принятия управленческих решений. Система контроллинга по своим основным информационным блокам совпадает со структурными блоками организации. При подготовке к семинарскому занятию необходимо классифицировать критерии оценки контроля в организации, оценить возможность их применения на практике. Особое внимание следует уделить разработанным стандартам оценки эффективности системы управления (системный аудит).

5. Контрольные вопросы по курсу «Теория организации»

1. Что является предметом изучения теории организаций? Охарактеризуйте основные аспекты изучения организаций.

2. Дайте характеристику теории организаций и смежных наук.

3. В чем суть системного подхода к изучению организаций?

4. Охарактеризуйте диалектический метод к изучению организаций.

5. Раскройте содержание междисциплинарного подхода к изучению

организаций. В чем суть постдисциплинарного уровня знаний?

6. Сравните факторы, оказавшие влияние на становление и развитие науки школ управления в ХХ в. Проанализируйте их динамику.

7. В чем сущность теории научного управления (модель Тейлора)?

8. Каковы основные черты классической теории организаций? Приведите принципы организации по Файолю.

9. Как можно охарактеризовать бюрократическую теорию организации? (модель М. Вебера).

10. Охарактеризуйте социотехническую модель управления (теория Глассиар).

11. Расскажите о принципах интернационистской модели (теория административного поведения Г. Саймена и Дж. Марча).

12. Охарактеризуйте основные направление теоретических разработок современной зарубежной науки.

13. Какие из моделей организации Вы можете отнести к классической теории

организации, к теориям эффективной организации, к современным перспективным теоретическим разработкам?

14. Назовите особенности и основные направления отечественной организационной науки.

15. Дайте определение организации. Перечислите ее признаки.

16. Определите организацию как открытую систему. Каковы принципиальные отличия закрытых и открытых организационных систем?

17. Назовите процессы, составляющие жизнедеятельность организации.

18. Какие задачи выполняет менеджмент (управление) в организации.

19. Опишите специфику норм и процедур принятия решений в различных организациях.

21. Назовите нормы и формы коммуникаций в организациях.

22. Перечислите и раскройте содержание основных групп функциональных процессов в организации, которые являются объектом управления.

23. Раскройте содержание и основные задачи стратегического управления организацией.

24. Дайте определение механическому и органическому типам управления организацией. Назовите их характерные черты.

25. Перечислите основные функции управления.

26. В чем заключается связь между философией, миссией и целями организации? Как и для чего формируется общая цель (цели) организации?

27. Что означает иерархия в организациях? Каковы ее свойства?

28. Раскройте понятие организационного эффекта. Как он влияет на эффектность организации?

29. Понятие системы: элементы и виды.

30. Сущность системного подхода в управлении.

31. Исследование систем управления: методология и процесс

32. Понятие организационного проектирования и его стратегия

33. Какую роль выполняет типология в науке? Зачем нужна типология организаций?

35. Дайте понятие деловых организаций.

36. Назовите основные черты союзных (общественных) организаций.

37. Раскройте преимущества и недостатки организационных структур:

линейной; функциональной; дивизионной; матричной.

38. Как влияют рыночные механизмы на организационную структуру предприятия?

39. По каким признакам выделяются малые предприятия? Каковы тенденции развития малых предприятий в России?

40. Назовите организационно-правовые формы хозяйственных организаций в России.

41. Определите и дайте характеристику: хозяйственным товариществам и обществам; акционерным обществам; производственным кооперативам; унитарным предприятиям; некоммерческим организациям.

42. Какой подход в анализе организации реализует применение понятия жизненного цикла организации? Охарактеризуйте стадию создания организации (предпринимательство). Укажите признаки стадии роста (коллективности). В чем проявляется зрелость организации? Проанализируйте характерные черты стадии упадка.

43. Выделите основные стадии и процедуры в процессе принятия решений.

44. Охарактеризуйте способы принятия управленческих решений

(рациональный, административный, интуитивный).

45. Раскройте содержание групповых методов принятия управленческих решений (мозговая атака, метод минимальной группы, метод Дельфи).

46. Раскройте содержание понятий власть. Влияние. Авторитет.

47. Назовите источники власти в организации.

48. В чем суть проблемы доверия в деятельности организации.

49. Дайте определение конфликта в организации. Назовите типы и уровни конфликтов в организации.

50. Как можно предвидеть и предотвратить межгрупповые конфликты?

51. Дайте определение организационным коммуникациям.

52. В чем связь и отличия коммуникаций и информации?

53. Назовите основные функции и элементы коммуникаций.

54. Раскройте содержание основных моделей и типов организационных коммуникаций.

55. Какие рекомендации для установления эффективных коммуникаций между

руководителем и подчиненными Вам известны?

56. Какое влияние информационные технологии оказывают на эффективную деятельность организации?

57. Дайте понятие организационной культуры. Из каких составляющих складывается организационная культура.

58. Какие задачи приходится решать организации при формировании организационной культуры.

59. Каким образом организационная культура влияет на эффективность организации.

60. Назовите признаки сильной и слабой организационной культур.

61. Какие факторы влияют на изменение организационной культуры.

62. Раскройте взаимоотношения между деловой культурой и организационной культурой.

63. Раскройте "неизвестные" и "решаемые" проблемы изменений в организациях. Перечислите основания для нововведений.

64. Антиинновационные реакции и приемы. В чем их суть и различия?

65. Раскройте психологические, социальные и экономические причины сопротивления нововведениям.

66. Назовите основные методологические принципы проектирования организаций. Какие показатели могут использоваться при оценке эффективности организационной структуры?

6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:

6.1. Основная литература:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. 2-е изд. М.: Фирма Гардарика, 1996.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум покурсу «менеджмент». М, 1999.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1998.

4. Гинзбург Е.Г. Законы и методология организации производственных систем: Учебное пособие. Иваново, 1988.

5. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.

6. Доблаев В.Л. Теория организаций: Учебное пособие. М.: Институт молодежи, 1995.

7. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Частухина Ю.Ю. Организационное поведение: Учебное пособие. Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2004.

8. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н. Теория организации. Учебное пособие. Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2006.

9. Ипатов М.И., Туровец О.Г. Экономика, организация и планирование технической подготовки производства: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1987.

10. Лапшин В.С., Козлов А.А., Шаборкина Л.В. Теория организации: Учебное пособие. Саранск, 1996.

11. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2000.

12. Радченко Я.В. Теория организации. Ч.1 (конспект лекций). М.: Изд-во ГАУ, 1998.

13. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие. М.: Изд-во «Экзамен», 2003.

14. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбертин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие. М.: ИНФРА, 1995.

15. Системный анализ в экономике и организации произ­водства: Учебник. / Под ред. С.А Валуева, В.Н. Волконовой. Л.: 1991.

16. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000.

17. Страхова Л.П. Формирующий и регулирующий меха­низм: организация управления предприятием: Учебное пособие. М.: ГАУ, 1994.

18. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П, Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2000.

 

6.2. Специальная литература:

1. Абрамова Н. Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974.

2. Адамецки К. О науке организации. М.: Экономика, 1972

3. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

4. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение. Махачкала: ИПЦ Даггосуниверситета, 1998.

5. Ансофф И. Стратегическое управление /Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.

6. Барановский А. И. Конечные результаты. Планирование и оценка. М.: Московский рабочий, 1984.

7. Беляев А.А., Коротков Э.А. Системология организаций. М.: ИНФА-М, 2000.

8. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.

9. Бовыкин В. И. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997.

10. Богданов А. А. Очерки всеобщей организации науки. Самара, 1921.

11. Богданов А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука) В 2х кн. М., 1989.

12. Валуев Б. И, Горлова Л. П., Зернов Е. Л. Оперативный контроль экономической деятельности предприятия. М.: Финансы и статистка, 1991.

13. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. М.: Нефть и газ, 1993.

14. Взаимодействие наук /Под ред. Б.М. Кедров, П.В. Смирнов. М.: Наука, 1984.

15. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании). М., 1996.

16. Виханский О. С. Основы стратегического менеджмента. М.: Изд-во МГУ, 1995.

17. Гасков В.Н. Социальные проблемы взаимодействия в международных организационных системах. М.: МНИИПУ, 1989.

18. Гибсон Дж.Л. Организации: поведение, структуры, процессы. М.:ИМ, 2000

19. Грачев М.В. Суперкадры: управление и международные корпорации. М.: Дело, 1993.

20. Громова О.Н. Организация управленческого труда. М.: ГАУ, 1993

21. Гуиняр Франсис Ж. Преобразование организаций. М.: Дело, 2000

22. Дизель П.М. Поведение человека в организации. М.: Экономика, 1993

23. Дракер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты /Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.

24. Дункан У. Джек. Основополагающие идеи в менеджменте /Пер. с англ. М.: Дело, 1996.

25. Евенко Л.И. Организация как система. М.: Экономика, 1992

26. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.

27. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М.: Экономика, 1990.

28. Зотов В. В., Ленский Е. В. Задачи и организационные основы менеджмента. М., 1996.

29. Зыков А.А. Основы теории графов. М.: Наука, 1987.

30. Карпова Т. П. Основы управленческого учета. М.: ИНФРА-М, 2002.

31. Кеннеди Л. У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере. СПб.: Просвещение, 1994.

32. Керженцев П.М. Принципы организации. М.: Экономика, 1968.

33. Козлов В. Д. Управление организационной культурой. М.: Изд-во МГУ, 1991.

34. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н. Г. Данилочкиной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002.

35. Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме. М.: Инфра-М, 1997.

36. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 2000.

37. Кричевский Р.П. Если Вы руководитель…: элементы технологии менеджмента в повседневной работе. М.: Экономика, 1990.

38. Кунц Г., Одоннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: В 2 кн. М., 1981.

39. Курицын А. Н. Секрет эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М.: Изд-во стандартов, 1994.

40. Лафта Д.К. Эффенктивность менеджмента организации. М.: Дело, 1999

41. Лэнд, Питер Э. Менеджмент – искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента. М.: Инфра-М, 1995.

42. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. М.: Финансы и статистика. 1992.

43. Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск: Наука.1980.

44. Менар К. Экономика организаций /Пер. с франц. М.: Инфра-М, 1996.

45. Мерсер Д. IBM: управление в самой преуспевающей компании мира. М.: Прогресс, 1991.

46. Мескон М.Х., Альберж М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. М.: Дело, 1992.

47. Методологические проблемы теории организации /Под ред. М.Н. Сетрова. Л.: Наука, 1976.

48. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. Спб.: Питер, 2001

49. Монден Я. «Тойота»: методы эффективного управления. М., 1989.

50. Новая технология и организационные структуры: Сокр.пер. с анг. / Под ред. И. Пиннингса и А. Бьюитандама. М., 1990.

51. Олицкий А.А. Методологические проблемы теории организации и диалектика // Материалистическая диалектика и пути развития естествознания. М.: Наука, 1982.

52. Омаров А.М. Социальное управление: некоторые во­просы теории и практики. М.: Мысль, 1980.

53. Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного меха­низма. М.: МГУ, 1994

54. Осипов Ю.М. Основы философии хозяйства: хозяйство как феномен культуры и самоорганизующаяся система. М.:МГУ, 1990.

55. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М.: Экономика. 1984.

56. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. М., 1986.

57. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции / Под ред. Казакова К.А. и др. М.: Экономика, НОРМА, 1997.

58. Пригожин А.И. Организация: системы и люди. М.: Политиздат, 1983.

59. Пригожин А.И. Социология организаций. М.: ИНТЕРИРАКС, 1995.

60. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: Социология организаций и управление. Воронеж, 1995

61. Рапопорт В. С. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988.

62. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2001.

63. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: Экономика. 1992.

64. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. с анг. М., 1995.

65. Самоорганизация: кооперативные процессы в природе и обществе. /Под ред. Г.И. Рузавина. В 2 кн. М., 1990.

66. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

67. Скоун Т. Управленческий учет. М.: Аудит; ЮНИТИ, 1998.

68. Словарь – справочник менеджера. / Под ред. М.Г.Лапусты, М.:ИНФРА. 1996.

69. Смирнова В. Г., Мильнер Б. З., Латфуллин Г. Р., Антонов В. Г. Организация и ее деловая среда. М.: ИНФРА-М, 2000.

70. Соловьев А. С. Организационное проектирование систем управления. М., 2003.

71. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г.Лапусты. 2-е изд. М.:ИНФРА-М. 1998.

72. Справочник по нормированию труда / Под ред.А.А. Пригарина, В.С. Серова. В 2 т. М.: Машинострое­ние. 1993.

73. Страссман Поль А. Информация в век электроники // Проблемы управления. М.: Экономика, 1987.

74. Тейлор Фр. У. Научная организация труда // Управле­ние - это наука и искусство. М.: Республика. 1992.

75. Тичи Н„ Деванна МА. Лидеры реорганизации (из опыта американских корпораций). М.: Экономика. 1990.

76. Тренев Н. Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. М.: ПРИОР, 2000.

77. Фаомер Р.М. Организация как функция управления. М.: Экономика, 1992.

78. Федорова Н. Н. Организационная структура управления предприятием. М.: ТК Велби, 2003.

79. Франчук В.И. Основы построения организационных систем. М.: Экономика, 1991.

80. Хаген Г. Синергетика: Иерархии не устойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. / Пер. с анг. М.: Мир. 1985.

81. Хачатуров С.Е. Организация производственных систем (теоретическое основание организационной науки). Тула: Шар, 1996

82. Хойер В. Как делать бизнес в Европе? М.: Прогресс, 1990.

83. Худяков С.С. Теория общего менеджмента. М., 2000.

84. Чернышев В.М. Производство организации. Спб.: Мера, 1999.

85. Шамхалов Ф. И. Американский менеджмент. Теория и практика. М.: наука, 1993.

86. Шейнов В. П. Как управлять другими. Как управлять собой: искусство менеджера. М.: Ассиана, 1996.

87. Шредер Г. Руководить сообразно ситуации. М.: Интерэкспорт, 1994.

88. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М., 1992.

89. Якокка М. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1993.

 

5.3. Периодические издания:

1. Абалкин Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. 1993. №11.

2. Алексеев Н. С. Проектирование организаций «эпохи без закономерностей» // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 3. – С. 41-51.

3. Антонов В. Г. Эволюция организационных структур // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 1.

4. Беляев Л.С., Филиппов С.П. Изучение долгосрочных тенденций в развитии мировой энергетики // Известия Академии наук. Энергетика, 1996. №3.

5. Богданов А. А. Организационная наука и хозяйственная планомерность // Труды Первой всероссийской конференции по научной организации труда и производства. Вып. 1. М., 1921.

6. Бронников М. К вопросу о цене информации // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 1.

7. Бука Л. Ф., Трофимова Л. Н. Комплексная оценка эффективности деятельности предприятий // Аудит. 1996. № 3.

8. Бурцев В. В. Управленческий контроль как система // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 5. С. 38-46.

9. Вишняков Я.Д., Лозинский С.В. Взаимосвязь коэффициента враждебности окружающей среды с местным территориальным окружением // Менеджмент в России и за рубежом.. 1999. №.1.

10. Владимирова И. Г. Компании будущего: организационный аспект // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. №2. С.58-72.

11. Кирхманн Э. М. Превентивное организационное развитие // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 1.

12. Крюков А. Ф. Совершенствование системы управления в вертикально интегрированных компаниях // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6. С. 47-49.

13. Мильнер Б.З. Управление знаниями – вузов XXI века // Вопросы экономики. 1999. № 9.

14. Мумахметов Х. Ш. Внутренний аудит в системе управления корпорацией // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 3. С.116-119.

15. Наумов А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) // Менеджмент. 1996. №3.

16. Огурцов А.П. Тектология А.А. Богданова и идея коэво­люции // Вопросы философии. 1995. № 8.

17. Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии. 1990.№5.

18. Пиг Г., Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3.

19. Пономарев И. П. Виртуальная организация: предпосылки возникновения ной организационной формы // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 5. С. 16-23.

20. Пригожин А. Организационная диагностика // Журнал для акционеров. 1996. № 11.

21. Пригожин А.И. Проблемы синергии организационных культур в российско-американских совместных пред­приятиях // Менеджмент. 1995. № 1.

22. Райс М. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 5.

23. Рузавин Г. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем // Вопросы экономики. 1996. №3.

24. Рюэгг-Штюрм Й. Значение новых сетевых организационно управленческих форм для динамизации предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 6.

25. Садлер Д. Повышение эффективности работы органов местной власти: опыт Великобритании // Проблемы теории и практики управления. 2001. №.2.

26. Слесарев Е. С. Воздействие международных стратегических альянсов на процесс создания и получения организационного знания // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 4. С. 3-18.

27. Смирнов Э. А. Системный аудит при оценке стоимости организации // Аудитор. 1996. № 7.

28. Смирнов Э.А. Стандартизация и аудит системы управления организации // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. №5.

29. Современный менеджмент: Курс лекций кафедры теории и организации управления ГАУ // Российский экономический журнал: 1995. № 9, 10, 12; 1996. № 1, 4, 7, 8, 10; 1997. № 1, 2, 4, 6.

30. Фаткин Л. Утопии, мифы и иллюзии менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5.

31. Хейнман С. Стратегия организационно-структурных решений // Вопросы экономики. 1996. № 5.

32. Хизрич Р. и др. Предпринимательство // Создание и развитие нового предприятия. 1992. Вып. 2.

33. Ховен фон У. Стратегия развития организационных структур фирм // Проблемы теории и практики управления. 1990. №2.

34. Щербина В. В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности // Социологические исследования. 2001. №10.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...