Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религиозная политика Российской Империи была довольно непоследовательна.




 

Окраины империи.

Управление Великим Княжеством Финляндским.

Финляндия вошла в состав России после 1809 года. Еще в ходе боевых действий начал оформляться особый статус ВКФ. В декабре 1808 года Александр 1 распорядился о предоставлении всех финляндских дел, минуя министерства на его рассмотрение. 12 февраля 1808 года было опубликовано воззвание к финнам, составленное Буксгевденом, содержавшее обещание созвать сейм и одновременно провозглашавшее присоединение Финляндии. 16 марта 1808 года Александр объявил, что Финляндия признается областью "российским оружием покоренной". Исходя из "Манифеста о присоединении шведской Финляндии", последняя присоединялась на правах обычной провинции. Александр обещал сохранить религию и коренные законы Финляндии (фактически шведские). В основе этого законодательства лежали:

Форма правления 1772 года и "акт соединения и безопасности от 1789 года". Согласно этим документам, права монарха были ограничены. Король, согласно ним, не мог вводить новые законы без сейма, увеличивать налоги и т д.

Статус Финляндии закреплялся несколькими документами. Безусловно, что манифест 1 октября 1809 года рассматривался в России как акт, определяющий статус Финляндии. Но, вплоть до 1918 года, здесь образуется разрыв между юридическим и фактическим положением вещей. Безусловно, влияние идей эпохи просвещения, еще достаточно сильные в России на начало 19 века, заставляла стремиться к провозглашению политических свобод народов и государств. В то же время, первая четверть 19 века была временем за рождения новой консервативной идеологии, основанной на принципе единства и неделимости государства. В итоге, императорские манси фесты по Финляндии провозгласили и бытие политическое, и державное обладание. Противоречивость законодательства Финляндии отражала как поиск законодательно наиболее оптимальной формы взаимоотношения России с Финляндией, так и переходный эпохи, движения от идеологии, основанной на принципах французского просвещения к новой национальной консервативной, великодержавной доктрине.

Основное внимание Александра 1 отвлекала внешняя политика. В администрацию ВКФ в то время было введено лишь 1 государственное (Русское) лицо - генерал-губернатор. Отношение к Финляндии как к особой территории сформировалось также и вследствие непонимания отдельных особенностей.

Уже в первой половине 19 века стала разрабатываться теория Финляндской государственности. Финны сами себя стали рассматривать не как часть России, а как союзное ей государство. Теорию эту разработал профессор Абосского университета Исраэль Вассер (не жид). Он выдвинул концепцию, что на момент вхождения Финляндии в состав России, она (финка) уже была де-факто независимым государством.

К концу 19 века автономное положение Финляндии становилось все более заметным.

В целом, вплоть до 80-х годов 19 века юридическая наука в Финляндии не отрицала того, что Финляндия является автономией в составе Российской Империи, наделенной широкими правами внутреннего самоуправления и обладающей собственным законодательством. К концу 19 века сформировалось два основных направления в отечественной и зарубежной государствоведческой литературе: 1. - Финляндия - самостоятельное государство, заинтересованное в союзе с Россией; 2. - Финляндия - автономная провинция России.

С конца 19 века Российские самодержцы предпринимали попытки ограничить финский суверенитет.

 

26 января 1867 года пи открытии Второго сейма указывалось на необходимость упорядочения финского законодательства.

Начиная со времени Александра III самодержавие пыталось ограничить финскую самостоятельность.

В 1894 году в уголовном праве ВКФ было закреплено, что финны являются российскими подданными. Александр стремился к полному объединению в экономическом, административном и политическом отношении.

7 июня 1900 - манифест о "Постепенном введении русского языка в делопроизводство" в Финляндии. При этом, российское законодательство в отношении Финляндии рубежа 19/20 веков, несмотря на кажущийся радикализм, затрагивало исключительно административно-правовую сферу и не нарушало основ ее автономного статуса. Но сам факт принятия этих и ряда других законодательных актов, вводивших на территории Финляндии некоторых обще имперских норм перевел вопрос о правовом статусе княжества в другую плоскость.

В 70-80 годах появилось течение, которое считало, что Финляндия и Россия - это союзное государство с общим монархом. Эта точка зрения была разработана профессором Лео Михилинен. Упор делался на наличии внутренней автономии, законодательства, которое русский монарх изменить не может. Сами финны считали себя суверенным государством, а русский император им "ассистировал". Учение о государственном суверенитете возникло и распространилось в Финляндии в то время, когда в империи родилась идея "Великой и неделимой России". Курс на ограничение автономии ВКФ ярко проявился в позиции генерал-губернатора Финляндии Бобрикова. Ее итогом стала ликвидация национальных вооруженных сил, усиление русификации в образовании, полное или частичное закрытие 72 периодических изданий и рядя общественных организаций, высылки из княжества наиболее оппозиционно настроенных политических деятелей. В годы первой русской революции в 1905 году был отменен сословный характер финского сейма, который тогда был преобразован в однопалатный парламент. Тогда же в Финляндии была юридически оформлена система политических партий. Революционные события заставили царское правительство скорректировать курс. В июне 1906 года был издан манифест, который подтвердил, что высшим органом управления в княжестве является однопалатный сейм, формируемый на основе всеобщего и равного избирательного права. Стабилизация внутриполитической обстановки в империи привела к тому, что была предпринята новая попытка усилить общие пермское законодательство.

17 июня 1910 года был издан закон "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения". е Этим законом к делам, подлежащим общегосударственному регулированию были отнесены участие Финляндии в общегосударственных расходах, вопросы о правах русских в Финляндии, о государственном языке,о деятельности имперских учреждений в крае, о порядке приведение в исполнение судебных и иных учреждений решений на территории Финляндии, о наблюдении за школьными программами, денежной системе и т д. Право законодательной инициативы принадлежало императору. Законопроекты, затрагивавшие интересы Финляндии, могли быть рассмотрено помимо финского сената, если последний не выскажет своего мнения в указанный ему срок, российскими властями. Закон 1910 года нанес чувствительный удар по правовым нормам, обеспечивавшим финскую политическую автономию. Фактически, это была программа унификации законодательства, государственной и экономической жизни Финляндии, приведение ее в единство с общеимперскими нормами. Закон вызвал резкое недовольство в Финляндии.

К началу ПМВ Финляндия не была ни суверенным государством, ни провинцией Российской Империи. Это была областная автономия, где автономное образование было наделено чрезвычайно широкими правами. В течение всего 19 века усиливалась изоляция Финляндии от Империи. Попытки российского самодержавия изменить это положение наткнулись на сопротивление практически всех слоев населения Финляндии. Независимо от того, как трактовал чья юридический статус княжества юристами, политиками и общественными деятелями, особый статус последней был реальностью и он позволил финнам создать свое особое законодательство, которое фактически стало реальной правовой базой для финской автономии. Основным итогом ПМВ для Финляндии стало фактическое усиление автономии княжества. Этому способствовали разные причины.

В 916 году русские военные власти попытались взять контроль над ситуацией в Финляндии. Но это им не удалось. Автономный статус Финляндии и поддержка русской гражданской администрации во многом способствовали тому, что финская администрация пассивно сопротивлялись Имперским властям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...