Поздний утопический социализм Англии Р.Оуэн
Роберт Оуэн (1771-1858) считал, что устройство коммунистических поселений будет до тех пор неудачным, пока не изменятся нравы людей “важнее влиять на людей духовным путем, чем менять сразу практические условия их жизни”. Оуэн, в отличие от др. утопистов, шел от эксперимента к теории и обобщению, а не наоборот. Оуен стал проповедником коммун. модели для всего мира. Он являлся также организатором 1-х британских профсоюзов. Вообще, его идеи опередили время, многие из них воплотились только в 20 в. –например, социальная инженерия и патернализм (отношения между хозяином фирмы и работниками построены по принципу отец—дети). Для этих его изобретений нужен определенный прогресс как в материальном производстве, так и в сознании. Поэтому утопия Оуэна заключена не в том, что его идеи не осуществимы, а в попытках ускорить их осуществление.
31.Поздний утопический социализм Франции. Утопический социализм как теория об уничтожении эксплуатации, экономического и социального неравенства имеет многовековую историю, но особое развитие он получил в 19 веке в Западной Европе. Социалисты-утописты Клод Сен-Симон и Шарль Фурье во Франции, подвергли критике анархию капиталистического производства и распределения, частнособственнические интересы. Будущее общество Сен-Симону представлялось в виде сложной мастерской, где развитие производства, земледелия и коммерции позволит обществу производить только полезные и необходимые вещи, что обеспечит благополучие всех людей и позволит им развиваться и усложняться. Не будет полиции и армии, освободившиеся силы пойдут на развитие промышленности, науки и искусства. Частная собственность останется, но будет частично обобществлена. Сен-Симон выделял «ранний перо», «рабство», «средневековье», «современный период» и «золотой век». Он отмечал, что в недрах феодализма возникали элементы нового строя. Результатом борьбы класса промышленников против феодалов явилась французская революция, но она не закончилась по его мнению, поскольку поставили у власти буржуазию – «промежуточной класс», непроизводительный и паразитический класс. Сен-Симон выступал сторонником нового общественного строя не только потому, что он казался ему более соответствующим природе человека и обеспечивающим счастье для наибольшего числа людей, но и потому, что переход к новому строю диктуется требованием человеческого общества, исторической необходимостью. Фурье представлял общество справедливым и гармоничным, состоящим из ассоциаций (фаланг), созданных без принуждения, для удовлетворения потребностей. Основным родом деятельности будет земледелие, а уже потом промышленность. Проблему распределения Фурье предполагал решать в зависимость от трех факторов: труда, таланта и капитала. Со временем уйдут войны и произойдет слияние классов. Здания, в которых могли жить, трудиться члены фланги назывались фаланстером, в нем не должно был быть наем-ного труда и зарплаты. Распределение продуктов труда в денежной форме должно было совершаться путем выдачи членам фаланги особого рода дивидендов по труду, капиталу и таланту. Весь чистый доход делится на 3 части: 5/12 доходов достается активным участникам работы, 4/12 – владельцам акций, 3/12 – людям творческих и практических знаний. Денежный доходы членов фаланги поступают от реализации товаров и услуг, целиком находящиеся в руках ассоциации.
45.Австрийская школа. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА возникла в 1870-х годах. Основателем школы является К. Менгер, долгие годы возглавлявший кафедру Венского университета. Его идеи практически предопределили развитие австрийской школы. Основными представителями старой австрийской школы, помимо Менгера, являются его последователи Ф. Визер и Э. Бем-Баверк. Дальнейшее развитие идеи австрийской школы получили в работах таких видных экономистов, как Л. фон Мизес и Ф. Хайек, оказавших огромное влияние на современную экономическую мысль. Главными методологическими особенностями австрийской школы являются: последовательный и бескомпромиссный субъективизм и строгий методологический индивидуализм. Австрийская теория ценности подчеркивала чисто субъективный характер этого феномена. Представители австрийской школы считали, что в основе меновой ценности, то есть менового соотношения благ (основы цен) лежит исключительно субъективная важность или ценность, приписываемая им обменивающимися лицами. Последовательный субъективизм проявился также в том, как австрийская школа решала вопрос о ценности производительных благ, которая полностью выводилась из субъективных оценок потребительских благ, произведенных с их помощью. Представители австрийской школы последовательно выступали против любого формального суммирования каких-либо однородных показателей, не говоря уже о каком-либо
34. Экономические идеи Н.Г.Чернышевского, Герцена Огарева Особое место среди произведений экономистов XIX в.в. Росси занимают труды Николая Гавриловича Чернышевского. Его научно творчество наиболее плодотворно проткало в 50-е – начале 60-х годов 18 в., в период подъема общественного движения в России. Чернышевский являлся идеологом трудящихся, в первую очередь крепостного крестьянства. Экономические произведения Чернышевского содержали глубокие анализ и критику крепостничества, обоснование экономической программы крестьянской революции, критику капитализма и западной политэкономии. В них создавалась нова экономическая теория – «политическая экономия трудящихся», развивалось и обосновывалось социалистическое учение. Отстаивая и развивая научные элементы теории стоимости Смита и Рикардо, Чернышевский делал из них следующие выводы: Ø труд — это единственный источник производства материальных благ Ø весь продукт принадлежит тем, кто его создает
подчеркивая зависимость, существующую между величиной заработной платы и прибылью, Чернышевский отмечал, что с ростом капиталистической прибыли зарплата рабочих падает. Центрально место в трудах Чернышевского заняли вопросы критики крепостничеств, разработка демократической программы решения аграрного вопроса. В сове аграрной программе Чернышевский исходил из необходимости полной ликвидации помещичьей собственности на землю, земля должна была стать государственной собственностью с передачей ее пользования крестьянам. Помещичьи хозяйства ликвидировались и заменялись крестьянскими. В решении аграрной проблемы значительное место отводилось крестьянской общине. Отвергая определение предмета политэкономии как науки о богатстве. В подходе к капиталу Чернышевский также не ограничился позицией классиков западной политэкономии. Он делал отличной от них вывод: поскольку капитал является продуктом труда, то и принадлежит он должен тем, кто его создал. Чернышевский определил ренту как излишек прибыли и выступил с критикой «закона» убывающего плодородия почвы. Чернышевский дал характеристику капиталистической конкуренции, экономических кризисов и некоторых других вопросов.Герцен и Николай Платоновичи Огарев оставили обширное литературно наследие, внеся большой вклад в отечете стенную экономическую мысль. Центральное место в их экономических взглядах заняли вопросы борьбы с крепостничеством. Крепостное право явилось, по словам Герцена, «ошейникам рабства» на шее народа, позором русского быта. Герцен и Огарев с возмущением разоблачали алчность и паразитизм крепостников. Критикуя крепостническую систему, Герцен и Огарев выдвинул и обосновали требование ее уничтожения. Борьбе с крепостничеством они подчинили все свои интересы, на это направили все усилия. Существенные изменения претерпела аграрная программа Герцена и Огарева. В дальнейшем, особенно после реформы 1861 г., аграрная программа Герцена и Огарева включала требования полной ликвидации помещичьей собственности за землю и передачи всей земли в собственность крестьян. Герцен выстудил как основоположник теории «русского крестьянского социализма». Ее разделял и Огарев. Их идеалом стал социализм. Социалистическое учение А.Н Герцена и Н.П. Огарева отправным пунктом имело признание общины ячейкой нового общества. Крестьянская община должна послужить первичной предпосылкой движения к социализму и его готовой формой. Через общину крестьянин сможет осуществить свои коренные интересы: право каждого на землю, общинное владение ею, мирское управление. В целом учение Герцена и Огарева было вариантом утопических экономических концепций.
40,41,42. Основные экономические положения «Капитала» К.Маркса. Первый том «Капитала» вышел в свет в мае 1867. Маркс не успел завершить и подготовить к публикации второй и третий тома; они были опубликованы уже после его смерти под редакцией Энгельса (в 1885 и 1894). В состав «Капитала» в качестве четвертого тома включают также рукописи «Теории прибавочной стоимости» (1861-63), посвященные критике буржуазной политэкономии Первый том посвящен исследованию производства капитала, второй — обращения капитала, третий — формам единства производства и обращения. Анализируя сферу обращения товара и денег, где господствует закон стоимости, Маркс обнаруживает нарушение этого закона, что выражается во всеобщей формуле капитала Д-Т-Д. Существует товар особого рода — рабочая сила, который, будучи потребляемым капиталом, вступая в соединение со средствами производства (постоянный капитал), создает стоимость сверх того, во что она обходится (переменный капитал), т. е. прибавочную стоимость. Прибавочная стоимость подразделяется на две формы — абсолютную и относительную. Первая производится при неизменных технических условиях труда посредством увеличения продолжительности рабочего дня, вторая — при неизменной продолжительности рабочего дня и совершенствующихся технических условиях труда, что характерно для зрелого капитализма. Постоянное развитие средств производства приводит к обобществлению экономики, изменению соотношения постоянного и переменного капитала (органического строения капитала). С одной стороны, это ведет к падению нормы прибыли капитала и, следовательно, к периодическим экономическим кризисам, с другой, — к усилению эксплуатации рабочего класса, росту безработицы и степени обездоленности трудящихся. Согласно мысли Маркса, капиталистическая экономика, развиваясь по своим имманентным законам, подрывает себя и подготовляет отмену частной собственности и установление общественной
35.Экономические воззрения легальных марксистов и народников НАРОДНИЧЕСТВО – это идеология и движение разночинной интеллигенции в России во второй половине 19 — начале 20 века. Народническая идеология представляла собой своеобразное соединение социалистических идей со славянофильскими представлениями о самобытном пути развития России. К числу наиболее влиятельных идеологов народничества относятся П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский, В.П.Воронцов, Н.Ф.Даниэльсон. Воронцов и Даниэльсон обосновали концепцию «народного производства. Они пытались доказать экономическую бесперспективность капитализма в России и обосновать возможность создания в русской деревне экономических структур, альтернативных фабричной системе промышленного труда. Народники считали, что если продавать российские товары по ценам, соответствующим их стоимости, то они будут неконкурентоспособны на мировом рынке. Это обосновывалось тем, что в России, сравнительно со странами Запада, гораздо выше величина необходимых затрат труда, стоимость рабочей силы, транспортные издержки. В русской экономической мысли средины 19 в. господствующее направление было народничество, представляющее собой идеологию и движение разночинной интеллигенции и выражающее интересы крестьянства к основным чертам доктрины народников следует отнести их стремление фиксировать все отрасли старого строя и прежде всего феодальной монархии, уничтожить остатки старого строя в стране. Революционные народники отвергали развитие капитализм а в стране, хотели свергнуть самодержавие, помещиков и установить анодную власть, выступали за передачу земли крестьянам, по существу это означало крестяьнско-буржуазное решение аграрного вопроса. Народничество прошло несколько этапов развития. Исторические корни народничества уходят в 40-е гг 19 века, когда выразителями чаяний крестьянства выступили Герцен и Огарев. В конце 60-х г – начале 70-х гг сил в пореформенной России сложилась новая экономическая политическая обстановка. Встал вопрос об экономическом положении «освобожденного «крестьянства и русском капитализме. В этих условиях возникает революционное народничество, как самостоятельное направление в русском освободительном движении и в русской экономической мысли. «Легальный марксизм» как идеология русской либеральной буржуазии явился отражением положения этого класса в конце 19 века в России. Русская буржуазия опасалась народников и рабочего движения, быстрого распространения меркантилизма. В это время выходят работы экономиста М.И. Туган – Барановского, где он исследует экономику русской промышленности. Он считал переход к социализму неизбежным. Он считал, что размер заработной платы зависит от производительности труда и от социальной организованности рабочего класса. Он исследовал также проблемы капиталистического цикла, кризисов, теории рынка и т.д. Лучшей системой он считал кооперативный социализм, позволяющий соединять преимущество планирования предоставлением инициативы и самостоятельности на местах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|