Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Эк. Идеи Веблена И Гэлбертона




Т.Веблен (1857-1929). Родился в штате Висконсин в семье норвежского крестьянина иммигранта. Основные работы “Теория праздного класса” (1899), “Место науки в современной цивилизации” (1919). Подверг острой критике крупный капиталистический бизнес и финансовый капитал.

Теория Веблена получила название социально-психологического институционализма. Важнейшей чертой методологии Веблена является разновидность социального дарвинизма, суть которого состоит в том, что эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов.

В основе экономической деятельности людей лежат инстинкты. Хотя инстинкты имеют древнее происхождение они непрерывно меняются в связи с изменением общественных институтов, подчиняются потребностям индивидуума. Три главных инстинкта: мастерства, родительское чувство и праздное любопытство, которые искажаются и уродуются частной собственностью.

Самый главный инстинкт мастерства, который лежит в основе создания полезных благ. Он с одной стороны и стремление к статусу, дающему возможность праздности, с другой - являются ответвлениями основополагающего мотива человеческой деятельности, утверждающегося издревле - завистничества, соревновательности. Человечество эволюционирует, превращаясь в противоположность между индустрией и бизнесом. Бизнес становится вотчиной нового праздного класса - денежного.

В 1952г. Дж. Гэлбрейтом была сформулирована теория «уравновешивающих сил». Однако сам автор в последующем ее не развивал. В то же время она привлекала внимание целого ряда других экономистов, в трудах которых концепция «уравновешивающих сил» получила современную трактовку. В частности они внимание этой теории уделено в «экономике» Самуэльсона. Ее развивает в своих трудах.

Теория «уравновешивающих сил» выходит за пределы формально-логического анализа ценообразования или поведения фирмы. В условиях «несовершенной конкуренции». По мнению Дж. Гэлбрайта механизм свободной конкуренции в условиях современного капитализма отсутствует, а на смену ему пришли «уравновешивающие силы», которые противостоят монополии и уравновешивают их давление. «Уравновешивающая сила» рассматривается Гэлбрейтом как некий новый механизм, приведший на смену конкуренции и подобно свободой конкуренции способный обуздать монополистическую власть. Под «уравновешивающими силами» Гэлбрейт и его последователи подразумевают монопольную покупатели, противостоящие монополии продавцов, государство и различны объединения , в том числе профсоюзы.

Теория «уравновешивающих сил» крайне превратно трактует суть тех изменений в экономики и социальной области, которые последовали за интенсивным процессами вытеснения мелкого производства крупным монополистическом производстве.

Искажение реальной действительности составит прежде всего в том, что теория «уравновешивающих сил» отрицает наличие конкуренции в условиях монополистической конкуренции.

Особое внимание буржуазных экономистов привлекла концепция Гжлбрейта, рассматривающая профсоюзы как «уравновешивающую силу». Боле того, Гэлбрейт и его последователи рассматривают сами профсоюзы как монополии контролирующие рынок труда.

 

65. Социально-правовое направление институционализма.

Дж. Коммонс (1862-1945). Окончил университет в Балтиморе. Некоторое время Коммонс был преподавателем, затем занимался практической деятельностью в профсоюзах, в различных государственных организациях и комиссиях. Труды “Правовые основания капитализма” (1924), “Институциональная экономика” (1934), “Экономика коллективных действий”.

Основой экономического развития общества он считает юридические отношения, правовые нормы, а экономические институты - категориями юридического порядка. Был одним из теоретиков профсоюзного движения в США, отстаивает тезис о примате права над экономикой.

Стоимость есть оценка будущего дохода, данная в настоящем. Величина же стоимости переделяется юридической процедурой, по поводу трудовой сделки. Важное место в теории Коммонса принадлежит категориям “сделка” и “коллективные действия”. По нему, единственным способом примирения противоречивых интересов и средством контроля над индивидуальными действиями являются коллективные действия и в этих рамках люди связаны между собой посредством сделок.

Говоря о сделке как основном уравнении экономического поведения, Коммнос выделяет три этапа: конфликт, взаимодействие, разрешение. Сущность экономических отношений он сводит к сделкам с титулами собственности, выделяя три категории собственности: вещественную, невещественную (долги и долговые обязательства) и неосязаемую. Три типа сделок: рыночные (более пяти сторон - покупатель, продавец, суд, потенциальные покупатель и продавец), административные (менеджеров с рабочими и служащими) и распределительные (налоги, бюджет, регулирование цен).

Особую роль в осуществлении контроля и регулировании экономики играет государство, прежде всего его законодательная деятельность, способствующая по мнению Коммонса примирению конфликтующих сторон.

66 Конъюктурно-статистическое направление институционализма.

В конце прошлого и начале нынешнего столетия в США зародился институциализм. Под терминами “институция”, “институт” понимались явления как экономического, так и внеэкономического порядка - государство, законодательство, обычаи нации, семья, частная собственность и.т.д.

Институционалисты исходили из наличия острых социальных противоречий капитализма и необходимости их реформирования.

Одним из видных представителей институционализма в США был Митчелл. Он считал, что предметом политической экономии явл. хозяйственное поведение людей, подчиняющихся определенным психологическим мотивациям. Но наряду с этим в качестве фактора, сильнейшим образом влияющего на деятельность экономических агентов, он рассматривал денежный фактор (обращение денежных знаков, деятельность финансово-кредитных учреждений). Известно выражение Митчелла, что деньги, возможно, и не корень всех зол, но они во всяком случае “корень экономической науки”.

Митчелл полагал, что денежная экономика, несмотря на недостатки, явл. наилучшей формой хозяйственной организации общества. На этом основании он в целом положительно относился к такой разновидности денежного хозяйства, как финансовый капитализм.

Первые работы Митчелла - “История зеленых билетов”, “Золото, цены и заработная плата при долларовом стандарте”.

Следующей проблемой, вошедшей в круг его научных интересов, явилась проблема экономического цикла. (“Деловые циклы” - в ней приводятся подробнейшие данные по движению экономических циклов в период 1850-1925 гг.).

Митчелл был убежденным сторонником меновой концепции. В трудах по истории цикла он пытался объяснить этот феномен, исходя главным образом из явлений сферы обращения (цены, курсы акций), а не производства.

Митчелл в известной мере может быть оценен как лидер эмпирического направления в институционализме. В течение ряда лет им и его сотрудникам составлялось около тысячи динамических рядов различных народохозяйственных показателей. На основе экстраполяции этих рядов предполагалось прогнозировать хозяйственную конъюнктуру. Так возник знаменитый Гарвардский барометр, который вначале давал весьма достоверные результаты, но в годы “великой депрессии” 1929-33 гг. потерпел фиаско, предсказав процветание накануне экономической катастрофы.

Митчелл разделял идею институционализма о необходимости усилить социальный контроль над экономикой. В 1923 г. он предложил создать систему государственного страхования от безработицы, что считалось тогда недопустимым покушением на свободу предпринимательства. Одним из первых он выдвинул требование индикативного планирования американской экономики.

67.Новый иституционализм - Коузкрупнейшим представителем современного неоинституционализма является американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Рональд Коуз (р.1910). 0н определил и ввел в научный оборот категорию "трансакционные издержки", что знаменовало появление в институционализме т.наз. контрактного подхода к теории институтов, что обусловило возникновение новой междисциплинарной науки, объединения права, экономической теории и организации. Хозяйственная система, согласно утверждениям Коуза, - это своеобразно упорядоченная система связи между производителями и потребителями. Координация этой связи может осуществляться двумя способами: спонтанным и иерархическим. Спонтанный или стихийный порядок - это рынок, в условиях которого информация о наличии товаров, цен на них и т.п. распылена. Она может передаваться только через механизм колебания цен, а ее поиск связан с большими трансакционными издержками. Другим способом получения необходимой информации является иерархия, т.е. система при которой из одного центра идут приказы и поручения исполнителям. Иерархия имеет место в любой фирме, где руководитель отдает приказания подчиненным. Непосредственные работники не занимаются благодаря этому поисками информации. Это позволяет существенно сократить трансакционные издержки. Ставить вопрос, что лучше - спонтанное регулирование или иерархия, - утверждает Коуз, - неправомерно. Решать этот вопрос следует с позиции трансакционных издержек . Сокращение трансакционных издержек, а следовательно повышение эффективности функционирования экономики, по Коузу, обеспечивается существованием правовых норм и их исполнением. Коуз подчеркнул, что между юридическими нормами и трансакционными издержками существует тесная связь. Он отметил, что определение прав собственности является важным предварительным условием рыночных соглашений. А функционирование экономики без трансакционных издержек невозможно. Для успешного функционирования рынка важное значение имеют как трансакционные издержки, так и права собственности. Если первый из этих элементов невелик, а второй четко определен и исполняется субъектами хозяйствования, тогда рынок способен к саморегулированию настолько, что может устранить социально-значимые внешние эффекты /т.н. "экстерналии"/. Коуз доказал возможность трансформации подобных внешних эффектов во внутренние затраты участников рыночного соглашения без какого-либо вмешательства государства. Этот вывод получил название "теоремы Коуза". Государственное вмешательство не всегда желательно. Оно будет эффективным тогда, когда издержки государственного вмешательства будут меньше издержек, связанных с нестабильностью рынка. В 60-гг. ХХ ст. в рамках институционального направления сформировалась концепция – "теория общественного выбора", автором которой был американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Джеймс М. Бьюкенен (р.1919). Его перу принадлежит ряд книг, в т.ч. "Теория социального выбора", "Свобода, рынок и государство" и др.

71 Возникновение и общая характеристика кейнсианства.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и на неразвитые в промышленном отношении страны. Причем в последних, рост происходил в условиях, когда промышленность практически отсутствовала, а экспортное сельское хозяйство было повергнуто в такой же кризис, как производство стали в США. Кризис затронул, следовательно, все сферы. В действительности мировой кризис 30-х г «возник и наложения друг на друга разноплановых причин, породивших феномен резонанса». В 1929-33гг. закончился период «скрытого» развития экономики. То было время конца целого ряда странах и открытых новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизацинной системы. Иными словами, 1930 г пожил предел тому типу роста, который был характерен для XIX в., и тщетно пытался сочетать использования пространства и материи с инновационными механизмами.

Поэтому совершенно очевидно, что поскольку «сила» неоклассической теории конца XIX-начала ХХ вв распространилась главным образом на микроэкономический анализ, в условиях кризиса, спроса сопровождающегося всеобщей безработицей, стал необходим еще в иной – макроэкономический анализ, к которому в частности обратился английский ученый Дж.Кейнс. В результате в экономической науке озабоченность проблемой совокупного эффективного спроса заставила многих экономистов согласиться с Кейнсом в том, что «полное доминирование рикардианского похода на протяжении 100 лет было катастрофой для прогресса экономической науки». Одновременно, начиная с 30 годов, в области «социальной экономики» мы наблюдаем острую борьбу экономистов около вопросов государственного вмешательства. А возникшие в этой связи новые проблемы научных исследований вплоть до наших дней не теряют своей актуальности, ибо основное их содержание – это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех по берут свое начало нацеленные на решение этих проблем теории, которые с высот сегодняшней науки правомерно подразделять на два направления. Одни их этих направлений опирается на учение Дж. Кейнса, он рекомендует меры государственного вмешательства в экономические процессы называть, как правило, кейнсианством.

 

72. Учение Кейнса об «эффективном спросе». В теории Кейнса именно эффективный спрос диктовал уровень использования производственных ресурсов, а следовательно, и уровень национального продукта (дохода). Установленные Кейнсом функциональные зависимости между этими величинами доказывали, что экономика может в течение длительного времени находиться в состоянии «равновесия с неполной занятостью». Отсюда были сделаны выводы о необходимости регулирования ключевых экономических параметров, образующих эффективный спрос, с помощью финансовых инструментов, то есть кредитно-денежной и бюджетной политики правительства. В концепции Кейнса экономические факторы делятся на независимые и зависимые. К независимым факторам, которые он называет независимыми переменными, он относит: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала и норму процента. Именно они определяют размер эффективного спроса. К зависимым факторам, или зависимым переменным относятся: объем занятости и национального дохода. Задачу государственного вмешательства Кейнс усматривает в влиянии на независимые переменные, а через их посредничество - на занятость и национальный доход. Другим словами, задачей государства является увеличение эффективного спроса и снижение остроты проблем реализации. Решающим компонентом эффективного спроса, как вы помните, Кейнс считал инвестиции, уделяя их стимулированию первостепенное внимание. В его работе рекомендуются два основных метода увеличения инвестиций: бюджетная и денежно-кредитная политика.Первая предполагает активное финансирование, кредитование частных предпринимателей из государственного бюджета. Кейнс назвал такую политику "социализацией инвестиций". В целях увеличения объема ресурсов, необходимых для увеличения частных капиталовложений, в рамках бюджетной политики предусматривалась также организация государственных закупок товаров и услуг. Также для оживления экономической конъюнктуры Кейнс рекомендовал увеличение государственных капиталовложений, которые играли бы роль "ключа зажигания", запускающего механизм мультипликатора. Поскольку частные инвестиции в условиях депрессии резко сокращаются в силу пессимистических взглядов относительно перспектив получения прибыли, решение о стимулировании инвестиций должно взять на себя государство. При этом главный критерий успеха для государственной стабилизационной бюджетной политики, по мнению Кейнса, - увеличение платежеспособного спроса, даже если траты денег государством по внешней видимости будут бесполезны. Более того, государственные расходы на непроизводительные цели предпочтительнее, так как они не сопровождаются ростом предложения товаров, а мультипликационный эффект тем не менее обеспечивают.

76.Неоклассическое направление. Представителями данного направления являются: американский экономист Р. Солоу и английский экономист Дж. Мид. Они исходят из предположения господства свободной конкуренции, в условиях которой владельцы факторов производства вознаграждаются в соответствии с так называемыми предельными продуктами. Главные факторы производства используются полностью, что достигается механизмом свободной конкуренции, воздействующим на цены факторов производства. В отличие от прошлых теорий современные неоклассики отвергают старую концепцию, согласно которой замена труда капиталом вела к росту производительности труда, но к снижению производительности капитала. Условием сбалансированного роста, по мимо свободной конкуренции является свободная денежная система. Центральное место в неоклассических теориях занимает проблема потенциально возможного темпа роста исходя из наличия факторов роста производства и их оптимального использования.

Одним из течений неоклассического направления является неолиберальное экономическое учение. В США широчайшее распространение получили взгляды чикагской “монетарной школы”. Лидером монетаризма в США является М. Фридмен. Он выступает в защиту свободного предпринимательства, считая его важнейшим гарантом прав индивида. Фридмен против государственных программ помощи наименее обеспеченным слоям населения. Он пытается доказать монопольную роль денежного фактора в формировании и колебании величины национального дохода. В основе всех его рассуждений лежит постулат о существовании высокостабильной функции спроса на кассовые остатки (наличные деньги и чековые депозиты). Это означает, что спрос на деньги жестко связан с движением фундаментальных экономических показателей, прежде всего реального дохода на душу населения. Наоборот, предложение денег нестабильно и зависит от субъективных решений кредитных институтов. Если кредитные учреждения будут выпускать недостаточное количество денежных знаков или выпускать их в объеме, превышающем действительные потребности хозяйства, экономика будет сталкиваться с кризисом

 

77.Возникновение и сущность неолиберализма

Людвиг фон Мизес (1881-1973) – профессор Венского университета, в 1940г. эмигрировал в США. Он стал лидером второй волны австрийской школы, представили которой отвергали теорию общего равновесия, математическую экономику и эконометрику.

В 1922 г. Мизес выпустил книгу «Социализм», в которой утверждает, что централизованно устанавливаемые цены делают невозможным достижение экономического равновесия в плавной экономике. Ели цена не уравнивает спрос и предложение, то ее нельзя использовать для выбора эффективных комбинаций факторов производства. Социалистического общества никогда не сможет достичь рационального использования ресурсов. Поскольку он не может иметь настоящей системы цен.

Свободные цен играют ключевую роль в эффективном функционировании рыночной экономики. Однако для этого они должны управлять спросом, а не обеспечением денег.

Мизес, и вместе с ним Хайек, выступали против контроля над ценами и заработной платой, против низких темпов прироста денежной массы как основы антиинфляционной политики. Почина инфляции, состоит в негибкости и цен, а эффективная борьба в ней предполагает структурные изменения, восстанавливающие чувствительность относительных цен к изменениям экономической конъюнктуры.

 

78 Концепция экономической свободы Ф.Хайека.

По мнению Хайека, экономические проблемы должны решаться через накопление и распространение информации. Если информация распространяется беспрепятственно, то конкурентные цены переводят экономику в оптимально состояние. Эффективное распределение ресурсов, соответствующее оптимум, есть результат эффективной координации знаний.

Отсюда, оп его мнению, следует, что высшей человеческой ценности является свобода. Только она гарантирует, что человек может самостоятельно распоряжаться своими наличными знаниями.

Система частной собственности – основная гарантия свободы. Пока контроль над собственностью распределения между множеством независимых друг от друга людей, никто не имеет над нами абсолютной власти. Чтобы осуществлять государственное планирование необходимо всеобщее согласие в вопросах: что кому и сколько давать, что у кого и сколько брать. Но такого согласи можно достичь только посредством принуждения.

Альтернативой государственному планированию служит конструкция спонтанного порядка. Для пониманию этой конструкции следует учесть. Что Хайек отказывается от использования понятия экономического равновесия. «Экономическое равновесие никогда реально не существует», вместо него он использует некоторое приближение к равновесию, называемое порядком.

Хайек отрицательно относится к чрезмерному вмешательству государства в экономику, прежде всего в процессы ценообразования изменения цен зависят от рзилчын норм эластичности спроса, возможностей размещения и прочих изменений в методах производства.

Особенно резко Хайек выступает против использования расширительной денежной политики для финансирования растущего бюджетного дефицита.

Хайек в монографии «Частные деньги» подлежит также отменить государственную монополию на выпуск денег. Деньги следует считать обычными коммерческим товаром и выпускаться частными эмитентами, конкурирующими между собой. Денежная система должна я функционировать на основе конкуренции многих частных валют такая конкуренция «приведет к открытию еще неизвестных возможностей, заложенных в феномене денег».

Критерием успешного функционирования денежной системы является сохранение постоянного уровня цен. Денежная масса должна изменяться всегда таким образом, чтобы удовлетворять целевому показателю Р=constant. Но для этого реальное движение цен должно быть предсказуемым.

 

 

82.монетаризм.Монетаризм – это направление современной экономической теории, целью которой является возвращение экономической идеологии к «свободному рынку», государственному невмешательству, «невидимой руке» Смита и закону Сэя. Основателем и лидером этого направления является М. Фридмен. Монетаризм противопоставлен кейнсианству в теориях об инфляции, безработице и государственном регулировании. Монетаризм разработал свою теорию инфляции. Именно инфляцию — а не кризисы — монетаристы считают основным злом рыночной системы. Монетаристы выступили и против кейнсианской теории безработицы. В теории монетаристов безработица выступает как «добровольная» (а не вынужденная, как у Дж. М. Кейнса) и сохраняется на некотором «естественном» уровне постоянно. Политика полной занятости, по мнению монетаристов, способна лишь стимулировать инфляцию и усиливать диспропорции на рынке труда. Монетаристы отвергают и кейнсианскую теорию дефицитного финансирования экономики. Экономическая политика, по мнению монетаристов, должна переориентироваться с безответственных кейнсианских рецептов антициклического регулирования к строгому регулированию денег в обращении независимо от характера конъюнктуры. Экономическая политика должна отказаться от недостижимого принципа «точной настройки» экономической конъюнктуры и руководствоваться строгим «правилом», согласно которому денежная масса должна увеличиваться в соответствии долгосрочным темпом роста национального дохода. Существует пять взаимосвязанных положений, которые определяют сущность монетаризма: Активная и причинная роль денег в определении уровня цен, а следовательно номинального национального дохода; Нейтральность денег в условиях долгосрочного равновесия, т.е. Долгосрочная пропорциональность межу деньгами и ценами, основанная на стабильности денежного спроса или обратной величины — скорости обращения денег; Нейтральность денег в краткосрочном и среднесрочном периоде, причем продолжительности этих периодов уделяется различное внимание различными авторами; Экзогенность предложения денег;Подозрительное отношение к дискреционному управлению предложением денег и предпочтение определенных правил, таких как жесткая привязка эмиссии денег к золоту, принуждение банков к тому, чтобы банки обеспечивали 100% своих депозитов или резервов, фиксация ежегодного темпа роста денежного предложения на уровне, соответствующем долгосрочному темпу роста производства.

83. Концепция монетаризма М.Фридмена.

По мнению Фридмена самым мощным фактором, влияющим на экономическую активность, является изменение денежного запаса. Он анализирует процесс определения уровня дохода, используя некую версию количественной теории денег. Он отрицает способности фискальной политики. Монетаризм начался с фридменовской формулировки 1956 года того, какой по его мнению, должна быть количественная теория денег, главная ее идея состояла в том, что деньги — это один из многих способов хранения богатства и что спрос на деньги следует поэтому рассматривать как особый аспект теории капитала. Его вывод состоял в том, что теоретически этот спрос должен в какой-то мере зависеть от дохода на деньги по сравнению с другими видами доходов, но эмпирически он не смог обнаружить никаких доказательств того, что процентные ставки действительно влияют на спрос на деньги, что усиливало позиции простой количественной теории с ее упором на “прямой”, а не “косвенный” механизм. Данное открытие в последствие было отвергнуто самими монетаристами, но поскольку оно носило второстепенный характер по сравнению с главной линией аргументации, то это едва ли повредило репутации монетаризма. Фридмен предпринял огромное исследование истории денежного обращения США, имевшее своей целью показать посредством прямого сопоставления изменений денежной массы и дохода на протяжении 20 экономических циклов, что денежные изменения обычно на несколько месяцев предшествуют изменениям дохода на всех стадиях экономического цикла. Сравнительное исследование простой “кейнсианской” модели и простой “монетаристкой” модели показало, что скорость обращения денег была более устойчивой переменной, чем мультипликатор дохода Кейнса. Но это притязание вскоре было отвергнуто, поскольку оказалось, что более сложные кейнсианские модели работают не хуже монетаристских.Фридмен придерживался той точки зрения, что в краткосрочном аспекте существует выбор между инфляцией и безработицей (кривая Филлипса). Однако он не указал конкретный период времени. Существует пять взаимосвязанных положений, которые определяют сущность монетаризма: Активная и причинная роль денег в определении уровня цен, а следовательно номинального национального дохода; Нейтральность денег в условиях долгосрочного равновесия, т.е. Долгосрочная пропорциональность межу деньгами и ценами, основанная на стабильности денежного спроса или обратной величины — скорости обращения денег; Нейтральность денег в краткосрочном и среднесрочном периоде, причем продолжительности этих периодов уделяется различное внимание различными авторами; Экзогенность предложения денег;Подозрительное отношение к дискреционному управлению предложением денег и предпочтение определенных правил, таких как жесткая привязка эмиссии денег к золоту, принуждение банков к тому, чтобы банки обеспечивали 100% своих депозитов или резервов, фиксация ежегодного темпа роста денежного предложения на уровне, соответствующем долгосрочному темпу роста производства.

. «Денежное правило» М.Фридмана. Своей задачей Фридман поставил поиск стабильной функции спроса на деньги при постоянстве скорости их обращения. Функция спроса на деньги близка к кембриджскому варианту и имеет вид: М = f ( Y, .......x), где Y - номинальный доход, x - прочие факторы.При прочих равных условиях спрос на деньги (желаемый населением денежный запас ) представляет собой устойчивую долю номинального ВНП. Он убежден, что уровень процентной ставки не зависит от величины денежной массы ( в долгосрочном плане). Условия долгосрочного равновесия денежного рынка, где ставке процента нет места, выражается известным уравнением, которое называется уравнением Фридмана: М= Y+ Р, где М - долгосрочный темп роста предложения денег; Y - долгосрочный среднегодовой темп изменения реального ( в постоянных ценах) совокупного дохода; Р - уровень цены, при котором денежный рынок находится в состоянии краткосрочного равновесия. Таким образом в долгосрочном плане рост денежной массы не скажется на реальном объеме производства и выразится лишь в инфляционном росте цен, что вполне укладывается в количественную теорию денег и в более широком плане соответствует представлениям неоклассического направления экономической теории.





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.