Средства, методы, методические приемы тактической подготовки в футболе
Основным методом обучения и тренировки в тактике является многократное повторение освоенных и разученных упражнений, рассчитанных на совершенствование тактических умений футболистов. В результате такой тренировки у футболистов образуются соответствующие игровые стереотипы, что и является сущностью тренировки в тактике. Тактическая подготовка предусматривает освоение индивидуальных, групповых и командных действий. Она заключается в овладении основными тактическими действиями и в совершенствовании их и осуществляется при помощи игр, игровых и специальных упражнений. Средствами тактической подготовки являются следующие упражнения: - передачи мяча в разном направлении (диагональные, поперечные, продольные, дугообразные), 1 передачи мяча разные по дальности (короткие, длинные, средние), 2 передачи мяча по земле и по воздуху, 3 передачи мяча на партнёра, недоданных передач, передач в зону, 4 ведение мяча и обводка, 5 «открывание» - на скорость, с помощью финтов, 6 перемещение с мячом и без мяча 7 «закрывание» игроков команды противника и «закрывание» зоны, 8 выходы на перехват мяча, - выбор момента для отбора мяча при приёме или контроле его другими игроками страховка и взаимостраховка, комбинации с ведением, обводкой, передачами мяча, «открыванием» и «закрыванием», перемещением в парах, тройках, звеньях, линиях, из стандартных положений. Упражнения для совершенствования в тактике, в большинстве случаев, служат одновременно и совершенствованию в технике игры. Чтобы придать тому или иному упражнению тактический характер, лишь изменяют метод его подачи. Так, предлагая игроку, упражнение в передачах мяча, обращают главное внимание не на технику выполнения ударов остановок мяча, а на направление и своевременность передач (С.Ю., Тюленьков, 1997).
Очень важно в футболе уметь играть по определённому тактическому плану, а также находить правильное решение тактических задач в зависимости от складывающейся игровой обстановки. В связи с этим наряду со специальными игровыми упражнениями проводятся двусторонние игры, где решаются определённые тактические задачи (умение долго удерживать мяч у себя, играть при численном превосходстве игроков своей команды или команды соперника, прессинг, искусственный офсайд и другие). Надо научить футболистов применять освоенные комбинации, системы в играх против знакомых и незнакомых команд. Таким образом, в результате многократного выполнения упражнений в определённой последовательности тактические действия и комбинации совершенствуются, в командах устанавливаются прочные взаимные связи, как между отдельными футболистами, так между отдельными. звеньями и линиями. Тактическая подготовка совершенствуется в следующих четырех аспектах: - совершенствование в распределении сил в состязаниях 1 совершенствование в гибком использовании техники владения мячом 1 совершенствование во взаимодействии всех линий команды 1 совершенствование в целесообразных переключениях в состязаниях от одних тактических комбинаций к другим. Для совершенствования в распределении сил в состязаниях рекомендуются применять следующие методические приёмы: 1 включение в занятия заданий на точное выполнение запланированного темпа. При этом развивается чувство темпа, умение равномерно поддерживать его на протяжении заданного времени и произвольно изменять его в ходе игры, убыстряя или замедляя его по мере надобности. Сюда относятся упражнения в смене быстрых передач мяча и перемещением с медленным розыгрышем и удержанием мяча. Эти же упражнения являются средством использования факторов, сбивающих темп, и умения противостоять им.
2 использование в игре «промежуточных финишей». В середине учебной игры можно, например, объявить, что до конца игры остаётся минимум времени, а счет голов установить ничейным или в пользу проигрывающей команды. Это побуждает футболистов несколько раз в ходе упражнений резко повышать активность и интенсивность действий. 3 отдаление времени окончания игры. Осуществляется неожиданно для футболистов. Эту же цель преследуют все учебные игры с гандикапом, когда засекреченная форма вынуждает футболистов значительную часть игры действовать с максимальным напряжением сил вне зависимости от достигнутого преимущества. 4 последовательное включение в игру отдохнувших футболистов. Если игроки одной команды в учебной игре сравнительно легко добились преимущества и заметно снизили активность и интенсивность действий, то можно вводить в состав проигрывающей команды новых или отдохнувших футболистов, способных обострить спортивную борьбу. Для совершенствования в гибком использовании техники владения мячом рекомендуются такие методические приёмы: - выполнение упражнений в усложнённых условиях в сочетании с правильным выбором технических приёмов. К усложнённым внешним условиям относятся не только мокрое футбольное поле, сильный ветер, низкую температуру воздуха и т.п., но также и влияние поведения зрителей на футболиста, ответственность состязания, сложность условий зрительной ориентировки на футбольном поле и тому подобное; 1 включение противодействий в индивидуальные упражнения футболистов по тактике, чтобы приблизить упражнения к условиям состязания. Противодействия могут быть активными и пассивными, но способы их преодоления должны быть максимально доступными. Активное противодействие вводится после того, как устранены основные ошибки в действиях футболистов. Интенсивность активного противодействия должна быть ниже игровой. Способы пассивного и активного противодействий соответствуют формированию сложных тактических навыков и в тоже время способствуют воспитанию у футболистов уверенности в собственных силах;
2 проведение учебных игр против команд, играющих по наиболее вероятным, тактическим планам и системам будущих соперников. Это даёт возможность опробовать рекомендуемые тактические приёмы и системы игры в условиях, приближенным к предстоящему состязанию; 3 выделение футболистами части тактической задачи для самостоятельного творческого решения. В процессе состязаний возникает много моментов, когда обстоятельства требуют от футболиста всех его творческих способностей и выполнения действий, не предусмотренных конкретной тактической схемой игры. Чтобы успешно развивать творческую инициативу, целесообразно оставлять какую-то часть тактической задачи для самостоятельного решения и выполнения футболистом. Для совершенствования взаимодействий в игре следует использовать: - усложнение внешних условий, и, в частности, применение временных и пространственных ограничений. Например, уменьшение времени и пространства для проведения разученной комбинации; - периодическое включение в основной состав команды запасных игроков с заданием взаимодействовать с партнёрами по принятому тактическому плану; - новые тактические действия, комбинации и системы игры (С.Ю., Тюленьков, 1997). Выбор новых тактических действий и комбинаций должен органически выходить из принятой командой системы игры. Для совершенствования в гибком переключении от одной системы игры к другой, в ходе состязаний, надо применять следующие методические приёмы: - переключение футболистов от выполнения одних тактических заданий к другим по заранее обусловленным сигналам - использование элементов неожиданности в игре для творческого изменения тактических действий в определённой последовательности - проведение учебных и товарищеских состязаний с командами, значительно отличающихся одна от другой по характеру, стилю и способу ведения игры. В процессе тактической подготовки рекомендуется проводить состязания с командами, применяющими различные системы игры, что вынуждает футболистов творчески осмысливать свои действия. Опосредованный характер тактических знаний влечет определённые трудности в их передаче и освоении. Однако, несмотря на эти трудности, начинать тактическую учебу следует с самой начальной стадии. Например, разучивая первый элемент техники, - удар внутренней частью стопы и требуя движение в парах, начинающие футболисты косвенно отрабатывают основной элемент тактики - передачу мяча. При обучении тактике следует принимать во внимание и физическую подготовленность игроков.
Значительное место в освоении тактики принадлежит теоретическим знаниям. Далеко не всегда достаточно ограничиться изложением задач. Надо убедить игроков в правильности тактических принципов. За теоретическим обучением обязателен показ. Теоретический материал обязательно должен быть наглядным. Этой цели прекрасно служат обычная школьная доска, рисунок, а ещё лучше фильм. После изложения мате риала, убеждения обучаемого в правильности освоенных принципов, наглядного показа того, что именно требуется освоить, должно следовать и практическое обучение, один из методов которого - отработка в упражнениях. В отношении очерёдности обучения тактическим элементам тоже следует придерживаться постепенности. Неправильно, начав прививать индивидуальные тактические знания, переходить к тактике подразделений или всей команды (как и разрывать изучение приёмов нападения и приёмов защиты). Большинство элементов тактики (наступательной или оборонительной) необходимо излагать и показывать в двустороннем аспекте. Такой подход к делу позволяет игрокам готовиться к возможным контрмерам противника всесторонне и многопланово, что, в свою очередь, становиться надежной гарантией готовности команды к любым неожиданностям. Выбрав систему игры, обязательно следует перейти к отработке выбора места и к решению проблем взаимодействия защитников с нападающими. На практике это означает, что тактику индивидуальной и коллективной игры обучающиеся осваивают параллельно и постепенно (В.Н., Платонов, 1995). Для большей наглядности и доступности тактики, в ходе учебно-тренировочного процесса, обязателен метод «нападение-защита». Игрок обороны должен решать постепенно усложняющиеся тактические задачи в противоборстве с форвардам, а форвард с защитником. Приобретение тактического навыка очень сложный процесс. При отработке правильности даже простейшего движения приходиться преодолевать довольно много препятствующих факторов. В этом могут помочь известные методы исправления ошибок. В обучении тактике особенно широкое применение находят повторные устные указания или показ, наводящие упражнения и создание вынуждающих ситуаций.
Наилучшие и быстрейшие результаты даёт последний метод. Применяя вынуждающую ситуацию с обусловленным, например, числом разрешаемых касаний мяча за один раз, вынуждает игроков к определённому направлению передач мяча. В связи с общими принципами обучения тактике необходимо сказать ещё об одном. Учитывая способности игроков команды, следует разработать общую тактику, которая после определённого освоения должна стать для данной команды характерной. Это означает, что при изложении тактического материала следует стремиться и к определённым перспективным целям. Какие это цели? Игроки некоторых команд имеют склонность к построению атак при помощи длинных передач, другие короткую распасовку. Есть игроки «борющиеся» в футболе, и есть «играющие» в футбол. Каждую способность следует развивать в интересах команды. Если в ходе обучения тактике помимо общего изложения материала удаться «расставить акценты» на определённых элементах, то со временем это и приведёт к формированию стиля игры, характерного для данной команды. Безусловно, хорошо если в клубе складывается стиль игры, характерный для всех команд клуба - от мастеров до юношей. Но в формировании манеры игры руководители должны исходить не только из традиций. Обязателен и учёт футбола в целом. Вот почему манера игры должна отражать постоянно совершенствующуюся тактику футбола.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|