Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты психологической готовности футболистов 13-14 лет




 

После проведения анализа и обобщения данных литературных источников были выявлены следующие факторы, определяющие психологическую готовность футболистов:

1) Мотивы поведения

2) Саморегуляция эмоций

3) Интеллектуальная готовность

1 внимание

2 мышление

3 память

4) Волевая готовность

4 дисциплинированность

5 настойчивость и упорство

6 уверенность в своих силах

7 проявление максимальных усилий в работе

5) Адекватное отношение к спортивной жизни

- к нагрузкам

к режиму

8 к успехам

9 к неудачам

6) Взаимодействие с коллективом.

После проведения ряда педагогических наблюдений игровой и тренировочной деятельности игроков, каждому игроку, были выставлены оценки по каждому фактору психологической готовности, кроме факторов, определяющих интеллектуальную и психо-двигательную готовность. Оценки выставлялись от 0 до 9.

Факторы, определяющие интеллектуальную и психо-двигательную готовность, были исследованы при помощи авторских методик.

Затем после математической обработки данных была выведена оценка уровня психологической готовности для каждого игрока. Результаты эксперимента представлены в таблице №2.

Исследование факторов определяющих интеллектуальную готовность футболистов.

. Внимание.

Для исследования внимания был выбран тест под названием "Расстановка чисел".

Инструкция: В течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка.

Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.

Оборудование: секундомер, стимульный материал, бланк для заполнения.

Критерии оценки: 25-24 правильно записанных чисел - 9 баллов 23-8,22 - 7,21 - 6,20 - 5,19 - 4,18 - 3,17,16 - 2,15 и менее - 1.

 


 

Таблица 2

Уровень психологической готовности испытуемых

Фамилия Мотивы поведения

Саморе-гуляция эмоций

Интеллектуальная готовность

Волевая готовность

Адекватное отношение к спортивной жизни

Взаимо-действие с коллекти-вом X
   

 

Внима-ние

Мышле-ние

Память

дисцип-линиро-ванность

Настойчи-вость, упорство

Уверен-ность в своих силах

проявление макс. усилий в работе

к нагруз-кам

к режиму

к успехам

к неудачам   ср.
Козлов 5

7

6

7.

6

5

4

7

6

5

5

7

7 8 6,3
   

 

6,3

5,5

6

   
Алексеев 6

7

7

7

6

7

7

6

6

7

6

6

5 6 6,4
   

 

6,7

 

6,5

6

   
Михайлов 7

7

6

5

7

7

6

5

6

5

6

6

6 7 6,5
   

 

6

6

5,75

   
Андреев 8

9

8

8

. 6

7

7

6

8

7

8

7

7 8 7,6
   

 

7,3

7

7,25

   
Панин 9

7

8

8

8

7

9

7

9

8

7

7

7 8 7,9
   

 

 

8

 

8

7,25

   
Хохаев 7

8

7

8

7

7

8

6

7

7

6

8

6 7 7,2
   

 

7,3

7

6,75

   
Кузьмин 6 6

6

7

5

7

5

6

5

6

5

7

7

7 6,2
     

6

5,75

6,25

   
Юдин 8 8

8

8

7

8

8

7

9

9

7

7

7

8 7,85
     

7,6

8

7,5

   
Кудрявцев 8 5

7

6

6

9

7

6

8

8

7

6

5

6 6,6
     

6,3

7,5

6,5

   
Захаров 6 4

7

6

5

7

5

6

5

6

5

6

6

5 5,4
     

6

5,75

5,75

   
Конев 7 6

8

8

6

8

7

8

6

5

6

7

7

8 7
     

7,6

7,25

6,25

   
                                                   

 

Стимульный материал

16 37 98 29 54
80 92 46 59 35
43 21 8 40 2
65 84 99 7 77
13 67 60 34 18

 

Результаты исследования, представлены в таблице №2.

Память

Для исследования кратковременной зрительной памяти был выбран данный тест.

Инструкция: Вам предлагается таблица случайных чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые запомнили.

Оборудование: секундомер, таблица.

Таблица для исследования

 

13 91 47 39
65 83 19 51
23 94 71 87

 

Критерии оценки: 10 и выше чисел - 9 баллов 9-8, 7 и 8-7, 6 - 6,5 -5 и т.д. Результаты исследования представлены в таблице №2.

Мышление

В данном случае мы решили оценить уровень тактического мышления (в контексте основной цели работы). Оборудование: секундомер, набор тестовых задач (10 штук).

Ход работы: Испытуемым предлагались для решения 10 тактических задач на примере игры в футбол. Каждая задача имеет 3 альтернативных решения:

. Ведение

. Передача

. Удар

Задачи предлагаются поочерёдно. Время решения одной задачи лимитировано - 3 секунды. Критерии оценки: 9-10 правильных решений - 9 баллов 8-8,7-7 и т.д. Результаты исследования представлены в таблице №2.

. После проведения математической обработки данных полученных выше были выведены средние показатели уровня тактической и психологической готовности для каждого игрока. Сделаем сразу оговорку: данные не могут считаться абсолютно точными, т.к. в основном носят субъективный характер, но, тем не менее, по ним можно сделать заключения об уровне тактической и психологической готовности игроков и увидеть характер их взаимосвязи.

Глядя на результаты, представленные в таблицах №2 и №1 можно увидеть зависимость уровня тактической готовности от уровня психологической готовности и наоборот. У некоторых игроков это прослеживается менее чётко, у других очень ярко. В целом же можно отметить очень сильную взаимосвязь между двумя этими сторонами готовности футболиста. Выявить какие же психологические качества наиболее сильно влияют на уровень тактической готовности и соответственно на успех игровой деятельности в целом наша следующая задача.

. Для выявления психологических качеств футболистов, от которых зависит уровень их тактической готовности, было проведено закрытое анкетирование. Было опрошено 10 респондентов (5 преподавателей кафедры психологии ДВГАФК и 5 студентов 4 курса ДВГАФК специализация футбол). Респондентам был предоставлен перечень психологических качеств. Их задача состояла в том, чтобы оценить влияние каждого из этих качеств на тактическую готовность футболиста. С содержанием анкеты можно ознакомиться в приложении №1.

После проведения математической обработки результатов анкетирования были выбраны для дальнейшего исследования, следующие психологические качества:

Внимание, мышление, антиципация, скорость реакции, память.

Из данных психологических качеств память, внимание и мышление были, исследовали при решении второй задачи нашей работы. Таким образом, нам осталось исследовать такие качества как скорость реакции и антиципацию.

Для исследования скорости реакции был выбран следующий тест. Оборудование: линейка 30 см.

Испытуемый стоит, вытянув руку вперёд перпендикулярно своему телу. Экспериментатор стоит напротив с линейкой в руках. Линейка находится в вертикальном положении рядом с ладонью испытуемого. Нулевой уровень линейки совпадает с нижним краем ладони. Экспериментатор отпускает линейку. Задача испытуемого - как можно быстрее поймать линейку. Измеряется расстояние от нулевого уровня до нижнего края ладони и заносится в протокол.

Испытуемому даётся три попытки. Засчитывается лучшая из них.

Критерии оценки: 7 см и меньше - 9 баллов 8 - 9 - 8 баллов, 10 - 11 - 7 баллов, 12 - 13 - 6 баллов, 14 - 15 - 5 баллов, 15 - 4 балла, 16 - 3 балла, 17 - 18-2 балла, 19 - 20 - 1 балл. Результаты исследования представлены в таблице №2.

Для исследования антиципации был выбран следующий эксперимент.

Место проведения - футбольное поле. Эксперимент представляет собой моделирование тактической ситуации - выход двух нападающих на одного защитника. Задача нападающих обыграть защитника и забить гол. Задача защитника воспрепятствовать этому.

Испытуемый находится в роли защитника. Нападающие договариваются о способе обыгрыша защитника и сообщают его экспериментатору. Задача испытуемого предугадать действия нападающих и воспрепятствовать им. Каждому испытуемому предоставляется 9 попыток. Критерии оценки - за каждую угаданную попытку начисляется 1 балл. Результаты исследования представлены в таблице №3.

. Если проанализировать результаты, представленные в таблице №3, то можно заметить, что у игроков с высоким уровнем тактической готовности довольно высокий уровень развития всех психологических качеств, выбранных для исследования, что подтверждает мнения участников закрытого анкетирования. Конечно, мы не можем говорить о какой либо прямой зависимости и установить её с математической точностью, но, тем не менее, общая тенденция не может не броситься в глаза. Если же анализировать выбранные для исследования психологические качества, то наиболее развитыми у игроков с высоким уровнем тактической готовности являются такие качества как тактическое мышление, антиципация и внимание.

Таблица 3

Исследование антиципации и других психологических качеств испытуемых

фамилия мышление память внимание антиципация скорость реакции уровень тактической готовности
Козлов 7 6 6 7 7 6,3
Алексеев 7 6 7 5 7 6,4
Михайлов 5 7 6 7 6 6,5
Андреев 8 6 8 9 7 7,6
Панин 8 8 8 8 7 7,9
Хохаев 8 7 7 8 6 7,2
Кузьмин 7 5 6 7 7 6,2
Юдин 8 7 8 8 7 7,85
Кудрявцев 6 6 7 7 8 6,6
Захаров 6 5 7 6 6 5,4
Конев 8 6 8 8 8 7

 

В таблице №3 представлены результаты исследования антиципации и других психологических качеств испытуемых футболистов. Каждому испытуемому предоставляется 9 попыток. Критерии оценки - за каждую угаданную попытку начисляется 1 балл.

Можно заметить, что у игроков с высоким уровнем тактической готовности довольно высокий уровень развития всех психологических качеств.

 


 

ВЫВОДЫ:

 

Таким образом, после проведённых исследований можно сделать следующее заключение.

1. В результате проведенных исследований, мы обнаружили средний общий уровень тактической и психологической готовности для всей команды в целом. В тоже время у отдельных игроков мы выявили разные значения этих двух показателей, что, несомненно, предоставило почву для дальнейшего анализа взаимосвязи уровней тактической и психологической готовности.

2. Тактическая и психологическая готовность у футболистов находятся в тесной взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Как показали исследования, у игроков с высоким уровнем психологической готовности наблюдается высокий уровень тактической готовности. Эту зависимость нельзя определить с математической точностью, так как на уровень тактической и психологической готовности определяет целый ряд факторов. Но в тоже время есть факторы психологической готовности, которые напрямую, а не опосредованно, влияют на уровень тактической готовности. Этими факторами являются факторы интеллектуальной готовности игрока. Это такие психологические свойства как внимание, тактическое мышление и оперативная зрительная память.

3. На высокий уровень тактической готовности наиболее сильное влияние оказывают такие психологические и психофизические качества как внимание, тактическое мышление, оперативная - зрительная память, антиципация и скорость реакции. Но это лишь те психофизические качества, которые оказывают прямое влияние на уровень тактической готовности. Это показатели исследования литературных источников, опрос экспертов и экспериментальные данные. Наиболее сильное влияние на уровень тактической готовности оказывают такие качества как антиципация, тактическое мышление и внимание. Существует также много психологических качеств, которые оказывают косвенное влияние на уровень тактической и психологической подготовок.

Практические рекомендации

На основании выводов, представленных выше, можно предложить ряд практических рекомендаций.

Выяснив, что ряд психологических качеств оказывают положительное влияние на уровень тактической готовности, было бы очевидным уделить особое внимание их развитию. Таким образом, развивая эти психологические качества, будет оказываться воздействие на две стороны подготовки - на психологическую и тактическую.

Какими методами и средствами развивать данные качества? - Вот главный вопрос теории, методики и практики тактической подготовки. Безусловно, средствами тактической подготовки. Необходимо, определяя цели и задачи микроцикла, мезоцикла, макроцикла или отдельного занятия включать задачи на развитие данных психологических качеств. Но под эти задачи нужно подбирать упражнения, которые используются в тактической подготовке. Упражнения могут быть смоделированы при помощи методических приёмов, дозировки для развития внимания, антиципации и тактического мышления. Вследствие этого данные качества будут развиваться не спонтанно, стихийно, сами по себе, а целенаправленно, что повысит эффективность их развития. В тоже время эти качества не будут развиваться изолированно, а, благодаря средствам тактической подготовки, будут оказывать положительное влияние на уровень тактической готовности и на факторы его определяющие.

Впрочем, средства могут быть не только упражнениями из избранного вида спорта. Также это могут быть различные игры - спортивные, подвижные, интеллектуальные, логические.

Применять их было бы целесообразно во время активного отдыха, например, на сборах.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогического исследования в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин // Пособие для студентов и преподавателей институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт. 1978. - 223 с.

2. Абрамов Г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамов. - М., 1998.- 212 с.

.   Басим Ф.А. Контроль за тактической подготовленностью юных футболистов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ф.А. Басим; РГАФК. - М„ 1984, - 26 с.

.   Выжгин В.А. Тактическая подготовка юных футболистов / В.А. Выжгин // Методические рекомендации. - М.: ГЦОЛИФК, 1977.- 24 с.

.   Джармен Д. Футбол для юных / Д. Джармен // Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 61 с.

.   Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский // Физкультура и спорт, 1979.- 152 с.

.   Козловский В.И. Юный футболист / В.И. Козловский // Физкультура и спорт, 1974.- №6.-с.155-169.

.   Лаптев А.П. Юный футболист / А.П. Лаптев, А.А. Сучилин // Физкультура и спорт, 1983. - 255 с.

9. Новиков Б.И. Экспериментальное исследование состояния психической готовности футболистов к соревнованиям: автореф. дис. … канд. пед. наук / Б.И. Новиков; РГАФК. - М., 1969. - 24 с.

. Новиков Б.И. Команда начинается с вратаря / Б.И. Новиков // Спортивные игры. - 1981. - №8. - С. 12 -13.

11. Палфаи Я. Тренировка футболистов / Я. Палфаи. - М.: Физкультура и спорт, - 1979. - 225 с.

.   Палфаи Я. Подготовка молодого футболиста / Я. Палфаи. - М: Физкультура и спорт, 1983. - 16 с.

.   Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1987. - 583 с.

.   Платонов В.Н. Физическая подготовка спортсмена / В.Н. Платонов, М.М. Булатов. - Киев: Олимпийская лит., 1995. - 319 с.

.   Подготовка молодого футболиста / под общ. ред. Я. Палфаи. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 216 с.

.   Подготовка юных футболистов. - М.: Гос. ком. спорт, 1987.- 128 с.

17. Рыжак М.М Подготовка ватерпольного вратаря: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.М. Рыжак; РГАФК. - М., 1974. - 23 с.

18. Сашков М.П. Об ударах по воротам / М.П. Сашков // Футбол сегодня и завтра. - М.: 1960. - №5. - С. 52-69.

19. Скоморохов Е.В. Методы оценки технической подготовленности высококвалифицированных футболистов: метод рекомендации / Е.В. Скоморохов. - М.: Академия, 1988. - 18 с.

20. Смирнов Г.А. Теоретические основы системы начального отбора юных футболистов: Методические разработки для слушателей высшей школы тренеров и студентов ГЦОЛИФКа.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 36 с.

21. Совершенствование технического мастерства спортсменов // Педагогические проблемы управления / по общ. ред. Дьячкова В.М. - М.: Физкультура и спорт, 1972.-231 с.

.   Сучилин А.А. Футбол во дворе / А.А. Сучилин. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 134 с.

23. Сушков М.А. Уроки по футболу / М.А. Сушков. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 94 с.

24. Сушков М.П. Футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 147с.

25. Тюленьков С.Ю. Прохоров А.В. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов / С.Ю. Тюленьков, В.П. Губа. - Смоленск, 1997. - 116 с.

26. Тюрин Ю.Н. Статистический анализ данных на компьютере / Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров. - М., 1997. - 124 с.

27. Тютюков В.Г. Выпускная квалификационная работа в высшей физкультурной школе: учебное пособие для академий и институтов физической культуры / В.Г. Тютюков. - Хабаровск: Изд-во Хабаровского ГИФК, 1995. - 112 с.

28. Удалов А.Л. Методика подготовки вратарей. В книге: Юный футболист / А.Л. Удалов. - М.: Физкультура и спорт, 1974.- С. 100-110.

29. Федоров А.И. Комплексный контроль и управление в спорте: теоретико-методические, технические и информационные аспекты / А.И. Федоров, С.Б. Шарманова, О.А. Сиротин // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №9. - С.25-26, 39-40.

.   Фокин Е.В. Игра вратаря 4-е издан. испр. и доп / Е.В. Фокин. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 84 с.

.   Фомин Н.А. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам) / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 159 с.

.   Фролов О.П. изучение некоторых сторон спортивной деятельности методом теории информации и исследование операцией: автореф. дис. …канд. пед. наук / О.П. Фроло; РГАФК, 1986. - 20 с.

.   Футбол. Учебник для ин-тов / под ред. М.С. Полишкиса - М., 1999. - 256 с.

.   Футбол. Особенности учебно-тренировочной и воспитательной работы с юными футболистами. (Лекции для студентов заочников 5-го курса). ГЦОЛИФК - М., 1971. - 30 с.

35. Футбол. Программа для ДЮСШ.- М.: Физкультур и спорт, 1967.- 40 с.

36. Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР - М.: ГЦОЛИФК, 1986. - 262 с.

37. Хеддерготт К.Х. Новая футбольная школа. Пер.с нем. В.П. Милюткина / К.Х. Ходдерготт. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 163-171 с.

38. Цирик Б.Я. Футбол / Б.Я. Цирик, Ю.С. Лукашин. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - С. 12- 45.

39. Чанади А. Футбол. Тактика: Пер. с венг. Полиектова В.М. / А.Чанади. - М., Физкультура и спорт, 1978. - 256 с.

40. Шамардин В.В. Футбол: учебное пособие / В.В. Шамардин, В.Г. Савченко. - Днепропетровск: «Пороги», 1997.- 238 с.

41. Шишенков В.М. Содержание этапного контроля тактической подготовленности юных футболистов: автореф. дис.... канд. под. наук / В.М. Шишенков; РГАФК. - М., 1982. - 23 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...