ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль включает оценку самостоятельной (внеаудиторной и аудиторной) учебной работы. В качестве оценочных средств используются: тестовые задания, вопросы различного типа, творческие задания.
Промежуточная аттестация по дисциплине: зачет/экзамен/ выставляется по результатам итогового тестирования с учетом результатов текущего контроля учебной работы.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
Скоробогатов А.В., Борисова Н. Нормативно-правовое обеспечение образования. Казань: Познание, 2014, 288 с. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=25798350
Федорова М. Ю. Нормативно - правовое обеспечение образования М.: Академия, 2013, 176 с.
Лаврикова Т.В. Образовательное право: методические рекомендации для студентов, обучающихся по программам бакалавриата / Т. В. Лаврикова. - Воронеж: Наука-Юнипресс, 2014.
Дополнительная литература:
Абашидзе А. Х. Универсальные механизмы защиты прав человека. Учебное пособие [Электронный ресурс] / А. Х. Абашидзе, А. О. Гольтяев. - Москва: Юнити-Дана, 2013. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118968&sr=1.
Ахрамеева О.В. Трудовое право. Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015. 38 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=43864650
Шкатулла В.И. Образовательное право: учебник для вузов [Текст] / В. И. Шкатулла. – Москва: Юстицинформ, 2015.
Шкатулла В. И. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": научно-практический комментарий. М.: Редакция "Российской газеты", 2014, 192 с.
Шумилов В.М. Правоведение. Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / В.М. Шумилов. – Москва: Юрайт, 2012.– Режим доступа:
http://biblioclub.ru/ book/100810/.
Трайнев В. А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики [Электронный ресурс] / В. А Трайнев., С. С. Мкртчян, А. Я. Савельев. – М.: Дашков и Ко,2010. – – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/83406_Povyshenie_kachestva_vysshego_obrazovaniya_i_Bolonskii_protsess._
Перечень информационных ресурсов и справочных систем
Правовая справочная система «Консультант+». – http://www.consultant.ru; Правовая справочная система «Гарант». – http://www.garant.ru; Правовая справочная система «Кодекс». – http://www.kodeks.ru; Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. –http://минобрнауки.рф/; Статистика российского образования – http://stat.edu.ru.
Университетская библиотека. – http://www.biblioclub.ru;
Официальный сайт О. Н. Смолина – http://smolin.ru
Методические рекомендации для обучающихся
Эффективное освоение содержания дисциплины предполагает систематическую работу студента с нормативно-правовыми документами в процессе самостоятельной деятельности (аудиторной и внеаудиторной).
Самостоятельная работа студента (СРС) в данном случае включает:
· Изучение рекомендованных источников (нормативно-правовых документов)
· Подготовку к ответам на вопросы
· Подготовку к комментированию выполнения практических заданий
· Подготовку эссе, рефератов
· Подготовку к тестированию.
Критерий оценки результатов СРС:
- убедительность, логичность, ясность, доказательность (до 5 баллов),
- содержательная и методическая грамотность (до 5 баллов),
- логичность и последовательность изложения материалов (до 5 баллов)
Объект изучения – содержание нормативно-правовые актов, регулирующих отношения в сфере образования. Законы, постановления Правительства, другие документы – источники образовательного права и нормативно-правового обеспечения образования – содержат базовые образовательно-правовые нормы. Чтобы применять их на практике, необходим опыт анализа, сопоставления понятий, нормативных характеристик и источников, обоснования альтернатив поведения, поиска и принятия решений на основе нормативных положений законодательства. Вместе с тем, нормативно-правовые акты в сфере образования часто подвергаются процедуре внесения изменений и дополнений. Поэтому желательно использовать одну из последних их редакций. В книжных версиях текста его редакция обычно приводится на обложке или в заголовке. Действующую версию документов можно найти в справочно-правовых системах.
Любой ответ студента на вопрос, выполнение задания в процессе освоения курса - это решение правовой задачи, которое основано на конкретных положениях нормативных документов. Однако это не означает, что для её решения достаточно процитировать статью документа: необходимо с помощью источника найти аргументы для обоснования ответа, решения задачи, комментирования задания.
Пониманию смысла образовательно-правовых норм способствует система понятий, которыми оперирует данная отрасль права. Без усвоения смысла этих понятий невозможна грамотная правоприменительная практика. Поэтому каждая тема изучаемого раздела начинается с анализа существенных признаков обсуждаемых явлений.
Освоение содержания курса предполагает три основных этапа работы с учебно-методическими материалами, собранными в три раздела и шесть тем. 1. Изучение очередной темы начинается с анализа основных понятий, в чём поможет работа с материалами лекций, справочников, указанных источников, вспомогательных материалов. Подготовка к предстоящему занятию предполагает выполнение заданий этого этапа в рабочей тетради, что вправе проверить преподаватель. 2. Второй этап предполагает работу по предложенному плану изучения соответствующей темы с опорой на нормативные или программные документы («источники») и подготовку к ответам на вопросы. В рабочей тетради составляются краткие тезисы ответа на предложенные вопросы. Ответ аргументируется нормативными положениями, с обязательной ссылкой на статью документа. 3. Заключительный этап работы – выполнение заданий проблемного и творческого характера, подготовка к их комментированию. Все задания требуют обращения к нормативным документам, ссылка на которые обязательно указывается при выполнении задания. Форма отчёта обычно указана в учебно-методических материалах, но может быть изменена по согласованию с преподавателем. Выполнение заданий проблемного и творческого характера оценивается более высоко.
Критерии оценки выполнения практических заданий:
- активное и осознанное участие в выполнении предлагаемых заданий (до 5 баллов)
- умение чётко и точно отвечать на вопросы педагога /аудитории в момент обсуждения (до 5 баллов);
- качественно выполненное практическое задание (5 баллов).
Выполнение заданий, требующих развернутого письменного ответа (эссе, реферат, доклад), оформляется по требованию в электронном / или бумажном формате А4, снабжается титульным листом. На титульном листе указывается название предмета, форма отчётности (эссе, реферат и т.п.), тема выполняемой работы, ФИО студента и преподавателя, факультет, отделение и номер группы. В конце работы указываются источники, дата выполнения работы.
Работа не оценивается положительно, если содержит грубые орфографические, фактологические или терминологические ошибки, выполнена не самостоятельно, написана небрежно и неразборчиво, не раскрыты обсуждаемые проблемы. При отрицательной оценке работы преподаватель вправе потребовать вторично её выполнить.
Работы, выполненные с нарушением установленного порядка и сроков, приниматься на проверку не будут. Студентам, своевременно предъявившим отчетные материалы по самостоятельной деятельности и выполнившим успешно контрольные мероприятия, зачет выставляется автоматически.
Эссе (развёрнутое размышление по проблеме) пишется самостоятельно: текст вашей работы долженотличаться от того, что представлено в опубликованных материалах, работах других студентов.
Работа над эссе предполагает использование нормативно-правовых документов, публикаций по обсуждаемой проблеме, но с обязательными ссылками. Грамотное цитирование свидетельствует о знакомстве студента с материалом изучаемого раздела/темы/, источниками. Эссе не является изложением какой-то публикации (статьи, нормативного акта, программного документа и т.п.). Этот жанр предполагает аргументированное и обоснованное самостоятельное размышление по проблеме; логичное изложение собственного впечатления и суждения, с опорой на материалы изученных тем и собственный опыт.
Цель работы по написанию эссе – демонстрации студентом:
· полноты знаний изученных источников и образовательно-правовых норм;
· понимания правовой составляющей обсуждаемой проблемы, содержания и особенностей реализации конституционного права на образование, задач, приоритетов и противоречий образовательной политики, правовых проблем современного этапа развития образования;
· умения находить и использовать информацию из нормативно-правовых документов и других источников, пользоваться электронными ресурсами,
· анализировать и использовать свой опыт для аргументации и грамотного изложения суждений, умозаключений и выводов.
Эссе оформляется в электронном виде /и на бумаге формата А4/, снабжается титульным листом, где указывается название предмета, форма отчётности (эссе), тема работы; фамилия, имя, отчество студента и преподавателя; факультет, отделение и номер группы. В конце работы указываются источники и литература (в том числе электронные ресурсы), оформленные в соответствии с ГОСТ - 2008, ставится дата выполнения работы.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЭССЕ:
1. определение обсуждаемого явления, особенностей его проявления в образовательной деятельности, формулирование проблемы
2. собственная оценка обсуждаемого явления, подкреплённая примерами своих наблюдений и впечатлений
3. тенденции в развитии данного явления и решении проблемы
4. вывод
5. источники и литература (соответствует нормам библиографического описания).
Работа не оценивается положительно, если она
· содержит грубые орфографические, логические или терминологические ошибки, выполнена студентом не самостоятельно,
· не формулируется проблема
· нет вывода, или он не соответствует содержанию.
При отрицательной оценке работы преподаватель имеет право потребовать вторично её выполнить с учетом замечаний. Работы, выполненные с нарушением установленного порядка и сроков, приниматься на проверку не будут. Критерии и шкала оценивания работы приводятся ниже в таблице**.
К ошибкамотносятся:
· длинные (несоразмерные основному тексту) вступления,
· длинные цитаты, изложение чужих мыслей без ссылки на источник (в скобках),
· текстуальные совпадения*,
· некорректное использование нормативно-правовой терминологии.
*Текстуальным совпадением считается совпадение отрезка письменной речи в 20 слов /и более. При обнаружении текстуальных совпадений без ссылок на автора проверяющий вправе поставить «0».
Итак, объём Вашей работы не должен превышать 1000 слов. Работа должна соответствовать требованиям и критериям оценивания; содержать развёрнутое размышление по проблеме, подкреплённое использованием терминов, фактов, примеров из материалов курса и Вашего опыта знаний/наблюдений/отношений/. При обращении к чужим текстам обязательна ссылка.
**КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ (до 20 баллов):
Структура и оформление
Критерии
| 5 баллов
| 4 балла
| 2 балла
|
| 1.Объём и
оформление
| 600-1000слов
| 400- 599- слов
| Менее 400слов
| Работа не представлена
| Соответствует требованиям
| Частично не соответствует требования
| Не соответствует требованиям
| Работа представлена с грубым нарушением требований
| Содержание работы
| 2. Соотносится с содержанием учебного материала и источников изучаемой темы/раздела/
| Видно, что автор знаком с материалом раздела /темы/ и опирается на изученные источники
| Видно, что автор знаком с материалом, но опирается на источники частично
| Не удаётся сделать вывод о том, что автор знаком с материалом курса
| Видно, что автор не ознакомился с материалом изучаемой темы /раздела/
| 3. Выбор нормативных документов, примеров, фактов (аргументация)
| Приведены яркие примеры/факты из своего опыта знаний/отношений и изученных источников
| Приведены примеры из своего опыта и есть данные изученных материалов
| Приведены только примеры и факты из материалов других авторов
| Не приведены примеры /факты
| 4. Логика рассуждений (проблема- суждения-умозаключения- вывод)
| Рассуждения автора интересны, оригинальны и располагают к обсуждению проблемы
| Рассуждения органично включают материалы курса, но не располагают к дискуссии
| Рассуждения автора не ясны, либо не самостоятельны (повторяют других авторов)
| Не содержится размышлений автора по проблеме, его позиция не ясна /либо тривиальна/
|
Реферат (до 20 баллов) – форма интерпретации исходного текста или нескольких источников. Реферат дает ответ на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте. В отличие от конспекта, является новым текстом, что подразумевает новое изложение, систематизацию материала, авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения. Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников. По сравнению с курсовой работой реферат не содержит развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок. Объем – 15-20 страниц.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РЕФЕРАТА:
1) титульный лист; 2) план работы с указанием страниц каждого рассматриваемого вопроса (пункты); 3) введение; 4) изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники и литературу, к которым обращался автор; 5) заключение; 6) список источников и литературы; 7) приложения (необязательная часть реферата).
Тест – система заданий определенного содержания, специфической формы, позволяющая измерить уровень и оценить структуру подготовленности обучающихся.
Рекомендации по выполнению тестовых заданий:
1. Внимательно прочитайте задание, выберите правильные варианты ответа.
2. Задание выполняется в аудитории, лист отчета сдается для проверки.
Выполняя тестовые задания, студент должен дать краткий ответ, выбрав правильный, по мнению студента, вариант, обозначенный соответствующей буквой: а), б), или в) и т.д., и написав в листе отчёта рядом с номером задания вариант ответа.
Шкала оценивания:
результативность (процент правильных ответов)
| Оценка уровня подготовки
| баллы
| вербальный аналог
| 90 ÷ 100
|
| 5 /отлично/
| 80 ÷ 89
|
| 4 /хорощо/
| 70 ÷ 79
|
| 3 /удовл./
| Менее 70
|
| 2 /неуд./
| |