Образовательного стандарта
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
3.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи. Предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Философия как самосознание культуры. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе истории.
Часть 1. История философии (Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития)
Тема 2. Философия Древнего мира Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира - древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования. Особенности мифологии на Востоке и возникновение пра-философии, их взаимосвязь и взаимозависимость. Переход от пра-философии к философии. Недифференцированность философии на Востоке. Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Ее основные школы и направления - ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санкхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм). Особенности «ортодоксальной» индийской логики. Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Типы методологии (нумерология и логика), их особенности в философских учениях Китая. Основные школы: даосизм, конфуцианство, монизм, легизм, школа имен.
Тема 3. Античная философия Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап – философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) - постановка и решение проблемы первоосновы мира. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, киники, киренаики, эклектики, неоплатоники). Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. И ее место в историко-культурном развитии человечества.
Тема 4. Средневековая философия Формирование предпосылок средневековой философии. Неоплатонизм. Плотин. Европа V-XV вв. «Мир» христианства. Геоцентризм. Проблемы добра и зла, человеческого грехопадения и спасения. Радикальное изменение системы ценностей. Ориентация религиозного сознания на духовные идеалы. Учение Аврелия Августина. Природа и человек как творения Бога. Первенство Бога над миром, воли над интеллектом, веры над разумом. Учение о свободе воли. Идея «Града Божьего». Мотивы неоплатонизма в философии средних веков. Средневековый иррационализм и рационализм. Мистика и схоластика. Особый характер учености, тем дискуссий. Проблема реальности единичного и общего. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм. «Сумма теологии» Фомы Аквинского - свод религиозно-философских идей средневековья. Обоснование идеи Бога. Средневековая картина мира. Соотношение науки, философии, религии. Тема 5. Философия эпохи Возрождения Европа XIV-XV вв. Черты эпохи раннебуржуазного общества. Интерес к античности. Обращение к нравственному идеалу Эпикура. Пантеизм. Пико делла Мирандола. Его речь «О достоинстве человека». Антропоцентризм. Принцип максимальной свободы человека - ключевая идея гуманистической философии. Философское творчество Николая Кузанского. Трактат «Об ученом незнании». Влияние неоплатонизма. Возрождение античной диалектики. Рождение современного естествознания. (Николай Коперник). Гелиоцентризм, его философское осмысление. Критика религиозной картины мира, возрождение мотивов античности. Натурфилософия. Джордано Бруно, его взгляды и судьба. Мысли о бесконечности мира и бесчисленном множестве миров. Влияние идей Бруно на развитие философии Нового времени. Свободомыслие и скептицизм Возрождения. Борьба против схоластики, догматизма мышления. «Опыты» Мишеля Монтеня. «Христианский гуманизм» Эразма Роттердамского. Социальная философия эпохи. Труд Николо Макиавелли «Государь». Разграничение политики и морали. Проблема власти и насилия, цели и средств ее осуществления. «Макиавеллизм». Т.Мор, Т.Кампанелла. Утопические идеи идеального государства. Движения за реформу церкви в XIV-XV вв. Протестантизм. Мартин Лютер, его выступление против римской церкви. Реформация и августианская традиция. Приспособление религии к новой эпохе. Усиление веротерпимости.
Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Национальные школы в философии. Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии. Процесс секуляризации и автономизации философского знания. Понятие познающего субъекта. Утверждение автономии и суверенности конечного человеческого разума. Фундаментальное значение противоположности «субъект-объект» в философии Нового времени. Основная гносеологическая проблема и способы ее решения. Истина как достоверность. Критерии необходимости, общезначимости и воспроизводимости истины. Проблема метода в философии Нового времени. Практически-инструментальный характер новоевропейской трактовки знания. Практика как методическое применение знания. Философия и новая наука. Полемика рационалистической и эмпирической тенденций в философии Нового времени. Дедуктивная методология.
Начало философии Нового времени. Р.Декарт. Принцип философии Декарта. Картезианское сомнение. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Доказательство существования Бога. Бог как гарант существования мира и истинного знания. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерии истины. Свобода воли и проблема источника заблуждений. Проблема и правила метода. Материя и движение в философии Декарта. Ф.Бэкон. Проект прагматического преобразования науки. Тождество истины и пользы, знания и могущества. Критика предрассудков как идолов в познании. Учение Бэкона о методе. Разработка индуктивной методологии науки. Рационалистическая метафизика в XVII веке. Б.Спиноза. Пантеизм Спинозы. Бог, природа, субстанция. Метод построения системы. Понятия «природы порождающей» и «природы порожденной». Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм Спинозы, понятие «свободной необходимости». Свобода как осознанная необходимость. Г.Ф.Лейбниц. Простая субстанция как монада. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Учение о возможных мирах. Метафизические истины и принцип противоречия. Действительность и закон достаточного основания. Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Критика концепции врожденных идей. Сенсуалистическая трактовка опыта и «чистый разум» у Локка. Внутренний и внешний опыт. Простые и сложные идеи. Локковская теория абстракции. Учение о первичных и вторичных качествах. Философское обоснование либерализма Локком: свобода и плюаризм. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Д.Юм. Радикальный гносеологический скептицизм Юма. Европейское Просвещение. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Французское Просвещение - наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Просвещение и Французская революция. Материалистическая тенденция во французском Просвещении. Философия истории и просветительские версии общественного прогресса. Критика цивилизованного состояния Ж.Ж.Руссо. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Радикальная демократическая программа политического правового порядка в «Общественном договоре» Руссо.
Тема 7. Классический этап философии Нового времени (классическая немецкая философия) Французская революция, ее влияние на ситуацию в Европе. Германия конца XVIII - начала XIX вв.: особенности экономического и социального развития. Предпосылки расцвета немецкой культуры. Классическая немецкая философия - духовное выражение противоречивого утверждения буржуазной эпохи. Эммануил Кант. Два периода творчества. «Докритический» период. Основные идеи «критического» периода. Знаменитые кантовские вопросы. «Трансцендентальный идеализм». Новая картина познавательного процесса на основе зрелой науки XVII-XVIII вв. Концепция теоретического знания. Априоризм. Этика Канта. «Категорический императив». Безусловное первенство долга. Проблема свободы воли. Положение об абсолютном достоинстве и полноценности каждой личности. Обоснование моральной значимости религии. Постулаты «практического» разума. Место Канта в истории философии, его влияние на философскую мысль конца XVIII-XX столетия. Философия И.Фихте. Абсолютизация активности мышления. Субъективный идеализм в понимании соотношения субъекта и объекта. Волюнтаризм. Радикализм социально-философских идей, их эволюция. Философия Ф.Шеллинга. Ее истоки в учениях Канта и Фихте; отход от них. Натурфилософия. Влияние идей Шеллинга на последующую философскую мысль (Шопенгауэр и др.). Шеллингианство в России в XIX веке. Г.Гегель – мыслитель, венчающий развитие немецкой философской классики. «Феноменология духа». Проблемы морали, права, государства. Концепция «гражданского» общества. Историзм и диалектика Гегеля. Трактовка исторической закономерности. Создание новой культурно-исторической «картины мира». Система «абсолютного идеализма». Историческая оценка гегельянства в XIX и XX вв. Гегелевская школа в Германии XIX в. «Младогегельянцы». Их эволюция от критики религии к проектам радикального изменения общества. Отход от классических толкований «сущего». Понятия «чувственность» (Фейербах), «труд» (Маркс) и др. Темы: отчужденное сознание, философия и практика, христианская мораль и атеизм. Тенденции индивидуализма (Б.Бауэр, М.Штирнер) и «коммунности» (Л.Фейербах, К.Маркс). «Конец» классической немецкой философии, ее преодоление и возрождение в философских учениях XIX-XX вв. Философия Л.Фейербаха. Опыт преодоления гегелевского идеализма. Работа «Сущность христианства». Анализ психологических основ и критика религии. Антропологический материализм и сенсуализм Фейербаха. Его гуманизм, этика любви. Принцип индивидуальности и идея человеческого рода, нравственного долга человека перед людьми. Влияние Л.Фейербаха на развитие философской мысли. Фейербах и Маркс. Возможности современного прочтения трудов Фейербаха.
Тема 8. Современная западная философия. Постклассицизм философии XIX – начала XX вв. Философия в XX в. Философия марксизма. Философия и практика. Основные положения материалистического понимания истории. Отношение общественного сознания к общественному бытию. Исторический процесс воспроизводства общественной жизни. Общественный прогресс и его критерии. Историческое место и роль капитализма в истории. Маркс об основных чертах коммунистической формации. Основной вопрос философии и философское понятие материи. Проблемы теории познания в философии марксизма. Позитивизм в XIX веке. Программа «позитивной философии» О.Канта. Философия и наука, предмет философии. Классификация наук. «Закон трех стадий развития человеческого духа» Канта как универсальный закон истории. Социология в системе наук. Эволюционизм Г.Спенсера. Органическая теория общества Спенсера. Неокантианство. Неокантианство и Кант. Марбургская школа. Критика кантовской «вещи в себе» и логика науки (Г.Коген, П.Наторп). Баденская школа неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт). Иррационализм и философия жизни. Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и как представление. Метафизика морали. Пессимизм. Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора: учение о «стадиях жизни», «моральная диалектика» как средство самоопределения человека. Философия Ф.Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки»: «аполлоническое» и «дионисийское» начала. Программа «переоценки всех ценностей». «Имморализм» и критика морали. Ницше и нигилизм. «Воля к власти» и идеал «сверхчеловека». Идея «вечного возвращения». Морфология культуры и основные идеи философии истории О.Шпенглера. Интуитивизм А.Бергсона: понятия инстинкта, интеллекта, интуиции в «Творческой эволюции». Главные проблемы и тенденции философии XX века. «Школы» и «тематические направления». Сциентизм и антисциентизм. Место и роль философии в культуре XX века. Американский прагматизм. Прагматизм в контексте американской духовной традиции: Ч.Пирс, У.Джеймс, Д.Дьюи. Психоанализ и философия неофрейдизма. Фрейдизм как философское мировоззрение. З.Фрейд о философии истории и культуры. Аналитическая психология К.Юнга и «коллективное» бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э.Фромма. Феноменология. Э.Гуссель: программа философии как «строгой науки». Критика психологизма в философии сознания. Понятие интенциальности сознания. Метод феноменологической редукции, ее ступени. Экзистенциальная философия. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Уникальность «человеческого бытия» как философская проблема. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и не подлинности человеческого существования. Свобода и экзистенция. Светский (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю) и религиозный (К.Ясперс) экзистенциализм. М.Хайдеггер и «преодоление» метафизики. Ж.-П.Сартр о свободе и «проекте». Философская антропология. Идеи философской антропологии М.Шелера. Философская герменевтика. М.Хайдеггер. Герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г.Гадамера. Структурализм и поструктурализм. Структурные методы в гуманитарных науках и философский структурализм. Структурная антропология К.Леви-Строса. Аналитическая философия. Становление и источники: Дж. Мур, Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Основные темы аналитической философии. Философская программа неопозитивизма и ее кризис (Р.Карнап, Г.Рейхенбах). «Постпозитивизм» и философия науки (К.Поппер, Г.Башляр, Т.Кун, И.Лакатос, С.Тулмин, П.Фейербенд М.Полани). Религиозная философия. Основные тенденции западной религиозно-философской мысли в XX в.: католическая (неотомизм, неоавгустинианизм) и протестантская («диалектическая теология») философия. «Интеграционный гуманизм» Ж.Маритена. Религиозно-философская система П.Тейяра де Шардена.
Тема 9. Русская философия Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Формирование самобытной русской философской проблематики (IХ-ХIII вв.) (Илларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). Становление национального самосознания и русского типа мудрствования (ХIУ-ХУIIвв.) (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А.Курбский). Возникновение русской философии (ХУIII-I половина ХIХ века.) (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, народники, евразийцы). Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков). «Философия естествознания» в России и ее основные проявления (позитивистские, социологические, космистские). Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья. Проблема Запада-Востока-России в науке и философии. Преемственность и самобытность. Проблема духовности. Диалог культур. Влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Русская философия в контексте мировой философской мысли.
Часть II. Философские проблемы (и структура философского знания)
Тема 10. Учение о бытии (онтология). Виды бытия. Материя и дух Мир как целостная реальность. Мифологические, религиозные, научные, философские «картины» мира. Универсальное теоретическое знание (метафизика). Бытие и небытие. «Полюсы» бытия: существование мира и жизнь человека. Понятия микрокосма, судьбы, экзистенции. Трудности философского осмысления бытия. Существование и «сущность». Бытие общего и индивидуального, материального и идеального. Бытие и пространство, «горизонты» мира и его безграничность. Бытие и время. Идея бесконечности и непреходящего существования мира. Время и вечность. Абстрактная онтология – философская концепция общих характеристик бытия. Поиск первоосновы сущего, структурных «единиц» бытия. Учение о категориях. Основные предметные области философского исследования: природа - общество - человек. Философия природы, социальная философия, философская антропология, философия познания, учение о ценностях (аксиология) и др. Конкретные онтологии. Многоообразие явлений и проблема единства мира. Философский монизм, дуализм, плюрализм. Бытие как общее поле философских размышлений. Универсальные понятия (категории): вещь, свойства, отношения и др. Градация «материя и дух». Полярность понятий и реальный статус двух «начал». Материальные и духовные аспекты человеческой жизни. Природа «идеального». Объективная и субъективная реальность. Внутренний мир человека как особый род бытия. Материализм и «идеализм» - альтернативные способы миропонимания. Объективный, субъективный, религиозно-философский идеализм. Принципы философского материализма: материальность мира, единство материи и движения, ее упорядоченность, детерминизм. Распространение материалистических объяснений на все более сложные виды реальности. Трудности этого процесса: редукционизм и уникализм. Историческое развитие материализма. «Двойственность» бытия. Проблема альтернативных философских «стратегий» мироуяснения. Становление и развитие научной картины мира. Формирование идеи саморазвивающейся и самоорганизующейся Вселенной. Основные научные космологические модели.
Тема 11. Учение о развити. (Теория диалектики) Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок: упорядоченность и гармоничность. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию. История метафизического метода. Догматика и эклектика как разновидности метафизики. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Взаимодействие диалектики и метафизики. Софистика, схоластика, формализм. Категории, принципы и законы развития. Их отражение в теории диалектики. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании и обществознании.
Тема 12. Природа человека и смысл его существования. Философская антропология Проблема человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Человек как родовое существо. Объективистские (природо-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.). «Природное» (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Духовность и бездуховность. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепция предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время. Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Талант как социокультурный феномен. Понятие свободы и его эволюция. Взгляд на свободу с позиции технократических и бихевиористских концепций. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора. Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм. Обезличенность культуры. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. История антропологических взглядов и учений. Антропологическая константа философии XX века.
Тема 13. Учение об обществе (социальная философия) Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Социальное государство. Культура и цивилизация: критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций. Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Специфика необходимости в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности. Проблема типологизации исторического процесса. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Н.Бердяев, Н.Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж.А.Кондорсе, Ж.Ж.Руссо). Человек в историческом процессе. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимул и потенциал общественного развития.
Тема 14. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология) Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма. Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально «ценное» и моральная «ценность». Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей. Модификация эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.
Тема 15. Проблема сознания Сознание к ак субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Попытки определения сознания в истории философии. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема «искусственного интеллекта». Взаимосвязь «психического», интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Активность сознания и особенность ее проявления. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.
Тема 16. Теория познания (гносеология) Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность. Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Понятие, суждение, умозаключение. Законы формальной логики. Аналогии. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия. Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.
Тема 17. Научное познание Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Парадигма (Т.Кун), исследовательская программа (И.Лакатос), картина мира, научная революция. Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Значение эвристических методов исследования. Формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение. Специфика социального познания. Модели исторического объяснения. Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки). Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
Тема 18. Философские проблемы науки и техники Проблема классификации наук. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизация; теоретизация; описания и его видов: математизация; компьютеризации; единства наук; общности идеалов и норм научности. Онтологические проблемы современной науки: уровнем организации реальности; ее единства и многообразия; системность организации природы, общества, человека и культуры; редукционизм; детерминизм; глобальный эволюционизм; единая картина мира. Аксиологические проблемы современной науки: суверенность науки; нравственный облик ученого; социальные последствия внедрения научных открытий; ответственность ученого за выбор методов исследования и его результаты. Философские проблемы естественных, точных, технических, социальных и гуманитарных наук. Научное познание и инженерия: общее и особенное. Технические науки: фундаментальные и прикладные. Структура технической теории. Инженерная и гуманитарная философия техники. Этические кодексы инженерных сообществ и форм.
Тема 19. Будущее человечества (философские аспекты) Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития.
5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ (в течение 3-го и 4-го семестров)
Всего: 85 час. Из них: 51 час. - лекции; 34 час. - семинарские занятия
3-й с е м е с т р
6. ЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
|