Цель работы – рассчитать объем 0,1 N раствора соляной кислоты, необходимый для нейтрализации 1 л сточной воды.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Лабораторные работы по промышленной экологии Учебное пособие Владивосток 2010
Лабораторные работы по промышленной экологии Учебное пособие
Владивосток Издательство Дальневосточного университета УДК 37.047:574 Рекомендовано научно-методическим советом ББК 24.4+28.088 Института химии и прикладной экологии А Дальневосточного государственного университета
Рецензенты:
Арефьева, О.Д. А Лабораторные работы по промышленной экологии: учебное пособие / О.Д. Арефьева, В.В. Короченцев, А.В. Ковехова, А.А. Ковшун. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. – 48 с.
ISBN
Лабораторные работы по промышленной экологии предназначены для бакалавров, обучающихся по направлению 280200.62 – Защита окружающей среды. Приведены лабораторные работы по методам очистки сточных вод. Рассмотрены методы нейтрализации сточных вод, очистки гальванических стоков, обессоливания морской воды и устранения карбонатных отложений. Описаны методики определения контролируемых показателей. Может быть полезно студентам высших учебных заведений, изучающих дисциплины природоохранного профиля.
УДК 37.047:574 А ББК 24.4+28.08
ISBN © Арефьева О.Д., Короченцев В.В., А.В. Ковехова, Ковшун А.А., 2010 © Издательство Дальневосточного университета, 2010 Оглавление
Предисловие. 5 1 Нейтрализация сточных вод. 6 2 Очистка промышленных стоков гальванопроизводств. 9 2.1 Роданидный метод определения железа. 15 2.2 Определение содержания хрома с применением дифенилкарбазида. 17 3 Обессоливание воды ионитами. 20 4 Предотвращение карбонатных отложений. 25
4.1 Определение общей щелочности. 29 4.2 Определение содержания ионов кальция. 31 4.3 Определение сухого и прокаленного остатка. 33 Список литературы.. 36 Приложение А Температурные поправки а при нагреве охлаждающей воды.. 37 Приложение Б График для определения рН равновесного насыщения воды карбонатом кальция. 38 Приложение В Рабочая программа дисциплины «Промышленная экология». 39
Предисловие
С середины XX века в связи с участившимся воздействием на природу проблемы экологии приобретают особую важность. Экология как общебиологическая дисциплина становится научной основой рационального природопользования. Происходит экологизация различных отраслей наук – процесс последовательного внедрения решений, повышающих эффективность использования природных ресурсов. В высшем профессиональном образовании помимо естественнонаучных направления и специальностей («Экология», «Биоэкология», «Природопользование», «Геоэкология», «Экологическая геология») были введены направления и специальности в области техники и технологии, направленные на отдельные аспекты безопасности жизнедеятельности, природоустройства и защиты окружающей среды. Для комплексного решения проблемы защиты окружающей среды Министерство образования включило в перечень направлений подготовки высшего профессионального образования направление «Защита окружающей среды». Основными областями деятельности выпускников данного направления являются снижение риска антропогенного воздействия на окружающую среду, организация и управление природоохранной работой на предприятии. Отличительной особенностью подготовки инженерно-экологических кадров на сегодняшний день является то, что образование не сводится к анализу негативных последствий хозяйственной деятельности человека. Специалисту необходимо понимать взаимоотношения в системе «общество – хозяйство – природа».
Умения и навыки природоохранной деятельности будущие инженеры-экологи получают не только при изучении теоретических основ дисциплин, но и на лабораторных занятиях. Полученные умения и навыки направляются на разработку и практическую реализацию природоохранных мероприятий производственно-технического, экономического и административно-правового характера. «Промышленная экология» как ведущая и основополагающая дисциплина подготовки инженеров-экологов показывает взаимосвязь промышленного производства со средой обитания. Целью промышленной экологии является охрана окружающей среды путем рационального и комплексного использования сырьевых ресурсов в цикле первичные сырьевые ресурсы – производство – потребление – вторичные сырьевые ресурсы. Достигается цель химическими, экологическими и технологическими методами. Теоретический материал дисциплины «Промышленная экология» разбит на 3 модуля (Приложение В). Теоретические знания закрепляются на лабораторных занятиях и расчетно-практических занятиях. В настоящем учебном пособии приведены лабораторные работы, которые выполняются студентами при изучении дисциплины «Промышленная экология». В каждой работе даны рекомендации для выполнения, цель работы и краткое теоретическое обоснование. Нейтрализация сточных вод
Кислые и щелочные воды перед выпуском в водоем или подачей на биологические очистные сооружения должны быть нейтрализованы. Кроме того, нейтрализация сточных вод необходима для предотвращения коррозии трубопроводов, канализационных сооружений. Применяют следующие способы нейтрализации: 1) взаимная нейтрализация кислых и щелочных сточных вод (если они имеются на данном предприятии); 2) нейтрализация реагентами; 3) фильтрование через нейтрализующие материалы: известняк (CaCO3), доломит (CaCO3·MgCO3), магнезит (MgCO3), обожженный магнезит (MgO). Метод взаимной нейтрализации кислых и щелочных сточных вод широко используется на предприятиях химической промышленности. Вследствие различного режима образования и сброса этих вод применяют регулирующие и усредняющие устройства, с помощью которых сточные воды равномерно выпускаются в канализацию, и обеспечивается максимальное использование кислых или щелочных агентов, содержащихся в сточных водах.
Способ нейтрализации путем фильтрования сточных вод через нейтрализующие материалы не получил широкого распространения в отечественной промышленности из-за возникающих эксплуатационных трудностей, обусловленных слеживаемостью и цементированием загрузки, выносом частиц с нейтрализованной водой и т.д. При наличии на предприятии только кислых или щелочных сточных вод их нейтрализацию проводят реагентами. Цель работы – рассчитать объем 0,1 N раствора соляной кислоты, необходимый для нейтрализации 1 л сточной воды.
Реактивы и оборудование 1) рН-метр; 2) пипетка Мора, 10 мл; 3) химический стакан, 50 мл; 4) бюретка; 5) соляная кислота, 0,1 N.
Порядок выполнения работы 1. Изучить технику работы с pН-метром; 2. Включить рН-метр; 3. Взять пипеткой Мора 10 мл пробы воды и перенести ее в стакан для титрования; 4. Заполнить бюретку для титрования 0,1 N раствором соляной кислоты; 5. Прилить из бюретки в стакан с пробой воды 1 мл раствора соляной кислоты и перемешать; 6. Измерить значение рН раствора и занести в таблицу; 7. Повторить операцию 15-20 раз до достижения рН раствора 1-2; 8. Построить таблицу по образцу таблицы 1. Таблица 1 – Результаты рН-метрического титрования сточной воды 0,1 N раствором соляной кислоты
При построении таблицы 1 необходимо учитывать, что VHC1 нужно считать с учетом предыдущих порций добавленной кислоты. 9. Построить дифференциальную кривую титрования в координатах по образцу рисунка 1. Рисунок 1 – Дифференциальная кривая титрования сточной воды 0,1 N раствором соляной кислоты
10. По дифференциальной кривой титрования найти объем HCl в точке эквивалентности; 11. Рассчитать объем 0,1 N раствора НС1, необходимый для нейтрализации 1 л сточной воды по формуле
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|