Японская индустрия робототехники
Оглавление Существенная часть экспорта приходится на: 1 Несколько слов о конкурентоспособности. 1 Японская индустрия робототехники. 2 Параметры факторов Японии. 3 Условия спроса. 3 Родственные и поддерживающие отрасли. 4 Ключевые национальные экономические проблемы в Японии. 5 Образование. 6 Научные исследования на базе университетов. 7 Условия спроса. 7 Система посредников. 7 Здравоохранение. 8 Услуги. 8 Непродуктивные отрасли. 8 Цели. 9 Стратегия компаний. 10 Конкуренция. 11 Торговля. 11 Вывод. 12 Существенная часть экспорта приходится на: Кондиционер Домашняя и автомобильная аудиоаппаратура Углеродные волокна Нетканые синтетические материалы Факсимильная техника Автопогрузчики Аппаратура СВЧ и спутниковой связи Музыкальные инструменты Оптические приборы и их элементы Промышленные роботы Полупроводниковые приборы Швейные машинки Судостроение Шины для автобусов и грузовых автомобилей Грузовые автомобили Пишущие машинки Видеомагнитофоны Часы
На эти отрасли приходится свыше 20% всего экспорта в Японии. Парадокс: В Японии спрос на пишущие машинки с латинским шрифтом практически равен нулю, тем не менее, японский экспорт и зарубежные инвестиции в этой области весьма значительны.
Несколько слов о конкурентоспособности Конкурентное преимущество позволяет фирмам играть главенствующую роль в данной отрасли. Оно делится на два основных вида: более низкие издержки дифференциация товара Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация – это способность обеспечивать покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Влияние национальных условий: Страна имеет успех в тех отраслях, где ее преимущества национальной базы имеют вес в других странах и где усовершенствования и нововведения предварят международные потребности. Страны добиваются успеха в тех отраслях, где отечественные фирмы конкурируют глобально, поощряемые правительством или под давлением обстоятельств. В поисках детерминантов конкурентного преимущества стран в разных отраслях нужно определить условия в стране, благоприятствующие успеху в конкуренции. Японская индустрия робототехники Япония - ведущий в мире изготовитель и экспортер промышленных роботов. В 1988 году приблизительно 300 японских фирм производили роботов на общую сумму в 300 млрд. иен (около 2,3 млрд. долл.)73. В середине 80-х годов японские компании выпускали свыше 50% промышленных роботов в мире. Экспорт роботов из Японии далеко превосходил их вывоз из любой другой страны и при этом продолжал стремительно расти. На экспорт шло около 20% продукции на сумму в 60 млрд. иен. Другими крупными производителями роботов были США, Германия, Швеция и Италия, но ни одна из них не могла сравниться с Японией. Вывод: Америка первой создала индустрию робототехники и первой сделала в ней важные изобретения. Однако начиная с 60-х годов Япония заняла доминирующее положение в этой жизненно важной области. Восхождение Японии наглядно свидетельствует о том, что сами по себе изобретения без благоприятного конкурентного "ромба" не ведут к промышленному успеху. Первыми создавать новую отрасль начали американские фирмы. И примечательно, что среди первопроходцев оказались компании, начинавшие "с нуля", отражая характерную для Америки атмосферу, создаваемую поднимающимися как на дрожжах новыми отраслями бизнеса. Однако на этом в основном и завершилось американское конкурентное преимущество. В Японии раньше, чем в других странах, возник спрос на роботы, причем гораздо более разнообразный и требовательный, распространившийся затем на весь мировой рынок. Отдельные неблагоприятные факторы на рынке рабочей силы (нехватка квалифицированных рабочих, рост зарплаты, а также повышение курса иены) способствовали непосредственному росту и совершенствованию производства и продукции робототехники, удовлетворявшей спрос на нее на внутреннем рынке. Японские фирмы стремились производить роботы многоцелевого назначения, в то время как американские фирмы создавали сложные роботы для использования в ограниченных целях и в нетрадиционных условиях.
Вновь возникавшие японские фирмы приходили в отрасль из числа покупателей, поставщиков или из родственных производств. Подключались и небольшие, только что возникшие компании. Большинство из вновь пришедших имели опыт в использовании новейших роботов и приобрели опыт по их изготовлению уже на самом предприятии. Японская отрасль выросла до мирового уровня, по существу, начиная с уровня каждого поставщика. Ни одна другая страна не смогла создать такой кластер. Тесные связи фирм - изготовителей роботов с поставщиками и покупателями объяснялись тем, что каждый из них зачастую совмещал в себе все три функции, что ускоряло нововведения. Внутренняя конкуренция была острой, что стимулировало быстрое совершенствование продукции, снижение цен и выход на новые рынки. Большое число отечественных конкурентов вынуждало японские фирмы обновлять производство и продукцию, переходить на изготовление все более совершенных роботов. Конкуренция стимулировала также усилия по созданию благоприятных факторов как внутри отрасли, так и вне ее. Условия спроса в Японии были настолько благоприятными, что экспорт приобрел решающее значение лишь в последнее время. Но насыщение внутреннего рынка, как и следовало ожидать, нацеливало на перспективу овладения внешним. Удорожание иены за последние годы лишь удваивало усилия японских фирм по расширению производства роботов. Японские производители роботов активно ищут новые области внедрения роботов. В отличие от них, американские предприниматели по-прежнему остаются на ранних этапах первоочередного внедрения передовой производственной технологии и техники, что едва ли создает условия, способствующие успеху производителей американского заводского оборудования.
Японское правительство играло скромную роль в этой важной отрасли, типично для истории промышленных успехов современной Японии. В достижении преимуществ в результате конкурентной борьбы за инновации в отрасли воздействие правительства носило косвенный характер. В области производства роботов политика правительства велась в направлении улучшения условий спроса и стимулирования усилий по созданию благоприятных для отрасли факторов. В настоящее время японские фирмы по производству робототехники ведут конкурентную борьбу в условиях, которые настолько стимулируют стремление к новизне и обновлению, что вряд ли существует угроза их лидерству. Параметры факторов Японии Бедность природных ресурсов (стимулировали перевод японской промышленности на современный и более высокий уровень) Гористая местность – благоприятные условия для выработки гидроэнергии (на стартовом этапе развития) Большое количество природных портов Большой запас человеческих ресурсов Квалифицированное образование Небольшой стартовый капитал (поражение во второй мировой войне) Особенности характера (дисциплинированность, трудолюбие, работа в коллективе) Сотрудничество японцев в некоторых отраслях с немецкими учеными (производство оптических инструментов) Японские компании являются главным источником научных исследований в стране Открытость экономической информации, т.е. можно получить любые данные о тех отраслях и производственных сферах, в которых Япония достигла определенных успехов. Географическое положение, т.е. выход, прежде всего на азиатский рынок, плохо освоенный западными компаниями. Далее вынужденное развитее техники перевозок и снабжения (контейнеризация).
«Территориальная скудность» (just in time – малая потребность в складских помещениях) Ревальвация (рост курса иены, начиная с 1973г.) привела к интенсивным поискам японскими компаниями способ компенсации имеющегося у них преимущества (повышение производительности благодаря автоматизации) History: Каждое из потрясений (нефтяной кризис, введение Никсоном дополнительных импортных пошлин, рост курса иены), по существу, давало дополнительный толчок к прогрессу и модернизации японской промышленности. Они по-разному сказывались на Японии. Встречаемые с тревогой и пессимизмом, каждый из этих кризисов вызывал очередную волну технических нововведений в японской экономике. Если бы этих потрясений не происходило, японцам самим пришлось бы их изобрести.
Условия спроса Многие отрасли, в которых Япония добилась успеха благодаря своему непропорционально развитому внутреннему рынку, отражают необычайно высокий спрос. Примером тому являются все отрасли, которые отмечены выше: сталелитейная (Япония перестраивалась), кораблестроение (в стране огромные потребности на корабли, что вызвано удаленностью и необходимостью импортировать нефть и другое сырье), производство мотоциклов (которые широко применялись в качестве транспортного средства), выпуск швейных машинок (1,1 из 1,7 млн. швейных машинок, существовавших до войны, были уничтожены; в первые послевоенные годы многие жители сами шили себе одежду; отрасль получила высокий экспортный потенциал). По мере роста и расширения японской экономики особо высокий внутренний спрос на промышленную продукцию привел к выпуску роботов, копировальной техники, керамических изделий и полупроводников. В частности, повышенный спрос на чипы памяти и интегральные схемы связан с сильными позициями Японии в области бытовой электроники, часовых изделий, выпуске кино-, фототехники и офисного технического оборудования. Все эти изделия требуют широкого использования чипов16. Однако везде "домашний пирог" делится несколькими японскими компаниями. Поэтому компаниям некогда почивать на лаврах, несмотря на огромный внутренний рынок. Японские фирмы постоянно в поисках нового. Они стремятся интернационализировать производство. Темпы выхода на рынок (и его насыщения) в Японии очень высоки. В потребительских товарах быстрый поток информации, желание иметь новейшую модель по причине ее престижности, культурная гомогенность - все это является побудительным мотивом для покупок. Среди потребителей промышленной продукции ожесточенная внутренняя борьба в своих отраслях и постоянное стремление к копированию побуждают компании быстро реагировать, если кто-то из лидеров покупает новый вид продукции или услуг. Один из результатов ускоренного внедрения - взрывоподобный внутренний рост. Это побуждает компании в целях сохранения доли на рынке осуществлять крупные инвестиции в максимально экономически эффективных размерах.
Зеркальным отражением ускоренного внедрения является быстрое насыщение рынка. В конце 60-х годов японский рынок был насыщен большинством товаров, в то время как в других странах рынки продолжали насыщаться. Быстрое внутреннее насыщение ведет к постоянному поиску конкурирующих между собой японских компаний, к внедрению новых моделей и образцов. Ведется борьба и за сокращение времени на запуск новых видов продукции и различных модификаций. Японский рынок становится ведущим индикатором условий, которые будут превалировать повсюду. Внутреннее насыщение неизбежно оказывает влияние на экспортную стратегию, поскольку компании изо всех сил стремятся компенсировать внутренние потери и загрузить излишние мощности. Почти в каждой из рассмотренных отраслей экспорт существенно возрастал только там, где внутренний рынок был уже насыщен. Еще более важной, чем размер и темп роста национального рынка, является сегментарная структура спроса. Япония, как и Соединенные Штаты, имеет многообразные климатические и геологические условия. В ней также удивительно переплетаются современная и отсталая инфраструктуры, порождающие как бы двоякую структуру спроса. Эти обстоятельства заставляют японские фирмы работать на два фронта, что зачастую ведет к занимательным производственным комбинациям. Выпуск грузовиков соседствует с изготовлением покрышек для тех же грузовиков и автобусов, грузоподъемников. Плохие дороги и тенденция к перегрузкам, ограниченность пространства делают товары, произведенные для японского национального рынка, хорошо приспособленными для продажи в развивающихся странах, особенно в Азии. И японские производители очень преуспели в этом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|