Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные исследования на базе университетов.

Для обеспечения устойчи­вого экономического прогресса все более необходимым становится укрепление фундаментальных исследований и исследований во вновь возникающих обла­стях. Научно-исследовательская система Японии должна быть существенно расширена и поставлена вне зависимости от крупных корпораций. Недостаю­щее ее звено - это университетские исследовательские программы. С точки зрения дальнейшего развития всей совокупности исследовательских работ и инновационного процесса необходимость фундаментальных исследований будет возрастать. Университетские исследовательские центры могут также служить потенциальной питательной средой для возникновения новых пред­принимательских идей и местом, где высококвалифицированные ученые осваивают проблемы производства.

Японским компаниям следует более активно устанавливать связи с уни­верситетами. Проведение исследований совместно с университетскими уче­ными - явление редкое. Денежные вклады и творческое содействие послужат необходимым дополнением к государственным средствам. В настоящее время начинает разворачиваться научное сотрудничество, например, компьютерный проект TRON (операционная система реального времени "Nucleus"), пока недо­статочно эффективный. Университеты, такие как Токийский, вводят курсы, финансируемые компаниями. Усилия такого рода заслуживают распростра­нения.

Составной частью процесса развития университетских учебных программ и научных исследований явится освобождение от ограничений, зачастую до­вольно строгих, деятельности государственных университетов и их факуль­тетов. Министерству образования, подобно МИТИ, следует освоить более гиб кую, менее инструктивную роль. В то же время важно поощрять и поддержи­вать развитие частных университетов с их свободой эксперимента и нововве­дений.

Условия спроса.

Условия спроса возглавляют процесс экономического развития передовых стран. Рост благосостояния Японии сам по себе подсте­гивает развитие экономики, создавая и расширяя спрос на передовые товары и услуги. В устранении барьеров на этом пути свою роль играет правительство. Расширение свободного времени уже стимулирует развитие новых производств и услуг. И фирмы, и правительство должны стремиться финансировать эти позитивные процессы. Особое значение имеет улучшение жилищных условий, так как оно расширяет спрос на продукцию многочисленных новых произ­водств, которые могут в ближайшем будущем успешно развиваться на между­народном уровне (например, электронные охранные системы для дома и ком­пактные ванные блоки). Затраты на улучшение условий жизни приносят двой­ную пользу. Капитальные вложения в такие области, как транспорт, телекомму­никации, здравоохранение, учреждения в сфере культуры и др., не только улуч­шают жизнь народа, но и форсируют модернизацию в отраслях, поставляющих соответствующее оборудование.

Прочие факторы, ограничивающие условия спроса в Японии, перечислены ниже.

Система посредников.

Анахроничная система оптовой и розничной торговли в Японии будет все более значительным барьером для выхода на международ­ный рынок зависимых от нее отраслей. К примеру, при производстве расфасо­ванных потребительских товаров японским компаниям придется осваивать мировой опыт маркетинга. В развитии отраслей, опирающихся на каналы по­средников, не соответствующие мировому уровню, Японию ожидают трудно­сти. Искусственные препятствия в модернизации систем оптовой и розничной торговли потребуется устранить. Тем самым будет достигнуто прямое повы­шение продуктивности национальной экономики, а также будут созданы усло­вия для расширения импорта, что может дать аналогичный положительный эффект.

Здравоохранение.

  Система здравоохранения в Японии устроена таким образом, что она снижает скорость обновления в производстве и соответствую­щей сфере услуг. Эта обширная сфера важна для социального благополучия и эффективности всей экономики, и важность ее будет возрастать, так как перед Японией наиболее остро из всех развитых стран стоит проблема старения. Япония будет сталкиваться с неблагоприятными явлениями в этой области до тех пор, пока обеспечение оборудованием и обслуживание не станут более эффективными, гибкими и разнообразными. Следует ослабить централизован­ный контроль. Только тогда поставщики будут выявлять наиболее насущные потребности для достижения конкурентных преимуществ на мировом рынке.

Услуги.

Процесс развития в передовых странах отчасти зависит от растущей международной роли услуг. Многие отрасли сферы услуг в Японии успешно развиваются на внутреннем рынке, но не могут занять значительных позиций на международном рынке. Это ограничивает развитие промышленных класте­ров и возможности повышения уровня экономики. Японские фирмы, работающие в области услуг, пользуются возрастающими потенциальными преимущест­вами благодаря присутствию за границей большого числа японских граждан и японских многонациональных компаний. Однако эти отрасли, к примеру в банковском деле и торговле, пока недостаточно динамичны, чтобы активно расширять иностранную клиентуру.

Чтобы преуспеть в области услуг на международном уровне, требуются не только определенные усилия по обслуживанию иностранных клиентов, но также и лучшее знание языков, более высокая систематизация сервисных функ­ций, углубленное использование информационных технологий (в чем Япония отстает), а также расширение капиталовложений в зарубежные предприятия и подготовка квалифицированного персонала.

Кроме того, исходящие от правительства и другие препятствия, сдерживаю­щие конкуренцию и динамизм в сфере посредничества, в строительстве, финан­совом обслуживании и других отраслях услуг, должны быть смягчены, в про­тивном случае они будут мешать международному успеху. К сфере услуг применим тот же самый принцип, что и к промышленности. В отсутствие ак­тивной конкуренции и возможностей обновления внутри страны японские фирмы, работающие в области услуг, будут иметь мало шансов достичь успеха за рубежом.

Непродуктивные отрасли.

Как сказано выше, в Японии представлены два типа экономики. Японская экономика включает в себя одновременно некото­рые из наиболее эффективных отраслей в мире, способных динамично разви­ваться, и обширные области, производительность в которых низка. Выше уже упоминались сферы посредников и розничной торговли. Недостаточно высока производительность многих других отраслей услуг, и среди них гигантская строительная отрасль. В строительстве, как и во многих других отраслях, широко распространены картели и другие явления, препятствующие конку­ренции7.

Но данная проблема не сводится только к услугам. В области сельскохо­зяйственного и промышленного производства Япония также значительно отстает от ведущих конкурентов как по производительности, так и по каче­ственным показателям. Многие из этих отраслей по тем или иным причинам изолированы от внутренней и международной конкуренции. Примерами могут служить нефтепереработка, выплавка алюминия, производство табачных изделий, пищевых продуктов, бумаги, волокон и значительная часть химиче­ских производств. Во многих из этих отраслей картели для противостояния рецессии и для целей рационализации, санкционированные МИТИ, позволяют выживать неконкурентоспособным предприятиям и решительно блокируют импорт. Лишь немногие из большого числа отраслей, в которых допускается существование картелей, достигают впоследствии значительных позиций на международном рынке.

Наличие таких крупных низко производительных отраслей снижает продук­тивность экономики Японии в целом. По средней производительности Япония заметно уступает таким странам, как США и Германия. По данным одного из исследований, в промышленности Японии средняя производительность одного человеко-часа была в 1985 году на 32% ниже, чем в США8. Тормозящий эффект непродуктивных отраслей создает все более серьезные трудности, которые не сможет преодолеть даже быстрое развитие отраслей, конкурентоспособных на международном уровне. Как показано в таблице 7-1, общие темпы роста произ­водительности в Японии невысоки. В итоге страдает уровень жизни в стране.

Одно из действенных средств в этой ситуации - открыть непродуктивные секторы экономики для конкуренции. Другое средство - развитие торговли. Для быстрого подъема производительности Япония должна больше импорти­ровать. Как показано в главе 1, импорт и стимулирует повышение производи­тельности во внутренних отраслях, и высвобождает ресурсы (трудовые и фи­нансовые) для расширения более продуктивных производств. Импорт в Японии в 1987 году составлял 6,9Й валового внутреннего продукта. Это меньше, чем во всех рассмотренных нами странах, включая США (9,5^с). Уровень импорта в японскую экономику сохраняется практически неизменным в течение десяти­летий, в то время как в других странах этот показатель значительно возрос. Увеличение масштабов импорта будет иметь значение не только для торговли, о чем поговорим позднее, но и для повышения благосостояния Японии. Когда в конце 80-х годов началось увеличение импорта, в Японии доминировало глубоко укоренившееся мнение, что импорт - явление нежелательное. Прео­доление этого стереотипа - одна из предпосылок дальнейшего экономического развития страны.

Цели.

В преуспевающих странах, по-видимому, неизбежна тенденция к смещению целей отдельных лиц, инвесторов и компаний, что угрожает дина­мизму производства. Риск такого смещения, обусловленного в немалой степени самим процветанием, будет для Японии все более серьезной проблемой.

Увеличение доходов и быстрое накопление богатства грозят тем, что у японцев начнут меняться мотивации. Многие в Японии отмечают снижение стремления молодежи работать на заводах или брать на себя обязательства, связанные с собственными компаниями. Возрастает текучесть кадров среднего звена. Результаты недавнего обследования свидетельствуют о сокращении доли выпускников университетов в области естественных и технических наук, желающих работать в промышленности, в то время как доля стремящихся в сферу финансов, страхования и недвижимости удвоилась с 1986 года9. Предме­том заботы для японцев также может стать увеличение существующего богат­ства вместо создания нового, и либерализация выбора в инвестиционных делах будет только стимулировать этот сдвиг. Значение мотивации деятельности на рабочем месте будет снижаться.

Новое поколение менеджеров становится у руля японской промышлен­ности. Во многих случаях они занимают места основателей фирм или предпри­нимателей, создавших компании после войны. Есть риск того, что личностное начало и созидательный напор будут заменены коллективным управленчеством и консерватизмом.

Компании могут также предпочесть делать деньги на рынке ценных бумаг, на спекуляции недвижимостью и покупке компаний, чем создавать новые виды продукции и вводить в действие новые процессы. Кроме того, недавнее обсле­дование показало, что 55% из 1010 фирм, чьи акции продаются на Токийской фондовой бирже, получают прибыль от так называемых "денежных игр", что является рекордно высокой цифрой10. Подобный сдвиг будет задерживать производственные инвестиции и нововведения. Изобилие может увеличить риск снижения заинтересованности в экономике. Ведь для того, чтобы эконо­мика продолжала развитие, крупные капиталы должны использоваться продук­тивно.

Эволюция японского рынка капитала, происходящая отчасти под воздей­ствием перемен на мировом финансовом рынке, могла бы оказать серьезное влияние на цели японских инвесторов и, соответственно, компаний. Инсти­туционные инвесторы без права голоса в управлении обретают все большее влияние на японском рынке ценных бумаг. После десятилетий пассивности они начнут получать все более высокие прибыли. На долю "большой четверки" японских фирм, занимающихся ценными бумагами ("Номура", "Дайва", "Ник-ко", "Ямаичи"), приходится до 80Й операций Токийской фондовой биржи. Их интересы гораздо больше сконцентрированы на торговле (посреднической дея­тельности), чем у банков и страховых компаний. Покупка и продажа акций институционными инвесторами несколько возрастает.

До сих пор расширение японского рынка ценных бумаг обеспечивало при­влекающие вкладчиков доходы с акций. Однако развитие рынка капитала при увеличении числа иностранных держателей акций может привести к сокраще­нию вложений в японские компании.

В регулировании рынка капитала целесообразно избегать создания такого же предубеждения к кратковременному повышению цен, а также слияний по финансовым соображениям, которые начали доминировать на рынках Америки. Налоговая политика должна также обеспечивать соответствующие побудитель­ные мотивы для инвесторов. Стремление облагать налогом приращение долго­срочных капиталовложений в Японии может оказаться контр продуктивным.

Стратегия компаний.

  Японские компании уже начали движение от страте­гии цен к стратегии дифференциации и к более высоким уровням технологи­ческих нововведений. Их очередной проблемой будет продвижение к следую­щей стадии глобальных стратегий. Первая стадия заключается в экспорте про­дукции, произведенной внутри страны. Следующая стадия - распространение деятельности, включая не слишком сложное производство, за границу. Побуж­даемые повышением стоимости иены, японские компании начали этот процесс очень рано. Риск заключается в том, что иностранные дочерние компании, будучи однажды созданы, становятся затем автономными образованьями. Именно это и произошло со многими европейскими и американскими много­национальными компаниями. Этому можно противопоставить координацию и интеграцию деятельности дочерних компаний.

Еще одной важной областью стратегии будет движение к диверсификации. Японская промышленность обладает уникальной способностью через внутрен­нюю диверсификацию внедряться в родственные отрасли, что открывает бле­стящие перспективы для создания конкурентных преимуществ. Имеются, однако, признаки того, что сочетание обстоятельств, которых следовало ожи­дать, начинает вносить изменения в эту картину.

Японские фирмы аккумулируют большие резервы наличных денег, кото­рые превосходят их возможности по созданию новых предприятий внутри страны. Дивиденды, выплачиваемые японскими компаниями, невелики, так как для финансирования роста необходимы реинвестиции прибылей. Поскольку выплаты не растут (а некоторое давление в пользу увеличения дивидендов увеличивается под влиянием повышающейся выручки от продажи акций), медленно, но последовательно потребность в размещении капитала повлечет за собой появление несвязанных (конгломератных) форм диверсификации. Это уже происходит в крупных японских компаниях. "Сони", например, стала заниматься страхованием жизни, тогда как "Нью ниппон стил" - торговлей по каталогам. В то же время слияния и поглощения компаний становятся все более обычным делом. Число слияний среди японских компаний возросло со 140 в 1984 году до 223 в 1988-м, тогда как поглощение японскими фирмами иностранных возросло за тот же период с 44 до 31511.

Если такое движение будет расширяться, как это происходит в США с 70-х годов, опыт подсказывает, что, соответственно, будут замедляться темпы обновления в японской экономике. Произойдет смещение акцента на приоб­ретение и продажу активов вместо осуществления инвестиций, требуемых для достижения конкурентных преимуществ. Становится все более очевидным, что ставка на несвязанную диверсификацию, неважно какова ее национальная принадлежность, себя не оправдывает. Примеры из японского опыта, рассмот­ренные выше, завершились неудачей, и этого следовало ожидать.

Конкуренция.

Интенсивное соперничество, характерное для преуспеваю­щих на международном рынке секторов японской экономики, является более хрупким, чем может показаться. В то же время компании, для которых привыч­ными стали международный успех и накопление значительных ресурсов и экономической мощности, могут начать терять вкус к конкуренции. Компании, сталкивающиеся со зрелым рынком, могут оказывать давление на правитель­ство с целью получения поддержки. В условиях, когда слияния становятся более распространенными и увеличивается давление со стороны рынка ценных бумаг, может начаться консолидация производств. Объявленное в 1989 году объединение банков "Мицуи бэнк" и "Тайо Кобе бэнк", в результате которого образовался второй по величине банк Японии, могло бы служить знамением наступающих времен. В то же время для других крупных частей экономики, как уже отмечалось, становится привычным неучастие в конкуренции, и они будут противостоять переменам.

Энергичная конкуренция, типичная для многих отраслей в Японии, создает впечатление об относительно невысокой значимости антитрестовского законо­дательства. Вряд ли так будет всегда. Еще недавно в Японии крупными про­мышленными группами активно создавались картели. И еще совсем недавно японское правительство делало попытки ограничить вхождение в них или способствовать консолидации в важных отраслях. МИТИ до сих пор склонно санкционировать "рецессионные картели", защищая тем самым неэффектив­ных конкурентов. Очевидно, что такая политика имеет небольшие шансы в плане развития продуктивных отраслей, не говоря уже о международном успехе.

Большое значение имеют антитрестовские законы, существующие в Японии со времен второй мировой войны, особенно в отношении слияний. Необходимо устранить факторы, сдерживающие конкуренцию в промышленности и сфере услуг. Для поддержания жизнеспособной экономики важно также разрушить исходящие от правительства и другие барьеры на пути развития импорта. Воз­можно, что единственным, самым крупным вызовом для Японии в свете прош­лых успехов являются сохранение и расширение конкуренции.

Торговля.

Успехи японского экспорта привели к трениям в различных отраслях. В поисках решений этих проблем превалируют переговоры о согла­шениях по "упорядочению торговли" или введению других ограничений экс­порта из отдельных стран. Обычно в отношении японского экспорта ориенти­руются на исторически сложившиеся пропорции.

Такой метод разрешения трений в торговле несовершенен. Он способствует сохранению статус-кво и ведет к снижению остроты соперничества в японской промышленности. Расширение такого подхода ставит под угрозу жизнеспособ­ность японской конкуренции. В то же время пока относительно замкнутый японский рынок, формально не защищенный при всей обманчивости простых сопоставлений торговых барьеров, делает Японию уязвимой перед более еди­ной Европой и более агрессивными США.

Наиболее удачным для Японии с точки зрения сглаживания торговых противоречий является развитие импорта. Это не только смягчает давление протекционизма, но и, как уже обсуждалось, помогает росту производитель­ности японской экономики. Из всех соображений в отношении импорта наихуд­шим является господствующая в Японии точка зрения об импорте как о сред­стве, необходимом только для умиротворения иностранных партнеров. На современной стадии развития экономики Японии ставки возрастают. Введены в действие в конце 80-х годов, а также находятся на рассмотрении беспреце­дентные мероприятия по поддержке импорта, такие как создание Японского экспортно-импортного банка и налоговые рычаги для поощрения закупки импортных товаров. Таким мерам придается приоритетное значение.

Вывод

Сложившаяся в Японии экономическая среда до сих пор не ставила на повестку дня необходимость политических инициатив во многих из затронутых выше вопросов. Значительные секторы экономики характеризуются расцветом конкуренции. Инвесторы являются постоянными держателями акций. Менед­жеры почти пренебрегают кратковременными колебаниями стоимости акций в интересах долговременных вложений в развитие компаний. Ничто не вечно, в том числе и это благоденствие.

У японцев начинает создаваться преувеличенное представление о преиму­ществах их системы конкуренции. В такую же самонадеянность в свое время впали американцы, результатом чего явилась замедленная реакция на значи­тельные изменения и в стране, и в системе международной конкуренции. Несомненно, что японская промышленность будет эволюционировать. Страте­гия компаний и правительственная политика должны эволюционировать вместе с ней.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...