Вынимаем тонкий стволик и камеру ХопАпа
Самый лучший привод тот, который ты подготовил своими руками.
Расклад тут такой. Страйкбол, исключительно, хобби. Привода шаманю себе и друзьям. С удовольствием помог бы народу, но времени катастрофически не хватает.
Статей о том, как разобрать гирбокс 3-ей версии на просторах сети предостаточно, но для новичка, впервые взявшего привод и отвертку, что бы в нем поковыряться, они не достаточно подробные (по себе знаю сам, когда-то с этого начинал).
Вот и родилась идея описать процесс поподробнее, с картинками и пояснениями на примере отдельно взятого привода.
Сразу хочу сказать: «Ни каким профессионалом я себя не считаю, на вселенскую истину не претендую и, даже, не осмелюсь утверждать, что делаю все правильно, но привода, которые в руки попадались, работают исправно».
Изначально, все задумывалось как подробный гайд по сборке-разборке. В результате, получилась сборная солянка из инструкции по разборке, советам по тюнингу и какими то собственными теоретическими измышлениями на тему работы привода.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
И так...
Фирм, выпускающих зап. части и самих зап. частей миллион, у каждого свой взгляд на идеальный привод и свой кошелек, а в данной статье будет описан лишь бюджетный тюнинг конкретного привода. Если согласны, делайте как я, не согласны - дерзайте, творите так как считаете нужным и пусть у вас получится в десять раз лучше. Только рад буду.
Инструменты
- молоток + пробойничек/дюбель – для выколачивания шпилек;
- отвертка прямая средняя;
- отвертка «крест» средняя;
- отвертка "крест" маленькая;
- плоскогубцы;
- набор шестигранников;
- пинцет/скальпель;
- маркер темный;
- штангенциркуль;
- маленький скотч;
- фонарик;
- фиксатор резьбы синий/для разборных соединений;
- смазка силиконовая;
- смазка для гирбокса (разберем отдельно);
- обезжириватель/бензин/растворитель + кисточка
- герметик для резинки ХопАпа. Предпочитаю "Автосил" (быстро засыхает, крепкий), можно ABRO любой;
- паста ГОИ + тряпочка;
- дремель.
На фотке ниже точило совмещенное с дремелем. Хуже, чем по отдельности, но мне хватает. Дремель может либо не потребоваться вовсе, либо Ой как потребоваться. Поэтому, если дома нет, то заранее нужно знать у кого на прокат возьмете.
Смазка
Мой коктейль выгладит следующим образом:
- для шестерtнок - RAVENOL Mehrzweckfett mit Graphit – смазка для открытых редукторов, продается в автомагазинах. Почему именно он? Гирбокс - это и есть открытый редуктор и одно из главных требований для такой смазки – она должна быть липкая, что бы не слетать с шестеренок;
- для поршня – LiquiMoly LM47 – смазка для шрусов с Сульфатом молибдена. Почему именно она? Достаточно плотная, чтобы ее не выкидывало при работе поршня через ствол и достаточно «скользкая», что бы обеспечить быстрое перемещение поршня и хороший выхлоп. Ходят страшные слухи, что со временем Сульфат молибдена превращается в серную кислоту и разжирает автомат изнутри. Теоретически такое возможно, но нужна температура более 500 С и давление. Первому, кто стрельбой, именно стрельбой, разогреет привод до 500 С с меня пузырь вискаря, про давление ваще молчу;
- для резинки ХопАпа и некоторых других случаев - смазка силиконовая автомобильная спрей;
- для подшипников гирбокса - масло в масленке машинное обыкновенное;
Разборка корпуса, извлечение гирбокса.
Привода бывают разных фирм-производителей и моделей. Соответственно, при разборке корпуса и извлечении горбокса присутствуют нюансы. Будут показаны этапы разборки Cyma "классический корпус", Cyma АКМС, LCT.
Для тех, кто привод разбирает впервые, читать все подряд вне зависимости от модели привода, которой вы обладаете. Материал лучше прочитывать немного наперед и внимательно - это сильно упростит задачу (знаю, о чем говорю, на друзьях проверил).
CYMA "классический корпус".
Подходит для десятка других марок и моделей. На фото изображен Cyma Румын.
- снимаем крышку ствольной коробки
- в сторону ствола, потом вверх (красные стрелки) извлекаем защелку ствольной коробки, вместе с направляющей затвора
Обратите внимание где на направляющей затвора находится бронзовая втулочка.
- защелку с направляющей затвора уже вынули (она сверху)
- переводчик огня опускаем в нижнее положение
- затвор отодвигаем назад и поднимая наверх, вынимаем
- отвинчиваем шуруп и снимаем рукоятку
- плоскогубцами откручиваем винт планки переводчика огня
- отодвигаем в сторону приклада планку регулировки ХопАпа
- из отверстия выбиваем пин при помощи молотка и дюбеля
Обратите внимание на насечки, выбивать пин надо по направлении белой стрелки.
- вниз и в сторону приклада - демонтируем прицельную планку
- шестигранником откручиваем потайной винтик (фонарь вам в помощь)
- шайбочки из набора для шиминга, надетые на прицельную планку, не позволят ей шататься
- смещаем влево фронтсет (переднюю часть автомата), ХопАп отходит от гирбокса
- все, гирбокс можем вынимать
- задача выполнена
LCT (модель LCT AK G-03) - разбор корпуса, извлечение гирбокса (только отличия)
-откручиваем шестигранником потайной винтик, в отличие от Cyma, защелка крышки ствольной коробки остается на месте, вынимаем направляющую затвора, потом сам затвор
В LCT большая втулка и планка переводчика огня - одна неразборная деталь
- в отличие от "Cyma АКМС" здесь 2 винта вместо одного, а пин бутафорский (выбивать не надо)
- готово
Если ваш Калаш разбирается как то иначе, просто проявите внимательность, именно внимательность. Принципиально схема разборки от представленных выше отличаться не будет – только в деталях.
Новый Калаш от LCT, будет не просто пересмазываться от греха подальше, а плотно готовиться к предстоящим играм, с тем расчетом, что бы он долго служил верой и правдой. Поэтому, шаманить и тюнить его будем неспешно и основательно.
Рассказанное и показанное на базе его потрохов, будет в равной мере относиться к потрохам всех других приводов.
Все, кто вытянул гирбокс из тушки своего привода – молодцы. Теперь отложите его подальше и соберите все маленькие виньтики-шпунтики в коробочку. Сейчас мы займемся узлом ХопАпа и тонким стволиком.
Вынимаем тонкий стволик и камеру ХопАпа
Чтобы по неопытности не пролюбить прижимной валик, делаем следующее:
- откручиваем винт с дальней стороны ХопАпа
- откручиваем винт с ближней стороны
- снимаем планку регулировки ХопАпа
- вот оно, наше чудное резиновое изделие, снимаем, на английскую булавку и в коробочку. Если его нет на месте, значит он внутри - пинцетом его.
Если валик все таки потерялся, ВРЕМЕННО поможет кусочек ниппельной трубки от велика,
для Cyma классический корпус
- одновременно с двух сторон двумя скальпелями или отвертками снимаем пластмассовый стопор
- отделяем тонкий стволик от камеры ХопАпа
- снимаем со стволика бронзовое колечко
В момент отделения стволика от корпуса ХопАпа, резинка ХопАпа (она внутри, ее сейчас не видно) может цепляться за выступ (стрелка 3) и морщиться, не давая узлам рассоединиться. Помогает либо разумное усилие, либо подпихиваем за выступы подходящим предметом
- тонкий стволик вынимаем через передний срез ствола
- камеру ХопАпа можно открутить от пластмассовой плашки, а можно вынуть вместе с ней,
для LCT G-03 или Cyma АКМС
- выкручиваем винты и разбираем автомат на две половины
- достаем тонкий стволик с камерой Хопапа
- снимаем защелку и вынимаем ствол
- обратите внимание где находится латунное колечко в собранном узле
- лезем пинцетом внутрь и скручивающимся движением достаем резинку ХопАпа;
- на булавке надеты: прижимной валик, втулка с направляющей затвора и кольцо с тонкого стволка - обратите внимание на продольный пропил и фрезерованное окошко. Посмотрите внутрь резинки...
- правильно надеваем резинку на стволик, совмещая выступы на резинке с пазами на стволике;
- отверстие со стороны резинки закрываем пальцем и дуем в противоположное. Очень часто из под резинки "сечет". Таким образом можно потерять до 20 м/с в скорости вылета шарика;
Для начала, надо снять резинку и обезжирить ее внутри и часть стволика снаружи. Именно для этой процедуры, предпочитаю Фейри и ватную палочку. Потом, подсушиваем, мажем ствол тонким слоем герметика (повторяю - токим слоем) и одеваем резинку. Излишки герметика из под резинки необходимо выдавит, а то стволик не установим на место. В особенности это касается металлических камер Хопапа. Даем резинке со стволиком ночь отлежаться
Если у вас Cyma со стандартным корпусом, то после этой процедуры вы не сможете пропихнуть стволик с посаженной на герметик резинкой через толстый ствол. Не беда, она тоже разбирается на две половины путем выбивания пина и откручивания замаскированного винтика. Как это сделать написано в разделе разборки корпуса АКМС
- нет резинка не стала от стыда за пропущенный воздух красной - это MadBull. Тут у каждого свои предпочтения, однозначно лучшего продукта нет, но мне нравятся эти. У них модернизированный валик (на фото, похож на маленькую катушечку), на мой взгляд работает и дополнительные упоры на входе в резинку против двойного шарометания - однозначно работают;
Примечание. Часто путают. Резинка Prometeus фиолетовая - до 150 м/с (для автоматов), Резинка Prometeus красная - от 150 м/с (для пуликов и снайперок).
Маленькое отступление. Все стволы имеют соответствующую запись о себе. По прошествии времени часто выручает. Всем настоятельно рекомендую. Цифры сверху и снизу от названия шестеренок - номиналы для шиминга. К примеру, свалилась шестеренка, шайбы для шиминга с нее слетели и хрен ты через пол года вспомнишь где что было. Даже через пол часа.
Обратите внимание на пункт "Лента на ствол". сейчас расскажу для чего она.
Если тонкий стволик болтается внутри толстого как карандаш в стакане, подобное состояние дел отрицательно скажется на кучности. Подматываем тонкий стволик скотчем в нескольких местах, чтобы он входил туда плотно, но аккуратно.
Не забываем предварительно надеть на стволик бронзовое колечко.
Тюбик с фиксатором резьбы на фотку попал не случайно. Он нам потребуется, что бы зафиксировать бронзовое кольцо, когда мы задвинем его по стволу обратно в ХопАп.
- прыскаем в рюмку силиконовой смазки, ждем пока отпузыриться и мажем камеру ХопАпа внутри и резинку надетую на стволик сверху, вставляем одно в другое;
- обратите внимание на место где впоследствии будет установлена заглушка - паз на тонком стволике должен быть строго посередине;
- следующее действие может быть весьма спорным, но я делаю именно так, результат меня устраивает. Если резинка ХопАпа немного торчит (немного - менее 1 мм) в окошке, где ставится пластиковая заглушка и мешает ей правильно встать (это очень важно, так как заглушка центрует ствол. Ствол повернутый внутри ХопАпа по часовой или против от нужного положения - одна из причин полета шаров вправо или влево), то я немного подрезаю резинку;
- капаем фиксатором резьбы в указанное место, задвигаем кольцо4
Причиной увода шаров сторону может так же служить плохо стоящий резиновый валик, ушатанный либо бракованный наплыв внутри самой резинки ХопАпа, отвечающий за подкрутку шаров.
- под резиновый валик подкладываем капельку липкой шестереночной смазки на тот случай, если в след раз резинку Хопа забудем и вынем первой, то валик не провалится и не исчезнет навсегда;
- разбираем зажигалку и надеваем резиновое колечко на шпынек нашего ХопАпа. Подрезиненная планка регулировки ХопАпа будет ходить мягче и четче держать настройки;
- ставим на место и прикручиваем двумя винтиками регулировочную планку;
Разбираем гирбокс
Всю мелочь рекомендую хранить в небольшой коробочке, а для крупных деталей выделить место на полке и аккуратно их там разложить.
- отщелкиваем и вынимаем пластмассовый пыльник, защищающий шестеренки. На фото он левее курка;
- откручиваем винт, снимаем гребенку, с другой стороны гирбокса вынимаем вторую часть детали (что бы потом меньше путаться, деталь можно скрутить отдельно от гирбокса и уже в таком виде положить в коробочку;
- замечаем, куда присоединен красный провод и нацарапываем на моторе +, снимаем клеммы с мотора
В данном конкретном случае провода несколько "перепутаны". Во всех других приводах, попадавших мне в руки, красный провод и + мотора находились снизу, а черный "минусовой" провод сверху.
- упираясь отверткой о ближайший выступ сдвигаем планку вверху гирбокса, потом стягиваем ее руками;
- откручиваем винты, снимаем рамку с мотором;
Что бы не перепутать потом. Винты моторной рамы самые длинные, винт, которым скручивается "нос" гирбокса, самый короткий.
- вот в этом месте на моторе производитель капелькой красного лака часто обозначает "плюс";
- сверху от гира (гирбокса) направляющая от затвора - она нам пригодиться при следующей операции;
- отворачиваем винты справа налево. Когда доберетесь до последнего винта, начинайте придерживать стенки гира рукой, т.к. внутри него пружина и потроха могут разлететься по всей комнате;
- придерживая стенки гира рукой, с помощью отвертки слегка их раздвигаем, что бы можно было вставить направляющую;затвора как показано на фото и снимаем правую стеку гира вверх (взгляните на следующую фотку и все станет понятно)
- освобождаем пружину;
- 1 левая половинка гирбокса; - 2 втулки шестерен (когда они истираются, их меняют); - 3 стопор с пружинкой (участвует в процессе отсечки одиночного огня); - 4 контактная группа (винтики будем откручивать); - 5 пружинка контактной группы (похожа на пружинку таппет плэйта, но поменьше);
- селектор плэйт (участвует в процессе отсечки одиночного огня);
- 1 поршень; - 2 голова поршня; - 3 цилиндр; - 4 голова цилиндра; - 5 таппет плэйт; - 6 пружинка таппет плэйта (чуть больше пружинки контактной группы); - 7 нозл (внутри кольцевое резиновое уплотнение, а проще колечко; - 8 пружина поршня; - 9 направляющая;
- 1 защелка крышки ствольной коробки (обычно вынимается в самом начале разборки корпуса, в данной конструкции, только после разделения половинок гирбокса); - 2 зонтичная шестерня; - 3 средняя шестерня; - 4 секторная шестерня; - 5 анти-реверс с пружинкой (не дает шестерням крутиться в обратную сторону); - 6 детали курка в сборе с пружинкой; - 7 шайбочки для шиминга
-посмотрите как в контактной группе (мама) расположены усики контактов;
Запомните расположение пластмассок с винтиками и проводов с контактами. Это не сложно.
- откручиваем винтик, снимаем пластмасску, которую от держит;
- откручиваем, снимаем винтик с платсмасской;
- вынимаем провода с контактами;
- стопор с пружинкой откручиваем и снимаем (он был там куда показывает стрелка);
- селектор плэйт сдвигаем вперед и тоже снимаем (он с обратной стороны стенки гирбокса);
- стенки гирбокса, 3 шестерни, 6 втулок, цилиндр с головой, поршень с головой, антиреверс без пружинки, направляющая, обезжириватель и кисточка - берем все это и отмываем от старой смазки;
Обезжиривая над раковиной, положите на слив сеточку, а то мелкие части могут сбежать;
- берем втулку, смазываем фиксатором резьбы и вставляем в гирбокс, и так 6 раз. Делается для того, что бы они не прокручивались во время стрельбы и не раздалбывали посадочное место;
Если втулки входят плотно и их приходится подстукивать, можно обойтись без клея.
Это не закусь. В тарелке лежат для того, чтобы слабо сидящие втулки не касались поверхности и их не выдавило, пока они еще не засохли. Оставляем так на ночь.
В базовой комплектации многих гирбоксов стоят вот такие маслоудерживающие втулки, которые категорически не подходят для косозубых шестерней. Ввиду своей косозубости, шестерни давят не только друг на друга, но и на стенки гирбокса. После чего вжираются в эти втулки, прогибая шиминговые шайбы. Я пару раз такое видел.
Для косозубых шестеренок фаски быть либо не должно, либо минимальная
По поводу подшипников. Они дают некоторый выигрыш в скорострельности, но и разлетаются достаточно охотно. Со втулками проблемы встречаются достаточно редко, особенно при регулярном ТО. Предпочитаю надежность.
Привод будет не только перебираться, но и слегка тюниться. Список того, что менять, а что оставить, определяется в каждом отдельном случае. Обсуждать производителей и модели зап. частей смысла не имеет, т.к. это тема совсем другой статьи и в интернете полно информации. То, что будет поставлено на привод, исключительно мой выбор, обусловленный бюджетом и личными предпочтениями.
Если Вы не согласны с моим взглядом на тюнинг, делайте как нравиться. Я уже говорил, что на истину не претендую, да, и взгляды на тюн у всех разные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: