Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информация и рынок. Асимметрия информации на рынке.




Тема 11. Рынок с асимметрией информации

Весь предыдущий курс лекций мы рассматривали при условии, что все субъекты обладают абсолютно всей информацией о состоянии рынка, что на рынке информация распространяется мгновенно и это позволяет принимать наиболее эффективные решения. Однако в реальной жизни ситуация иная.

Информация распространяется среди субъектов неравномерно. Она имеет для субъектов различную ценность и необходимо осуществлять затраты для того, чтобы получить необходимую информацию. С учетом этого можно утверждать, что субъект принимает решение, позволяющее максимизировать его полезность не с учетом абсолютно всей информации, а с учетом ограниченного объема информации.

При анализе информации применяется теория полезности и издержек. Это означает, что информацию можно оценивать с точки зрения общей и предельной полезности: по мере накопления объема информации, общая полезность будет увеличиваться, а предельная полезность дополнительной единицы информации будет убывать (рис.11.1).

 

Рис. 11.1 Поведение предельной полезности информации

 

Нахождение информации требует определенных затрат. Это могут быть затраты времени, труда, денежные затраты. Получение информации характеризуется тем, что общие, средние и предельные издержки будут возрастать. С учетом данного обстоятельства можно делать вывод, что субъект должен ограничиться таким объемом информации для принятия решения, чтобы предельная полезность дополнительной информации была равна предельным издержкам ее получения (рис.11.2).

Каждый субъект может принимать решение на основе имеющейся информации о затратах и выгодах. Но это, как правило, ожидаемые затраты и выгоды. И всегда имеется определенная степень вероятности и риска. Субъект судит о вероятности того или иного явления на основе анализа информации о тенденциях развития рынка одним из двух методов: объективным или субъективным.

 

Рис. 11.2 Равновесие на рынке информации

 

Объективныйметод основан на использовании теории вероятности, то есть субъект, используя математический аппарат, определяет частоту возникновения различных вариантов развития события и выбирает тот вариант, вероятность которого наивысшая.

Субъективный мето д принятия решения основан на том, что каждый субъект принимает решение исходя из собственного опыта, личных представлениях о закономерностях развития изучаемого объекта.

При первом подходе можно ожидать, что в одинаковых ситуациях различные субъекты примут одно и то же решение.

При втором подходе можно ожидать, что решение субъектов будет различным в силу различного опыта, отношения к риску и т.д.

Рынок характеризуется асимметрией информации, то есть ситуацией, когда покупатель и продавец обладают различными объемами информации об объекте предстоящей сделки. Данная проблема в современных условиях имеет большое значение, о чем можно судить по факту присуждения Нобелевской премии «За фундаментальный вклад в развитие теории поведения экономических агентов в условиях асимметричной информации» в 1996 г. У. Викри и Дж. Миррлизу.

Первым рассмотрел ситуацию асимметрии информации Дж. Акерлоф в статье «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм» применительно к рынку поддержанных автомобилей и показал значение этой теории для анализа рынков труда, страхования, кредита и т.д., что привело к введению в экономическую теорию понятия “рынок лимонов”.

Ситуация предполагает, что есть два типа продаваемых автомобилей:

1) высококачественные автомобили с более высокой ценой;

2) автомобили низкого качества с менее высокой ценой.

Наиболее типичным вариантом данного рынка является то, что продавец знает о качестве продаваемого автомобиля больше, чем покупатель.

Так как потребитель не знает индивидуальных особенностей автомобиля, то будет ориентироваться на цену. В результате этого более дорогие и, соответственно, более качественные автомобили будут характеризоваться низким спросом; цена может снизиться до такого уровня, что реализуются только низкокачественные автомобили. Отсюда делается вывод, что из-за асимметрии информации низкокачественные товары вытесняют высококачественные с рынка (рис.11.3).

 

Рис. 11.3 Рынок «лимонов»

 

Такая ситуация характерна не только для рынка подержанных товаров. Особой сферой асимметрии информации и риска недобросовестности составляют отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Субъект, отдающий поручение, называется в экономике принципалом, а субъект, выполняющий поручение, - агентом. Условиями возникновения риска недобросовестности являются:

- несовпадение интересов принципала и агента;

- асимметрия информации в отношении качества выполнения условий договора;

- несовершенство рынка услуг агента.

Для того чтобы преодолеть асимметрию информации используются рыночные сигналы. К ним можно отнести:

1) стандартизация продукции. Это означает, что государство вводит определенные стандарты на продукцию, с тем, чтобы она не нанесла ущерба людям, окружающей среде, была совместима друг с другом.

2) торговые марки, товарные знаки, которые свидетельствуют о высокой надежности продавца;

3) гарантия и поручительство, которые предоставляются потребителям продукции;

Пользуясь этими сигналами, покупатель получает дополнительную информацию о качестве товара и принимает решение о его покупке, несмотря на более высокую цену качественных товаров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...