Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор в случае неопределенности результата




Каждый субъект встречается в своей деятельности с неопределенностью и риском. Под неопределенностью понимается ситуация, когда субъект не имеет представления о тех событиях, которые могут наступить.

Риск - это ситуация, когда субъект знает о всех возможных результатах и событиях, но не знает какое событие наступит.

В условиях риска, решения принимаются различными субъектами в зависимости от отношения человека к риску и ожидаемой полезности, которую может получить в результате совершения того или иного действия.

Ожидаемая полезность рассчитывается как средневзвешенная величина полезности, которую получит субъект от всех возможных результатов.

 

,

где, - вероятность наступления соответствующих событий,

-полезность, которую получает субъект в результате наступления данных событий.

 

Например, вероятность выигрыша в лотерею 1млн. руб. составляет 0.1%. Лотерейный билет стоит 1000 руб. В этом случае ожидаемая полезность покупки лотерейного билета составит:

U(Е) = 0,001∙1000000 +0,999∙(-1000) = 1 руб.

 

Целесообразность покупки субъект, не склонный к риску, оценит посредством сопоставления затрат на покупку билета (1000 руб.) и ожидаемой полезности данного билета (1 руб.).

Поведение потребителя в условиях риска оценивается теорией поведения потребителя. Согласно теории, каждый субъект ведет себя следующим образом:

- имеет последовательный ряд предпочтений;

- эти предпочтения зависят от полезности каждой из доступных субъекту и известных с определенностью альтернатив;

- при отсутствии риска субъект выберет такую альтернативу, у которой наивысшая полезность;

- в условиях риска он выберет альтернативу, у которой самая высокая ожидаемая полезность;

- функция ожидаемой полезности дохода обладает свойством возрастать вместе с доходом. Если кривая ожидаемой полезности выпукла относительно кривой дохода (зоны а на рис.11.4)), то субъекты не будут склонны рисковать, предпочтут страховаться от негативных альтернатив. Если кривая ожидаемой полезности вогнута относительно кривой дохода (зона б), то люди будут склонны к риску. Таких людей в обществе немного.

 

Рис.11.4 Функция ожидаемой полезности

 

Субъект в ряде случаев стремится избежать риска. В экономической теории вводится понятие «вознаграждение за риск» - сумма денег, которую человек, не расположенный к риску, готов заплатить, чтобы избежать риска.

Величина вознаграждения за риск зависит от тех связанных с риском альтернативных вариантов, с которыми сталкивается субъект.

Например, субъект имеет ряд предпочтений (Табл.11.1).

Таблица 11.1

Ряд предпочтений субъекта (тыс. долл.)

Доход            
Полезность дохода            

 

У него стабильная работа, которая приносит ему доход 20 тыс. долл. Этот доход оценивается полезностью в размере 16 тыс. долл. Субъекту предлагают новую работу, которая с вероятностью 0,5 будет приносить ему 30 тыс. долл. и с вероятностью 0,5 приносить 10 тыс. долл.

По своей системе предпочтений (Табл.11.1) он считает, что доход в 10 тыс. долл. принесет полезность в 10 тыс. долл., а доход в 30 тыс. долл. принесет полезность в 18 тыс. долл. И с учетом вероятности получения каждого дохода он оценивает ожидаемую полезность новой работы

Ожидаемая полезность новой работы оценивается в 14 тыс. долл. и соответствует по шкале предпочтений данного субъекта доходу в 16 тыс. долл. Ожидаемая полезность новой работы ниже полезности дохода, который имеет субъект. И если, данный субъект откажется от новой работы, то его вознаграждение за риск составит 4 тыс. долл. (20000 – 16000)

Опыт показывает, что субъекты, нерасположенные к риску, предпочитают рисковать при меньшей разбежке в возможных доходах и чем больше изменчивость дохода, тем больше готов заплатить субъект, чтобы избежать рискованных вариантов.

Люди, не склонные к риску, пытаются минимизировать риск. Существует несколько способов минимизации риска:

1) Диверсификация - распределение усилий, средств по нескольким активам, которые не связаны друг с другом. Данная практика часто применяется на рынке ценных бумаг, когда субъект приобретает различные ценные бумаги, связанные с различными областями экономики.

2) Сбор полной информации - в этом случае избежать риска нельзя, возникают дополнительные затраты на сбор этой информации, затягивается процесс принятия решения.

3) Страхование - субъект готов заплатить определенную сумму денег в расчете на то, что при наступлении неблагоприятных событий, страховая компания компенсирует потери.

По теории и на практике субъект готов заплатить такую сумму страховки, которая равна величине возможного ущерба, скорректированного на вероятность возникновения неблагоприятной ситуации.

Например, субъект имеет автомобиль и хочет застраховать его на случай возможного угона. Автомобиль он оценивает в 5000 долл., а вероятность угона в 1%. В этом случае данный субъект готов заплатить страховую сумму не более 50 долл. (5000х0.01).

Страхование не устраняет риска, но оно гарантирует субъекту такую же полезность при наступлении неблагоприятной ситуации, как и полезность, если данное неблагоприятное событие не наступает. Страхование не изменяет благосостояния субъекта.

Страхованием занимаются специальные фирмы, которые получают доход как разницу между привлеченными страховыми взносами и выплаченными страховыми премиями.

Страховые компании устанавливают размер страховых платежей с учетом степени вероятности возникновения того или иного события, от которого страхуются субъекты, и заинтересованы в том, чтобы заключить как можно больше однотипных договоров страхования.

При страховании может возникнуть две проблемы для страховых компаний:

1) Вероятность страхования по степени риска - субъект, который страхуется, обладает большей информацией, чем страховая компания, и желает скрыть часть нежелательной для себя информации, чтобы уменьшить страховые платежи.

2) Моральный риск – человек, после того как застраховался, сознательно или неосознанно совершает действия, которые приводят к неблагоприятному результату.

Обе проблемы приводят к тому, что страдают добросовестные субъекты, вынужденные платить более высокие страховые платежи, так как страховые компании пытаются учесть эти ситуации и компенсировать возможность страховых потерь.

Существует два метода снижения потерь страховыми компаниями:

1) Объединение рисков - компании пытаются заключить как можно больше однотипных договоров.

2) Разделение рисков -ситуация перестрахования возникает в том случае, когда страхуется риск, связанный с большими потерями, которые трудно компенсировать одной страховой компанией.

В условиях неопределенности и риска некоторые субъекты используют специальные операции для получения прибыли, которые получили название спекуляция. Спекуляция - это деятельность по покупке определенных товаров по низкой цене с целью позднейшей их реализации по более высокой цене. Это осознанный риск. Данным видом деятельности люди занимаются из-за предрасположенности к риску и обладания информацией, которая недоступна другим, что и обеспечивает успех.

Основными методами спекуляции являются:

1) покупка товара, хранение его и реализация через определенное время;

2) срочные контракты (фьючерсы) - соглашение обменять что-либо в будущем по цене, установленной договором сегодня;

3) сделки с премиями (опционы) - контракт, по которому одна сторона приобретает право, но не обязанность, купить что-либо в будущем по цене, определяемой в день подписания контракта.

Спекуляция включает в себя осознанное принятие риска спекулянтом. Но спекулянт предоставляет другим возможность избегать риска. Достигается это за счет хеджирования - операций, при которых рынки срочных контрактов и рынки опционов используются для компенсации одного риска другим.

В теории спекуляция считается социально полезной деятельностью, так как она способствует распространению информации по всему обществ, уменьшая риск и повышая эффективность производства, и стимулирует уменьшение использования (консервацию) невозобновляемых ресурсов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...