Понятие рынка чистой монополии
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Глава 7. Рынок несовершенной конкуренции Рынок чистой монополии - это такая форма организации рынка, при которой существует единственный производитель товара, у которого отсутствуют близкие товары-заменители и, следовательно, фирма имеет возможность самостоятельно установить цену. Таким образом, характерные черты рынка: 1) существование только одной фирмы; 2) производство товара, у которого отсутствуют близкие товары-заменители; 3) существование препятствий для входа на рынок для других фирм; 4) самостоятельное установление цены на продукцию. Рынок чистой монополии возникает в результате следующих причин: 1. Действие эффекта масштаба производства, то есть емкость рынка приводит к тому, что наиболее низкие средние издержки производства продукта достигаются при существовании только одной фирмы, продукция которой полностью удовлетворяет потребности рынка. Данная ситуация приводит к появлению естественных монополий. 2. Контроль над редкими ресурсами. 3. Контроль над результатами научных исследований. Это достигается за счет патентов на результаты научных исследований, в результате чего фирма является единственным производителем продукции, основанной на запатентованных результатах научных исследований (примером могут служить патенты на многие лекарства). Идея патентов состоит в том, чтобы поощрять фирмы изобретать новые продукты и технологии посредством гарантирования изобретателям исключительных прав на то, чтобы реализовать на рынке результаты своих усилий. Патенты выдаются на несколько лет и после истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает. Таким образом, монополия является временной.
4. Привилегии, предоставляемые государством отдельным фирмам. 5. Конкуренция, в том числе за счет неэкономических методов (например, промышленный шпионаж), приводящая к вытеснению с рынка конкурентов. По происхождению выделяют два основных вида монополий: 1) естественную, которая существует по объективным причинам (энергетика, железные дороги, газоснабжение, связь и т.д.); 2) искусственную — специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. Рынок монополии является во многом абстракцией, так как только у очень небольшого количества продуктов нет товаров-заменителей. Данная форма организации рынка характерна не для национальных, а для местных рынков. На рынке чистой монополии действует только одна фирма. Это означает, что в своей деятельности она должна подчиняться действию закону спроса, то есть если она хочет продавать больше продукции, то должна снижать цену на эту продукцию. При этом предельный доход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции, сокращается более быстро, чем цена, по которой продается данная продукция (См. табл.7.1 и рис.7.1). Таблица 7.1 Спрос и предельный доход монополии
Рис. 7.1 Спрос на продукцию монополии
Точно в середине кривой спроса, как нам известно из предыдущих тем, эластичность спроса по цене равна единице. Следовательно, верхний отрезок кривой спроса характеризуется высокой эластичностью, а нижний является неэластичным относительно цены. Данное обстоятельство учитывается монополией при формировании цены. Монополия старается выбрать такую комбинацию объема и цены, чтобы соответствовать эластичному участку спроса.
Можно записать для очень маленьких изменений цены изменение дохода в форме . Поделив уравнение на получаем: , где характеризует наклон кривой спроса.
Взаимосвязь между предельным доходом и наклоном кривой спроса можно преобразовать в соотношение, которое связывает предельный доход с эластичностью спроса по цене: .
Подставляя данное выражение в уравнение предельного дохода, получаем: .
Следовательно: .
Так как монополия является единственным продавцом на рынке, она может максимизировать прибыль, воздействовать как на объем, так и на цену.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|