Диагностирование монопольной власти и регулирование монополий
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Так как монополизация экономики наносит ущерб потребителю и ухудшает условия функционирования экономики, то во всех странах существуют меры, направленные на борьбу с монополией. Но, прежде чем принять эти меры, необходимо определить, какие фирмы можно считать монополистами, какие рынки монополизированными. В настоящее время существуют следующие подходы к определению монополизации экономики: 1) Уровень концентрации. В связи с этим подходом исследуется доля рынка, которая принадлежит одной, двум, трем и т.д. фирмам. Рынок считается монополизированным, если доля крупных фирм превышает определенный показатель. Отрасли, в которых 4 фирмы контролируют более 75% рынка, считаются сильно концентрированными. В Германии одна фирма может владеть не более 30% рынка продукции, 2-3 фирмы – не более чем 50%. 4-5 – не более 70%. В России и Беларуси фирма считается монополистом, если она контролирует более 35% объема продаж на рынке. Источником информации для определения уровня концентрации являются статистические данные об объеме производства и продаж на рынке за год. 2) Индекс Герфиндаля-Хиршмана. Он показывает степень монополизации рынка. Данный показатель также основан на учете доли рынка, контролируемого фирмами, действующими на этом рынке. В этом случае необходимо определить долю рынка, которую контролирует каждая фирма. Расчет осуществляется по формуле:
H = S12 + S22 + S32 + …+Sn2, где Sn - доля фирмы в общем объеме продаж
Если на рынке одна фирма, то есть возникает рынок чистой монополии, то этот показатель равен 10000 (1002). Считается, что рынок монополизирован, если индекс больше 1850. При определении индекса необходимо четко определяться с понятием отрасли, так как в зависимости от трактовки отрасли можно рассчитать различные значения данного показателя.
3) Индекс Лернера показывает степень монопольной власти отдельной фирмы. Существует несколько методик расчета данного показателя:
= .
Чем больше индекс Лернера, тем выше монопольная власть фирмы, так как считается, что фирма может увеличить норму прибыли, прежде всего, за счет роста цены, а цену она может увеличить лишь в том случае, если занимает господствующее положение на рынке. Во всех странах существует антимонопольное законодательство, которое направлено на ограничение негативных последствий монополизации рынка. Впервые закон против монополий был принят в 1883 году в штате Алабама, а первый национальный закон появился в США в 1890 году (закон Шермана). Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами». В этом законе также указывается, что «каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать какую-либо отрасль торговых операций между несколькими штатами или с иностранными государствами будет считаться правонарушителем». В поправке к этому закону от 1974 года нарушение его статей квалифицируется как «тяжкое преступление». Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия. Причем спектр вероятных наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения, причем после введения поправки 1974 года последняя мера получила широкое распространение. На действия провинившейся фирмы может быть наложен судебный запрет, а в экстраординарных случаях суд может вынести предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий. Кроме того, все частные лица, считающие, что понесли убытки в результате нарушения кем - либо закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, в случае признания претензий обоснованными - могут получить компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба.В 1914 году был принят закон Клейтона, который дополнял предыдущий закон и основные положения которого гласили:- запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;- накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;- запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;- запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.Одновременно с законом Клейтона Конгресс США ратифицировал Закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК), который дополнял закон Клейтона. Этот акт давал Федеральной торговой комиссии США - вновь созданному и независимому органу - полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, ФТК наблюдает за рекламной практикой, защищая потребителей от лжи и обмана в этой сфере. Значение данного органа лежит, скорее, не в расширенном толковании незаконных средств и методов ведения бизнеса, а именно в создании независимого от влияния монополистических структур института, имеющего право возбуждения судебных разбирательств.
В настоящее время антимонопольное законодательство представлено двумя направлениями: 1) Против фирмы как структурной единицы. Данное направление означает контроль государственных органов над слияниями и поглощениями фирм, которые могут привести к монополизации рынка. Увеличение размеров фирмы может осуществляться с помощью концентрации и централизации производства и капитала. Под концентрацией понимают расширение фирмы за счет вложения собственных средств в увеличение производства. Централизация предполагает объединение нескольких фирм в одну добровольно или принудительно. Добровольное слияние фирм происходит за счет обмена акций или создания новой фирмы. Принудительное объединение означает, что более сильная фирма приобретает контрольный пакет акций более слабой фирмы и включает ее в свою структуру, лишает юридической самостоятельности.
Слияние фирм бывают: - горизонтальные, когда объединяются фирмы производящие одинаковую продукцию, т.е., как правило, в пределах одной отрасли; - вертикальные, когда объединяются фирмы, относящиеся к разным отраслям, но связанные единой технологической цепочкой; - конгломератные, когда объединяются фирмы, действующие в различных, не связанных друг с другом отраслях экономики. Законодательством предусмотрено, что в случае объединения крупных фирм необходимо получить разрешение соответствующих органов государственного управления. И если они посчитают, что в результате объединения будут превышены нормативы монополизации, то разрешение на слияние не дается. Например, Департамент юстиции США запрещает сделки, если, при горизонтальном слиянии, в отрасли высокая концентрация (более 75%) и поглощающая фирма контролирует более 10% рынка, а поглощаемая фирма – более 2% рынка. При вертикальном слиянии сделка запрещается, если, например, фирма-поставщик имеет более 10% продаж на своем рынке, а фирма-потребитель имеет более 6% покупок на том же рынке. Антимонопольная политика государства способна нанести вред экономике своей страны, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с зарубежными конкурентами. В России доминирующее положение признается, если у хозяйствующего субъекта 65% и более рынка, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим или менее 65%, но более 35%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из критериев: стабильность доли, доступ на рынок конкурентов и д.т. В Германии доминирующее положение определяется для одной фирмы – более 1/3 рынка, для двух фирм – более половины, для трех предприятий – более 2/3; в Японии для одного предприятия – более половины, для двух – более 75%. В Великобритании и Франции для одного предприятия – более 25% рынка.
2) Против отдельных действий фирмы, которые нарушают условия справедливой конкуренции. Антимонопольное законодательство запрещает и признает недействительными вступление в объединения, заключение и осуществление в любой форме соглашений между конкурирующими хозяйствующими субъектами, если это имеет целью или результатом: - раздел рынка по территориальному признаку, по объему продаж или закупок, по ассортименту или по кругу потребителей; - исключение или ограничение доступа на рынок других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей;
- необоснованное повышение, снижение цен на аукционах и торгах; - использование операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, иностранной валютой для сохранения или усиления доминирующего положения на рынке. Незаконными признаются действия по ограничению конкуренции в форме недобросовестной конкуренции, к которой относят: а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить ущерб или убытки другому хозяйствующему субъекту; б) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара; в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в ходе рекламной компании производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; г) самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта; д) получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца. Запрещается деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, если она может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо ущемление законных интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством: - создания препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам; - преднамеренного сокращения производства, изъятия товаров из обращения с целью создания дефицита на рынке, необоснованного завышения цен; - навязывание контрагенту условий договора продажи товара, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; - установление цены или надбавок к цене для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов; Антимонопольный орган за данные и другие нарушения должен давать обязательные для выполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о расторжении противоречащих закону договоров, о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, об отмене органами власти и управления принятых неправомерных актов, наложении штрафов за нарушение антимонопольного законодательства и неисполнение предписаний, обращаться в суд или арбитраж с исками и заявлениями, направлять в прокуратуру материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства. Во всех странах соблюдение антимонопольного законодательства возлагается на органы суда. Подать иск могут государственные органы, конкуренты и обычные граждане. Суд разбирает обстоятельства дела и выносит решение о степени ущерба. В настоящее время при рассмотрении дел используется принцип разумности, который предполагает, что взвешиваются отрицательные и положительные моменты деятельности монополии, и если суд приходит к выводу о том, что плюсов больше минусов, иск отвергается. Во всех странах, кроме антимонопольного законодательства, используются другие средства борьбы с монополией: 1) поддержание конкурентной среды за счет создания благоприятных условий для создания новых фирм; 2) регулирование уровня цен на продукцию монополистов, которое осуществляется двумя способами: - установление потолка цен; - регулирование уровня прибыли в цене; 3) налоговое регулирование; 4) создание компенсирующих сил. Данное понятие ввел Д. Гэлбрейт, имея в ввиду ситуацию, когда монополия своими действиями создает на другом конце рынка столь же сильную монопсонию. В результате компенсирующего воздействия одинаковых по силе структур, рынок, на котором они ранее взаимодействовали, практически исчезает и все решения об объемах производства и потребления благ принимаются на основе договоренности компенсирующих структур. В основе государственного регулирования деятельности монополий заложен принцип разумности, на который опирается суд, рассматривающий дело о монополизации рынка. В настоящее время преобладает взгляд монетаристов на применение антимонопольного законодательства: высокий уровень рыночной концентрации не является синонимом рыночной власти. Это свидетельство экономии на масштабах производства. Рынок - это саморегулирующийся механизм. Всякое вмешательство извне допустимо лишь для исправления отдельных недостатков. Государство должно обеспечить эффективность рынка, невзирая на нарушение методов справедливой конкуренции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|