Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предметная область философии науки. Три аспекта бытия науки.




Важнейшие идеи и принципы философии науки начали форми­роваться еще в XVII веке, когда возникло экспериментальное естест­вознание, составившее основу классической науки. Но самостоятель­ной философской дисциплиной она стала лишь во второй половине XX века. Быстрый рост научного знания и широкое применение ее достижений в технике после окончания второй мировой войны привели к невиданному раньше научно-техническому прогрессу, охватившему многие промышленно развитые страны. А это не могло не вызвать общественного интереса к проблемам развития науки, к усилению темпов ее роста, укрепления связей с промышленностью и народным хозяйством в целом. В ответ на эти потребности воз­никает целый ряд новых дисциплин, поставивших своей целью ис следование различных аспектов существования и функционирова­ния науки. К ним относится науковедение и наукометрия, социоло­гия и экономика науки, история науки и психология научного творчества. Лидирующее место среди них занимает философия науки.

Чтобы определить место философии науки в общей системе дисциплин, изучающих те или иные аспекты научной деятельности, необходимо выявить те ее специфические особенности, которыми она отличается от других дисциплин. История науки, как деск­риптивная, или описательная, дисциплина занимается конкретным описанием различных открытий и изобретений в различных отрас­лях наук в разные периоды времени. Психология научного исследования в противоположность норматив­ному и методологическому подходу философии науки изучает такие компоненты процесса творчества, как воображение, интуиция.

Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, типо­логию поведения ученых в различных социальных системах, вза­имодействие формальных и профессиональных неформальных со­обществ ученых, динамику их групповых взаимодействий, а так­же конкретные социокультурные условия развития науки в раз­личных типах общественного устройства.

Науковедение изучает общие закономерности развития и фун­кционирования науки, оно, как правило, малопроблемно и тяготеет исключительно к описательному характеру. Науковедение как специальная дисциплина сложилось к 60-м гг. XX в. В самом общем смысле науковедческие исследования можно определять как разработку теоретических основ политического государствен­ного регулирования науки, выработку рекомендаций по повыше­нию эффективности научной деятельности, принципов организа­ции, планирования и управления научным исследованием.

Область статистического изучения динамики информацион­ных массивов науки, потоков научной информации оформилась под названием «наукометрия». Восходящая к трудам Прайса и его школы, она представляет собой применение методов математи­ческой статистики к анализу потока научных публикаций, ссы­лочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.

Но ни одна из этих дисциплин спе­циально не изучает процесс научного исследования, рост и разви­тие науки.

Философия науки имеет своим основным предметом исследование общих закономерностей по производству, проверке и обоснованию на­учного знания на разных этапах истории развития общества.

Ее главная цель состоит в раскрытии тех методов, спо­собов и приемов, с помощью которых достигается объективно ис­тинное знание об окружающем нас мире. Для достижения этой це­ли она опирается на результаты исследований в области истории науки, науковедения, социологии и экономики науки, а также пси­хологии научного творчества. Изучая общие закономерности разви­тия и обоснования научного знания, философия науки на разных этапах истории общества раскрывает именно рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания. Но без тща­тельных, документированных и основательных исследований исто­риков науки сама она выполнить такую задачу не в состоянии. По­этому она обращается здесь к трудам историков науки, на основе анализа которых можно выявить определенные тенденции в фор­мировании новых направлений в развитии науки. Результаты изу­чения социальной структуры групп и сообщес тв, занимающихся на­учными разработками, отношений между его участниками, роль, которую играют в них лидеры — все эти особенности и конкретные механизмы организации процесса исследования раскрываются в рамках социологии науки. Исследования социологов науки позво­ляют философии науки получить более ясное и конкретное пред­ставление о современных социальных условиях производства науч­ного знания. Обращение к результатам психологического анализа научного творчества дает возможность установить различие между логико-методологическими и психологическими подходами к поис­ку научной истины, разграничить объективные и субъективные критерии в процессе познания.

В свою очередь философия науки дает общий мировоззренче­ский и методологический ориентир для конкретных дисциплин, изучающих отдельные аспекты функционирования и развития нау­ки. Неопозитивисты и критические рационалисты, противопоста­вившие контекст обоснования научных результатов контексту их открытия, не способствовали объединению усилий ученых, занятых изучением науки. Поэтому после критики их концепций, основан­ных на гипотетико-дедуктивной модели развития науки, начались поиски новых моделей и методов ее анализа. Большинство ученых, не отрицая возможности более детального расчленения процесса научного исследования на отдельные стадии, акцентируют внима­ние на том, что процесс обоснования научного знания, которыми ограничивались неопозитивисты, не исключает возможности изуче­ния вопросов генерирования или: открытия новых научных идей и гипотез. Такую работу философы науки должны осуществлять в тесном взаимодействии со специалистами в области психологии на­учного творчества, а также с представителями компьютерных наук и искусственного интеллекта. Критический анализ процесса генери­рования новых научных идей, выдвижения новых проблем и методов исследования даст возможность лучше понять реальный процесс ис­следования в науке. Именно поэтому критики неопозитивизма вы­ступили против его философии науки, так как она ограничивала свои задачи только контекстом обоснования науки. Но такое обос­нование сводится к завершающей стадии сложного и творческого по своему характеру исследовательского процесса, который начина­ется по существу даже не с генерирования новых научных идей, а с выдвижения проблем. Именно проблемы, выражающие трудности в развитии науки, несоответствие или противоречие между новыми фактами и старыми способами их объяснения, последовательно решаемые в процессе развития науки, определяют в конечном итоге приращение нового научного знания и прогресс науки в целом.

Взаимодействуя с историей науки, философия науки не должна ограничиваться простыми описаниями фактов истории науки. Она должна стремиться к раскрытию тенденций и закономерностей в историческом развитии науки, помочь историкам науки наметить ясную перспективу исследования, учитывающую многообразие свя­зей науки с различными сферами духовной культуры и практиче­ской деятельности. Вместе с этим сама философия науки должна прочно опираться на тот богатейший фактический материал и на­дежные выводы, которыми располагает история науки. Справедли­во сказано, что без такого достаточно обширного и проверенного исторического содержания философия науки будет пуста, а история науки без верного научно-мировоззренческого ориентира — слепа.

В противовес позитивистской концепции автономности науки в современной философии все настойчивей выдвигается проблема исследования ценностей, которые объединяют науку с другими ви­дами человеческой деятельности. Наука не сводится к разработке технических средств, приемов и методов познания, которые спо­собствуют достижению необходимых результатов в практической деятельности. Она руководствуется своей системой ценностей, гла­венствующей из которых является поиск объективной истины. По­этому в современной философии науки происходит переосмысле­ние важнейших целей и функций науки с точки зрения тех ценно­стей, которые присущи научному познанию.

Современный научно-технический прогресс с особой настой­чивостью выдвигает проблему роста и развития научного знания. В связи с этим выдвигается множество различных концепций и моде­лей развития науки, среди которых выделяются концепции, кото­рые основываются на штерналистских, внутренних факторах, при­чинах и стимулах роста науки. Большинство ученых придерживает­ся точки зрения, согласно которому прогресс науки определяется в первую очередь поиском объективной истины и рациональными методами ее достижения. Однако некоторые философы пытаются объяснить этот прогресс не столько ростом объективно истинного знания о мире, сколько эффективностью науки в решении кон­кретных научных проблем. Но такое противопоставление вряд ли обоснованно, хотя бы потому, что эффективное решение проблемы достигается с помощью истинной теории. Поэтому именно истина является фундаментальной ценностью науки и на ее поиск и обосно­вание направлена вся основная деятельность в научном познании.

Другой важной задачей философии науки, тесно связанной с современной научно-технической революцией, является исследова­ние взаимосвязи между эволюционными, постепенными, плавными изменениями в науке и изменениями коренными, качественными, революционными. Обсуждение этой проблемы в западной литера­туре началось в 70-е гг. XX века после опубликования книги аме риканского историка и философа науки Т. Куна «Структура науч­ных революций». В ней он подверг обоснованной и убедительной критике кумулятивистский взгляд на развитие науки, согласно ко­торому оно сводится к непрерывному накоплению все новых и но­вых научных истин. При этом предполагается, что поиск таких ис­тин, открытие новых законов и построение новых научных теорий не оказывает никакого влияния на ранее установленные законы и теории. На большом конкретном материале из истории астрономии, механики, физики и химии Кун показывает ошибочность такого по­нимания развития науки и обосновывает необходимость революци­онных изменений в науке. Он рассматривает революции в науке как переход от одной парадигмы исследования к другой, в результате ко­торого происходит пересмотр и переоценка всех прежних представ­лений в науке и намечается новая стратегия исследования. Дискуссии, развернувшиеся вокруг этой книги, способствовали становлению ис­торического взгляда на развитие науки и одновременно с этим пока­зали ограниченность чисто дескриптивного подхода к истории науки. Философия науки, таким образом, выступает в качестве миро­воззренческого ориентира для дисциплин, анализирующих отдельные аспекты науки, поскольку она исследует природу и структуру науч­ного знания, а также методы и нормы получения объективно ис­тинного знания о мире.

Прежде чем перейти к обсуждению современных взглядов на предмет и концепции современной философии науки, нам необхо­димо предварительно рассмотреть, что собой представляет научное знание вообще, чем оно отличается от других вненаучных способов постижения действительности. В связи с этим возникает вопрос о месте науки в общей системе культуры как особого социального института. Эти особенности науки и ее взаимосвязи с другими спо­собами познавательной деятельности и культуры находят свое выражение в трех основных аспектах ее существования и функцио­нирования.

Наука как познавательная деятельность. Как и другие способы познания, наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, сти­хийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отношения необходимых им в практической жизни ве­щей. Такие знания опираются на так называемый здравый смысл, который в простейших случаях достаточен для обыденного позна­ния предметов и явлений, встречающихся в повседневной практи­ческой деятельности. Но здравый смысл оказывается неспособным во всех тех случаях, когда ему приходится выходить за рамки обы­денной жизни и практики. Хотя он и ориентируется на объективно реальное существование окружающего человека мира и отвергает наличие в нем сверхъестественных сил, но подобные представления основываются скорее на вере, чем на аргументированном, доказа­тельном знании. Не приходится уже говорить о том, что обыденное знание представляет собой бессистемный, случайный набор про­стейших индуктивных обобщений житейских наблюдений и прак­тических результатов.

В отличие от этого наука, однажды возникнув из практики, по мере дальнейшего развития начинает постепенно опережать прак­тику по освоению новых объектов реального мира. Этого она дос­тигает благодаря тому, что вместо непосредственного исследования свойств и закономерностей явлений и предметов в процессе сти­хийно-эмпирической, практической деятельности, начинает строить их теоретические модели с помощью абстрактных и идеальных объ­ектов. Такие модели приблизительно верно отображают реальные свойства и отношения изучаемых объектов. Правильность такого отображения, или истинность теоретической модели проверяется не столько с помощью непосредственной практики, сколько посредст­вом специально созданного для этого экспериментального метода. Логические следствия, выведенные из эмпирически проверяемых утверждений модели, непосредственно сверяются с результатами экспериментов. По их подтверждению или опровержению судят о соответствии модели реальной действительности. В случае опро­вержения эмпирических следствий модель либо отвергается, либо подлежит коренному пересмотру и исправлению. При подтвержде­нии следствий можно говорить лишь об относительной истинности модели, поскольку следствия из гипотез имеют, как правило, не достоверный, а лишь вероятностный, или правдоподобный характер. Для поиска и проверки новых истин в науке используются спе­циальные теоретические и эмпирические методы и материально-технические средства наблюдения и измерения (телескопы, микро­скопы, фото и кинокамеры, химические реактивы, различные при­боры и экспериментальные установки). Именно они позволяют науке вести свой поиск, не дожидаясь результатов освоения новых объектов природы в существующей практике.

Основными системообразующими факторами, способствующи­ми превращению науки в важнейший и определяющий способ по­знавательной деятельности, являются, во-первых, ее ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов, явле­ний и событий; во-вторых, реальность законов исследуемых явлений позволяет четко выделить предмет их познания и, в-третьих, откры­вает возможность опережающего исследования объектов, не охвачен­ных текущей практикой. Благодаря этому становится возможным ис­следовать не только свойства и отношения вещей, которые встреча­ются в существующей практике, но и других, потенциально возможных объектов, к освоению которых текущая практика еще не приступила. Опора на объективные законы природы дает науке в ко­нечном итоге возможность предсказывать и открывать новые явле­ния и события, которые могут быть в дальнейшем с успехом исполь­зованы на практике. Именно благодаря научному предвидению, открытия, сделанные «на кончике пера», т.е. с помощью теоретических законов и моделей, сыграли выдающуюся роль в техническом про­грессе общества. Достаточно отметить, например, что вся современ­ная электротехника, радио и телевидение были предсказаны и реализованы на основе теорий электромагнетизма, а предвидения кванто­вой механики способствовали использованию энергии атома.

Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий. Эти же предпосылки определяют почти универсальный характер применения науки, так как ее приемы и методы исследования мо­гут быть использованы для изучения самых разнообразных предме­тов, явлений и процессов, начиная от простейшего, механического движения и, кончая сложнейшими социально-экономическими и гуманитарными процессами.

Однако чисто объективный подход оказывается ограниченным в тех областях исследования, где приходится учитывать субъектив­ную сторону деятельности людей, их чувства, эмоции, цели, моти­вы и оценки. Именно поэтому наряду с научными методами позна­ния существуют другие способы и приемы, которые обычно назы­вают вненаучными. Они используются, например, в искусстве, политике, философии, религии и других формах общественного сознания. Так, например, в искусстве важнейшим средством освое­ния действительности служит художественный образ, в котором объективное и субъективное выступают в нерасторжимом единстве и предполагают чувственно-эмоциональную оценку изображаемых явлений или событий. В экономической, социальной, политической и других сферах человеческой деятельности наряду с соответствую­щими закономерностями приходится учитывать цели, интересы, стремления, волю и мотивы поведения людей.

Наука как социальный институт стала формироваться в XVII— XVIII вв., когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследо­ваниями занимались отдельные энтузиасты из числа любознатель­ных и обеспеченных людей. Но уже начиная с XVIII века наука по­степенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учрежда­ются академии, пользующиеся поддержкой государства. С даль­нейшим развитием науки происходит неизбежный процесс диффе­ренциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце XVIII в. и продол­жавшийся до середины XIX в., привел к дисциплинарному построе­нию научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное — стала разрабатывать свои специфические приемы и мето­ды исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет.

На рубеже XIX—XX в.в. достижения науки начинают все боль­ше применяться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине XX века наука превращается в непосредствен­ную производительную силу, значительно ускорившую рост эконо­мики и благосостояния в развитых странах мира. Именно достижения науки определили возникновение научно-технической революции в XX столетии, которая коренным образом изменила современную технологию производства посредством его механизации, автомати­зации и роботизации, широкого использования компьютеров и дру­гой информационной техники.

На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функ­циями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами общества.

Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего воз­никновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия и т.д.), а также и с социаль­ными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры: во-вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...