Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционная (ограниченная).




Власть монарха значительно ограниченна представительным органом. Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной.

 

 

В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарху принадлежит исполнительная власть, он формирует правительство, которое ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. (При этом, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.) (Например, Щвеция, Иордания, Норвегия).

 

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом, а не монархом;

в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

г) глава правительства является реальной главой государства (премьер-министр);

д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.

РЕСПУБЛИКА – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

• выборность власти;

•ограниченность срока полномочий власти;

•зависимость от избирателей;

•юридическая ответственность главы государства в случаях определенных законом.

 

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

 

В президентской республике президент избирается либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto – запрет) на решения законодательного органа (Например, США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.).

 

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом из лидеров победившей на выборах партии и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Президент имеет право роспуска парламента. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства (Например, Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.).

 

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Президент имеет право роспуска Парламента. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия (Например, Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.)

 

Таким образом, в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские (именно президент выполняет эту роль), парламентские (парламент) и смешанные (совместно президент и парламент).

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА – это способ организации государственной власти по территориям, т.е. территориальное устройства государства (унитарное; федеративное; конфедерация).

 

Государственное устройство может быть простым и сложным. Простым является унитарное государственное устройство.

 

УНИТАРНОЕ государство – это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

• единый властный «центр» – единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

• одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;

• единая денежная система, одноканальная система налогов;

• территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности (Например, Приднестровье, Италия, Молдова).

 

Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является ФЕДЕРАЦИЯ, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (в составе США 50 штатов, Российской Федерации 85 субъекта – 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, 1 автономная область, 4 автономных округов).

 

Для федерации характерно следующее:

• двухуровневая система органов государственной власти:

а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;

б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

• компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

• существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

• двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

• наличие в большинстве федераций двойного гражданства;

• двухканальная система налогов;

• суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;

• у субъектов отсутствует право выхода из федерации.

 

КОНФЕДЕРАЦИЯ – это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач. В настоящее время не существуют.

Конфедерация – достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство – США.

 

Конфедерации свойственны следующие черты:

• создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);

• создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;

• каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;

• члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;

• неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство – унитарное или федеративное;

• у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ характеризуется способами и методами осуществления государственной власти (демократический; авторитарный; тоталитарный).

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ.

 

Признаки:

• принцип разделения властей;

• единственный источник власти является народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа;

• многопартийная система (т.е. плюрализм);

• свобода средств массовой информации, но она не может быть абсолютной, ограничена цензурой;

• провозглашение и защита прав и свобод человека.

 

При АВТОРИТАРНОМ режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода.

 

Признаки:

• власть построена на авторитете одного человека или группы, при этом власть не контролируется и не формируется народом;

• существуют ограничения прав человека;

• выборы проводятся формально;

• управления власти государства опирается на меры принуждения.

 

При ТОТАЛИТАРНОМ режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

 

Признаки:

• основана на одной официальной религией или официальной идеологии;

• однопартийность;

• отсутствие принципа разделения властей;

• не соблюдаются права и свободы человека;

• государство вмешивается во все сферы общественной и политической жизни общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...