Элита современной России и ее отличие от элит других стран
Существенной особенностью современной российской элиты является ее структурная неоднородность. Она проявляется на уровне ценностных ориентаций. В регионах выделяется три типа элиты в зависимости от их отношения к проводящимся в стране реформам. Это группы либеральной, неконсервативной и социалистической элиты. Либеральная элита преобладает в промышленно развитых западных и центральных районах, крупных мегаполисах (Нижний Новгород, Екатеринбург).[9] В районах со средним уровнем развития и преимущественно аграрного профиля, а также в приграничных районах преобладают политики консервативной ориентации, отстаивающие идеи державности, сильной центральной власти, гарантированности прав доминирующей национальной группы. В районах так называемого "красного пояса" доминирующей является социалистическая элита. Неоднородность проявляется также и на уровне изначальных статусных позиций людей, составляющих ныне российскую элиту. Помимо выходцев из кругов советской номенклатуры в ней четко прослеживаются группы: - бывших диссидентов противников коммунистического режима; - представителей бизнескругов, сделавших карьеру и состояния в период перестройки; - бывших кадровых офицеров и, особенно в последнее время, сотрудников спецведомств; - научной и художественной интеллигенции. «Новая элита» выражает интересы быстро развивающихся финансово-промышленных групп (ФПГ), в целом – растущего национального финансового, банковского и торгового капитала.[10] Таким образом, номенклатурная элита, «новая элита» и этнократия составляют основную часть современной политической элиты России. Негативным моментом в формировании современной политической элиты России является специфический характер ее рекрутирования, основанный на приоритете личной преданности тому или иному групповому лидеру (клиентарность).
В региональных элитах аналогичные команды-клиентелы образуют ткань властвующей группы лиц. Другой отрицательной тенденцией развития властных институтов политологи считают «сверхбюрократизацию политики». В России центр принятия важнейших политических решений находится в структуре исполнительной власти (президент и его администрация, премьер-министр и правительство). Сама по себе эта тенденция соответствует общепринятой в мировой практике традиции. Третьим существенным недостатком российской политической элиты является ее явная духовная слабость – отсутствие четкой идеологической ориентации, системы нравственных ценностей, социально-политических ориентиров для массового сознания.[11] Специфика распределения российского “политического капитала” (и ныне, и в номенклатурные времена) состоит в монополизации властных функций узким кругом лиц, в существовании формального или неформального “политбюро”. Таблица 1 – Особенности российской элиты[12]
В “высший” состав включаются (зачастую неформально) лица, входящие в околоэлитное окружение (помощники, советники, начальники охраны, политические обозреватели, консультанты, редакторы газет, лечащие врачи, родственники).
Отмеченные особенности высшей политической элиты России проецируются по вертикали на высшие политические эшелоны регионального уровня и по горизонтали на другие центры власти (правительство, парламент, центральные аппараты политических партий и общественных движений). Образовательный уровень российской политической элиты и его профиль в целом соответствует уровню западной элиты. Другие структурные показатели политико-административной элиты России в целом близки показателям западноевропейской. Механизм политического управления, функционировавший последние полтора десятилетия существования Советского Союза, является наглядным примером псевдосистемы политического управления, а распад СССР поучителен и с точки зрения возможного результата функционирования таких механизмов самоорганизации. Вполне уместна аналогия с Украиной, где система политического управления выступает как псевдосистема.
Для современной политической ситуации в Украине характерны такие явления, как кризис государственности, всего политического управления, кризис национальной идентичности (используемая моноэтническая модель политического управления, на наш взгляд, ошибочна), и - как следствие первых двух кризисов - очевидная неспособность украинской политико-управленческой элиты создать эффективную модель политического управления. Существующие механизмы работают в основном на самосохранение и производство. Это создает реальную угрозу безопасности общества, которая будет сохраняться до тех пор, пока не восстановятся атрофировавшиеся механизмы самоорганизации. В связи с этим представляется уместным определить сущность понятия «эффективность политического управления», не претендуя на абсолютность оценок. Эффективность политического управления следует понимать как состоятельность системы: - реализовывать основную миссию общества; - реализовывать и защищать интересы всех граждан общества; - регулировать общественные отношения; - формировать и реализовывать оптимальные формы организации и стимулирования деятельности людей; - защищать национальные интересы и обеспечивать национальную безопасность государства[13]. Основным субъектом этих возможностей должна выступать политико-управленческая элита. Формирование общенациональной, по-государственному мыслящей политико-управленческой элиты зависит от следующих факторов: а) ее консолидации вокруг базовых ценностей государства; б) желания и возможности поставить собственные интересы ниже государственных; в) политической воли реализовать две первые позиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|