Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элита современной России и ее отличие от элит других стран




Существенной особенностью современной российской элиты является ее структурная неоднородность. Она проявляется на уровне ценностных ориентаций. В регионах выделяется три типа элиты в зависимости от их отношения к проводящимся в стране реформам.

Это группы либеральной, неконсервативной и социалистической элиты. Либеральная элита преобладает в промышленно развитых западных и центральных районах, крупных мегаполисах (Нижний Новгород, Екатеринбург).[9]

В районах со средним уровнем развития и преимущественно аграрного профиля, а также в приграничных районах преобладают политики консервативной ориентации, отстаивающие идеи державности, сильной центральной власти, гарантированности прав доминирующей национальной группы.

В районах так называемого "красного пояса" доминирующей является социалистическая элита.

Неоднородность проявляется также и на уровне изначальных статусных позиций людей, составляющих ныне российскую элиту. Помимо выходцев из кругов советской номенклатуры в ней четко прослеживаются группы:

- бывших диссидентов противников коммунистического режима;

- представителей бизнескругов, сделавших карьеру и состояния в период перестройки;

- бывших кадровых офицеров и, особенно в последнее время, сотрудников спецведомств;

- научной и художественной интеллигенции.

«Новая элита» выражает интересы быстро развивающихся финансово-промышленных групп (ФПГ), в целом – растущего национального финансового, банковского и торгового капитала.[10]

Таким образом, номенклатурная элита, «новая элита» и этнократия составляют основную часть современной политической элиты России.

Негативным моментом в формировании современной политической элиты России является специфический характер ее рекрутирования, основанный на приоритете личной преданности тому или иному групповому лидеру (клиентарность).

В региональных элитах аналогичные команды-клиентелы образуют ткань властвующей группы лиц.

Другой отрицательной тенденцией развития властных институтов политологи считают «сверхбюрократизацию политики». В России центр принятия важнейших политических решений находится в структуре исполнительной власти (президент и его администрация, премьер-министр и правительство).

Сама по себе эта тенденция соответствует общепринятой в мировой практике традиции.

Третьим существенным недостатком российской политической элиты является ее явная духовная слабость – отсутствие четкой идеологической ориентации, системы нравственных ценностей, социально-политических ориентиров для массового сознания.[11]

Специфика распределения российского “политического капитала” (и ныне, и в номенклатурные времена) состоит в монополизации властных функций узким кругом лиц, в существовании формального или неформального “политбюро”.

Таблица 1 – Особенности российской элиты[12]

Советская элита Современная российская элита
Являлась закрытой, с невысокой степенью циркуляции. Вхождение в ее состав осуществлялось на основе многих формальных критериев. Механизм отбора – назначение Является более открытой, с более высокой степенью циркуляции. Вхождение в ее состав осуществляется на основе меньшего числа формальных критериев и большего учета личных качеств человека. Механизм отбора – выборы
Отсутствовала отдельно существующая группа экономической элиты, так как политическая элита обладала монополией на владение государственной собственностью и правом распоряжения ею, а также стратегическими ресурсами В связи с переходом общества к экономике рыночного типа и воссозданием института частной собственности возникла и выделилась в относительно самостоятельную группу экономическая элита
Являлась монопольно правящей. Монопольное господство основывалось на подавлении и уничтожении любых попыток формирования оппозиции. Контрэлита в связи с этим отсутствовала Монопольное господство прекратилось в связи с процессами демократизации общества, бурного формирования оппозиции. Возникла контрэлита, в состав которой вошли руководители различных демократических движений, партий, представители творческой и научной интеллигенции
Характер внутриэлитных отношений определялся высокой степенью сплоченности, прежде всего на основе идеологического объединения Характер внутриэлитных отношений определяется низкой степенью сплоченности, борьбой между различными политическими силами, иногда идейно противостоящими друг другу
Степень реальной представительности – низкая Степень представительности несколько шире

В “высший” состав включаются (зачастую неформально) лица, входящие в околоэлитное окружение (помощники, советники, начальники охраны, политические обозреватели, консультанты, редакторы газет, лечащие врачи, родственники).

Отмеченные особенности высшей политической элиты России проецируются по вертикали на высшие политические эшелоны регионального уровня и по горизонтали на другие центры власти (правительство, парламент, центральные аппараты политических партий и общественных движений).

Образовательный уровень российской политической элиты и его профиль в целом соответствует уровню западной элиты. Другие структурные показатели политико-административной элиты России в целом близки показателям западноевропейской.

Механизм политического управления, функционировавший последние полтора десятилетия существования Советского Союза, является наглядным примером псевдосистемы политического управления, а распад СССР поучителен и с точки зрения возможного результата функционирования таких механизмов самоорганизации.

Вполне уместна аналогия с Украиной, где система политического управления выступает как псевдосистема.

Для современной политической ситуации в Украине характерны такие явления, как кризис государственности, всего политического управления, кризис национальной идентичности (используемая моноэтническая модель политического управления, на наш взгляд, ошибочна), и - как следствие первых двух кризисов - очевидная неспособность украинской политико-управленческой элиты создать эффективную модель политического управления.

Существующие механизмы работают в основном на самосохранение и производство. Это создает реальную угрозу безопасности общества, которая будет сохраняться до тех пор, пока не восстановятся атрофировавшиеся механизмы самоорганизации. В связи с этим представляется уместным определить сущность понятия «эффективность политического управления», не претендуя на абсолютность оценок.

Эффективность политического управления следует понимать как состоятельность системы:

- реализовывать основную миссию общества; - реализовывать и защищать интересы всех граждан общества;

- регулировать общественные отношения;

- формировать и реализовывать оптимальные формы организации и стимулирования деятельности людей;

- защищать национальные интересы и обеспечивать национальную безопасность государства[13].

Основным субъектом этих возможностей должна выступать политико-управленческая элита. Формирование общенациональной, по-государственному мыслящей политико-управленческой элиты зависит от следующих факторов:

а) ее консолидации вокруг базовых ценностей государства;

б) желания и возможности поставить собственные интересы ниже государственных;

в) политической воли реализовать две первые позиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...