В игре участвуют ЧЕТЫРЕ человека.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ В.В. Панфилов ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТЫХ РУССКИХ ПРАЗДНИКОВ МАСЛЕНИЦА Сборник сценариев Москва, 2006.
Автор: Панфилов Владислав Владимирович, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Художественный руководитель Театра Охочих комедиантов
Панфилов В. В. Возвращение забытых русских праздников. Масленица. Сборник сценариев. – М. 2005.
В предлагаемом читателю (работникам клубов, досуговых центров, библиотек, музеев) работе В. В. Панфилова «Возвращение забытых русских праздников» представлены авторские сценарии массовых театрализованных представлений, посвященных празднованию Масленицы.
СОДЕРЖАНИЕ стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….
КАК БЛИН И ОЛАДУШКА В ГОСТИ К СОЛНЦУ ХОДИЛИ…………………………….
КАК ФОМА И ЕРЕМА В ГОСТЯХ У МАСЛЕНИЦЫ ПОБЫВАЛИ………………………………
ГОСПОЖА ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА…………………….
СЕМЬЯ – ЭТО СЕМЬ «Я»……………………………………
НА ТЕМУ МАСЛЕНИЦЫ……………………………………
БЛИН-ОБЕРЕГ………………………………………………..
МАСЛЕНИЦА И ПОСТ………………………………………
ТРЫНЦЫ-БРЫНЦЫ!...............................................................
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня Масленица – один из самых популярных народных праздников. В Москве масленичные гуляния вошли в проект по развитию зимнего русского туризма. Но, при проведении этого древнего, светлого и разгульного праздника практически все сведено к примитивному поверхностному подходу. Это: сожжение чучела, блины, перетягивания каната, столб для лазания.
Незнание настоящих масленичных обрядов, не владение игровой основой этого праздника, привело к тому, что Масленица стала похож на все остальные безликие массовые действа: концерт, торговля, сожжение чучела. Периодически путают Масленицу и с «Проводами русской Зимы», и со «Встречей Весны», хотя это совсем другие праздники, никакого отношения к Масленице не имеющие. Обряды любого старинного народного праздника можно вернуть к жизни народа, если сделать их понятными и смыслово доступными и интересными для людей. Сценарии этой книги ставят своей целью популяризировать и объяснить игровой и обрядовый смысл Масленицы. Сценарии этой книги, рассчитаны и - на детей и подростков (как зрителей, так и актеров), и - на молодежную аудиторию. Все сценарии прошли проверку постановками в разных регионах страны различными по стилю и почерку режиссерами праздничной и досуговой культуры.
К А К Б Л И Н И О Л А Д У Ш К А В Г О С Т И К С О Л Н Ы Ш К У Х О Д И Л И. (сказка - шутка на темы Широкой Масленицы для детей младшего школьного возраста))
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Скоморох Ванька - он же БЛИН. Скоморошина Маруся - она же Оладушка.
А также: группа детей, выходящая с Масленицей.
Звучит озорная музыка. На сцене появляются РЯЖЕНЫЕ, в руках которых ШЕСТЫ, увитые разноцветными лентами. А на каждом шесте красуется картонный «БЛИН". Этакая галерея "блинных портретов": все "блины" с глазами, с улыбками. И у всех "блинов" лукавые и хитрые выражения лиц. В центре самый БОЛЬШОЙ БЛИН: всем блинам блин. У него - самое "прикольное" выражение лица. Точно такой же "блинчик" висит сбоку - с припеку: его, в дальнейшем, и повесит себе на грудь ВАНЬКА-СКОМОРОХ.
Ряженые пляшут веселую "БЛИННУЮ ПЛЯСКУ". И тут появляется СКОМОРОХ ВАНЬКА.
Ряженые и шесты превращаются в ЖИВЫЕ ДЕКОРАЦИИ.
СКОМОРОХ (обращается к детям). Привет, мальчишки - Широкие штанишки!
(Дети отвечают.)
Привет девчонки - Короткие юбчонки!
(Дети отвечают.)
Позвольте представиться! Я - скоморох Ванька!
Но не тот «ванька», которого валяют, а тот Ванька, что по свету гуляет!
(Кланяется, явно вызывая аплодисменты.)
Я весь мир обошел, но лучше нашей страны нигде не нашел! Пусть наша земля и снегом запорошена, зато
(Жест на детей.)
народ у нас очень хороший! Не красна изба углами, а красна пирогами! И люди, проказники, хороши своими праздниками! А мне больше всего нравится изо всех праздников - праздник Масленица! А у Масленицы герой один: круглый и вкусный! А зовут его..?
(Жест на детей. Дети подсказывают.)
Блин! Чтоб поднять вам настроение - Я устрою представление!
(Театральным жестом бьет себя в грудь.)
Роль Блина сыграю сам!
(По шутовски колдует.)
«Тили - тили! Трам - тарам»!
(Снимает с декораций тот самый: маленький, лукавый "блинчик" и надевает на себя, как медаль. Музыкальный аккорд. Скоморох Ванька преображается.)
БЛИН. Первый блин не вышел комом - это я! Первый блин не вышел комом - это я! Получился я в охотку И сбежал со сковородки! Первый блин не вышел комом - ай да я!
Я решил попутешествовать, друзья! Я решил попутешествовать, друзья! Походить по белу свету!
И увидеть всю планету! Отправляюсь в путь - дорогу! Ай да я!
(Обращается к зрителям в образе БЛИНА.)
Я - Блин! На весь свет один! Всех моих братьев съели, А меня не успели! Только на меня раскрыли роток! Я - шмыг! И утек!
(Вздыхает.)
Был у меня когда-то дружок! Звали дружка моего - Колобок! Он для меня хороший пример! Я убежал на его манер.
Я от бабушки ушел! Я от дедушки ушел! Чисто поле я прошел.
(Жест на детей.)
И поклонников нашел!
(Кланяется.)
Хоть я и не звезда эстрады, Я думаю, вы мне все-таки рады! Будем петь и развлекаться Танцевать и кувыркаться! А самые веселые, озорные и яркие Получат от меня призы и подарки!
(Появляется СКОМОРОШИНА МАРУСЯ.)
МАРУСЯ. Я от бабушки ушла! Я от дедушки ушла! По тропинке я пошла...
(Замечает зрителей.)
Ой! И зрителей нашла! Эх! Сейчас поозорую! Я вам песенку станцую! То есть - танец вам спою! Всем приветик! Ай лаф ю!
(Замечает надвигающегося на нее Блина.)
БЛИН. Ты кто такая мне ответь, Что людям в уши так скрипеть?
(Маруся снимает с декораций самый маленький "блинчик", вешает себе на грудь и преображается в ОЛАДУШКУ.)
МАРУСЯ. Я сестрица твоя - Оладушка! Меня, как и тебя, испекла Бабушка! БЛИН (переходит на прозу и указывает на "блинчик"). А почему ты такая маленькая? ОЛАДУШКА. А на меня муки не хватило. БЛИН. А почему на тебя муки не хватило? ОЛАДУШКА. Вся мука на тебя ушла. БЛИН. Ну, что ж, сестрица Оладушка, создадим семейны дуэт - будем выступать вместе! БЛИН и ОЛАДУШКА. Ладушки - ладушки! Мы ушли от бабушки! Ладушки - ладушки! Блинчик да Оладушка - Это братец и сестрица! Вместе будем веселиться! Мы теперь, сестрица с братцем, Дружно будем отрываться! Путь дедуля глазами хлопает! Путь бабуля ногами топает! Нас теперь они не слопают! Пусть сидят в своей избе! И мы сами по себе!
БЛИН. Ну, сестрица, пойдем по Земле гулять, Чтоб на мир посмотреть и себя показать. ОЛАДУШКА (всматриваясь в братца). Слышь, вопрос меня тревожит: На кого же ты похожий? Очень знакомое личико! БЛИН. Мое личико! Похоже на блинчик!
ОЛАДУШКА. А еще на кого? БЛИН. Я на дедушку похожий. ОЛАДУШКА. Нет. БЛИН. Я на бабушку похожий. ОЛАДУШКА. Нет! БЛИН.Я - красивый и пригожий! ОЛАДУШКА. Да, красив ты и пригож!
(Догадывается.)
Ты на Солнышко похож!
(Дразнится.)
Солнышко - солнышко, Выгляни в окошко! Солнышко - солнышко, Покажись немножко! Тут твой любимчик! Симпатичный Блинчик!
(Блин приосанился, гордо подбоченился.)
БЛИН. Я красивый! Я пригожий! Я на Солнышко похожий! Пойду в гости к Солнцу я! Я и Солнышко - родня! Будем вместе с ним светить! Буду по небу ходить!
(Гордо смотрит на Оладушку.
Звучит мрачная музыка.
Заметались, закружились ряженые. И вдруг остановились, перевернув картонные "блины" ДРУГОЙ стороной. Все "блины" перевернулись, кроме одного - САМОГО БОЛЬШОГО. Теперь это уже не блины, а ТУЧИ и ОБЛАКА. Оладушка удивленно смотрит в созданное "Небо".)
ОЛАДУШКА. Ух, ты! Солнца нет! Пропало… БЛИН. Испугалось! Убежало! ОЛАДУШКА (задумчиво). Нету Солнышка, пропала. Может в тучах задремало?
(Показывает на "облака" и "тучи".)
БЛИН (решительно). Я, Блин, На свете такой один! Я решительный! Я стремительный! Тучи черные пройду - Солнце на небе найду! Я умишко ему вправлю! И светить тотчас заставлю!
(Задумывается.)
Как же я на Небо попаду? Я по воздуху ходить пока не умею… ОЛАДУШКА. А я тебе подскажу. Надо мост построить и по нему на Небо подняться. БЛИН. Это сколько же надо времени, чтобы на Небо мост построить? Да и из чего строить будем, если вся мука на меня потрачена? ОЛАДУШКА. А я тебе помогу. БЛИН. Чем ты мне - Блину! - помочь можешь? Посмотри на себя: на тебя теста-то "с гульник" нос ушло, а все туда же - помогать собралась! Тоже мне - МЧС. ОЛАДУШКА. Я тебе советом помогу... Это мы сегодня говорим: "Солнце- солнце"… А как раньше люди Солнце называли? БЛИН. Ну и как раньше люди Солнце называли? ОЛАДУШКИ. А раньше, когда Солнце было Богом, Его называли: "Ра". БЛИН. "Ра"? ОЛАДУШКА. "Ра"! Отсюда и слова пошли: "Радость", "Рай", "Радуга". А Радуга - это мост от Солнца к Человеку. И наоборот: от Человека к Солнцу. И мы сейчас с детишками построим Радугу-мост.
(Обращается в зал.)
Ребята, помогите нам Радугу-мост построить. Пусть братец Блин к Солнцу в гости сходит. А вдруг что путное из этого получится. Как у нас - у Оладушек - говорят: "Глядишь - перемелится и мука будет." Поможете?
(Дети отвечают.)
Тогда я буду говорить заклинание и показывать движения, а вы и слова, и движения вместе со мной повторяйте.
(Оладушка Проводит с детьми игровую ТАНЕЦ - ИГРУ "РАДУГА - ДУГА".)
ТАНЕЦ - ИГРА:
"Не по лесу, по тайге, А по Радуге-дуге, Мы ногами топ-топ, Мы ногами топ-топ.
(Топают ногами.)
А под нами, а под нами: Ходят тучи с облаками: Шлеп-шлеп. Шлеп-шлеп.
(Шлепают ладонями по коленям.)
Мы как птицы полетели: Хлоп - хлоп! Хлоп - хлоп!
(Машут руками, словно крыльями.)
И на облако присели: Сто-о-оп."
(Дети опускают руки на колени.
Оладушка ПЕРЕВОРАЧИВАЕТ САМЫЙ БОЛЬШОЙ БЛИН. И мы видим спящее, грустное СОЛНЦЕ: глаза закрыты, улыбка печальная.)
БЛИН. Ну-ка, Солнце, просыпайся
В чисто-небо выбирайся! Будем по небу ходить, Песни петь и всем светить!
(Солнце молчит.)
Ты не узнаешь меня? Я же - Блин! Твоя родня! ОЛАДУШКА. Что-то здесь не так... Дай-ка, я попробую.
(Говорит, как заклинание.)
Солнышко - солнышко, Выгляни в окошко! Солнышко - солнышко, Покажись немножко! Тут твой любимчик! Симпатичный Блинчик… БЛИН. Тут я - твой любимчик! Симпатичный блинчик!
(Блин и Оладушка прислушиваются. Тишина.)
БЛИН. Молчит Солнце, не отвечает… Совсем загордилось - родню не признает. ОЛАДУШКА. Наверное, заклинание не то... Надо попробовать другую.
(Читает новое заклинание.)
Солнышко любимое, пробудись. Солнышко любимое, улыбнись! Нам с тобою, Солнышко, так тепло. Нам с тобою, Солнышко, так светло! Прими нашу Радость. И нас прими. И лучами добрыми обними! Солнышко любимое пробудись. Солнышко любимое, улыбнись!
(Тишина.)
Спит Солнышко, не просыпается…
БЛИН. И когда же Оно проснется? ОЛАДУШКА. Может быть тучи черные знают? БЛИН. А что ты у меня спрашиваешь? Ты у них спроси! ОЛАДУШКА. Тучи серые, тучи черные, если вы знаете - скажите нам почему Солнце уснуло не в свое время?
(Зашевелились ТУЧИ.)
РЯЖЕНЫЕ-ТУЧИ. Солнце проснется... ОЛАДУШКА. Солнце проснется! РЯЖЕНЫЕ-ТУЧИ. Солнце проснется, когда... БЛИН. Когда? Когда Солнце проснется? РЯЖЕНЫЕ ТУЧИ. Солнце проснется, когда люди Ему порадуются! ОЛАДУШКА. А почему люди Ему - Солнцу - не радуются? БЛИН. Да! А почему люди Ему _ Солнцу - не радуются? РЯЖЕНЫЕ-ТУЧИ. Так, ведь, сегодня Масленица… БЛИН. Ну вы удивили, блин! Кто ж не знает, что сегодня - Масленица!? РЯЖЕНЫЕ-ТУЧИ. Сегодня - Маслени-и-ица! БЛИН. Да знаем мы, знаем! Сегодня - Масленица! ОЛАДУШКА. Говорите, тучи! Говорите, серые! Объясните, тучи! Объясните, черные! РЯЖЕНЫЕ-ТУЧИ. Сегодня - Масленица! Праздник… БЛИН. Что - праздник? ОЛАДУШКА. Тучи говорят, что Масленица - это Праздник... БЛИН. Да знаю я, что Масленица - Праздник!.. А Солнце почему спит во время Праздника? Так и Праздник проспать не долго! ОЛАДУШКА. Говорите, тучи, мы вас слушаем! РЯЖЕНЫЕ-ТУЧИ. Солнце любит, когда люди радуются... А когда людям не радостно - Солнце спит, чтобы грусть человеческую не видеть... А в Праздник люди должны радоваться... ОЛАДУЦШКА. В Праздник люди должны бы радоваться… БЛИН. Да-да-да! Люди и должны, и обязаны радоваться! Сегодня - Масленица! Сегодня - Праздник!.. Дальше - что? РЯЖЕНЫЕ-ТУЧИ (громко и резко). А ты, Блин, подумай!
(Начинает думать. Но не догадывается. Жестом указывает на людей.)
Глупые они, что ли? На дворе - Праздник, а они не радуются!? А почему они не радуются? Почему не празднуют? РЯЖЕНЫЕ-ТУЧИ. А как могут люди радоваться, если... БЛИН. Что - "если"? РЯЖЕНЫЕ-ТУЧИ. Если ПЕРВЫЙ БЛИН сбежал?! Ведь, Первый Блин - Он такой один. Первый Блин никуда не денется. Он и комом, но первенец! Он, как первый ребенок - Любим и дорог! БЛИН. Но я же вышел не комом! РЯЖЕНЫЕ-ТУЧИ. Комом не вышел, зато обошелся - боком! И людям, и Солнышку… БЛИН. Я не вижу связи… РЯЖЕНЫЕ-ТУЧИ. А ты свяжи и увидишь…
(Блин думает.)
Оладушка-душка, Блинчика подружка, Помоги братцу Во всем разобраться. ОЛАДУШКА. Тучи черные, тучи серые, Станьте облаками белыми, Чтобы думы грустные ушли, Что мысли светлые пришли.
(Звучит мелодия. Хоровод РЯЖЕНЫХ-ТУЧ. Во время хоровода происходит СМЕНА ШЕСТОВ. Теперь - это белые, или радужно-цветные, облака. Лишь спящее Солнце не меняется.)
Знаю! Солнышко не просыпается, потому что люди не радуются. А люди не радуются, потому что Блин исчез. А без Блина - какая Масленица? Ведь Масленица - это Праздник. А Праздник от Праздника обрядами отличается. А съесть блинок, угостить блинком - это самый главный и любимый обряд на Масленицу... БЛИН. Да? А я думал, что я... так просто... Что б стол не пустовал... Не все ли равно - я на столе или селедка под шубой?.. Я думал, что не очень-то и нужен... ОЛАДУШКА. Еще как нужен! Первый Блин - он не просто съедается… Первый Блин дарится: нищему, убогому, птичкам небесным… Первый Блин - он в память об усопших предках…
РЯЖЕНЫЕ-ТУЧИ и ОЛАДУШКА (читают, как закличку): Блин - блинок, Маслянист и широк, Распустись, как паруса, Улети на Небеса. Порадуй родных: Мы помним о них! Мы помним - понимаем, Блины испекаем! Блины испекаем - Родных поминаем! БЛИН. Ой! ОЛАДУШКА. Что с тобой! БЛИН. Побегу, не зная броду, Прямо с облака - к народу! И бегом - в охотку - Прыг на сковородку! Под сметанку! Под маслице! Под варенье и мед! Побегу - поспешаю: Там народ меня ждет!
(Кричит.)
Приходи поскорей, наша Масленица! ОЛАДУШКА. Не торопись. Мы с тобою вдвоем Вниз по радуге вместе пойдем. Где Блинку радуются - Там и Оладушка сиротой не станет!
(Игра-танец "КАК ПО РАДУГЕ - ДУГЕ". Текст игры и танцевальные движения идут в обратном порядке.)
БЛИН, ОЛАДУШКА (поднимают ладони "козырьком" к глазам: словно осматриваются): О-о-ой! Мы на облаке сидели: И как птицы полетели: Хлоп - хлоп!
(Машут руками, словно крыльями.)
А над нами, а над нами Ходят тучи с облаками: Шлеп - шлеп.
(Шлепают ладонями по коленкам.)
Не по лесу, по тайге, А по Радуге - дуге Мы ногами: топ - топ! Мы ногами: топ - топ."
(Топают ногами.)
Сто-о-оп!
(Блин смотрит на детей, словно видит их заново.)
БЛИН. Люди добрые, мне у вас нравится! Приходи поскорей наша Масленица!
(Кричит.)
Ой! ОЛАДУШКА. Что с тобой? БЛИН. Влюблен! ОЛАДУШКА. В кого? БЛИН. В Масленицу!
(Зрителям.)
Хоть режьте меня! Хоть ешьте меня! Побегу на сковородку Поскорее я! Этот праздник с меня начинается! Пусть праздник на мне не кончается!
(Снимает с груди "блинчик" Вешает его на декорации. Преображается в СКОМОРОХА ВАНЬКУ. "Облака" переворачиваются и мы видим множество веселых "солнц-блинов. Ванька-скоморох убегает туда, откуда появится МАСЛЕНИЦА.)
ОЛАДУШКА (одновременно с действиями Ваньки - скомороха). Ладушки - ладушки! Где Блин - там и Оладушка! Эх, Масленица кривошейка, Повстречаем тебя хорошенько!
(Снимает с себя "блинчик", вешает на декорации. В образе скоморошины Маруси выходит на авансцену, зазывает Масленицу: или пением, или речитативом.)
Душа моя Масленица, Перепелиные косточки, Бумажное твое тело, Сахарные твои уста, Сладкая твоя речь, Красная краса, Русая коса, Приезжай к нам в гости на широк двор: На горах покататься, В блинах поваляться, Сердцем потешиться!
(Скоморох Ванька выносит шест на котором Масленица во всей своей красе и множество разноцветных лент.)
СКОМОРОХ ВАНЬКА. Как на масляной неделе Со стола блины летели, Летел сыр, летел творог - Все летело под порог! Как на масляной неделе Из печи блины летели. Весело всем нам! Очень весело нам!
Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!
(Пока Масленица движется, скоморошина Маруся, "открывает" ГЛАЗА СОЛНЦУ и меняет Его грустную УЛЫБКУ на озорную. Спящие глаза Солнца, и Его грустная улыбка ранее должны были быть прикреплены на каких-нибудь "липучках" или легко отрываемых приспособлениях - поверх озорных глаз и веселого, "прикольного", широко открытого, зубастого рта.
Музыкальный аккорд.)
СКОМОРОХ (радостно). Солнышко проснулось!
(Под ту же мелодию, скоморошина Маруся и ряженые растягивают разноцветные ленты - как лучи - и читают "Закличку Весны".)
ЗАКЛИЧКА ВЕСНЫ: Солнышко - солнышко, Колоколнышко! Принеси Весну! Весну - красну! Солнышко, ведрышко, Выгляни в окошко! Сядь на пенек, Опряди кужелек. Принесешь тепло - Будем всем светло! Мы Масленицу провожаем! Тебя, Солнышко, встречаем! А с тобой Весну! Весну - красну!
ВАНЬКА-СКОМОРОХ, МАРУСЯ И РЯЖЕНЫЕ: Весна - весна Пришла ясна С ветерками новыми, С травками зелеными, С первым громом и дождем, С пирогом и куличом.
Весна - весна ПРИШЛА ЯСНА!
(Под эту песню ряженые идут в народ и, растянув ленты, водят ХОРОВОД - КАРУСЕЛЬ, вокруг Масленицы и Солнца, вовлекая в него зрителей.)
КОНЕЦ.
«КАК ФОМА ДА ЯРЁМА С НЮШЕЙ И МАРФУШЕЙ В ГОСТЯХ У МАСЛЕНИЦЫ ПОБЫВАЛИ».
(игровое представление для детей школьного возраста).
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Скоморохи – Фома, Ярема; Скоморошины – Нюша, Марфуша; Дети-школьники; Педагоги; Родители; Друзья.
Посреди двора стоит ЧУЧЕЛО МАСЛЕНИЦЫ. А вокруг Масленицы – невысокое ограждение: или заборчик, или «волчатник» (ограждение из веревки и разноцветных флажков), или просто круг, за который нельзя заходить. Это ДВОР Масленицы. Во дворе красиво разрисованные коробкИ, корОбки и короба, в которых ДОБРОМасленицы: игровой реквизит и призы. В ходе праздника, по мере использования игрового реквизита и вручения призов, все коробки, сундуки, мешки – убираются со двора, чтобы не мешали обряду сожжения Масленицы. Звучит музыка. Появляется группа детей.
Во главе группы - СКОМОРОХИ: Фома, Ярёма и СКОМОРОШИНЫ: Нюша и Марфуша.
Дети подбегают ко двору Масленицы, но не заходят во двор.
ЯРЁМА (кричит). Эй Масленица - кривошейка! Состречай нас хорошенько! Сыром, маслом, калачом И печеным яйцом! НЮША (подхватывает). Мы тебя, Масленка услыхали – Про уроки позабывали! По сугробам к тебе прискакали! Двор широкий открывай Да гостей своих встречай! ФОМА. Мы давно блинов не ели Мы блиночков захотели! МАРФУША. Ой блины, блины, блины - Вы блиночки мои! Положи блины на поднос… ФОМА. Принеси блины мне под нос!.. Эй, Масленица! Встречай И блинами привечай! Привечай и угощай! ЯРЁМА. Тычто, Фома? ФОМА. А что, Ярёма? ЯРЁМА. Какие блины, если ты Масленицу и не встретил, и не проводил, да и вообще – не порадовался ей, а уже блины выпрашиваешь!? НЮША. А встречают Масленицу играми! МАРФУША. И провожают играми! ЯРЁМА. И радуются ей – веселясь и играя! ФОМА. А я, что – против что ли? Давайте играть и веселиться!.. С чего начнем? ЯРЁМА. С хоровода! ФОМА. Как вокруг елочки, что ли? Не хочу! Я не маленький? Я уже детским сад давно закончил! В школе учусь! А ты мне – «хоровод»! ЯРЕМА. Это не обычный хоровод, а игровой»! И не просто «игровой хоровод» – а хоровод-состязание! И хоровод проведем и посостязаемся, а заодно, узнаем, кто у нас шустрей: мы (гордо) - мальчишки или они (пренебрежительно) – девчонки! МАРФУША. Конечно, мы! Правда, Нюша? НЮША. Верно, Марфуша! ЯРЕМА. А это мы сейчас проверим!
(Командует.)
Ребята, становитесь в круг вокруг Масленицы! НЮША. Девчонки, становитесь в большой круг – вокруг Масленицы и мальчишек!
(Скоморохи объясняют и проводят игру " ДВА КРУГА ".
Играющие становятся в ДВА круга: один – ВНУТРЕННИЙ другой - НАРУЖНЫЙ. В одном из кругов - ДЕВЧОНКА, в другой - МАЛЬЧИШКИ: кого больше, тот занимает наружный круг. Будем считать, что мальчишек у нас меньше. Поэтому, они занимают ВНУТРЕННИЙ круг. Под музыку, мальчишки, стоящие во ВНУТРЕННЕМ круге, взявшись за руки идут по кругу ПРОТИВ ЧАСОЙ СТРЕЛКИ. Одновременно девчонки, положив руки себе на пояс, идут по кругу ПО ХОДУ часовой стрелки. Звучит сигнал (или музыка обрывается). Мальчишки кидаются к девчонкам и пытаются их осалить. Девчонки -с визгом – садятся на корточки. Если девчонка успела присесть, то она в «домике» и ее салить нельзя. Если не успела присесть и ее осалили, то она становится в мальчишеский круг и помогает им ловить других девчонок. Игра повторяется несколько раз. При желании – мальчишки и девчонки могут поменяться местами. Вариант подобной игры: «ХОРОВОДНЫЕ САЛКИ»: Все дети берутся за руки и образуют круг. После этого мальчишки делают шаг вперед, образуя второй круг внутри первого. Под музыку оба круга начинают двигаться: внешний – в одну, а внутренний – в другую сторону. Музыка обрывается. И мальчишки стараются запятнать девчонок, находящихся во внешнем кругу. Однако, тех девчонок, которые успевают повернуться к ДРУГ ДРУГУ ЛИЦОМ и ОБНЯТЬСЯ, пятнать нельзя. Те же девчонки, которых запятнали, берутся за руки и образуют свой круг внутри второго. Получается три круга: девчонки – мальчишки – девчонки. Игра повторяется вновь. На этот раз мальчишки могут пятнать девчонок, которые находятся во внутреннем и внешнем кругах. При повторении игры мальчишки и девчонки меняются местами.
Игра окончена.)
ЯРЕМА. Вот Масленицу и встретили: и хоровод провели и игрой потешили! МАРФУША. АпервыйденьМасленицытакиназывается – «Встреча». ФОМА. Встреча? Да какая же это «встреча»? Вот, если бы Масленица к нам явилась - то мы бы ее и встречали. А то – сами в гости нарисовались… Какая же это встреча! Это картина Репина «Не ждали»! НЮША. Эх ты, Фома не думающий!..
(Объясняет, как учительница тупому ученику.)
Мы к Масленице в гости пришли и она нас встречает. Вот и получается, что «Встреча» состоялась! ФОМА. Ну и чем она нас встречает? И блинов не видать, и пирогами не пахнет! ЯРЕМА (указывая на двор Масленицы). А это что? ФОМА. Коробки какие-то… ЯРЕМА. Это у тебя на плечах «коробка» какая-то!.. А это…
(Жест на двор Масленицы.)
Это Масленица для нас приготовила. Чтобы нам здесь скучно не было! ФОМА ( с любопытством). А что это такое она нам приготовила? ЯРЕМА. Не торопись, Фома, скоро все узнаешь!.. А пока… ФОМА. Погоди. А где сама Масленица? ЯРЕМА. А сама Масленица – по всей стране гуляет! На блины рассыпалась и покатилась народ веселить и радовать!.. А пока…
(Обращается к Нюше.)
Как второй день Масленицы называется? НЮША. «Заигрыши»! В этот день мальчишки и девчонки… ФОМА. Заигрывали друг с другом, что ли? НЮША. Заигрывать с девочками на день святого Валентина надо было! МАРФУША. Или вон – на перемене: ходи и заигрывай! НЮША. А на Масленицу мальчишки и девчонки играли друг с другом! МАРФУША. И не так, чтобы мальчишки отдельно, а девчонки сами по себе, а вместе! ЯРЕМА. Вот сейчас и мы поиграем, а заодно и узнаем – как мальчишки и девчонки дружить умеют!
(Скоморохи и скоморошины проводят ИГРЫ:
«ОБЖИМАЛКИ». Звучит музыка. Дети прыгают, кружатся, танцуют. Музыка обрывается и кто-то из скоморохов называет число: допустим – «ТРИ». И все «обжимаются (то есть – обхватывают друг друга) по ТРИ человека. Дети тут же берутся за руки и образуют «хороводики по-трое». Музыка. «Хороводики» кружатся. СКОМОРОХИ. Пять!
Дети объединяются по пять человек… И так далее.
"НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ". Играющие становятся парами по кругу лицом к центру: впереди - девчонки, сзади - мальчишки. Звучит веселая, динамичная музыка. В центре круга стоят ДВА ВОДЯЩИХ (в начале игры это могут быть скоморох и скоморошина). Один из них подает команду: "Девчонки направо, за мной!" Все девчонки двигаются вслед за ним. Другой водящий подает свою команду: "Мальчишки, за мной!" Все мальчишки двигаются за ним. Водящие делают, под музыку, свои движения - все движущиеся за ними ПОВТОРЯЮТ эти движения. Как только музыка прерывается, все бегут, возвращаясь каждый к своей паре. ВОДЯЩИЕ, в это время, СТАРАЮТСЯ ВСТАТЬ В ПАРУ с кем-нибудь из представителей противоположного своему пола. Тот, кто остался без пары, становится ВОДЯЩИМ и продолжает игру.
"ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП". Все участники разбиваются на группы и выстаиваться, взявшись за руки, "змейками". Каждой группе предлагается СВОЯ МЕЛОДИЯ (свой мотив), а так же есть еще ОДНА МЕЛОДИЯ - общая для всех «змеек»: под нее движутся все "змейки" одновременно. Каждая "змейка" движется под свою мелодию, переплетаясь через другие "змейки" и замирает, опустив руки, когда мелодия обрывается - в ТОМ ПОЛОЖЕНИИ, в котором застала ее СМЕНА МОТИВА. Происходит СМЕШЕНИЕ "змеек". Тут и вступает в действия:
ОБЩАЯ мелодия (несколько раз).
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗМЕЙКИ»: Игра проводится под музыку. Играющие делятся на несколько равных групп и выстаиваются шеренгой в затылок. Шеренги становятся параллельно друг другу. Каждая из них выбирает себе какой-нибудь музыкальный мотив. Как только исполняется избранный мотив, шеренга начинает двигаться, танцевать заплетаясь среди других участников. Когда мотив меняется шеренга останавливается в ТОМ ПОЛОЖЕНИИ, в каком ЗАСТАЛА ее СМЕНА МОТИВА, а двигаться начинает ТА шеренга, избранный МОТИВ которой зазвучал. Выбрав момент, когда шеренги сильно переплетены, ведущий дает КОМАНДУ. По свистку все группы должны встать в первоначальном порядке. Выигрывает группа, выстроившаяся первой.
«ВЕСЕЛЫЕ ТРОЙКИ»: Участники игры сначала встают в кружки по три человека. Затем двое берутся за руки, а третий встает в середину. В середине большого круга находится Водящий. По команде Водящего: «Средний, ко мне!» - стоящие внутри пар выходят в середину большого круга и берутся за руки вместе с Водящим. По второй команде все, образовавшие внутренний круг, держась за руки, движутся в одну сторону, а те, кто находится во внешнем круге, - в другую. Пары внешнего круга могут двигаться боковым шагом, приплясывая или кружась. По сигналу руководителя пары останавливаются и приподнимают руки, а все находящиеся во внутреннем круге, в том числе и Водящий, стараются занять место в середине КАКОЙ-ЛИБО ПАРЫ. Оставшийся без места становится Водящим. При повторении игры в каждой тройке игроки меняются местами так, чтобы по команде: «Средний ко мне!» - в круг выходили каждый раз новые игроки. Игра пойдет веселее, если ее проводить под музыку. Тогда, двигаясь по кругу, пары могут танцевать какой-либо танец, а внутренний круг – повторяет движения, которые показывает Водящий. Тот, кто остался без места ДОЛЖЕН по желанию играющих что-нибудь исполнить: станцевать, спеть и т.д. Может быть два водящих: один – скоморох, а другой – кто-то из детей. Скоморох только командует, а ребенок играет – как описано выше. Скоморох – водящий постоянный, а дети-водящие меняются.
Игры окончены.)
ЯРЕМА. А третий день Масленицы называется… ФОМА. А это я сам знаю! Этот день называется «Лакомка». МАРФУША. А почему он так называется – «Лакомка»? ФОМА. Потому что в этот день всех детей…
(Шлепает себя по животу.)
…сладостями угощали – закармливали наповал! МАРФУША. Как? ФОМА. Ну вот так! Чтобы потом ребенок полгода на сладкое смотреть не мог! НЮША. А дети? ФОМА. А дети все равно смотрят!
(Поет на мотив песни дуэта «Тату» - «Нас не догонят».
«Нас не прокормят! Нас не прокормят!»
(Яреме - с гордостью.)
Так что, видишь – я все знаю! ЯРЕМА. Ну, раз ты все знаешь – тогда помогай! Доставай во-он тот короб! ФОМА. А что в нем? ЯРЕМА. Сладости! ФОМА. Сладости я достану с радостью!
(Достает коробку, в которой лежат конфеты.)
ЯРЕМА. И отдай их Нюше и Марфуше… ФОМА. А у них не треснет? ЯРЕМА. Это я тебе сейчас так тресну... ФОМА. Меня? Почему? ЯРЕМА. По лбу! ФОМА. За что? ЯРЕМА. За жадность!
(Фома отдает короб Нюше и Марфуше.)
ФОМА. Были вы, Нюша и Марфуша, скоморошинами, а стали коробейницами…
(Ехидно.)
Коробейницами-то стали, а все равно остались – «нюшей» и «марфушей»! ЯРЕМА. А ты - был ты Фомой, а станешь «Антошкой»… ФОМА. А почему – «антошкой»? ЯРЕМА. Потому что жадный немножко!
(Успокаивает.)
Да ты не бойся: будешь «антошкой» - на одну игру. ФОМА. Ну-у… Если на одну игру, то можно… Говори, что делать надо!
(Пока Ярёма объясняет детям условия игры «Антошка», Нюша и Марфуша раскладывают повсюду – на определенном расстоянии от Фомы - конфеты.
Далее проводится игра «АНТОШКА»: Играющие становятся в круг, в середине которого сидит водящий (это Фома, который исполняет роль «антошки») и делает вид, что спит. Хор движется вокруг антошки» и поет, подразнивая: Антошка – Антошка, Пошли копать картошку! Антошка – пошли копать картошку! (и так далее) В самый неожиданный момент Ярема свистит в свисток (или обрывается музыка). «Антошка» вскакивает и бросается на участников хора. Хор разбегается в разные стороны. Каждый убегающий пытается схватить одну из разложенных конфет. «Антошка» старается осалить кого-нибудь из них. Осаленный – становится «антошкой». Конфеты становятся поощрительными призами – как говорится: «Кто успел – тот и съел!»
Далее скоморохи и скоморошины проводят еще несколько игр:
«СЛАДКОЕ АССОРТИ»: Играющие делятся на группы по 4-8 человек: «кульки» со сладостями. В каждом «кульке» распределяют названия сладостей, например:
«конфеты», «пряники», «шоколадки», «чупа-чупсы» и др. Названия сладостей повторяются в каждом «кульке», но в одном «кульке» две одинаковых сладости находиться не могут. «Сладости» берутся за руки и обр<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|