Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управленческо-педагогические принципы




Социальный, системный и закономерный характер управления требует построения его с полным учетом объективно-субъективных зависимостей.

Наиболее важные из них находят отражение в управленческо-педагогических принципах — наиболее общих рекомендациях по реализации педагогической функции. Различают организационно-управленческие и техноло­гично-управленческие принципы.

К группе организационно-управленческих педагогических прин­ципов управления относятся следующие.

1. Социально-педагогический принцип управления. Как уже отме­чалось, приоритет социальных целей и ценностей, постановка че­ловека в центр всех процессов — безусловные и непререкаемые по­ложения для каждого, кто занимается управленческим трудом, кому доверены люди и интересы общества на конкретном участке рабо­ты. В жизни органа внутренних дел, в управлении должны быть сфокусированы все ценности гуманизма, демократии, культуры, цивилизованности, морали, духовности, деловитости. К сожалению, в практике управления, встречаются и перекосы в сторону автори­тарного управления, пренебрежение общечеловеческими ценностя­ми, что сильно снижает его эффективность, умножает недостатки.

2. Принцип двуединой цели управления. Управление в правоохра­нительных органах, особенно сейчас, обязано иметь двуединую цель: приносить не только правоохранительный результат, но и ду­ховную, человеческую «прибыль», чувство правовой защищенности, безопасности, социальной удовлетворенности. Кроме того, служба в правоохранительных органах нужна и самим сотрудникам для са­мореализации и самоутверждения в жизни, ее обеспечения, реали­зации личных планов, уважения и самоуважения. Достижение ука­занных приоритетов, ориентация на человека во всех ее проявлени­ях — не только цель, но и важнейшее условие эффективного функ­ционирования правоохранительного органа.

3. Принцип единства систем воспитания, профессиональной под­готовки, самосовершенствования сотрудников (самовоспитания, само­обучения, саморазвития, самообразования) и профессиональной (право­охранительной) деятельности. Никто не может сделать человека та­ким, каким он не хочет быть. Надо настойчиво, творчески, не теряя оптимизма искать пути его мотивации к самосовершенствованию.

4. Принцип педагогического единства управления системой воспи­тания, обучения, самосовершенствования, организационных условий быта и осуществляемой сотрудниками правоохранительной деятельно­сти. Воспитание в главном — не разговоры о нравственности, а нравственное построение управления, организации службы и про­фессиональной деятельности сотрудников.

Группа технологично-управленческих педагогических принципов раскрывает основные методические направления педагогической работы в ходе управления правоохранительным органом.

1. Принцип личной примерности руководителя — приоритетный методический принцип управления. Без его реализации вся органи­зационно-правовая и педагогическая основа работы правоохрани­тельного органа, будь она даже формально идеальной, утрачивает свою действенность.

2. Принцип гуманности управления. Управление во всех своих ви­дах, формах, решениях, методах, способах и пр. должно быть чело­вечным, основанным на уважении прав и личного достоинства со­трудников и граждан, учете потребностей сотрудников, понимании их интересов и трудностей, поддержке и пр. Суть демократического управления не в том, чтобы принуждать каждого сотрудника тру­диться, а в том, чтобы создавать в правоохранительном органе такие условия, которые побуждали бы каждого к добросовестной работе.

Управление, построенное по схеме иерархически организован­ной пирамиды, рационально, но одновременно и объективно про­тиворечиво. Дифференциация задач, прав, обязанностей, ответст­венности, различное вознаграждение за труд членов организации, находящихся на разных уровнях ее иерархии, — глубокая, объек­тивная причина их педагогических различий и проявлений, разного отношения к общим целям, долгу, интересам, внутренних напря­жений человеческого характера (вплоть до противостояния «верхов» и «низов») и пассивности в нижней части пирамиды. Управление правоохранительным органом по необходимости достаточно импе­ративно, а поэтому проблема гуманизации управления, выраженная в использовании всех возможностей для побуждения сотрудников к человеческому и профессионально достойному поведению в нем, при осуществлении правоохранительной деятельности особенно важна. Приоритет гуманных начал, использование воспитывающих, развивающих и других возвышающих человека управленческо-педа­гогических технологий — не благое пожелание кабинетных и не знающих жизни теоретиков, а государственный подход, подлинно деловой, единственно способный принести высокие результаты и отвечающий уровню современной цивилизации. Это не исключает необходимости в определенных условиях проявлять твердое, воле­вое, беспрекословное управление.

3. Принцип педагогически целенаправленного управления коллекти­вом и через коллектив. Результаты деятельности органа внутренних дел — это всегда результат деятельности всего персонала, коллекти­ва. Управлять надо не «единоличниками», а создавать коллектив единомышленников, стремящихся к единой цели, где всем и каж­дому хочется трудиться добросовестно, не подводить коллег, помо­гать друг другу. Такие отношения надо создавать не только по «го­ризонтали», но и по «вертикали». Создание коллектива существен­но изменяет взаимоотношения сотрудников. «Пирамида» управле­ния по-настоящему прочна и функционирует эффективно, если в ней есть встречные и сливающиеся воедино стремления, желания, усилия людей, исходящие не только сверху — от руководителя, но и снизу — от рядовых сотрудников, Только тогда она устойчива в ка­ждом элементе, стоит на прочном фундаменте (рис. 9.1).

Ответственность руководителя правоохранительного органа ве­лика, ему даны большие права, но его управленческая деятельность не может сводиться к единоличному управлению.

Обязанности, права, ответственность

Управленческие воздействия

Рядовые сотрудники Рис. 9.1. Управленческая пирамида:

Р — первый руководитель; ЗР — заместитель руководителя; РП — руководители подразделений, служб

Это не эффек­тивно в деловом плане, не отвечает социальной сущности управления и непедагогично. Педагогически компетентно управлять — зна­чит включать в управление:

а) всех должностных лиц, чьи функ­циональные обязанности предусматривают решение управленческих задач в определенных рамках;

б) общественные формирования, соз­даваемые специально для помощи руководителю и другим должност­ным лицам в совершенствовании какой-то сферы жизни правоох­ранительного органа;

в) отдельных рядовых работников (для помо­щи руководителю в каких-то вопросах управления, при подготовке решений, обсуждении вариантов и способов его выполнения и пр.).

Надо создавать такую систему управления, в которой каждое звено могло бы проявлять инициативу и заинтересованность в решении общих, долговременных задач. В сущности, целесообразно создание системного управленческого комплекса («команды»), состоящего из начальников всех степеней и актива сотрудников. Такой подход к организации управления повышает его эффективность, снимает напряженность отношений «верхов» и «низов», духовно сближает их, способствует развитию управленческого сотрудничества, дейст­вий в духе единой ответственности, долга и коллективизма. Он пре­вращает личный состав в активного соучастника установления организационного порядка и достижения целей, стоящих перед пра­воохранительным органом.

4. Принцип педагогической технологичности (педагогизации) управленческой деятельности, правоохранительной деятельности и организационной среды в органе внутренних дел. Практически нет «чисто» административных, управленческих, социологических, пе­дагогических и прочих методов управления. Каждый может быть отнесен к одному из них лишь по преобладающим признакам. На­пример, инструктаж дежурной смены останется преимущественно служебным мероприятием, если руководитель придерживается лишь служебных правил. Но он может стать и педагогическим действием, если проводящий его видит скрытый педагогический потенциал и умело использует его. Важно всегда усматривать возможность педа­гогического воздействия в данное время и в данном месте и ставить перед собой задачу — получить педагогический результат, избрать способы его достижения и порядок использования, реализовать на­меченное, целеустремленно стремясь к достижению намеченного результата.

Очевидно, что педагогический подход к управлению правоохра­нительными органами всегда, а в современных условиях в особен­ности, выступает обязательным условием его эффективности и со­ответствия требованиям общества. Педагогика управления распола­гает возможностями для обеспечения такого управления.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...