Особенности тренинговой формы обучения
Издавна считалось, что воздействие на группу людей более эффективно, нежели индивидуальная работа с людьми. Почему это так? Работая сразу с несколькими членами группы, а не с одним человеком, мы экономим время. Известен групповой (стадный) эффект, когда человек в группе более внушаем, нежели вне ее, поэтому достичь поставленных целей в группе легче. В группе происходит взаимное обучение ее членов, они могут обмениваться личным опытом, пробовать новые приемы друг на друге. Поэтому в основном принята групповая форма обучения. Известно, что приемы обучения могут быть разными - лекционное, семинарское, моделирование и наконец тренинговое. Чем же тренинги отличаются от других форм обучения? С помощью тренинга мы развиваем способности человека к обучению или овладению любыми сложными видами деятельности, связанными с общением. Можно заметить, что темы наиболее распространенных в бизнесе тренингов связаны с общением. Это тренинги продаж, переговоров, развития лидерских качеств и т.п. Социально-психологический тренинг - это наиболее эффективный на настоящее время и широко используемый в цивилизованном мире метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений в специально создаваемых малых группах при содействии ведущего-психолога. В группе с помощью специальной системы психологических упражнений и игр у участника появляется возможность увидеть себя и свои проблемы глазами других людей, безопасно для себя примерить множество новых ролей, приобрести необходимые навыки и умения общения, которые не удалось получить в семье, усвоить новые формы поведения, осознать и, в конечном итоге, решить свои проблемы, быть счастливым.
Это очень важно, поскольку в общении находят удовлетворение основные социальные потребности личности: быть любимыми, оцененными, признанными. Групповой процесс охватывает три основных аспекта личности - когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный аспект тренинга связан с получением новой информации о процессе общения в целом, анализе ситуации о себе, о психологии. Эмоциональный аспект тренинга касается переживания полученной информации, новых знаний о себе и других, прочувствования своих неуспехов и недостатков, переживания снижения своей самооценки. Конативный, или поведенческий аспект проявляется в расширении поведенческого репертуара, поиске и отработке адекватных форм поведения через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения. Контингент участников подобных групп очень широк. Это представители, так называемых, коммуникативных профессий - руководители, преподаватели, тренеры, социальные работники и т.д., а также люди, испытывающие затруднения в общении в повседневной жизни. Данный метод используется и в решении психотерапевтических задач при работе с людьми, страдающими психическими и соматическими заболеваниями.
Основные типы и виды СПТ В зависимости от того, на какую цель делается акцент в тренинге, их условно можно подразделить на два типа: 1. Инструментально-ориентированные тренинги. 2. Личностно-ориентированные тренинги — тренинги, затрагивающие «Я» каждого члена группы и направленные на глубокие личностные преобразования членов группы. Конечно, в обоих типах групп решаются параллельно и цели из другого типа групп. Но решение их является не основным, просто идет сопутствующий процесс, которые обрамляет основное содержание тренинга. Так в личностном тренинге будут решаться, в том числе, и задачи повышения компетентности в общении. А в коммуникативном тренинге идут процессы, затрагивающие «Я» участников группы и являющиеся предпосылками для развития личности.
Остановимся отдельно на характеристике каждого типа тренинга. К инструментально-ориентированным тренингам относится непосредственно социально-психологический тренинг поведения. Он основывается на бихевиоральном направлении в теории личности, когда индивид рассматривается с точки зрения различных моделей его поведения, и возможности определенными стимулами и методами изменять его поведения и формировать новое. Психологическое воздействие в данных группах осуществляется в «субъект-объектной» системе отношений. В ней субъекту отводится роль манипулятора, объекту — роль манипулируемого. Такая система отношений непосредственно связана с бихевиоризмом — такой парадигмой групповой психотерапии, когда психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объектвоздействия внешних условий. Сущность бихевиористических программ заключается в идее управления человеком через систему стимулов, посредством которых можно вызвать желаемую реакцию. Цель данного группового подхода — овладеть эффективными моделями поведения. При достижении цели СПТ поведения происходит некая деятельность непосредственно в процессе обучения, и приобретаются определенные навыки и умения как результат обучения. СПТ поведения = деятельность (в процессе обучения) + навыки (в результате обучения). Целью СПТ поведения не может быть личность. Известно, что из условий, которые оказывают влияние на поведение человека, наиболее сильное влияние имеют установки. Таким образом, целью тренинга можно также определить модификацию установок. В СПТ поведения главная цель — изменение установок и как следствие этого последующее изменение поведения. С тоски зрения цели тренинга важно не само поведение, а тренируемые модификации поведения, возможности его изменения через модификацию установок. К инструментально-ориентированным тренингам можно отнести следующие виды тренинга: • тренинги, направленные на модификацию определенного аспекта поведения, например (СПТ поведения, как правило, в таком широком виде и звучании встречается не часто, тренеры стараются делать программы на определенные виды поведения);
• тренинг для руководителей — направлен на организационное поведение; • тренинг-программа аргументированного поведения; • тренинг-программа для преодоления страха перед публичным выступлением; • тренинг стратегии решения конфликта; • тренинг для управляющих; • тренинг делового общения; • тренинг для эффективного руководителя; • тренинг уверенности в себе; • тренинг социальных навыков и т.д. По большому счету СПТ поведения является своеобразной формой обучения новым знаниям, умениям, навыкам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|