СПТ как форма обучения имеет отличия от традиционных форм.
1. СПТ способствует не только быстрому приобретению знаний, прежде всего, формируется способность и готовность человека быстро без стресса изменять своё поведение в сложной новой обстановке. 2. Навыки, приобретенные в тренинге, сохраняются и проявляются более эффективно. 3. В очень короткий срок можно получить опыт поведения в ситуациях типичных для профессиональной деятельности. 4. Приобретается опыт в эквивалентных жизненных ситуациях, что дает возможность личности реализовать свой опыт непосредственно в деятельности. 5. В тренинге быстрее идет формирование мотивационной сферы личности, её адекватное отношение к действительности, быстрее достигается эмоциональная стабильность. 6. СПТ создает предпосылки к тому, чтобы человек лучше сохранял свой эмоциональный тонус. 7. Приобретаются знания в области педагогики и психологии. Второй тип тренингов мы обозначили как личностно- ориентированные тренинги. К личностно-ориентированным тренингам относятся группы личностного роста или, так называемые психокоррекционные группы. Основные задачи этих групп — взаимное исследование, получение знаний о собственной личности, её развитие И раскрытие. Психологическое воздействие осуществляется здесь в «субъект-субъектной» системе отношений, в которой устанавливается равенство психологических позиций. Основным процессам в данных группах является личностный рост — активный процесс открытия и развития самого себя через соприкосновение с внешним миром. Существуют различные типы групп личностного роста. Множество групповых форм психологической коррекции обусловлено существованием в психологии различных теорий личности. Известно, что в современной психологии нет единой картины человека, существуют различные концепции природы личности. В результате человек, как единая психологическая реальность, оказывается как бы поделенным между различными психологическими направлениями, в ведении и компетенции которых находятся разные виды этой реальности. Поведение — у бихевиористов, ментальные образования — у когнитивистов, общечеловеческие ценности — у гуманистов, бессознательное — у психоаналитиков, бытие — у экзистенциалистов и т.д. Таким образом, в зависимости от того какой представляется модель человека в разных психологических направлениях, по- разному представляются и виды групп личностного роста.
Приведем примеры групп личностного роста: 1. группы-встреч; 2. гештальт-группы; 3. психодраматические группы; 4. психодинамические группы; 5. экзистенциальные группы; 6. группы арт-терапии; 7. группы танцевальной терапии и т.д. 4. Преимущества и недостатки группового метода психологической работы Как любой метод практической психологии социально-психологический тренинг имеет свои преимущества и недостатки. К. Рудестам указывает на следующие преимущества групповой работы: 1. В группе возмещается потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. 2. Опыт, приобретенный в специально организованных группах, помогает решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. 3. В условиях группы возможно получение обратной связи. 4. В тренинговой группе возможно получение поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживание с конкретными участниками группы. 5. Индивид может обучиться новым умениям и навыкам в поддерживающей и контролируемой обстановке. 6. В группе становятся очевидными такие скрытые факторы как давление партнеров, конформизм, социальное влияние, распределение ролей.
7. Участники могут идентифицировать себя с другими и использовать, установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных переживаний, чувств и поведения. 8. Группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, формирование «Я» концепции индивида. 9. Экономическая выгода — один ведущий-психолог работает с группой индивидов. Недостатки группового метода психологической работы. 1. Группа, особенно личностного роста (психокоррекционная), способствует созданию уникального, необычного стиля общения, который не соответствует стилю общения, принятому в повседневной социальной жизни. Переход участников к обычной жизни может быть болезненным. Возникает некоторая дезадаптация на какой-то период времени. Участник ждет от людей его окружающих тех реакций, того поведения, стиля общения, той атмосферы, которые присутствовали в группе. Данное состояние дезадаптации может породить различные поведенческие и эмоциональные реакции индивида. От выражения крайней нетерпимости к окружающим в отношении их поведения до растерянности, замкнутости, ухода в себя. 2. Трудность реализации в обычных социальных условиях тех ценностей, которые формируются в группах, могут привести к следующему явлению. Человек становится своего рода «наркоманом» групп. У него развивается потребность участия в различного рода группах. Потому что именно там он находит ту атмосферу, тот стиль общения и взаимоотношений, чувство безопасности и комфорта, которые он не может найти в реальной жизни. Зачастую желание и стремление участвовать постоянно во все новых группах (психокоррекционных), обусловлено поиском все более сильных и значимых переживаний. Это ведет к своего рода уходу от реальной жизни, реальных психологических проблем. Для избежания данного явления необходимо научиться переносить опыт, полученный в группе в реальную жизнь. 3. В группе может происходить формирование новых ценностей, установок, взглядов, убеждений. При возвращении в обычную жизнь у участника может возникнуть разочарование вследствие того, что близкие люди: • не видят произошедших в нем изменений; • не разделяют его новую систему ценностей; • сами никаким образом не изменились.
Для предотвращения данного эффекта участникам необходимо осознавать, что изменения обусловлены именно групповой работой, в которой не участвовало их ближайшее окружение и вследствие этого снижать уровень своих ожиданий по отношению к ним. 1. Возможны психологические ожоги в группе. Группа может вызвать изменение личности в любом направлении, что увеличивает вероятность возникновения психологических травм. Снижение последствий психологических травм зависит от профессионализма и мастерства ведущего. 2. У некоторых участников может возникнуть вера в полную приложимость групповых методов к повседневной жизни. Применение внутригруппового поведения в реальной жизни без учета обстановки, может привести к неадекватному восприятию индивида окружающими, породить чувство уязвимости у индивида (в случае самораскрытия).
Использование социально-педагогического тренинга в работе социального педагога. Одной из функций социального педагога является предупредительно-профилактическая, т.е. социальный педагог по роду своей деятельности обязан проводить профилактическую работу с учащимися. В профилактической работе социального педагога используются такие методы тренинга как: дискуссии, ролевые игры. Методика тренинговых занятий. Как форма обучения тренинговые занятия тесно соприкасаются с развивающим обучением, реализуются через разнообразные способы групповой работы. Специфическими чертами тренинговых занятий как формы обучения являются: - наличие постоянной группы участников (10-12 человек); - направленность на приобретение участником тренинга определенной суммы знаний и практических умений в профессиональной деятельности и развитие личностных качеств; - объективизация субъективных чувств и эмоций участников относительно друг друга, происходящего в группе, тех профессиональных качеств личности и практических умений профессионала, которыми необходимо овладеть в ходе занятия; вербализация рефлексии; - атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, психологическая безопасность.
Основу тренинговых занятий составляют следующие принципы (Г. И. Марасанов, Л. А. Петровская, А. С. Прутченков): 1) диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения, основанного на взаимном уважении участников тренинга; 2) обратной связи, т. е. непрерывного получения участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Обратная связь на занятии: а) носит описательный, а не рекомендательный характер; б) должна даваться сразу после выполнения задания; в) касается действий, а не личности, причем конкретных действий в конкретной ситуации; 3) творческой, исследовательской позиции, т. е. установки на само- и взаимообучение. Это попытка построения новой модели поведения, самораскрытия профессионально-личностных качеств участников; 4) гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер, т. е. акцентирования внимания на эмоциональном и интеллектуальном состоянии участников тренинга; 5) добровольного участия, т. е. каждому предоставляется право выбора способа участия в выполнении задания: можно пропустить упражнение, если оно вызывает дискомфорт, участник не понимает или не принимает его целевые ориентиры, но нельзя постоянно находиться в состоянии стороннего наблюдателя, созерцающего работу группы и остающегося в стороне от групповых проблем; 6) «здесь и теперь», т. е. анализ реального пребывания, реальных поступков людей, не выходящий за пределы аудитории; 7) персонификации высказываний, что выражается через отказ от безличных речевых форм. Основу высказывания составляет фраза «Я считаю...»; 8) активности, которая воспринимается как норма поведения и предполагает интенсивное включение каждого студента в групповой процесс. Эти принципы позволяют реализовать следующие нормативные правила поведения участников тренинга: - активность; конфиденциальность; право говорить «нет»; не обманывать; право на поддержку; обязанность слушать не перебивая; участвовать во всем; право на личное мнение; работать от и до; говорить от себя лично о происходящем здесь и сейчас.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|