Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СПТ как форма обучения имеет отличия от традиционных форм.

1. СПТ способствует не только быстрому приобретению знаний, прежде всего, формируется способность и готовность человека быстро без стресса изменять своё поведение в сложной новой обстановке.

2. Навыки, приобретенные в тренинге, сохраняются и проявляются более эффективно.

3. В очень короткий срок можно получить опыт поведения в ситуациях типичных для профессиональной деятельности.

4. Приобретается опыт в эквивалентных жизненных ситуациях, что дает возможность личности реализовать свой опыт непосредственно в деятельности.

5. В тренинге быстрее идет формирование мотивационной сферы личности, её адекватное отношение к действительности, быстрее достигается эмоциональная стабильность.

6. СПТ создает предпосылки к тому, чтобы человек лучше сохранял свой эмоциональный тонус.

7. Приобретаются знания в области педагогики и психологии.

Второй тип тренингов мы обозначили как личностно- ориентированные тренинги.

К личностно-ориентированным тренингам относятся группы личностного роста или, так называемые психокоррекционные группы. Основные задачи этих групп — взаимное исследование, получение знаний о собственной личности, её развитие И раскрытие. Психологическое воздействие осуществляется здесь в «субъект-субъектной» системе отношений, в которой устанавливается равенство психологических позиций.

Основным процессам в данных группах является личностный рост — активный процесс открытия и развития самого себя через соприкосновение с внешним миром.

Существуют различные типы групп личностного роста. Множество групповых форм психологической коррекции обусловлено существованием в психологии различных теорий личности. Известно, что в современной психологии нет единой картины человека, существуют различные концепции природы личности. В результате человек, как единая психологическая реальность, оказывается как бы поделенным между различными психологическими направлениями, в ведении и компетенции которых находятся разные виды этой реальности. Поведение — у бихевиористов, ментальные образования — у когнитивистов, общечеловеческие ценности — у гуманистов, бессознательное — у психоаналитиков, бытие — у экзистенциалистов и т.д. Таким образом, в зависимости от того какой представляется модель человека в разных психологических направлениях, по- разному представляются и виды групп личностного роста.

Приведем примеры групп личностного роста:

1. группы-встреч;

2. гештальт-группы;

3. психодраматические группы;

4. психодинамические группы;

5. экзистенциальные группы;

6. группы арт-терапии;

7. группы танцевальной терапии и т.д.

4. Преимущества и недостатки группового метода психологической работы

Как любой метод практической психологии социально-психологический тренинг

имеет свои преимущества и недостатки.

К. Рудестам указывает на следующие преимущества групповой работы:

1. В группе возмещается потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим

человеком.

2. Опыт, приобретенный в специально организованных группах, помогает решению

проблем, возникающих при межличностном взаимодействии.

3. В условиях группы возможно получение обратной связи.

4. В тренинговой группе возможно получение поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживание с конкретными участниками группы.

5. Индивид может обучиться новым умениям и навыкам в поддерживающей и контролируемой обстановке.

6. В группе становятся очевидными такие скрытые факторы как давление партнеров, конформизм, социальное влияние, распределение ролей.

7. Участники могут идентифицировать себя с другими и использовать, установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных переживаний, чувств и поведения.

8. Группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, формирование «Я» концепции индивида.

9. Экономическая выгода — один ведущий-психолог работает с группой индивидов.

Недостатки группового метода психологической работы.

1. Группа, особенно личностного роста (психокоррекционная), способствует созданию уникального, необычного стиля общения, который не соответствует стилю общения, принятому в повседневной социальной жизни. Переход участников к обычной жизни может быть болезненным. Возникает некоторая дезадаптация на какой-то период времени. Участник ждет от людей его окружающих тех реакций, того поведения, стиля

общения, той атмосферы, которые присутствовали в группе. Данное состояние дезадаптации может породить различные поведенческие и эмоциональные реакции индивида. От выражения крайней нетерпимости к окружающим в отношении их поведения до растерянности, замкнутости, ухода в себя.

2. Трудность реализации в обычных социальных условиях тех ценностей, которые формируются в группах, могут привести к следующему явлению. Человек становится своего рода «наркоманом» групп. У него развивается потребность участия в различного рода группах. Потому что именно там он находит ту атмосферу, тот стиль общения и взаимоотношений, чувство безопасности и комфорта, которые он не может найти в реальной жизни. Зачастую желание и стремление участвовать постоянно во все новых группах (психокоррекционных), обусловлено поиском все более сильных и значимых переживаний. Это ведет к своего рода уходу от реальной жизни, реальных психологических проблем. Для избежания данного явления необходимо научиться переносить опыт, полученный в группе в реальную жизнь.

3. В группе может происходить формирование новых ценностей, установок, взглядов, убеждений. При возвращении в обычную жизнь у участника может возникнуть разочарование вследствие того, что близкие люди:

• не видят произошедших в нем изменений;

• не разделяют его новую систему ценностей;

• сами никаким образом не изменились.

Для предотвращения данного эффекта участникам необходимо осознавать, что изменения обусловлены именно групповой работой, в которой не участвовало их ближайшее окружение и вследствие этого снижать уровень своих ожиданий по отношению к ним.

1. Возможны психологические ожоги в группе. Группа может вызвать изменение личности в любом направлении, что увеличивает вероятность возникновения психологических травм. Снижение последствий психологических травм зависит от профессионализма и мастерства ведущего.

2. У некоторых участников может возникнуть вера в полную приложимость групповых методов к повседневной жизни. Применение внутригруппового поведения в реальной жизни без учета обстановки, может привести к неадекватному восприятию индивида окружающими, породить чувство уязвимости у индивида (в случае самораскрытия).

 

Использование социально-педагогического тренинга в работе социального педагога. Одной из функций социального педагога является предупредительно-профилактическая, т.е. социальный педагог по роду своей деятельности обязан проводить профилактическую работу с учащимися. В профилактической работе социального педагога используются такие методы тренинга как: дискуссии, ролевые игры.

Методика тренинговых занятий. Как форма обучения тренинговые занятия тесно соприкаса­ются с развивающим обучением, реализуются через разнооб­разные способы групповой работы.

Специфическими чертами тренинговых занятий как формы обучения являются:

- наличие постоянной группы участников (10-12 человек);

- направленность на приобретение участником тренинга определенной суммы знаний и практических умений в профес­сиональной деятельности и развитие личностных качеств;

- объективизация субъективных чувств и эмоций участни­ков относительно друг друга, происходящего в группе, тех про­фессиональных качеств личности и практических умений про­фессионала, которыми необходимо овладеть в ходе занятия; вербализация рефлексии;

- атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, психологическая безопасность.

Основу тренинговых занятий составляют следующие прин­ципы (Г. И. Марасанов, Л. А. Петровская, А. С. Прутченков):

1) диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного пол­ноценного межличностного общения, основанного на взаимном уважении участников тренинга;

2) обратной связи, т. е. непрерывного получения участни­ком информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Обратная связь на занятии: а) носит описательный, а не рекомендательный характер; б) должна даваться сразу после выполнения задания; в) касается дейст­вий, а не личности, причем конкретных действий в конкретной ситуации;

3) творческой, исследовательской позиции, т. е. установки на само- и взаимообучение. Это попытка построения новой мо­дели поведения, самораскрытия профессионально-личностных качеств участников;

4) гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер, т. е. акцентирования внимания на эмоциональном и интеллекту­альном состоянии участников тренинга;

5) добровольного участия, т. е. каждому предоставляется право выбора способа участия в выполнении задания: можно пропустить упражнение, если оно вызывает дискомфорт, участ­ник не понимает или не принимает его целевые ориентиры, но нельзя постоянно находиться в состоянии стороннего наблюда­теля, созерцающего работу группы и остающегося в стороне от групповых проблем; 6) «здесь и теперь», т. е. анализ реального пребывания, ре­альных поступков людей, не выходящий за пределы аудитории;

7) персонификации высказываний, что выражается через отказ от безличных речевых форм. Основу высказывания со­ставляет фраза «Я считаю...»;

8) активности, которая воспринимается как норма поведе­ния и предполагает интенсивное включение каждого студента в групповой процесс.

Эти принципы позволяют реализовать следующие норма­тивные правила поведения участников тренинга:

- активность; конфиденциальность; право говорить «нет»; не обманывать; право на поддержку; обязанность слушать не перебивая; участвовать во всем; право на личное мнение; работать от и до; говорить от себя лично о происходящем здесь и сейчас.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...