Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические аспекты и основные подходы в решении вопросов безопасности полетов. Эволюция мышления человека в области БП.

Вопросы обеспечения безопасности полетов с каждым годом приобретают все большее значение. В настоящее время они вышли на уровень государственной и международной значимости. Это обусловлено теми огромными материальными и еще большими моральными потерями, которые несет общество в результате авиационных происшествий.

Забота о жизни и здоровье людей всегда была и будет главной задачей нашего общества.

Обеспечение сохранности здоровья и жизни людей при выполнении полетов является частью общей задачи охраны здоровья людей и находится под пристальным вниманием нашего общества и государства.

Проблема обеспечения безопасности полетов многоплановая. Она содержит множество различных сторон. Все они могут быть сведены к трем главным.

Первая сторона представляет собой социальный аспект проблемы. Она заключается в том, что в условиях научно-технической революции растет опасность ошибок людей в их преобразовательной деятельности. Это обуславливает необходимость самого широкого привлечения общественного мнения в обсуждении всех сторон преобразовательной деятельности и в первую очередь оказывающих влияние на здоровье людей. Применительно к гражданской авиации такой подход означает необходимость создания условий, при которых общественное мнение будет оказывать самое непосредственное влияние на устанавливаемый уровень риска.

Вторая сторона проблемы характеризуется потенциалом организационных возможностей в рамках той или иной системы хозяйствования.

И, наконец, третья сторона. Она составляет научное содержание проблемы обеспечения безопасности полетов. Ее изучение является целью научной и учебной дисциплины «Обеспечение безопасности полетов в гражданской авиации».

Как научная дисциплина «Безопасность полетов» возникла практически с первых дней появления авиации.

Первоначально полеты на самолетах рассматривались как рискованный вид спорта и были уделом одиночек, а решение вопросов обеспечения безопасности – их собственной заботой. С развитием авиационной техники самолеты начали использоваться в военных и транспортных целях, профессия пилота стала массовой и, следовательно, последствия авиационных происшествий неизмеримо выросли и стали наносить значительный ущерб. Безопасность полетов выросла в общественную проблему.

Первая авиационная катастрофа произошла в 1908 году в местечке Мейер, штат Вирджиния США. Самолет, сконтсруированный братьями Райт, столкнулся с землей и разрушился. Один пилот погиб, другой получил тяжелую травму. Подобные трагические события в то время были далеко не единичны. Не случайно газеты в 1910г. писали: «Авиация – изобретение на беду людей… Причиной подобных ситуаций явилось отсутствие научного подхода при проектировании, строительстве и эксплуатации воздушных судов».

Первая в мировой практике попытка осуществить систематизацию знаний в области самолетостроения и создание норм летной годности на государственном уровне была предпринята в 1916 году выдающимся русским ученым Н.Е. Жуковским, который на базе лаборатории при Московском техническом училище организовал проведение соответствующих научных исследований. Результаты работы этого аэробюро регулярно рассылались во все авиационные школы России, что позволило вести определенную профилактическую работу в области безопасности полетов. В дальнейшем совершенствование авиационной техники, улучшение качества летной подготовки, организация медицинского отбора в авиацию способствовали снижению аварийности. Статистика «иллюстрирует» эту тенденцию следующим образом: в 1920 году во время полетов погибал один из четырех пилотов, в 1930 – 1 из 50, в 1960 – 1 из 1600.

В 1950 году авиация вышла на качественно новый уровень, став важной транспортной отраслью. Необходимость специальных условий в области создания системы обеспечения безопасности полетов стала очевидной из-за значительного морального ущерба, обусловленного потерей жизни и здоровья людей в АП.

Усилия государств по систематизации опыта эксплуатации национальной авиации, международный обмен информацией о причинности неблагоприятных событий способствовали значительному совершенствованию деятельности гражданской авиации. Они обусловили впечатляющий рост уровня безопасности полетов. По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), безопасность регулярных пассажирских перевозок в настоящее время почти в 20 раз выше, чем в 1950 году.

Таким образом, в истории гражданской авиации наряду с непрерывным ростом уровня безопасности полетов возникали его скачкообразные изменения. Каждое такое изменение соответствует новому этапу развития системы обеспечения безопасности полетов.

Первый этап – этап начального развития (1910 – 1917гг.) охарактеризовался пониманием роли обоснованных норм безопасного проектирования летательных аппаратов и проведением медицинского отбора пилотов.

Он сменился вторым этапом становления промышленного производства воздушных судов на основе разработанных научно обоснованных требований к их созданию, завершение которого можно условно датировать 1940-м годом.

Третий этап – этап интенсивного развития авиационной науки, результатом которого явилось формирование специальных норм летной годности, требований к уровню подготовки летного персонала. В этот период принцип индивидуальной оценки качеств пилота на этапе профотбора. С тали применяться аналитические, статистические и экспериментальные методы для изучения летной аварийности. Третий этап завершается в середине 50-х годов, когда в гражданской авиации мира появились новые самолеты реактивной эры.

Следующий, четвертый этап – этап формирования и развития транспортной воздушной отрасли, когда наряду с резким усложнением воздушных судов стали развиваться все основные звенья обеспечения полетов, таких как инженерно-авиационная служба, управление воздушным движением др. Этот этап потребовал всеобъемлющий регламентации деятельности гражданской авиации в интересах безопасности полетов. В данный период создаются специализированные научные организации, призванные целенаправленно решать вопросы безопасности полетов.

До середины 70-х годов существовавшая авиационная система отвечала установленным требованиям по обеспечению безопасности полетов, так как способствовала устойчивой тенденции роста уровня безопасности полетов. Однако на современном этапе становится ясным, что деятельность государств по повышению уровня безопасности полетов должна носит более активный и целенаправленный характер, связанный, прежде всего с предупреждением авиационных происшествий.

Пятый этап – этап, в котором одной из последних новинок ИКАО стала идеология «управление безопасностью полетов», внедрение которой в авиакомпаниях стран – членов этой организации начато с 1 января 2009 года.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) последние тридцать лет находится в постоянном активном поиске новых подходов в решении проблем, связанных с повышением безопасности полетов воздушных судов. Достаточно вспомнить такие инновационные технологии, предложенные этой организации, как введение в профессиональную подготовку авиационного персонала обучения в области человеческого фактора и регулярное совершенствование тематики и методов проведения занятий, разработку нормативно - методических документов по оптимизации расследования авиационных событий, модернизацию управления воздушным движением и многое другое.

Следует заметить, что освоение персоналом данной идеологии требует определенной интеллектуальной работы, без выполнения которой ее осмысление может быть подменено простым жонглированием новыми терминами без понимания их сути. Проще говоря, возможно обычное «забалтывание» инновации без эффективного ее внедрения. Однако этого допустить нельзя.

Поэтому цель данного подхода состоит в том, чтобы в краткой и доступной форме изложить некоторые вопросы новой идеологии предупреждения негативных авиационных событий и тем самым оказать помощь персоналу в ее изучении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...