Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функциональная слухоречевая асимметрия




1. И .: « Послушай, идут ли мои часы? » Ребенку прямо, по средней линии, даются часы или аналогичные тихо звучащие приборы. Предлагается поговорить по телефону. Для прислушивания ребенок пользуется ведущим ухом.

2. И .: « Повтори, что я скажу ». Эксп. шепотом произносит слово или фразу. Ребенок нагибается ближе ведущим ухом.

3. Дихотическое прослушивание.

Процедура состоит в том, что ребенок слушает через стереонаушники (с правого и левого уха одновременно) две разные серии слов; после каждой серии он воспроизводит слова, которые услышал.

Этот разработанный D. Kimura и адаптированный на русский язык Е. П. Кок, широко распространенный и многократно описанный (Э. Г. Симерницкая, Б. С. Котик, 1978; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1988; Б. С. Котик, 1992) метод, к сожалению, доступен не всем. Поэтому ограничимся представлением разработанной нами системы записи (протокола) и оценки получаемых результатов. Цифрами в протоколе отмечается порядок слов, в котором ребенок воспроизводит прослушанную серию слов; в центре слова, которые отсутствуют среди эталонных.

Эталонные слова (левое ухо) Привнесенные слова Эталонные слова (правое ухо)
зев сыр мяч сон 2 3 зер дом том пень лев пять
3 1 комлак дед печь гром мяч дуб роль путь мир
  суп день мед тип 1 3 дом сир 4 2 кит шеф тон пыль

И так далее 10 серий слов. Затем наушники меняются местами; повторяется та же процедура.

Эталонные слова (левое ухо) Привнесенные слова Эталонные слова (правое ухо)
Жук лев сук гол 2 3 4 сок зуб мяч дочь сон медь лоб
боль чад суп мель 2 4 5 час мей зуб рог вес кот цепь
1 2 3 бред грязь флаг снег   трюк скот март крест

Помимо общепринятых критериев предлагается:

а) наряду с традиционными Кпу {коэффициент правого уха),отражающим доминантность левого (правого) полушария или амбилатеральность полушарий по речи, и Кэфф {коэффициент эффективности) ввести коэффициент продуктивности Кпр.

 

 

где сумма верно воспроизведенных слов, а ОКС общее количество тестовых слов;

б) подсчет ошибок (с каждого уха), количество:

литеральных и вербальных парафазии, контаминации, персевераций, реминисценций, привнесений (конфабуляций) новых слов,

нарушений порядка воспроизведения слов-эталонов (в протоколе помечается цифрами);

в) анализ динамических (процессуальных) характеристик дихотического прослушивания:

 

1. И .: « Прищурься одним глазом ». Первым прищуривается неведущий глаз.

2. И .: « Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу) ». Ребенку прямо, по средней линии, дается один из этих предметов. Для рассматривания используется ведущий глаз.

3. И.: « Загороди линейкой лампу ». Ребенку дается линейка (или что-то аналогичное), которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.

 

Глава 3. МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

 

Двигательные функции

Кинестетический праксис

 

1. А) Праксис поз по зрительному образцу. И .: « Делай, как я ».

Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных ниже поз пальцев (рис. 2), которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

 

Рис. 2

 

Б) Праксис поз по кинестетическому образцу. И .: « Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? » Затем рука ребенка « разглаживается » и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте А.

2. Перенос поз по кинестетическому образцу. И .: « Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке ». Образцы поз и условия те же.

Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

3. Оральный праксис. И .: « Делай, как я ». Эксп. выполняет следующие действия: улыбка, вытягивание губ в трубочку; язык высунут прямо, поднят к носу, эксп. проводит им по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т. п.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: « Нахмурься » или « Дотянись языком до носа ». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недостаточности понимания и т. п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...