Кинетический (динамический) праксис
1. « Кулак — ребро — ладонь ». И .: « Делай, как я ». Далее выполняется последовательный ряд движений (рис. 3); меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения.
Рис. 3 Два раза вы делаете задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например, « ребро — ладонь — кулак ». 2. Графическая проба « Заборчик ». Вы рисуете ребенку образец: И .: « Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги ». Условия те же, что и в пункте 1. 3. И .: « Напиши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину ». 4. Реципрокная координация рук.
Рис. 4 И .: « Положи руки так же на стол (рис. 4). Делай, как я ». Несколько раз вы делаете задание вместе с ребенком, потом предлагается ему сделать самому. Условия те же, что и в пункте 1. 5. Оральный кинетический праксис. И .: « Делай, как я ». Эксп.,например: 1) несколько раз щелкает языком, 2) дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; 3) дотрагивается языком до левого, затем — до правого угла рта, затем надувает щеки. Вариантом этого теста является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции. Пространственный праксис 1. Проба Хэда. Эксп. и ребенок сидят напротив друг друга. И .: « То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой ». Предлагается выполнение сначала одноручных (Эксп. постоянно меняет руки), затем двуручных проб, отраженных на рис. 5.
Рис. 5 После выполнения каждой пробы принимается свободная поза. § 2. Тактильные и соматогностические функции 1. Локализация прикосновения. A. И .: « Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулась ». Прикасаясь к какому-либо месту на теле ребенка, вы просите показать, куда вы дотронулись. В данном случае важно оценить точность локализации прикосновения и сравнить успешность выполнения задания на разных частях тела и с разных сторон. Б. И .: « Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз) ». Далее, как в пункте А. B, Проба Тойбера. В ходе проведения предыдущих проб вы несколько раз прикасаетесь одновременно к двум местам на теле ребенка (например, к обеим рукам) и просите его показать, куда вы прикоснулись. В данном случае важен учет обоих прикосновений, поскольку проба направлена на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере. 2. Проба Ферстера. И .: « Что я нарисовала (написала) у тебя на руке? » Эксп. рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное. Обязательным условием является упроченность в памяти ребенка рисуемых знаков. 3. Проекция локализации прикосновения. И .: « Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на « человечке »« (« Альбом », с. 34). Так же как и в предыдущем задании, вы дотрагиваетесь до нескольких частей тела ребенка и просите его обозначить точки прикосновения на модели человека, нарисованной в альбоме. 4. Называние частей тела. И .: « Назови часть тела, до которой я дотронусь ». Вы прикасаетесь к различным частям тела ребенка и просите его называть их. Данная часть исследования направлена также на оценку номинативного уровня схемы тела, а не только соматогнозиса. Помимо этого при необходимости можно исследовать различные виды соматосенсорного и тактильного восприятия: дермолексию не только фигур, но букв, цифр, сложных по начертанию (например, 7); тактильное восприятие предметов, формы, величины, фактуры объектов и т. п.
5. Проба Сегена. Широко известный тест « Доска Сегена » используется в модифицированном варианте, который предусматривает 4 этапа: 1) тест выполняется в свободном режиме; 2) ощупывание фигур, поиск гнезда и вкладывание фигуры в гнездо только одной (правой или левой) рукой; 3) левая рука « опознает » фигуру, правая находит на доске соответствующее гнездо, левая — вкладывает фигуру в гнездо; 4) правая рука манипулирует с фигурами, левая — с гнездами на доске. Вся проба проводится с закрытыми глазами, фиксируется время выполнения каждого субтеста, а также стратегия ребенка в ходе выполнения заданий. Такой вариант использования методики Сегена позволяет дифференцированно, полно и достаточно строго оценить характер специализации и взаимодействия полушарий мозга в ходе стереогностической деятельности. Зрительный гнозис 1. Восприятие предметных, реалистических изображений. Перед ребенком открывается с. 1 « Альбома ». И .: « Что здесь нарисовано? » Уже здесь важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии вектора восприятия (следит глазами справа налево и/или снизу вверх). Далее открывается с. 2 — 3 (в развороте) и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные Эксп. два (потом три) изображения, расположенных в разных местах альбома. 2. Перечеркнутые изображения (с. 4 — 5). И .: та же, что и в пункте 1. 3. Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения). С. 6 — 7. И .: та же. 4. Незавершенные изображения (с. 8). И .: та же. 5. Химерные изображения (с. 9 — 11). И .: та же. В случае, если ребенок не сразу! видит « подвох », следует задать вопрос: « Это все? Все нарисовано правильно? ». 3 6. Лицевой гнозис (с. 12). И .: « Кто здесь изображен? » После перечисления Эксп. задает более трудный вопрос: « Чем отличаются (показ) эти люди? »; ребенка просят указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т. д. Дополнительную информацию дает восприятие сюжетных картинок из « Альбома », на которых следует опознать пол, возраст, эмоциональное состояние. 7. Эмоциональный гнозис (с. 13 — 15). И .: « Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей? »; затем следует ряд уточняющих вопросов типа: « Кто из них более веселый? Кто больше всех удивлен? Кто самый злой? » и т. д.
8. Цветовой гнозис. И .: « Какой это цвет? Напиши красным (желтым, синим) карандашом ». 9. Сюжетные картинки « Лето », « Прорубь », « Окно » (с. 16 — 18), серийные — по Н. Радлову и Х. Бидструпу (с. 19 — 26). И .: « Что здесь случилось? » Подбор серийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка. § 4. Пространственные представления [1] Пространственный гнозис 1. Проба « Зеркальные буквы » (с. 27). И .: « Покажи, какая из букв написана правильно ». Более сложным вариантом является нахождение « неправильных » цифр и букв в слогах и словах (с. 28). 2. Проба « Слепые часы » (с. 7). Эксп. закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на « слепых часах ». При выраженных затруднениях эталон открывается для сравнения. Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте ребенка определение часов именно в таком варианте. 3. Проба Бентона (с. 33). Ребенку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения. Понятно, что справа приведен более сложный вариант; его можно использовать после 7 — 8 лет. Самостоятельный рисунок Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка. Цветовые предпочтения в ходе интерпретации приближают следующие ниже тесты к тесту Люшера. Кроме того, анализируются топологические, конструктивные и стилистические особенности рисунка правой и левой рукой. 1. Ребенку предлагается (и правой, и левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом, велосипед. 2. Проба « Коврики ». Перед ребенком кладется лист бумаги, сложенный вдвое, на котором изображен большой прямоугольник. И .: « Представь себе, что это коврик. Разрисуй его, пожалуйста ». По завершении раскрашивания одной рукой лист поворачивается и аналогичная процедура проводится другой рукой.
Вариантом этой пробы является предоставление ребенку листа бумаги без рамки. 3. Проба «Мандата». Перед ребенком кладется стандартный лист бумаги (формат А4) с нарисованной в центре окружностью диаметром 10 см. И .: « Разукрась (раскрась, разрисуй) это, пожалуйста ». На любые вопросы ребенка дается ответ: «Делай,как тебе нравится ». По завершении раскрашивания аналогичный тест проводится другой рукой. 4. Проба « Гомункулус » (рис. 6). РИС. 6
Выполняется ведущей рукой на стандартном (А4) листе бумаги. Перед ребенком кладется образец, скопированный из « Альбома » (с. 50). И .: та же, что и в пункте 3. По окончании раскрашивания ему предлагаются следующие вопросы: Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает? Чем вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие? Боится ли он чего-нибудь? Где живет? С кем живет? Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)? Какое у него настроение? Его самое заветное желание? Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов? Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит? Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?
5. Проба « Рисунок человека ». Выполняется ведущей рукой. И .: « Нарисуй, пожалуйста, человека ». По окончании предлагаются вопросы, что и в пункте 4. Копирование 1. Тест Денманна. Перед ребенком кладется « Альбом » (с. 30) и чистый лист бумаги. И .: « Нарисуй эти фигурки ». Копирование выполняется сначала одной рукой, затем (на новом листе бумаги) другой. Тест весьма эффективен для исследования процессов копирования до 5 — б лет. 2. Тесты Тейлора и Рея-Остеррица. Тесты применимы с 6 лет. Перед ребенком кладется (с. 31) фигура Тейлора и (ниже) чистый лист. И .: « Нарисуй такую же фигуру ». Для фиксации стратегии копирования ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования Эксп. меняет (по порядку цветов радуги). Никаких разворотов « Альбома » не допускается; манипуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. На всем протяжении эксперимента психолог воздерживается от любых замечаний. Полезно отмечать время копирования. По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается так же скопировать фигуру Рея-Остеррица (с. 32) другой рукой. 3. Копирование проекционных изображений. Ребенку предлагается правой и левой рукой скопировать « куб » и « дом » (« Альбом », с. 34). 4. Копирование изображений с поворотом на 180°. Эксп. и ребенок сидят друг напротив друга, между ними лист бумаги. Эксп. рисует обращенного к себе схематического « человечка » (с. 34). И. « Нарисуй себе такого же человечка, но так, чтобы ты видел свой рисунок, как я вижу свой ».
После того как ребенок выполнил первый этап задания, дается И .: « А теперь у своего я рисую руку; где будет рука у твоего? ». Если ребенок выполняет задание неверно, ему объясняются его ошибки. После полного понимания для копирования предлагается сложный треугольник (с. 34). И .: « Переверни к себе эту фигурку ». Слуховой гнозис 1. При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т. д. 2. Восприятие ритмов. И .: « Сколько раз я стучу? » (2, 3, 4 коротких и/или длинных ударов). И .: « По сколько раз я стучу? » (по 2, по 3 удара). И .: « Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю? » 3. Воспроизведение ритмов. И .: « Постучи, как я ». Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в двух предыдущих пунктах. В данном случае необходимо дифференцировать недостаточность собственно слухового гнозиса от затруднений ребенка в кинетическом воплощении заданной программы той или другой рукой. Память Слухоречевая память Эталоны для исследования слухоречевой памяти представлены на с. 44 (« 2 группы по 3 слова » и « 6 слов ») и на с. 47 — 49 (« Галка и голуби » и т. д.). Ясно, что Эксп. должен использовать один из наборов, а другие применить, например, для отслеживания ребенка в динамике. 1. « 2 группы по 3 слова ». (Тест на запоминание двух конкурирующих групп, т. е. исследование влияния гомогенной интерференции.) И .: « Повтори за мной: дом, лес, кот ». Ребенок повторяет. « Повтори еще слова: ночь, игла, пирог ». Ребенок повторяет. Затем Эксп. спрашивает: « Какие слова были в первой группе? ». Ребенок отвечает. « Какие слова были во второй группе? » Ребенок отвечает. Если ребенок не может развести слова по группам, задается более простой вопрос: « Какие вообще были слова? » При неполноценном выполнении задания, оно воспроизводится до 4 раз. После этого проводится гетерогенная интерференция (3 — 5 мин). Таковой может служить, например, счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение; для ребенка старше 10 лет — серийный счет « 100 — 7 » и т. д. По окончании интерферирующего задания ребенка просят повторить слова, которые были даны в первой и во второй группах, без их предъявления. Нормативным считается непосредственное полноценное воспроизведение с третьего раза. Прочность слухоречевой памяти при отсроченном воспроизведении слов считается нормативной, если сделаны 2 ошибки (например, забыты 2 слова, либо произведены 1 — 2 замены на слова, близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по группам). 2. « 6 слов ». И .: « Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке. Слушай: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком ». Ребенок повторяет. При неудачном воспроизведении тест повторяется до 4 раз. Затем проводится гетерогенная интерференция (3 — 5 мин). Таковой может служить таблица умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте (с. 29) или попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т. д. Далее без предъявления Эксп. спрашивает: « Какие слова мы запоминали? » Ребенок отвечает. Нормативы эффективности выполнения данного теста такие же, как и в пункте 1, но в качестве обязательного добавляется условие удержания эталонного порядка слов. 3. « Рассказ » (с. 47 — 49). И .: « Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарайся его пересказать как можно точнее ». Эксп. рассказывает один из предложенных в « Альбоме » рассказов. Ребенок повторяет. При неполном пересказе обязательны наводящие вопросы для оценки продуктивности пассивной и активной памяти ребенка. 4. Пиктограмма (с. 44). Зрительная память Эталоны для исследования зрительной памяти представлены. на с. 35 (« 6 фигур ») и с. 16 (« Лето »). Хотя понятно, что можно использовать и тот материал, который содержится в « Альбоме » для исследования лицевого и эмоционального гнозиса. 1. « 6 фигур » (с. 35). Очевидно, что используется только один ряд, остальные — для динамического наблюдения (ретеста). А. Перед ребенком на 10 — 15 с выкладывается набор из 6 фигур. И .: « Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее ». Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует то, что запомнил. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После чего закрывается и эталон, и то, что нарисовал в первый раз ребенок; весь ряд рисуется заново. При необходимости эта процедура повторяется 4 раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза. Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20 — 25 мин (заполненных другими заданиями) без дополнительного предъявления эталона. И .: « Помнишь, мы запоминали с тобой фигуры? Нарисуй их еще раз ». Нормативом здесь считаются 2 ошибки (забывание двух фигур, их неверное изображение, утрата порядка). Б. Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой. После этого через 20 — 25 мин исследуется прочность их запоминания, как и в пункте А. Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполушарные различия в сфере зрительной памяти. 2. « 6 букв ». Инструкция и условия проведения теста, как и в пункте 1 А, Б. Эталоны для исследования запоминания букв (используется один из предложенных ниже 1 вариантов): 1) ЕИРКГУ; 2) ДЯВСРЛ; 3) НЮБКИЬ; 4) ОУЗТЩЧ. 3. Сюжетная картинка « Лето » (с. 16). Перед ребенком на 20 с кладется картинка « Лето ». И .: « Рассмотри внимательно всю картинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать ее ». После чего эталон убирается и ребенку задаются вопросы: Какое время года на картинке? Сколько там человек? Что происходит здесь? (Указывается левый нижний угол, там нарисован пруд.) Что находится в пруду и рядом с ним? Какие еще животные и растения есть на картинке? Кто чем занимается? Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Отмечается крестиком на чистом листе бумаги.) Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20 — 25 мин. Перед ребенком кладется чистый лист. И .: « Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее; можно более схематически, можно просто ставить крестики и очерчивать границы той или иной фигуры или фрагмента ». Речевые функции 1. Автоматизированная речь. Ребенка просят перечислить дни недели, месяцы, времена года (в более старшем возрасте — в обратном порядке); посчитать от 1 до 10 и обратно; назвать свой адрес, имя мамы, бабушки и т. п. 2. Фонематический слух. И .: « Повторяй за мной: б-п, д-т, з-с и т. п .; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо; дочка — точка, бочка — почка, коза — коса; скороговорки...»
Ребенок повторяет каждый раз вслед за Эксп. Попросите ребенка показать на с. 2 — 3 « Альбома »: « мяч — меч », « кость-гроздь — гвоздь », « крыса — крыша »; части тела: « бровь », « ухо — рот », « плечо-локоть — глаз » и т. п. Дополнительную информацию о состоянии данного и следующего звеньев речевой функции можно получить из речи ребенка, актуально и на следах памяти (литеральные парафазии, неправильные ударения, новообразования и т. п.), в письме и чтении. 3. Речевая артикуляция и кинетика. И .: « Повторяй за мной: б-м, д-л-н, г-к-х; тпру; слон — стол — стон, би-ба-бо, бо-би-ба; дом — том, кора — гора, меч — печь; половник — полковник, полковник — поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку (другие скороговорки) ». 4. Номинативные процессы. И .: « Что это такое? Как это называется? » Ребенка просят назвать изображения из « Альбома » (с. 1 — 3); сначала по одному, затем по 2, по 3; части тела, которые вы показываете на нем, на себе и на картинке; любые изображения, действия, качества, используя стимульный материал « Альбома »; цвета и т. д. Дополнительную информацию даст констатация характерных поисков слова, вербальных парафазии в спонтанной речи, при изложении сюжета картин и т. д. 5. Понимание логико-грамматических (« квазипространственных ») конструкций. A. На с. 46 « Альбома » ребенка просят показать: « бочку за ящиком », « перед бочкой ящик », « в ящике бочку » и т. д. Б. Предлагается показать кисточку карандашом, положить ручку справа (слева, под, над) от тетради, карандаш в книгу; держать ручку над головой (слева, сзади и т. д.). B. Ребенок решает задачу: « Колю ударил Петя. Кто драчун? » или « Брат отца и отец брата — это одно и то же? » и т. п. Г. И .: « Правильно ли я говорю: за летом осень; перед весной лето; облако под землей, над деревом трава? » Здесь верные грамматические конструкции обязательно должны чередоваться с неправильными. 6. Построение самостоятельного речевого высказывания. Этот аспект речевой функции оценивается по уровню продуктивности спонтанной речи ребенка в беседе, при описании сюжетных картин. Учитывается, насколько он способен к разворачиванию собственной речевой активности или же его речь носит репродуктивную форму, т. е. выстраивается как ответы на ваши вопросы. Письмо, чтение и счет Письмо Все задания выполняются и правой и левой рукой. 1. Написание отдельных букв и слогов. Списывание и написание слов, упроченных в опыте: собственное имя, мама, домашняя работа и т. д. 2. Написание отдельных слов и словосочетаний: машина, Мишина машина; гвоздь, кораблекрушение, гвоздь — кость, гвоздь — грусть — гость, бочка — почка, почка — почта, бочка — почка — дочка » и т. п. Сначала задания выполняются в свободном режиме, потом с зафиксированным языком. 3. Написание предложений: « Портной строчит строчку », « Устроили экскурсию в Псков », « Лавировали корабли, пока не вылавировали ». Чтение 1. Прочтение простых и наложенных букв и цифр в « Альбоме » (с. 27). 2. Прочтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов и чисел (с. 28). 3. Прочтение рассказа (с. 47 — 49). Счет Исследование счета по существу уже описано выше в разных разделах. Это зрительный и пространственный цифровой гнозис, написание и чтение отдельных цифр и чисел, тест Шульте, воспроизведение числового ряда в прямом и обратном порядке; серийный счет « 100 — 7 » и « 30 — 1 и 2 ». Интеллектуальные функции 1. Интерпретация содержания сюжетных картинок (симультанных, серийных) — « Альбом » (с. 14 — 26); мораль рассказов, понимание поговорок и метафор (с. 44). I 2. А. « 4-й лишний » (предметный) (с. 36- — 38). И .: « Какой из этих предметов лишний? » После того как ребенок ответил правильно, вы спрашиваете: « Какодним словом назвать три оставшихся предмета или сказать о них одним предложением? » Б. « 4-й лишний » (вербальный) (с. 43). И .: та же, что и в пункте А, с той лишь разницей, что исключается лишнее слово. 3. А. Простые и сложные аналогии (предметные) (с. 39 — 41). Б. Простые и сложные аналогии (вербальные) (с. 43, 45). 4. Сравнение понятий (с. 44). И .: « Что общего и что разного у яблока и вишни? » или « Чем похожи и чем отличаются трамвай и автобус? » 5. Выделение существенных признаков (с. 43). И .: « Выбери в скобках те слова, без которых основное слово не может существовать ». 6. Тест Кэттела (с. 42). И .: « Найди справа (показать) подходящее изображение для пустого квадрата ». Очевидно, что приведенные задания не выравнены по сложности и предназначены для разных возрастных категорий. Глава 4. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ (КОНСПЕКТ) [2]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|