Семинар в осознанном сновидении
Я делаю это часто. Допустим, мне нужно написать какую-нибудь компьютерную программу. Тогда ночью я должен оказаться в гостиной (старого типа, в какой сиживал, вероятно, еще Шерлок Холмс) вместе с моим старым другом Эйнштейном, во плоти, с буйной седой шевелюрой. Обсуждая мою программу, мы начинаем строить на доске разные блок-схемы. Когда нам кажется, что мы нашли удачную, мы смеемся. «Ну ладно, дальше все тривиально», – говорит Эйнштейн и, извинившись, уходит спать. Я сажусь в его кресло и набрасываю в записной книжке какой-то код. После этого я смотрю на него и говорю: «Я хочу вспомнить эту блок-схему, когда проснусь», и максимально сосредотачиваюсь на доске и на записной книжке. Потом я просыпаюсь (обычно это происходит около 3:30 ночи), беру фонарик, который держу под подушкой, карандаш и записную книжку (они рядом с кроватью) и начинаю быстро записывать. Потом я использую эти записи в работе, и, как правило, на 99% они оказываются точны. (М.К., Уэст-Чейзи, Нью-Йорк) В принципе, можно строить умозрительную модель не только какой-то конкретной проблемы, но даже семинар для решения целой серии проблем, или для стимулирования творческого процесса. Эффективность этого подхода продемонстрировали примеры с гаражом, созданным в своих сновидениях автомехаником, гостиной с доской и Альбертом Эйнштейном из снов компьютерного программиста и других, в которых сновидцы создавали обстановку и средства соответственно своим задачам. Помните старую сказку о сапожнике и эльфах, делавших его работу, пока он спал? По крайней мере, один известный писатель – Роберт Льюис Стивенсон – наполнял свои сны помощниками, «домовыми», как он их называл, которые помогали ему создавать многие известные его произведения. Сам Стивенсон описывает их так.
Чем больше я думаю об этом, тем более мной овладевает стремление обратиться к миру с мучающим меня вопросом: что из себя представляет этот Маленький народец? Его люди возникают в состоянии, когда у спящего не остается сомнений. Они знают его финансовые заботы и следят за счетом в банке. … Они откуда-то знают, как ему лучше всего построить сюжет большого произведения и как сделать его более динамичным. Но я не думаю, что только этим ограничиваются их способности. Нет сомнения, что они могут продиктовать ему новое произведение целиком, как сериал, главу за главой, оставляя загадкой, чем же все кончится. Стивенсон не указывает явно, были ли его домовые персонажами осознанных сновидений. Если верить его описаниям, они, скорее всего, были образами, возникающими на осознанной гипнагогической стадии сна. Техника, использовавшаяся писателем, заключалась в том, чтобы лечь в кровать и поставить предплечье перпендикулярно на матрац. При этом он легко проскальзывал в мир своих фантазий, а когда начинал проваливаться в более глубокий сон, его предплечье падало на матрац, и он просыпался. Стивенсон приписывает своим домовым сюжет своей знаменитой повести «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда». УПРАЖНЕНИЕ: Ниже излагаются некоторые соображение по поводу устройства в осознанном сновидении семинара для самого себя. Вам потребуется вдохновляющая обстановка, авторитетные помощники и мощные средства. Первым шагом будет создание окружения. Если вам нужна роскошная обстановка, можете создать ее. Если вам нужно почувствовать себя нищим художником – будьте им. Если вы компьютерный программист, можете сесть за самую совершенную машину. Можете создать уединенную крепость на необитаемой планете или окружить себя компаньонами. Пусть ваши окна и двери выходят в другие измерения, где можно получить помощь. Окружив себя обстановкой по своему вкусу в первом приближении, при последующих посещениях добавляйте что-нибудь еще для удобства: справочную библиотеку, благоустроенное рабочее место, – все, что вам может потребоваться для вдохновенного и продуктивного творчества.
Создав необходимое окружение, заручитесь поддержкой помощников – экспертов, учителей, ассистентов, чародеев, муз, консультантов, галактического совета. Если хотите научиться рисовать — позовите Рембрандта. Сходите на рыбалку с Хемингуэем или Гессе, чтобы поговорить о своей будущей повести. Посоветуйтесь со своими помощниками, с чего вам начать ваши творческие изыскания. Постройте или создайте силой своего воображения необходимые средства – генератор идей или волшебную кисть. Если это упражнение у вас получится, не забывайте посещать свой семинар при каждом удобном случае. Умозрительная модель будет постоянно совершенствоваться, стимулируя ваше творчество. Чем больше задач вы будете решать, тем больше у вас будет вдохновения, тем больше пользы вы получите от своего семинара. ГЛАВА 10. ЧТО ТАКОЕ НОЧНЫЕ КОШМАРЫ Я стала пытаться рассматривать свои сны как продукт своей психики, даже тогда, когда я сплю. Однажды ночью, после кошмарного сна, я поняла, что не смогу жить полноценно, пока не обуздаю свой страх, и заснула с намерением избавиться от него. До этого я где-то читала, что страх может рассеять только дружелюбие и доверие. В это время я не ощущала ни гнева, ни страха, ни агрессивности. Таким образом, я была настроена мирно. События во сне тем временем разворачивались, и только я успела напомнить себе о необходимости улыбаться, как начался кошмар. Это был почти что детский кошмар, в котором все мои страхи приняли очертания большого монстра, неясные, но совершенно жуткие. Я дрогнула и почти что собралась бежать, но железным усилием воли (я по-настоящему испугалась) заставила себя остаться на месте и дала чудовищу приблизиться. «Это мой сон», – сказала я себе, – «и если я об этом забуду, мне придется проделывать все снова», – и улыбнулась так искренне, как только могла. Более того, я произнесла со всем возможным спокойствием (что само по себе было большим достижением, так как в подобных обстоятельствах, будь то сон или бодрствование, я теряю дар речи) что-то вроде: «Я не боюсь. Давай будем друзьями. Добро пожаловать в мой сон!» И почти сразу, как только я сказала это, монстр превратился в восхитительно дружелюбное существо. Я была в восторге. Нет необходимости говорить, что я быстро проснулась, повторяя «Я сделала это!». (Т.З., Фресно, Калифорния)
Я уверен, что в осознанном сновидении способен изменить угрожающую мне ситуацию, чтобы не дать овладеть собой испугу и панике. Я не пытаюсь избегать во сне людей или обстоятельств. Более того, я не делаю этого и в реальной жизни. Я встречаю все трудности с поднятой головой и не откладываю неприятные встречи. Осознанные сновидения изменили мой взгляд на жизнь. Люди думают, что меня изменили годы, хотя на самом деле я просто открыл свое настоящее «я». (В.Ф., Гринзборо, Северная Каролина) Кошмары – это ужасные сновидения, в которых с жуткой подробностью воплощаются наши худшие опасения. Причем самым вероятным кандидатом в ваши ночные кошмары будет то, чего вы больше всего боитесь. От ночных страхов люди страдали во все времена и во всех культурах. Природа их понималась по-разному, в зависимости от господствующих взглядов на природу сновидений. В некоторых культурах они считались переживаниями души, странствующей в иных мирах, пока тело спит; в других – происками демонов. Так, слово nightmare (кошмар) происходит от англо-саксонского mare, что значит «инкуб» или «гоблин» (инкубом называется демон, который по ночам овладевает женщинами; его женская разновидность называется суккубом). В современной западной культуре большинство людей склонны считать кошмары «всего лишь снами», подразумевая, что они только плод воображения и не имеют никаких последствий. Поэтому когда директор компании просыпается с колотящимся сердцем, потому что во сне в джунглях за ним гнались зомби, он с облегчением произносит: «Слава Богу, это был только сон!», выпивает стакан воды и снова ложится спать. Однако когда всего пару минут назад зловонные трупы, с глазницами как ворота в преисподнюю, дышали ему в затылок, у директора не было сомнений в их реальности. Зомби, может быть, и были воображаемыми, но ужас был настоящим. Таким образом, просто отмахиваться от вполне реального ужаса кошмарных снов, называя его иллюзией, – это ошибка, которая не оставляет вам другого выбора, кроме как снова и снова подвергать себя, возможно, самым отвратительным в своей жизни переживаниям.
Что же придает кошмарам их специфический колорит? Как известно, во сне возможно все. Эта неограниченная свобода прекрасна, когда дает нам возможность пережить фантастические ощущения и радость, недоступные во время бодрствования. Однако, существует оборотная сторона медали, и все, чего вы не хотите, также может случиться, как бы оно не было нежелательно в бодрствующем состоянии. В кошмарах мы одиноки. Мы сами создаем эти миры ужасов, населенные нашими страхами. Нам могут присниться наши друзья, но усомнившись в них, мы с легкостью превращаем их в бесов (англ. friend – fiend). Если мы убегаем от вооруженного топором маньяка, он сможет найти нас, где бы мы ни спрятались. Если мы ударим ножом демона, он может даже не обратить на это внимания, или нож может превратиться в резиновый. Нас подводят наши мысли. Подумав только: «Хоть бы у него не было ружья», — мы тут же видим, как оно у него появляется. Не мудрено, что мы с таким облегчением возвращаемся в относительно спокойный и безопасный мир бодрствования. Люди, которым удается во время кошмара осознать, что это сон, как правило, предпочитают проснуться. Однако в состоянии полной осознанности вы должны понять, что сон не может нанести вам реального вреда, поэтому не стоит «убегать» из него с помощью пробуждения. Нужно помнить, что вы в безопасности, поскольку находитесь в своей постели, и будет лучше, если вы, оставаясь во сне, преодолеете свой страх.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|