Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие стрессоустойчивости




Курсовая работа

Взаимосвязь стрессоустойчивости и творческого мышления студентов-психологов

 


 

Введение

творческий мышление стрессоустойчивость характер

Студенты, обучающиеся на факультете психологии, ровно так же, как и любые другие, повсеместно встречаются с различными жизненными ситуациями, которые могут вызвать стресс. Заметим, их будущая профессия обязывает помогать людям. Наверняка, это сложно будет сделать, если студенты сами не научаться справляться со стрессорами, поэтому будущим психологам очень важно обладать высокой стрессоустойчивостью. Такое положение вещей, заставляет нас искать то, каким образом можно повысить устойчивость к стрессу.

Мы задумались, размышляя о самом стрессе, почему многие писатели, поэты, люди с, безусловно, творческим мышлением, утверждают, что вдохновение приходит именно в стрессовом состоянии?

А может быть, выплеск стресса в творчество и является некой защитой, которая позволяет не разрушить себя? И, если это так, значит, можно повлиять на стрессоустойчивость путем творчества.

Но прежде стоит выяснить какая связь лежит между творческим мышлением и стрессоустойчивостью, и есть ли она вообще, именно это и является целью нашей курсовой работы.

В психологии данная взаимосвязь не была еще изучена, поэтому наше исследование является актуальным для науки.

Цель работы: Выявить взаимосвязь стрессоустойчивости с творческим мышлением

Гипотеза исследования: Между стрессоустойчивостью и творческим мышление есть прямая взаимосвязь

Объект исследования: Стрессоустойчивость.

Предмет исследования: Связь стрессоустойчивости с творческим мышлением.

Задачи исследования:

. Изучить проблемы стрессоустойчивости и творческого мышления в психологической литературе;

. Экспериментально изучить уровень стрессоустойчивости студентов-психологов

. Экспериментально изучить творческое мышление студентов-психологов;

. Провести корреляционный анализ и интерпретировать полученные результаты;

5. Сделать выводы.

Исходя из сформулированной темы, поставленной цели и задач, мы определили структуру нашей работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: методика «Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов»» Н. Водопьяновой и М. Штейн, тест « Завершения картинок » ( методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным); Тест Отдаленных Ассоциаций (методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным,); корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции Пирсона; интерпретационные методы.

 


 

Изучение понятий «стрессоустойчивость» и «творческое мышление»

Понятие стрессоустойчивости

 

Стресс - это не то, что с вами случилось,
а то, как вы это воспринимаете.

Ганс Селье

Прежде, чем говорить о стрессоустойчивости, нужно разобраться в том, что же заключается в самом понятии «стресс».

С этим понятием связывают, прежде всего, имя канадского физиолога Ганса Селье, который первый предложил теорию стресса. Под названием «общий адаптационный синдром» канадский ученый описывает физиологический стресс, длительное время избегая употребления самого термина, и только в 1946 году начинает систематически использовать его.

Согласно теории Ганса Селье, все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса функционирования своих систем, который сохраняется благодаря процессам гомеостазиса. Сильные внешние раздражители (стрессоры) нарушают внутреннее равновесие, и организм реагирует на них неспецифическим физиологическим возбуждением. «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса» [14].

Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора. Г. Селье отмечает, что организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса - их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Селье выделил три стадии стресса. Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания.

Изначально Г. Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже он пишет «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.» [14] Это заставляет Ганса Селье ввести дополнительные понятия. Так «положительный стресс» он обозначает как эустресс, а «отрицательный стресс» - как дистресс.

Ганс Селье обращает внимание на то, что «стресс - это не просто нервное напряжение… а также «стресс не всегда результат повреждения. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен» [14]. Следует подчеркнуть, что Ганс Селье рассматривал стресс с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы.

Стоит отметить, что Г. Селье, изучая физиологический стресс, указывает на то, что слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь… [14]

Те не менее, он определят стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Продолжая изучение стресса, Р. Лазарус выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс и психический (эмоциональный) стресс.

Р. Лазарус разрабатывает когнитивную теорию психологического стресса. В ее основе лежат положения о роли субъективной познавательной оценки угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса [17].Согласно Р. Лазарусу, адаптация к среде определяется эмоциями, качество и интенсивность которых обуславливаются познавательными процессами и зависят в первую очередь от когнитивной оценки значимости реального и антиципирующего взаимодействия средой, определяемой из благополучия личности.

Автор обусловливал стресс двумя личностными особенностями:

) представлениями о мире и себе и способностью брать на себя обязательства;

) представлением о своих способностях влиять на последствия [17].

Согласно Р. Лазарусу, стресс - это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами.

Основная индивидная характеристика содержания стресса - адаптация (стрессоустойчивость). По мнению Ю.А. Александровского, А.Д. Адо, В.И. Лебедева - это барьер психической адаптации. Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев и стилистически разнообразна. Такие авторы, как Л. Мерфи, вышеупомянутый Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н. Сирота относят к данной характеристике различные когнитивно обусловленные механизмы совладания со стрессом или копинг-механизмы и механизмы психологической защиты. Копинг-механизмы проявляются в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере человека в виде разнообразных копинг-стратегий: противостоящего совладания, дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия ответственности, избегания, планового решения проблемы, позитивной переоценки. Также это копинг-стратегии решения проблемы, поиска социальной поддержки, избегания проблемы. Молодые люди и мужчины выбирают активные копинг-стратегии, а пожилые люди и женщины - пассивные. На копинг-стратегии влияет локус-контроль (Д. Роттер), этнический фактор (Л. Таукенова), тип ВНД (Л. Собчик), психические и соматические заболевания (Е. Чехлатый, Н. Сирота, В. Ялтонский).

Ресурсные концепции психологического стресса связывают адаптационные возможности человека и устойчивость к стрессогенным жизненным обстоятельствам с наличием личностных (социально-психологичсеских) ресурсов. Хобфолл называет ресурсами то, что является ценным для человека и помогает адаптироваться к стрессовым ситуациям или преодолевать стрессы жизни.

Согласно ресурсной концепции Хобфолла, психологический стресс и риск болезней адаптации возникает при нарушении баланса между потерей и приобретением персональных ресурсов. Психологический стресс развивается в ситуациях трех типов:

• ситуации, представляющие угрозу потери ресурсов;

• ситуации фактической потери ресурсов;

• ситуации отсутствия адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных усилий либо невозможно для достижения желаемого результата, либо значительно превышает получаемый результат.

Опираясь на эту концепцию, Н. Водопьянова, М. Штейн разработали методику «ОППР», в контексте которой ресурсы понимаются как значимые характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для преодоления реальных или предполагаемых стрессов жизни. [6]

Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «…можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [3]

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке». [Цит. по 10, с. 20]

Н.И. Бережная рассматривает стрессоустойчивость как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

а) психофизиологического (тип, свойства нервной системы);

б) мотивационного. Сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость;

в) эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;

г) волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;

д) профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;

е) интеллектуального - оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.

Некоторые авторы рассматривают стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека к деятельности в напряженных ситуациях. Так, Дьяченко М.И. полагает, что среди факторов, от которых зависит уровень и успех деятельности специалистов в напряженных ситуациях, особое значение имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий. К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность, данные исследователи относят: содержание поставленных задач, их трудность, новизну; обстановку деятельности, мотивацию, оценку вероятности достижения цели, самооценку, нервно-психическое состояние и кроме того, эмоциональную устойчивость к стрессовой ситуации.

Таким образом, рассмотрев научные взгляды разных авторов, мы можем сказать, что стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

А сам стресс - это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...