Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

База, ход и организация исследования




Данное исследование проводилось на базе ГОБУ ВПО «ИГУ».

Выборка состояла из 20 студентов, обучающихся на 1-5 курсах факультета психологии в возрасте от 17 до 22 лет.

Мы поставили перед собой следующую цель исследования: выявить взаимосвязь стрессоустойчивости с творческим мышлением.

Гипотеза исследования: Между стрессоустойчивостью и творческим мышление есть прямая взаимосвязь.

В исследовании были использованы следующие методы: методика «Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н. Водопьяновой и М. Штейн, тест « Завершения картинок » ( методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным); Тест Отдаленных Ассоциаций (методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным); корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции Пирсона.

В ходе исследования мы сначала применили методику «ОППР» Н. Водопьяновой и М. Штейн.

Данная методика представляет собой опросник, который состоит из двух частей. Респондентам предлагается оценить по 5-балльной шкале степень напряженности переживаний по каждому пункту опросника: 1 балл - «нет такого ощущения»; 2 балла - «переживание в малой степени»; 3 балла - «Переживание средней степени»; 4 балла - «переживание в значительной степени»; 5 баллов - «переживание очень сильное». В первой части оцениваются ощущения относительно потерь, во второй - приобретений.

С помощью этой методики производится оценка динамического взаимодействия потерь и приобретений личностных ресурсов. В контексте этой методики ресурсы понимаются как значимые материальные средства (материальный доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные конструкты (желания, цели, система верования, идеи, убеждения), внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние - интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.), состояние душевного и физического благополучия, волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для преодоления реальных или предполагаемых стрессов жизни.

Затем мы провели исследование уровня креативности студентов в два этапа.

На первом этапе респондентам был предложен Тест Отдаленных Ассоциаций (методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным), который используется для диагностики вербальной креативности (словесное творческое мышление). Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Приципы оценки креативности этой методики: индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов; индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.

На втором этапе для диагностики невербальной креативности (изобразительное творческое мышление) мы провели тест « Завершения картинок » Торренса.

Тест представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте отражаются следующие показатели креативности:

Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). Оригинальность - это психическое явление, при котором создаётся новый образ. На основе уже имеющих образов и ассоциаций, при чем этот созданный образ присущ только одной личности.

Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе наиболее повторяющихся рисунков).

Для повышения качества тестирования креативности мы соблюдали такие основные параметры креативной среды, как:

1.  отсутствие ограничения по времени;

2. минимизация мотивации достижения;

.   отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;

.   отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

На этапе обработки данных мы использовали интерпретационный материал, предложенный авторами методик, а для выявления взаимосвязи был использован коэффициент корреляции Пирсона, который также позволяет выявить прямопропоциональна или обратнопропорциональна зависимость.

Таким образом, база нашего исследования - ГОБУ ВПО «ИГУ». Выборка: 20 студентов - психологов (17-20 лет), обучающихся на 1-5 курсах.

Цель исследования: выявить взаимосвязь стрессоустойчивости с творческим мышлением. Гипотеза исследования: между стрессоустойчивостью и творческим мышление есть прямая взаимосвязь.

В исследовании были использованы следующие методы: методика «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н. Водопьяновой и М. Штейн, тест « Завершения картинок » ( методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным); Тест Отдаленных Ассоциаций (методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным); корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции Пирсона.

 

Результаты исследования

 

Проведя исследование, направленное на выявление взаимосвязи стрессоустойчивости и творческого мышления у студентов, мы получили следующие результаты.

Обрабатывая методику «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н. Водопьяновой и М. Штейн, мы подсчитали индекс ресурсности (ИР), который и является показателем стрессоустойчивости. Чем больше ИР, тем больше сбалансированы жизненные разочарования и достижения и выше адаптационный потенциал личности, меньше стрессовая уязвимость. Мы определили уровень стрессоустойчивости согласно следующим показателям: низкий уровень ниже 0,8; средний 0,8-1,2; высокий выше 1,2 (см. табл.)

 


 

Результаты проведения методики «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н. Водопьяновой и М. Штейн

Номер испытуемого Ресурсы потерь Ресурсы приобретений ИР Уровень стрессоустойчивости
1 79 43 0,54 низкий
2 100 59 0,59 низкий
3 61 38 0,61 низкий
4 90 61 0,62 низкий
5 78 56 0,72 низкий
6 79 67 0,85 средний
7 93 90 0,97 средний
8 79 80 1,01 средний
9 47 48 1,02 средний
10 108 113 1,05 средний
11 66 74 1,12 средний
12 64 82 1,28 высокий
13 34 45 1,32 высокий
14 40 58 1,45 высокий
15 69 119 1,72 высокий
16 51 89 1,75 высокий
17 54 97 1,8 высокий
18 51 100 1,96 высокий
19 41 83 2,02 высокий
20 49 100 2,04 высокий

 

Анализируя результаты исследования стрессоустойчивости студентов-психологов, мы пришли к выводу, что практически половина респондентов исследования (45%) обладают высоким уровнем стрессоустойчивости, чуть меньшему количеству респондентов (30%) свойственен средний уровень, и 25% студентов имею низкий уровень стрессоустойчивости. Средний индекс ресурсности у данной группы равен 1, что соответствует среднему уровню стрессоустойчивости, это, в целом, говорит о том, что студенты-психологи готовы противостоять стрессорам.

Для анализа результатов Теста Отдаленных Ассоциаций (методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным), который используется для диагностики вербальной креативности, мы сопоставили ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами, предложенными составителем теста и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке не было такого слова, то оригинальность данного ответа считали равной 1,00. Индекс оригинальности подсчитывался нами как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющих аналогов в типовом перечне) ответов. При этом индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь можно считать суммарный индекс оригинальности. Мы определяли уровень креативности следующим образом: высокий уровень соответствует индексу оригинальности равному 0,68 - 1,00, средний - 0,58 - 0,67; низкий - 0,57 и ниже (см. табл.)

 

Результаты проведения Теста Отдаленных Ассоциаций

Номер испытуемого Индекс оригинальности Индекс уникальности Уровень креативности
1 0,67 4 средний
2 0,48 4 низкий
3 0,35 1 низкий
4 0,71 4 высокий
5 0,58 3 средний
6 0,58 2 средний
7 0,49 1 низкий
8 0,78 3 высокий
9 0,48 3 низкий
10 0,89 10 высокий
11 0,9 8 высокий
12 0,58 3 средний
13 0,67 4 средний
14 0,69 6 высокий
15 0,6 - средний
16 0,78 3 высокий
17 0,7 4 высокий
18 0,79 6 высокий
19 0,75 - высокий
20 0,89 8 высокий

 

Исходя анализа результатов исследования вербальной креативности студентов, обучающихся на факультете психологии, мы пришли к следующему. Ровно половина исследованных студентов (50%) имеет высокий уровень вербальной креативности, у 30% респондентов вербальная креативность на среднем уровне, и меньшая часть студентов-психологов (20%) обладает низким уровнем вербальной креативности. Средний индекс оригинальности составляет 0,66, что соответствует среднему уровню вербальной креативности с тенденцией к высокому, это, в свою очередь, означает то, что у студентов психологов развито словесное творческое мышление и они обладают хорошим вербальным креативным потенциалом.

Для обработки теста « Завершения картинок » ( методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным) был использован атлас типичных рисунков, предложенный составителем теста. Как было сказано в прошлом параграфе, результаты теста были оценены по двум критериям. Индекс оригинальности подсчитывался как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности - как сумма всех уникальных картинок. Как и в предыдущем случае, индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь можно считать суммарный индекс оригинальности. Мы определяли уровень креативности следующим образом: высокий уровень соответствует индексу оригинальности равному 0,68 - 1,00, средний - 0,58 - 0,67; низкий - 0,57 и ниже. (см. табл.)

 

Результаты проведения теста « Завершение картинок »

Номер испытуемого Индекс оригинальности Индекс уникальности Уровень креативности
1 0,73 2 высокий
2 0,79 5 высокий
3 0,73 3 высокий
4 0,83 3 высокий
5 0,83 3 высокий
6 0,79 2 высокий
7 0,83 5 высокий
8 0,94 4 высокий
9 0,91 5 высокий
10 0,94 4 высокий
11 0,83 4 высокий
12 0,83 2 высокий
13 0,81 3 высокий
14 0,71 3 высокий
15 0,64 3 средний
16 0,89 4 высокий
17 0,74 3 высокий
18 0,95 5 высокий
19 0,83 4 высокий
20 0,88 3 высокий

 

После анализа данных, полученных в ходе исследования невербальной креативности у студентов-психологов, мы сделали следующие выводы. Уровень невербальной креативности у подавляющего большинства респондентов (95%) высокий. Средний индекс оригинальности составляет 0,82 (высокий уровень невербальной креативности), что говорит о хорошо сформированном изобразительном творческом мышлении у студентов, обучающихся на факультете психологии.

Затем для выявления взаимосвязи стрессоустойчивости и вербальной креативности мы провели корреляционный анализ с помощью коэффициента Пирсона, используя следующую формулу:

 

 

В итоге мы получили коэффициент равный 0, 5, который находиться в зоне значимости.

 

Полученный коэффициент корреляции совпал с критическим значением для уровня значимости в 5%. Следовательно, можно утверждать, что стрессоустойчивость и вербальная креативность студентов-психологов связаны положительной корреляционной зависимостью - иначе говоря, чем выше уровень стрессоустойчивости, тем выше уровень креативности. Значит, между стрессоустойчивостью студентов-психологов и их словесным творческим мышление есть прямая взаимосвязь.

Таким же образом мы сопоставили невербальную креативность и стрессоустойчивость.

Коэффициент в этом случае получился равный 0,12. Мы определили, что он находится в зоне незначимости.

 

 

На основе этого мы можем заключить, что связь между стрессоустойчивостью и невербальной креативностью отсутствует. Значит, стрессоустойчивость студентов-психологов не связана с их изобразительным творческим мышлением.

Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза частично подтвердилась: между стрессоустойчивостью и словесным творческим мышление есть прямая взаимосвязь, причем между стрессоустойчивостью и изобразительным творческим мышлением взаимосвязь не прослеживается.

Итак, согласно анализу результатов исследования стрессоустойчивости студентов-психологов, 45% характерен высокий уровень стрессоустойчивости, 30% - средний и 25% - низкий; средний индекс ресурсности у данной группы равен 1, что соответствует среднему уровню стрессоустойчивости, это, в целом, говорит о том, что студенты-психологи готовы противостоять стрессорам.

Исходя анализа результатов исследования вербальной креативности студентов, обучающихся на факультете психологии, мы делаем вывод, что 50% студентов имеет высокий уровень вербальной креативности, у 30% - вербальная креативность на среднем уровне, 20% - обладает низким уровнем вербальной креативности. Средний индекс оригинальности составляет 0,66, что соответствует среднему уровню вербальной креативности с тенденцией к высокому, это, в свою очередь, означает то, что у студентов психологов развито словесное творческое мышление и они обладают хорошим вербальным креативным потенциалом. После анализа данных, полученных в ходе исследования невербальной креативности у студентов-психологов, мы сделали следующие выводы: у 95% уровень невербальной креативности высокий, у 5% - средний. Средний индекс оригинальности составляет 0,82 (высокий уровень невербальной креативности), что говорит о хорошо сформированном изобразительном творческом мышлении у студентов, обучающихся на факультете психологии.

Также мы выявили, что стрессоустойчивость и вербальная креативность студентов-психологов связаны положительной корреляционной зависимостью - иначе говоря, чем выше уровень стрессоустойчивости, тем выше уровень креативности. Кроме этого нам удалось выявить, что связь между стрессоустойчивостью и невербальной креативностью отсутствует.

Подводя итог, мы можем сказать, что наша гипотеза частично подтвердилась: между стрессоустойчивостью и словесным творческим мышление есть прямая взаимосвязь, причем между стрессоустойчивостью и изобразительным творческим мышлением взаимосвязь не прослеживается.

 


 

Заключение

 

В курсовой работе мы рассмотрели понятие стрессоустойчивости и творческого мышления.

Мы выделили, что стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.; это основная индивидная характеристика содержания стресса. Мы рассмотрели взгляды различных авторов по этой проблеме. И выявили, что такие авторы, как Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н. Сирота относят к стрессоустойчивости копинг-механизмы и механизмы психологической защиты. Другие рассматривают ее как барьер психической адаптации. Мы проанализировали ресурсную концепцию психологического стресса Хобфолла и обратили внимание на то, что некоторые авторы рассматривают стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека к деятельности в напряженных ситуациях.

Анализирую научную литературу по проблеме творческого мышления, мы пришли в выводу, что творческое мышление исследователи понимают по-разному. Мы рассмотрели взгляды Вюрцбургской школы, которая определяет мышление как процесс решения проблем и выделяет его как самостоятельную деятельность. Проанализировали психоаналитический подход, в рамках которого впервые была предпринята попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности. Изучили точки зрения генштальт-психологв и психологов-гуманистов. Рассмотрели психометрического подхода, в рамках которого выделяется концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса, представляющая креативность как универсальную познавательную творческую способность. Также разобрали взгляды отечественных психологов, изучающих творческое мышление, таких как Я.А. Пономарев и Д.Б. Богоявленская.

Затем мы обозначили базу, ход, организацию и результаты нашего исследования.

Указали, что базой является ГОБУ ВПО «ИГУ». Наша выборка составила 20 студентов - психологов (17-20 лет), обучающихся на 1-5 курсах. Мы определили цель исследования: выявить взаимосвязь стрессоустойчивости с творческим мышлением и его гипотезу: между стрессоустойчивостью и творческим мышление есть прямая взаимосвязь. Описали методы, использованные в исследовании: методика «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н. Водопьяновой и М. Штейн, тест « Завершения картинок » ( методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным); Тест Отдаленных Ассоциаций (методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным); корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции Пирсона.

Помимо непосредственного выявления наличия взаимосвязи стрессоустойчивости и творческого мышления студентов-психологов, мы также получили и дополнительные результаты нашего исследования. Так анализируя данные, полученные в ходе изучения стрессоустойчивости, мы обнаружили, что студентам-психологам, в среднем, свойственен средний уровень стрессоустойчивости. Почти у половины (45%) студентов уровень стрессоустойчивости высокий. Это хороший показатель, который свидетельствует о том, что студенты, в целом, готовы справляться со стрессовыми ситуациями. При анализе данных исследования креативности, мы увидели, что уровень невербальной креативности у студентов-психологов выше, чем невербальной. Возможно, это связанно с тем, по-нашему мнению, что диагностика невербальной креативности затрагивает более скрытый, мы бы сказали глубинный творческий потенциал, диагностика же вербальной креативности - в той или иной степени уже раскрытый, реализованный. Мы думаем, возможно именно эти отличия повлияли на дальнейшее исследование. Итак, будущие психологи проявляю высокую креативность, что должно хорошо сказаться на их формирование, как профессионалов в своей будущей профессии.

Наконец, мы подошли к заключительной части нашей курсовой работы - непосредственно к выявлению взаимосвязи стрессоустойчивости и творческого мышления. После проведения корреляционного исследования с помощью коэффициента Пирсона, мы выявили, что стрессоустойчивость и вербальная креативность студентов-психологов связаны положительной корреляционной зависимостью - иначе говоря, чем выше уровень стрессоустойчивости, тем выше уровень креативности. Кроме этого нам удалось выявить, что связь между стрессоустойчивостью и невербальной креативностью отсутствует.

Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза частично подтвердилась: между стрессоустойчивостью и словесным творческим мышление есть прямая взаимосвязь, при этом между стрессоустойчивостью и изобразительным творческим мышлением взаимосвязь не прослеживается. Такое положение вещей связано, по нашему мнению, как мы уже сказали выше, с особенностями диагностик вербальной и невербальной креативности. Вербальной форма креативности носит более осознанный характер, чем невербальной. Как мы считаем, эта форма реализованной креативности, той, которую человек научился применять в повседневной жизни, поэтому, возможно, и прослеживается взаимосвязь стрессоустойчивости с ней.

Таким образом, поскольку стрессоустойчивость и невербальная креативность положительно коррелируют, то, в будущем, можно разработать и использовать упражнения, активизирующие невербальную креативность студентов-психологов, чтобы помочь им справляться со стрессорами.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / Д.Б. Богоявленская; ред. Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1983. - С. 182 - 195.

2. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. / В.А. Бодров - М.: ПЕР СЭ, 2011. - С. 93-340.

3. Варданян Б. X. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы / Б.Х. Варданян. - М.: Наука, 1983. - С. 542-543.

.   Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

.   Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: автореф. дис….канд. психол. наук. - М.: ИПРАН, 2008. - 27 с.

.   Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

.   Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества / Г.А. Голицин; ред. Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1983. - С. 210 - 231.

.   Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 368 с.

.   Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. - М.: МПСИ, 2011. - 335 с.

.   Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора / П.Б. Зильберман. - М.: Наука, 1974. - С. 138-172.

.   Парцерняк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика / С.А. Парцерняк. - М.: Академия, 2002. - 304 с.

.   Первин Л. Психология личности: Теории и исследования / Л. Первин, О. Джон; ред. В.С. Магун - М.: Аспект Пресс, 2008. - 607 с.

.   Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1976. - 304 с.

.   Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979. - 123 с.

.   Тихомиров О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. - М.: МГУ, 1984. - 270 с.

.   Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 1983. - 367 с.

.   Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. - Л.: Наука, 1970. - 178 с.

.   Мартьяненко В.Ф. Введение в философию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.Ф. Мартьяненко. - М.: БГУ, 2006 - 124. с.

.   Немов Р.С. Общие основы психологии./ Р.С. Немов. - 3-е изд. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 688 с.

20. http://www.flogiston.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...