Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические основы получения психодиагностических данных




Психодиагностика - это не только направление практиче­ской психологии, но и теоретическая дисциплина. Для того чтобы более четко представить себе специфику психодиагно­стики как сферы практической деятельности психолога, оха­рактеризуем коротко особенности психодиагностики как теоретической дисциплины или общей психодиагностики.

Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет де­ло с переменными и постоянными величинами, характеризую­щими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы, должна быть про­ведена теоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическую реальность человека. Эти фак­ты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными методами. Таким обра­зом, психодиагностика, с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой - конкретное воплоще­ние теоретических построений - способ движения от абстракт­ной теории, от обобщения к конкретному факту. Например, в исследованиях личности часто прибегают к понятию защитные механизмы личности. Для психодиагностика, занимающегося диагностикой как теоретической дисциплиной, возникают такие вопросы:

1) как выглядят на уровне фактов поведения человека за­щитные механизмы личности,

2) каким способом зафиксировать их наличие у разных лю­дей. По отношению к какому-нибудь теоретическому построе­нию вполне возможен такой вариант работы психодиагноста, когда он не найдет способов фиксации какого-то явления у всех людей. Те же защитные механизмы сумеют зафиксировать, например, у психически больных людей и не сумеют этого сде­лать по отношению к здоровым людям. За возможной неус­пешностью работы психодиагноста лежит неразвитость теоре­тического обобщения, с которым он работает. Отчасти поэто­му теоретическая дисциплина - психодиагностика - развивает­ся и существует постольку, поскольку развивается общепсихо­логическая теория как представление о предмете психологиче­ской науки. В то же время развитие предмета психологической науки предполагает дифференциацию ее предмета - появление все новых и новых отраслей психологии.

Развитие этих отраслей - медицинской психологии, воз­растной, консультативной, юридической, инженерной, воен­ной, спорта и другие- уточнение их предметов и методов существенно влияет на содержание психодиагностики. Благо­даря развитию отраслей психологии психодиагностика полу­чает возможность использовать все большее число конкрет­ных показателей психической реальности и выделить все бо­лее существенные связи и закономерности между ними. Эти проблемы решает дифференциальная психометрика- наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диаг­ностические методы.

Кроме того, теоретическая психодиагностика непосредстг венно обусловлена практикой применения ее данных. Практи­ка выдвигает задачи измерения различных по степени сложно­сти переменных, характеризующих внутренний мир человека. Например, в юридической практике решение вопроса о мере наказания подсудимого часто связано с исследованием состоя­ния, в котором он совершил противоправное действие. Перед теоретической наукой вопрос о выделении качеств человека, существенно влияющих на возникновение эмоциональных состояний, кроме того, встает вопрос о динамике этих состоя­ний и их влиянии на когнитивную сферу человека. Эти кон­кретные вопросы могут быть решены только с опорой на кате­гории психологии, о которых мы уже упоминали в предыдущей главе: категории мотивации, действия, личности. Проработка этих категорий на конкретном материале требует от психолога, занимающегося теоретической психодиагностикой, владения особыми формами научного мышления, позволяющими осуще­ствить это движение от абстрактного к конкретному, осущест­вить рефлексию на содержание своего научного мышления. Иногда работа в теоретической психодиагностике идет отно­сительно независимо от теоретических общепсихологических разработок: выделяются и описываются (даже не в научных категориях) важные переменные, характеризующие психиче­скую реальность, только после этого они осмысливаются в более широком теоретическом контексте.

Теоретическая психодиагностика использует данные об­щей психологии, ее отраслей (предметных областей психоло­гии), а также данные психометрики и практики применения психологического знания.

Можно говорить, что психодиагностика опирается на ос­новные принципы психологии:

принцип отражения - суть его в том, что адекватное отра­жение окружающего мира обеспечивает человеку эффектив­ную регуляцию его деятельности;

принцип развития ориентирует изучение условий возник­новения психических явлений, тенденции их изменения, каче­ственных и количественных характеристик этих изменений;

принцип диалектической связи сущности и явления по­зволяет увидеть взаимное обусловливание этих философ­ских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

принцип единства сознания и деятельности: сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием, психикой;

личностный принцип требует от психолога анализа инди­видуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза. Этот принцип указыва­ет на различия между общей и дифференциальной психологи­ей и одновременно раскрывает их внутреннее единство.

Эти принципы положены в основу разработки психодиаг­ностических методик - способов получения достоверных дан­ных о содержании переменных психической реальности.

Результат работы психолога в области теоретической пси­ходиагностики - методика или метод получения психологиче­ской информации, который может быть передан для исполь­зования коллегами, так как этот результат не является уже компонентом личностного мышления психолога. Методика всегда отрефлексирована, то есть содержит доступные для пользователей критерии фиксации психической информации, обоснование этих критериев и их интерпретацию.

Другими словами, психодиагностическая методика является в свернутом виде решенной психологической задачей, где есть способ получения психологической информации, возможные ее варианты и значение этих вариантов (или интерпретация с точки зрения автора методики). Многие методики в психоло­гии носят имена их авторов, например, тест Роршаха, тест Ро-зенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равена и т. п. Это еще раз подчеркивает ту их особенность, что в содержании методики отражена авторская психологическая теория, автор­ское мировоззрение, позволяющее ему выделять соответст­вующие параметры психической реальности, ставить в отно­шении их психодиагностические вопросы и решать их.

Взаимосвязь различных теоретических подходов к пред­мету психологии возможна в силу сложности и многообра­зия свойств самого изучаемого предмета, как говорил П. Т. де Шарден, феномена человека. Отсюда право каждой теории на существование, отсюда право каждой методики на известную степень достоверности.

Отсюда и трудности в работе практического психодиагно­ста. Какие? Практическая психодиагностика выступает как применение в реальных, жизненных условиях и конкретных обстоятельствах сложных устройств, какими являются ре­зультаты работы теоретической психодиагностики - методы и методики.

Как и всякая работа со сверхсложными приборами, работа психодиагноста требует в первую очередь знания правил экс­плуатации этих приборов- методики методов. Это те профес­сиональные навыки применения методик, которые складывают­ся на основе научного знания и непосредственного опыта работы с методикой, который не может быть включен в отрефлексиро-ванное научное знание, то есть в него входят такие важнейшие личностные особенности человека, как интуиция, индивидуаль­ный опыт, индивидуализированный стиль мышления и другие особенности индивидуального профессионального стиля. Это тот уровень овладения методикой, когда психодиагност по впе­чатлению об исследуемом может точно предсказать его резуль­таты работы с той или иной методикой. За этим огромный опыт, профессиональная наблюдательность, точность восприятия че­ловека и ситуации взаимодействия с ним.

Основная научная категория, с которой работает психо­диагност-практик - это категория возрастной нормы разви­тия личности и возрастной нормы психического развития. Кроме научного, теоретического, отрефлексированного со­держания этих категорий психодиагност обязан, - это его

профессиональная обязанность, - знать этические нормы применения результатов своей работы. Можно сказать, что во взаимодействии с клиентом сам психодиагност, кроме психологических задач клиента, решает свои профессио­нальные, этические и нравственные задачи. Примером этих профессиональных, этических и нравственных задач могут быть следующие ситуации: результаты диагностического обследования показали, что у ребенка, которого все счита­ют способным, коэффициент вербального интеллекта ниже среднего. Сообщать ли и как этот результат заказчику? При обследовании супружеской пары у одного из супругов вы­явлены признаки психического заболевания. Сообщать ли и как эти данные клиентам? Это только два примера этиче­ских и нравственных задач, которые в самых разных вари­антах возникают в работе диагноста-практика.

Чтобы решение задач взаимодействия с клиентом было корректно, психодиагност должен точно представлять со­держание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежно­сти, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, видеть ответственность за получение, использование и хра­нение психологической информации всеми участниками ситуации обследования.

Практик-диагностик должен уметь учитывать конкретные обстоятельства обследования, их влияние на полученные ин­дивидуальные результаты и сопоставление этих индивиду­альных результатов с нормативами.

Итак, психодиагност-практик, в отличие от психолога, занимающегося теоретической психодиагностикой, работа­ет с конкретной уникальной ситуацией, даже если это си­туация массового обследования. Уникальность ситуации состоит и в том, что это каждый раз новые отношения с Заказчиком, Клиентом или Пользователем психологической информации, которые психологу надо решать как этические или нравственные задачи взаимодействия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...