Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Получение психологической информации в работе психодиагноста




Психодиагност-практик пользуется готовыми методика­ми. Как он получает психологическую информацию о клиен­те? Остановимся на этом подробнее.

Во-первых, для понимания средств и способов получения психологической информации необходимо различать зада­чи клиента и задачи психолога в ситуации психодиагности­ческой работы.

Клиент строит свое взаимодействие с психологом-диаг­ностом в зависимости от того, какой для него представляет­ся эта ситуация: ситуация экспертизы или ситуация психо­логической помощи.

Естественно, что ситуация экспертизы, в которой клиент может оказаться и не по своей воле (например, ситуация су-дебно-психологической экспертизы), перестраивает все зада­чи взаимодействия клиента (подэкспертного) и психодиагно­ста по типу социальных задач. Другими словами, клиент в ситуации экспертизы предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобренных форм поведения, то есть стремится действовать правильно.

Особенно ярко это проявляется в работе клиентов в ситуа­ции экспертизы с опросниками, - они не могут дать однознач­ный ответ «да» или «нет», как того требует опросник, а начи­нают вводить конкретизирующие моменты или открыто лгут, отрицая у себя те или иные формы поведения, даже если они реально присутствуют в исследуемой ситуации (например, вспыльчивость, агрессивность, тревожность и др.). В ситуации экспертизы клиенты настолько бывают ориентированы на социально одобряемые нормы, что готовы отказаться даже от малейших признаков индивидуальности, мгновенно подстраи­ваясь даже под малейшую эмоциональную реакцию эксперта.

Ситуации экспертизы накладывают на способы работы психолога-диагноста жесткие требования к защищенности его методик от возможной фальсификации или осознанной стратегии подэкспертного. Ниже мы охарактеризуем под­робно те способы получения психологической информации, которые в большей степени отвечают этим требованиям, пока только укажем, что это экспертные, «клинические» методы или проективные и диалоговые.

Ситуация экспертизы в работе психодиагноста является психологической задачей для него самого, так как сам психо­лог должен понять, что значит поведение подэкспертного, то­гда как подэкспертный в это же время решает другую задачу взаимодействия - как выглядеть «правильным», как построить свое поведение в соответствии с социально одобряемыми нор­мами. Можно привести бесконечное число примеров, когда насильник в ситуации экспертизы объясняется в своей любви к жертве, когда убийца, совершивший умышленное убийство,

которое он долго и тщательно готовил, клялся в том, что он сделал это случайно, нечаянно и т. п. Такова реальность психо­диагностической экспертизы, которая является для клиента экзаменом на его «социальную зрелость», а для психодиагно­ста - экзаменом на его умение решать психологические задачи.

В ситуации оказания психологической помощи взаимо­действие клиента и психодиагноста строится совсем по-другому. Если психодиагност имеет дело с клиентом, который уже начал формулировать свою психологическую задачу (а именно здесь и начинается реальное оказание психологиче­ской помощи), то он встретится с удивительным к себе отно­шением клиента - открытостью, направленностью на сотруд­ничество. Клиент готов выполнять все инструкции, он вносит в них свое, уточняя, переспрашивает, просит еще и еще зада­ний. Эта ситуация резко повышает требования к личностным качествам психодиагноста, к его умению не смешивать про­фессиональную работу и личные отношения с клиентами.

Для психодиагноста появляется необходимость четко реф-лексировать свои задачи взаимодействия с клиентом - это одна из особенностей ситуации профессиональной работы с клиентом для психодиагноста-практика.

Вот эти две принципиально разные ситуации с точки зре­ния клиента и психодиагноста, в которых психологу прихо­дится решать свои профессиональные задачи, главную из них - получение достоверной психологической информации.

Психодиагностика, практическая психодиагностика - бес­конечно сложная область практической психологии, особая психологическая специальность. Пока мы только мечтаем о том времени, когда наше общество будет готово к использо­ванию этих специалистов с учетом необходимой специализа­ции внутри самой практической психодиагностики, как это есть во многих странах мира.

Как психодиагност получает психологическую информа­цию о клиенте или подэкспертном?

Конечно, все начинается с восприятие другого человека и наблюдения за ним в ходе обследования, где уже используют­ся конкретные методы или методики. Что нам дает наблюде­ние психодиагноста? Можно было бы сказать - все. И это будет верно и неверно. Верно потому, что тело человека, его движения, мимика и пантомима, тембр голоса и темп речи, словарь - все это дает великое разнообразие психологической информации, только успевай читать. Неверно потому, что эта информация (в большей ее части) может быть осознана чело­веком, и он будет себя подавать, представлять, вместо того

чтобы быть собой. Вот и превращается эта информация в другой вопрос: «Всегда ли он такой?» Ответить на него необ­ходимо, так как в противном случае психологическая инфор­мация перестает быть таковой.

Остановимся на некоторых данных наблюдения за пове­дением человека в ситуации психодиагностического обсле­дования, которые достоверно, по мнению психодиагностов, говорят об устойчивых особенностях психологической ре­альности человека.

Воспользуемся материалом, опубликованным в книге «Опыт системного исследования психики ребенка», под ре­дакцией Н. И. Непомнящей (М., 1975). При описании типов ценностностей детей младшего школьного возраста, полу­ченных в ходе психодиагностического обследования, авторы приводят следующие данные наблюдения за особенностями поведения детей в ходе эксперимента (работа по составлению рассказов или предложений по предметным картинкам): дети с ценностностью реально-практического функционирования вели себя напряженно, скованно. Они принимали ситуацию эксперимента как «учебную», отбор картинок ими был не упорядочен, случаен. Была четко выражена ориентация на реакцию экспериментатора- «угадывание требуемого». От­мечалось также игровое манипулирование картинками при рассказывании. При этом в речи преобладали неуверенные, невыразительные или бытовые, разговорные интонации.

Совсем другое поведение наблюдалось у детей с ценност­ным отношением к себе. Возбуждение к концу эксперимента сменяется сосредоточенностью. Ситуация обследования у ре­бенка полуучебная, полуобщенческая, оценки психодиагноста влияют на качество работы. У детей очень активное отношение к инструкции, они переспрашивают ее, уточняют несколько раз, при этом собирают картинки упорядочение по какому-нибудь самими выдвинутому правилу, при этом проявляют самостоятельность и организованность. Они предварительно составляют рассказ, просят время на его обдумывание. При сообщении рассказа ориентируются на экспериментатора, дек­ламируя или диктуя свой текст.

Эти отличительные особенности поведения, которые пси­ходиагност может получить в ходе наблюдения за клиентом, сопоставляют с другими результатами, полученными в ходе диагностической процедуры. Так, в приведенном выше иссле­довании они сопоставлялись с содержанием отображаемой предметной области, с отображаемыми элементами этой об­ласти, с языковыми особенностями рассказов. Дети с ценностью реально-практического функционирования склонны к формальному, конкретному отображению быта, к формаль­ной фиксации предметов и их функции. У них простые пред­ложения в рассказе, бедный словарь, отсутствует сюжет.

Дети с ценностью отношения к себе в своих рассказах кон­кретно отображают быт, описывают конкретные специфиче­ские учебные детали, упоминают общение. В их рассказах представлены люди, действия человека с предметами, ситуа­ции употребления предметов. В их рассказе есть простые и сложные предложения, прямая и косвенная речь, причастные обороты, богатый словарь, разные сюжеты.

Таким образом, наблюдение в ходе психодиагностической работы определяется теоретической, обобщенной позицией психолога, его возможностями видеть в поведении проявле­ние психической реальности.

Остановимся еще на некоторых примерах особенностей поведения клиента, которые психодиагност может выделить в наблюдении. Остановимся на клинической характеристике некоторых особенностей аутичных детей (см. подробнее: Ле­бединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего дет­ского аутизма.- М., 1991). Основной особенностью их пове­дения является отрыв от реальности, отгороженность от ми­ра, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Это и есть аутизм (от латинского слова сам). Ребенок как будто не замечает никого вокруг, он не отклика­ется на вопросы, ничего не спрашивает, ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека, часто даже матери. Он не стремится к контакту со сверстниками, играет не вместе с ними, а рядом. При попытках вовлечь такого ребенка во взаимодействие у него возникает тревога и напряженность.

Аутичный ребенок стремится к сохранению привычного, постоянного в окружении: обстановке, одежде, еде. Это вы­глядит как стереотипность и однообразие, но при попытках нарушить его, при вмешательстве других людей у ребенка возникает тревога, агрессия или самоагрессия.

Вычурность позы, движений, мимики производит впе­чатление «деревянности», марионеточности, движения ли­шены пластичности, плохо координированы. У этих детей страдает выразительность речи, это может быть «попугай-ность», фонографической или богатой неологизмами, в ней длительное время отсутствует местоимение «я», ребенок говорит о себе во втором или в третьем лице. Речь не ис­пользуется для диалога, она стереотипна.

У аутичного ребенка нарушено чувство самосохранения -он поразительно бесстрашен. При этом бесстрашие может сочетаться со страхом перед простыми предметами или их отдельными свойствами. Такие дети испытывают особое вле­чение к ритму как варианту стереотипии.

Взгляд аутичного ребенка не фиксирован на говорящем, он не отзывается на обращение к нему, это дало основание гово­рить о его лице как о лице принца. «Лицо принца» часто у ау­тичных детей уже от рождения- необычно выразительное, с умным, осмысленным взглядом, утонченными чертами лица.

Это только несколько симптомов поведения аутичного ре­бенка, которые психодиагност может увидеть в наблюдении.

Наблюдение психодиагноста организовано его представ­лениями о возрастной норме поведения, которые позволяют фиксировать реальное соответствие или несоответствие от того, что он видит в наблюдении. Классификация фактов реального поведения клиента позволяет формулировать ги­потезу для решения психологической задачи.

Например, психодиагност в наблюдении отмечает двига­тельную расторможенность или гипердинамический синдром, который проявляется в том, что ребенок беспокоен, неусид­чив, недостаточно целенаправлен, импульсивен. Это может быть симптомом семейного алкоголизма или педагогической запущенности ребенка. Выдвигая гипотезы о происхождении наблюдаемой симптоматики, психодиагност сопоставляет ее с содержанием заказа на свою профессиональную работу и принимает решение о выборе конкретных методик для иссле­дования ребенка. Чтобы обследование дало возможность получить достоверную информацию, психодиагност восста­навливает более широкий контекст происхождения симпто­мов, задавая вопросы в виде клинической беседы. Примерные вопросы, которые может задать психодиагност о ребенке, выглядят следующим образом (по книге И. Шванцаро и др. «Диагностика психического развития».- Прага, 1978): 1) Грызет ногти? 2) Сосет палец? 3) Отсутствует аппетит? 4) Раз­борчив в еде? 5) Засыпает медленно и с трудом? 6) Спит спо­койно? 7) Встает бодро и охотно? 8) Жалуется на боли в голо­ве? 9) Жалуется на боли в животе? 10) Бывает часто рвота? 11) Бывает часто головокружение? 12) Заикается? 13) Чрезмерно потеет? 14) Краснеет, бледнеет? 15) Легко пугается? 16) Часто дрожит от возбуждения и волнения? 17) Часто плачет? 18) Часто моргает? 19) Дергает рукой? плечом? 20) Недержание мочи, кала (днем или ночью)? 21) Бывают припадки злости? 22) Играет с какой-либо частью тела? 23) Боится за свое здоровье? 24) Бывает ли у него побуждение постоянно и цере­монно что-нибудь делать? 26) Бывает ли так, что замечтается, и мысль его где-то далеко? 27) Не умеет сосредоточиться ни на чем? 28) Имеется что-нибудь, что для него всегда особенно важно? 29) Имеются ли у него заботы? Какие? 30) Он очень тревожен? 31) Старается быть всегда тихим? 32) Боится тем­ноты? 33) Часто видит фантастические предметы? 34) Боится одиночества? 35) Боится животных? Каких? 36) Боится чужих людей? 37) Боится шума? 38) Боится неудачи? В чем? 39) У него бывает чувство стыда, позора или виновности? 40) У него бывает чувство своей ущербности, неполноценности? 41) Лжет как-нибудь? Когда и как? 42) Выдумывает о себе не­правдивые истории? 43) Как заботится о своей внешности? 44) Как соблюдает порядок в своих вещах? И т. п.

Еще раз обращаем внимание на то, что вопросы для кли­нической беседы формируются в соответствии с теоретиче­ской позицией психолога.

Выбор вопросов зависит от заказа на психодиагностиче­скую работу и от результатов наблюдения психолога за пове­дением клиента в ситуации обследования.

Полученные в ходе клинической беседы данные уточняются и сопоставляются с результатами работы клиента по методикам.

Таким образом, общую схему получения психодиагностиче­ских данных можно представить следующим образом:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...