Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отрасли права, определяющие основы управления кадровым составом гражданской службы




В сфере управления кадровым составом гражданской службы действуют нормы различных отраслей права, прежде всего, конституционного (государственного), административного и трудового.

Нормы конституционного права
в управлении кадровым составом государственной гражданской службы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в законодательстве закреплен принцип равного доступа граждан к государственной службе[14]. Данный принцип влияет на организацию приема на эту службу, проведение конкурсов, формирование кадрового состава и т. д. При этом требуется соответствие поступающих требованиям по уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям, навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Наряду с этим существует ряд запретов, ограничений, связанных со следующими обстоятельствами: недееспособность; не снятая судимость; отказ от процедур, связанных с допуском к государственной тайне; заболевание, препятствующее осуществлению службы; родство с другими служащими при прямой подчиненности по работе; выход из гражданства Российской Федерации и др.

В Конституции Российской Федерации содержится также норма, запрещающая депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе[15]. Этим предполагается не допустить зависимости депутатов от исполнительной ветви власти, с одной стороны, а с другой, – обеспечить разделение работников на лиц, осуществляющих политическую власть в государственных органах, и лиц, осуществляющих в них административную власть в соответствии с принципом дихотомии государственного управления. Данная норма в законодательстве распространена и на депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Важное значение имеет ст. 71 Конституции, в соответствии с которой федеральная государственная служба отнесена к ведению Российской Федерации[16]. Вследствие этого кадровые политики в гражданской службе на федеральном и региональном уровнях разрабатываются относительно обособлено. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация, а также и реализация кадровой политики – в ведении субъекта Российской Федерации.

На этой основе субъекты Российской Федерации могут принимать законы о своей гражданской службе в целом, а также по более частным вопросам – об аттестации, квалификационном экзамене, резерве кадров, денежном содержании служащих, пенсионном и санаторно-курортном их обеспечении и др. Субъекты Российской Федерации принимают региональные законы о гражданской службе, в которых отражаются особенности кадровой политики на региональном уровне.

Особое значение имеют нормы, связанные с правами и свободами человека и гражданина. На их основе формируется правовой статус гражданских служащих, механизм и технологии работы с кадрами в целом. Практическая реализация правового статуса человека и гражданина предполагает подключение других отраслей права, в которых этот статус становится частью общественной жизни путем конкретных правоотношений.

Важную роль играет положение Конституции Российской Федерации о том, что всякое ограничение прав личности допускается только по Федеральному закону (ст. 55), поскольку одной из особенностей государственной гражданской службы является то, что эта служба связана с рядом правоограничений для лиц, состоящих в ней. Субъекты управления кадровым составом призваны контролировать соблюдение этих ограничений государственными служащими.

Нормы административного права управления кадровым составом
государственной гражданской службы

Правовую основу управления кадровым составом в гражданской службе составляет ряд норм административного права. Они регулируют отношения в процессе организации и деятельности аппарата исполнительной власти.

Применительно к гражданской службе основные требования административного права содержатся в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004 г.).

Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения власти привело к признанию самостоятельности исполнительной ветви, усилению ее независимости от законодательной (представительной) ветви. Данное обстоятельство повышает роль административного права в регулировании управленческих отношений, в том числе правовых основ управления кадровым составом гражданской службы.

Государственные служащие являются субъектами управления, реализации исполнительно-распорядительных функций. Они действуют от имени и по поручению государства, выполняют организационные задачи или обеспечивают их выполнение. Прежде всего это касается внешних отношений: связей с гражданами, государственными органами и их должностными лицами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями. Большинство этих отношений регулируется нормами административного права. Выполнение соответствующих обязанностей становится основой оценки деятельности государственных служащих как одной из важнейших форм управления кадровым составом.

В нормах, определяющих работу с кадрами, учитываются особенности государственного управления: доминирование, преобладание одной воли над другой, подчинение одного лица другому и т. д. Административное право обеспечивает строгие принципы управления: иерархичность, подзаконность, обязательность исполнения и др. Неравенство государственных служащих в процессе управления юридически закреплено в нормах права, принципах гражданской службы. Исходя из этого, в процессе работы с кадрами вырабатываются должностные регламенты, требования к профессиональным и личностным качествам служащих, стандарты, процедуры, правила.

Законодательство в сфере исполнительно-распорядительной деятельности служащих развивается в направлении уточнения правового статуса государственных органов, их полномочий, принципов деятельности, повышения ответственности должностных лиц за нарушение прав граждан, расширения практики стимулирования их инициативы, обеспечения реализации законов государства.

Изменения в законодательстве, в свою очередь, влияют на деятельность кадровых служб по контролю выполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, совершенствованию правового механизма отбора на службу, обеспечению должностного и профессионального роста служащих. Эта сфера отношений, тесно связанная с кадрами, составляет ядро государственной кадровой политики относительно работы с кадровым составом гражданской службы. На этой основе вырабатываются должностные (служебные) регламенты, процедуры, правила, технологии работы и другие элементы управления.

В формировании норм административного права по отношению к гражданским служащим важную роль играют указы Президента Российской Федерации, имеющие подзаконный характер: о принципах служебного поведения государственных служащих; о конкурсе; об аттестации; о квалификационном экзамене; о стаже государственной службы; о реестре и др.

Нормы трудового права в управлении кадровым составом
в государственной гражданской службе

К правовым основам управления кадровым составом в гражданской службе относятся некоторые нормы трудового права. Эти нормы регулируют прежде всего внутренние отношения государственной службы и охватывают важные направления реализации кадровой политики: прием граждан на службу, порядок ее прохождения, проведение конкурса, аттестации, служебное время и время отдыха, денежное содержание, льготы, гарантии, увольнение со службы и т. д. Важно, что они в полной мере касаются той категории работников государственных органов, которые не являются государственными служащими.

Законодательством Российской Федерации устанавливается приоритет норм административного (публичного) права перед нормами трудового права, регулирующему сферу частного права. Что касается Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и других актов законодательства о труде, то они применяются к отношениям государственной гражданской службы не в полном объеме, а исключительно в случаях, неурегулированных Законом и другими актами федерального законодательства о гражданской службе.

Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, Законом о государственной гражданской службе устанавливаются и иные основания увольнения гражданского служащего. Кроме того, определяются гарантии правовой и социальной защиты служащих.

Наиболее существенные особенности по сравнению с законодательством Российской Федерации касаются прав и обязанностей, а также их ограничений для гражданских служащих.

Ч. 5 ст. 11 ТК РФ предусматривает, что особенности правого регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами. ТК РФ закрепил специфику статуса гражданских служащих в связи с отдельными условиями реализации их прав на труд лишь в области социально-партнерских отношений и порядка разрешения коллективных трудовых споров. Таким образом, принципиальный вопрос о пределах регулирования отношений гражданской службы законодательством о труде и законодательством о гражданской службе как административном институте до конца еще не решен.

Разумеется, здесь сказывается влияние административного права, вызывающее для государственных служащих отклонения от норм трудового права. В связи с этим в нормах права предусмотрено, что на гражданских служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными законами о государственной службе.

Трудовое право исходит из наемного характера гражданской службы, рассматривает ее как сферу реализации права граждан на труд. Трудовой договор признается нормативным документом, обеспечивающим реализацию этого права, поскольку он лучше всего отвечает потребностям рыночных отношений, основанных на наемном характере труда. Трудовые отношения государственных служащих отнесены к предмету трудового права. Эти отношения затрагивают работу служащего в органе, где он трудится. Управленческие отношения, которые выходят за пределы коллектива государственного органа, касаются функций этого органа и регулируются нормами административного права.

Отклонения от норм трудового права, установленные федеральными законами о гражданской службе, касаются: порядка разрешения споров об увольнении служащих; замещения вакантных должностей по конкурсу; ограничений конституционных прав служащих как граждан (запрет заниматься предпринимательской деятельностью, ограничения на совместительство и др.); сроков отпуска (не менее 30 календарных дней с правом на дополнительный отпуск за стаж службы); оплаты труда (надбавки к окладу за чин, особые условия труда, выслугу лет, а также премии по результатам работы) и т. д.

Активное использование норм трудового права в управлении персоналом гражданской службы обусловлено прежде всего обязательством России признать составной частью своей правовой системы нормы международного права.

В частности, в соответствии с Конвенцией Международной организации труда (МОТ) «О трудовых отношениях на государственной службе» государственные служащие рассматриваются как наемные работники. Это требует сохранения за гражданскими служащими трудовых прав, имеющих непосредственное отношение к правам человека. Сказанное означает, что условия труда лиц, работающих по найму, и условия прохождения гражданской службы не должны быть хуже, чем предусмотрено нормами Конвенции Международной организации труда.

Наряду с этим сказывается влияние традиций советского периода, когда действовали трудовая модель государственной службы и отношения трудового найма, которые регулировались нормами трудового права даже по тем вопросам, по которым в других странах эффективнее зарекомендовали себя нормы административного права.

Абсолютизация трудовой модели гражданской службы порождает непрофессионализм государственных служащих, подбор их по признакам личной преданности, знакомства, родственных связей, осложняет правовое регулирование прохождения службы, профессионального развития персонала. Вследствие этого деятельность персонала государственных органов часто оказывается неэффективной, что существенным образом снижает их авторитет.

Отдельные отношения в системе управления кадровым составом гражданской службы регулируются нормами других отраслей права. В частности, нормы права социального обеспечения регулируют решение вопросов обеспечения гарантий государственным служащим и членам их семей, нормы государственного страхового права – решение вопросов обязательного государственного страхования служащих и др.

Таким образом, сочетание норм различных отраслей права в формировании правовых основ гражданской службы порождает административно-трудовую модель управления кадровым составом гражданской службы. При этом усиливается роль элементов и компонентов административного права.

Принципы государственной гражданской службы
как правовая основа управления кадровым составом

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определены принципы гражданской службы. Они существенно сказываются на деятельности не только служащих, но и субъектов управления кадровым составом гражданской службы. Эти принципы являются важнейшим компонентом правовых основ данного вида управления.

Категория «принцип управления кадровым составом государственной гражданской службы» отражает степень познания социальных и правовых явлений в сфере государственно-служебных отношений, представлений, составляющих основу доктрины гражданской службы. Принцип представляет собой исходное положение, основополагающую идею, объективную закономерность развития государственной гражданской службы, направление реализации ее целей и функций. Природа принципов зиждется на закономерностях функционирования государственной службы как правового института, административной организации и профессиональной деятельности. Объективность этих принципов обусловлена сущностью, типом и формой государства, его устройством, полномочиями государственных органов, а также традициями, нормами морали в сфере государственного управления. Они отражают также общие закономерности разделения труда, иерархии должностей в гражданской службе, сочетания территориального и функционального аспектов управления.

Значимость принципов состоит в том, что в них выражается сущность, основное содержание, характерные свойства гражданской службы, ее место и роль в системе государственной власти, государственного управления и в жизни общества. Принципы гражданской службы определяют, в конечном счете, характер деятельности и поведения государственных служащих, охватывают правовые и организационные стороны гражданской службы – установление и ранжирование должностей, прием на службу, ее прохождение, увольнение со службы и т. д.

Особое значение имеет то, что принципы являются важнейшими юридическими положениями о государственной гражданской службе. Законодательно закрепленные, они становятся правовыми принципами, т. е. предписаниями, которые выражают в общей форме объективно обусловленные требования к участникам государственно-служебных отношений, являются средством самоограничения гражданской службы и руководством для достижения целей ее правового регулирования.

В качестве юридических требований принципы государственной службы обязательны для всех взаимодействующих с нею лиц и организаций. В значительной мере принципы определяют содержание управления кадровым составом гражданской службы, функционирование и тенденции развития ее кадров, деятельности служащих, обеспечивают стабильность и воспроизводство государственно-служебных отношений, придают обязательность реализации основных целей и задач гражданской службы.

Каждый из принципов отличается специфичностью своего влияния на систему управления кадровым составом государственной гражданской службы.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» правовой характер придан восьми принципам. Эти принципы имеют прямое отношение к формированию правовых основ управления кадровым составом гражданской службы.

1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.

В процессе управления кадровым составом гражданской службы данный принцип конкретизируется в обязанности служащего соблюдать в своей профессиональной деятельности права и законные интересы граждан и организаций в соответствии с положениями административного регламента государственного органа и должностного регламента служащего. Эти регламенты определяют перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие или иные решения.

В то же время должностные регламенты пока не в полной мере выполняют свое предназначение. Некоторые регламенты, вопреки требованиям закона, не содержат раздела о принятии решений.

По данным исследований[17], часть регламентов содержала несоответствующие (недостаточные) квалификационные требования, т.е., с одной стороны, должностной регламент предполагал принятие решений государственным гражданским служащим, а с другой – не требовал от него никаких навыков или умений по принятию решений. Другая часть регламентов содержала завышенные квалификационные требования, т.е. круг вопросов, по которым принимаются решения в более узкой сфере, чем позволяют навыки и умения, указанные в квалификационных требованиях. В некоторых должностных регламентах количество вопросов, по которым государственный гражданский служащий обязан или вправе принимать решения, больше, чем предполагает перечень его обязанностей. С другой стороны, 50% должностных регламентов содержали перечень вопросов, по которым принимаются решения, не полностью отражающий круг зафиксированных обязанностей государственного гражданского служащего.

Почти в половине регламентов отсутствовал перечень обстоятельств, при которых государственный служащий должен принимать решение, и квалификационные требования по навыкам и способностям к принятию решений. Четверть регламентов не указывала содержание вопросов, по которым госслужащий должен или вправе принимать решение, более 90% - варианты возможных решений: около 40% документов не содержали указаний на сроки принятия решений, большинство не конкретизировало правовую форму решений. Менее половины изученных документов содержали какую-то информацию о процессе согласования и взаимодействия при принятии решений. Только один регламент из проанализированных содержал критерии принятия решений.[18]

2. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Этот принцип определяет единство подходов к управлению кадровым составом на двух уровнях гражданской службы, учете этого единства при разработке законов и подзаконных нормативных правовых актов субъектов Федерации.

3. Принцип равного доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения.

Данный принцип определяет деятельность государственных органов, субъектов управления кадровым составом при приеме на службу, организации конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов и т. д. При этом прием на службу граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, и ее прохождение осуществляются независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

Принцип равного доступа к гражданской службе не является абсолютным и имеет ограничения, установленные законом. Общие ограничения связаны со статусом гражданина Российской Федерации, возрастным и языковым цензом, а также специальными квалификационными требованиями. Субъекты управления кадровым составом гражданской службы контролируют соблюдение этих условий.

В то же время законодательство не предусматривает никаких мер против нарушения этого принципа.

4. Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих.

Указанный принцип означает, что в процессе управления персоналом гражданской службы особое внимание уделяется знаниям, умениям и навыкам служащих, их соответствию требованиям закона и занимаемой должности. Так, законодательством о гражданской службе определяется, что квалификационным требованием к должностям категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп и к главной и ведущей группам категории «обеспечивающие специалисты» является наличие высшего профессионального образования, а к старшим и младшим группам категории «обеспечивающие специалисты» – наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

На основе этого принципа регулируется также порядок профессиональной подготовки кадров для гражданской службы и порядок получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования, включающего в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих обязывает руководителей государственных органов, их кадровых служб: нормативно и четко определять компетенцию структурных подразделений; утверждать должностные регламенты для каждого гражданского служащего; постоянно поддерживать и развивать процесс профессионального становления кадров; создавать условия для устойчивого карьерного роста гражданских служащих; организационно и финансово обеспечивать процесс получения служащими дополнительного профессионального образования; обеспечивать плодотворное сотрудничество в государственном органе молодых служащих и квалифицированных работников.

Однако все эти положения несут несколько декларативный характер, поскольку не определены приоритеты в направлении профессиональной деятельности. Нужны не просто обладатели дипломов о высшем образовании. Важно, чтобы они имели управленческое образование на тех должностях, которые связаны с государственным управлением.

5. Принцип стабильности гражданской службы.

На основе данного принципа в процессе управления кадровым составом вырабатываются и совершенствуются гарантии против произвольных действий, связанных с политической конъюнктурой, с частыми и не всегда обоснованными организационными перестройками. В соответствии с этими гарантиями регулируются следующие действия по управлению кадровым составом: перевод на иную должность гражданской службы или перемещение; изменение существенных условий служебного контракта; временное замещение иной должности гражданской службы; изменение отношений при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращение должностей гражданской службы; отстранение от занимаемой должности гражданской службы и др.

Осуществление данного принципа осложняется тем, что отсутствуют гарантии его реализации. В процессе административной реформы, например, численность государственных служащих возросла с 666, 8 тыс. человек в 2003 г., до 868, 2 тыс., в 2009 г., т.е. на 200 тыс. человек.[19] И тогда была дана установка сократить численность государственных гражданских служащих на те же 200 тыс. человек. Таким образом, государственные служащие стали «разменной монетой» в ошибочных решениях организаторов административной реформы.

6. Принцип доступности информации о гражданской службе.

Должностные лица гражданской службы как источники информации должны обеспечивать ее объективность, достоверность и точность. При этом сочетается гласность и служебная конфиденциальность. Так, личные дела и документы учета кадров являются персонифицированными, и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях – к сведениям конфиденциального характера. Кадровая служба государственного органа при обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего обязана неуклонно соблюдать требования о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

В то же время порой излишняя конфиденциальность документов, с которыми имеют дело государственные служащие, запрет им выступать со своим мнением в прессе, абсолютное молчание пресс-служб государственных органов о положительных сторонах государственной службы – все это дало повод средствам массовой информации вести линию на полную дискредитацию государственной гражданской службы Российской Федерации, а следовательно и государства, которое за них отвечает.

7. Принцип взаимодействия гражданской службы с общественными объединениями и гражданами.

Субъекты управления кадровым составом гражданской службы контролируют выполнение служащими требований об их политической нейтральности в процессе исполнения своих должностных обязанностей, учитывают при введении разграничений государственных должностей Российской Федерации на политические должности и должности государственной гражданской службы (административные должности). Такой подход позволяет сохранить лояльность гражданских служащих государству в случае смены государственной власти в результате победы на выборах той или иной политической партии, защитить большинство государственных служащих от потери своих должностей по политическим мотивам.

Таким же образом контролируется соблюдение служащими запретов, которые вытекают из данного принципа и касаются использования должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, замещения должности гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органы местного самоуправления, избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза и т. д.

8. Принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Вмешательство в деятельность гражданских служащих чаще всего осуществляется при решении вопросов назначения на должность, присвоения классных чинов, принятия решений по итогам аттестации или квалификационного экзамена и др. В ходе решения этих вопросов возможно возникновение «конфликта интересов».

На основе данного принципа субъекты управления кадровым составом организуют систему защиты гражданского служащего от неправомерного вмешательства в его деятельность, контроль за соблюдением в государственных органах соответствующих положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о гражданской службе.

Таким образом, принципы государственной гражданской службы, закрепленные законодательством Российской Федерации, становятся правовой основой управления кадровым составом этого вида государственной службы. В то же время они слабо подкреплены реальными механизмами реализации и санкциями за неисполнение.

Правовые основы управления кадровым составом
в ходе прохождения государственной гражданской службы

Важным компонентом правовой основы управления кадровым составом являются нормативные акты о прохождении государственной службы. Они определяют порядок и основания приема на службу, испытания, исполнения должностных полномочий, вертикального и горизонтального передвижения, поощрения и применения дисциплинарных санкций, присвоения классных чинов, проведения аттестаций, а также прекращения службы.

Институт прохождения государственной службы выполняет функции кадрового прогнозирования, стимулирования и профессионального развития, переподготовки и повышения квалификации кадров, их учета и ранжирования по должностям и классным чинам.

Практикой выработаны различные системы прохождения государственной службы, прежде всего, карьерная и должностная. В российском законодательстве акцент сделан на должностной системе, хотя она уступает карьерной системе в эффективности. При подборе на должности, которые призваны обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, действует устаревшая система, близкая к патронатной.

Узловыми пунктами прохождения гражданской службы являются прием на государственную службу на основе конкурса, назначения, заключения контракта, исходя из принципа равного доступа граждан к гражданской службе. Для граждан, впервые назначенных на должности государственной службы, предусмотрен испытательный срок.

Законодательством определены ограничения, связанные со службой, квалификационные требования к поступающим на нее по уровню образования с учетом группы должностей, а также требования к стажу государственной службы, опыту работы по специальности, уровню знаний законодательства применительно к исполнению должностных обязанностей.

Правовое обеспечение ограничений и гарантий
в процессе прохождения государственной гражданской службы

Важной частью правовой основы стал перечень ограничений, связанных с гражданской службой. Они отражают тот факт, что государственная гражданская служба – это особый правовой институт, который регулируется нормами не столько трудового, сколько административного права. В интересах государства и общества некоторые конституционные права гражданских служащих ограничены по сравнению с правами остальных граждан.

Так, государственные гражданские служащие не могут заниматься предпринимательством, другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой), быть депутатами законодательного или представительного органа. Им не разрешено представлять в государственном органе интересы третьих лиц в качестве поверенного, получать гонорары, вознаграждения от физических и юридических лиц, выезжать в заграничные командировки за счет этих лиц. Им нельзя принимать без разрешения награды, использовать свое служебное положение в интересах политических партий, участвовать в забастовках и др.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены некоторые меры по уравновешиванию ограничений социальными гарантиями для гражданских служащих. Гарантии касаются защиты служащих от угроз, возмещения расходов, связанных с переездом на работу в другую местность, получения субсидии на приобретение жилья, пенсионного обеспечения с учетом стажа государственной службы, медицинского обслуживания за счет средств государственного бюджета, дополнительного отпуска в зависимости от группы должности и стажа службы, профессиональной переподготовки и повышения квалификации за счет государства и др.

Таким образом, в гарантиях практически не ставится вопрос о компенсации потерь от запретов и ограничений. В то же время гарантии не являются льготами, как это утверждается в некоторых публикациях.[20]

Правовое обеспечение изменений должностного положения
гражданского служащего

В управлении кадровым составом гражданской службы важное значение имеет правовое обеспечение перемещений служащих на вышестоящие, равнозначные и нижестоящие должности.Мировая практика правового регулирования этого процесса идет по пути реализации принципов «заслуг и достоинств», ротации, мотивации, профессионального развития, установления четких правил карьеры, ее планирования и реализации.

В российском законодательстве предпринята попытка дать правовое определение понятия должности гражданской службы, проведена классификация должностей по категориям и группам, утверждены реестры должностей государственных служащих и положения об их аттестации. Кроме того, определены основные правовые признаки должности государственной гражданской службы: ее образование в государственном органе, установленный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий этого органа; денежное содержание и ответственность за выполнение обязанностей. Выделены два вида должностей: государственные должности, которые носят политический характер, и должности государственной службы, которые относятся к административным. Они различаются по органам, устанавливающим данные должности, характеру деятельности, способам вступления и срокам пребывания в должности, правовому положению, по требованиям к профессиональным качествам лиц, которые их занимают. Это создает условия для более эффективного управления кадровым составом, прежде всего по вертикальному и горизонтальному передвижению гражданских служащих, обеспечению их должностного и профессионального роста.

Важное значение для работы с кадрами имеет реестр должностей государственной гражданской службы. Он представляет собой классификатор, содержащий сведения о местонахождении и наименовании должностей, распределении их по категориям и группам. Реестр должностей способствует формированию штатов государственных органов и разработке должностных регламентов.

Классные чины гражданских служащих

В управлении кадровым составом государственной гражданской службы большое значение имеют классные чины. Чин – это квалификационное отличие, которое присваивается служащему (в большинстве, по результатам квалификационного экзамена) в связи с занимаемой должностью и уровнем профессионализма в соответствии с квалификационными требованиями к определенным группам должностей. Законодателем установлены следующие классные чины для государственной гражданской службы:

- действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса;

- государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса;

- советник государственной гражданской службы 1, 2 или 3-го класса;

- референт государственной гражданской службы 1, 2 или 3-го класса;

- секретарь государственной гражданской службы 1, 2 или 3-го класса.

Аттестация гражданских служащих

Неотъемлемой частью правовой основы управления кадровым составом и процессом прохождения гражданской службы являются нормативные правовые акты о проведении аттестации государственных гражданских служащих. Они отражают тот факт, что аттестация – юридическая обязанность гражданских служащих проходить в установленной организационно-правовой форме периодическую проверку (оценку) соответствия требованиям замещаемой должности.

Правовыми нормами установлены сроки аттестации, технологии ее организации (формирование комиссий, утверждение графиков, составление списков аттестуемых, подготовка отзывов), порядок обсуждения, оценки, принятия решений, оформления результатов аттестации. Аттестация призвана способствовать повышению эффективности гражданской службы.

В то же время подходы к аттестации гражданских служащих далеки от современных требований. Аттестация «привязана» к должности, т.е. не нацелена на повышение качества кадрового состава как целостности; из аттестации практически выведены должности категорий «руководители» и «помощники» («советники»). Во-первых, не все они заключают срочный контракт. Во-вторых, заключение такого контракта не означает, что они могут не соответствовать должности, и, что это соответствие не требует проверки. Наряду с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...