Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




Задание № 1

Проанализируйте, какие ошибки в интервью допускает психолог, задавая следующие вопросы:

1. Как к вам относится ваш муж?

2. Почему вы сейчас замолчали?

3. Вы не хотели бы сказать это своему мужу?

4. Почему вы все время критикуете своего сына?

5. Вы ничего хорошего не скажете о себе?

6. Может быть, вы лучше об этом подумаете?

7. Кто вам это сказал?

8. Я не давала вам повода так думать!

9. Не спешите, я не успеваю записывать!

10. Надеюсь, вы придете еще не раз ко мне.

Задание № 2

Определите, какой из вопросов психолога к высказыванию кли­ента задан с ориентацией на ключевое слово?

Клиент: «Все, что вы мне говорите, я и сама знаю». Психолог (варианты реакций):

Человеку свойственно ошибаться, мы с вами еще не закончили разговор.

А вы не хотите, чтобы было так?

О чем вам еще хотелось бы поговорить?

Что именно вы знаете?

Что вы хотите знать?

А что вы знаете?

Расскажите мне об этом, я готова вас выслушать.

А теперь давайте взглянем на ваши знания другими глазами.

Давайте еще раз посмотрим, что я вам сказала.

Чего бы вы сейчас желали больше всего?

А вы могли бы об этом еще раз мне сами рассказать?

Чего вы от меня ждете?

Чего вы ждете от психолога?

А что бы вы хотели услышать от психолога?

А что вас сейчас беспокоит?

А вы теперь попробуйте почувствовать это.

А вы думаете, что я не знаю, что вы знаете?

А как мы будем говорить о том, что вам неизвестно?

В чем вы тогда сомневаетесь?

Возможно, я не совсем понял ваш вопрос, переформулируйте его.

Что вы имеете в виду?

Какие чувства вызывает у вас это знание?

Тогда что вызывает затруднения?

Клиент: «В его гороскопе написано, что он не может долго лю­бить одного человека».

Психолог (варианты реакций):

А почему он должен любить одного человека?

А ему плохо от этого?

А как вы думаете, это долго?

Как вы думаете, ваша любовь зависит от вас или от того, кого вы любите?

Как вы думаете, любовь определяется субъектом или объектом любви?

Неужто он не может?

Глебы ему писали гороскоп?

И это действительно происходит с ним?

А он верит в гороскоп?

Что вы понимаете под словом «долго»?

А вы что, не уверены в нем?

А вы сомневаетесь в его любви?

Может ли он вообще любить?

В его гороскопе не может быть опечатки?

У вас есть любимый человек?

Вы любили?

А его могут любить?

Скажите, вы верите в гороскопы?

Вы хотите узнать о себе?

Что такое гороскоп?

Он любит?

А разве это плохо?

Что он собой представляет?

А что с ним случилось?

Задайте свой вопрос к высказыванию клиента. Помните, что ключевое слово в высказывании можно определить следующим образом: оно не может быть заменено синонимом, иначе смысл вы­сказывания нарушается.

Задание № 3

Определите, к какому методу воздействия можно отнести сле­дующие высказывания психолога во время интервью:

1. Вы думаете, что ваш сын не уважает вашего мнения?

2. В моей практике такие случаи были достаточно часто.

3. Я чувствую, что вы не хотите говорить об этом случае.

4. Вы очень точно передали свои переживания в этот момент...

5. Если я правильно вас поняла, вас огорчает отсутствие внимания.

6. Если он будет постоянно звонить вам, вы будете думать как-то

иначе...

7. Я не могу принять вашу точку зрения, но...

8. Моя жизнь приносила мне такие переживания...

9. Мне тоже бывает страшно, когда я думаю о похожем.

10. Вы смогли понять, что отношения с сыном определяются высшим отношением к себе.

Задание № 4

Проанализируйте возможности применения следующих методик во время интервью'.

Методика (Дом, Дерево, Человек)- проективная методика ис­следования личности. Предложена Дж. Бухом в 1948 г. Тест предна­значен для обследования как взрослых, так и детей; возможно груп­повое обследование.

Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево, человека. Затем проводится детально разработанный опрос. Объекты рисова­ния, по мнению автора методики, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты, а каждый рису­нок - своеобразный автопортрет, детали которого имеют личност­ное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д. С помощью этого теста можно определить и уровень интеллек­туального развития человека.

Методика Жиля, тест-фильм - проективная методика исследова­ния личности, опубликована Р. Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей.

Стимульный материал состоит из 69 стандартных картинок, на которых изображены дети и взрослые. Ребенку нужно выбрать себе место за столом среди других членов семьи.

Завершается обследование опросом, в процессе которого уточ­няются интересующие психолога данные. Систему личностных от­ношений можно рассмотреть по двум переменным: 1) показатели конкретно-личностных отношений с членами семьи; 2) показатели, характеризующие особенности самого ребенка: любознательность;

стремление к доминированию в группе; стремление к общению с Другими людьми; стремление к уединению; социальная адекватность поведения.

Методика «завершение предложения», группа проективных ме­тодик, которые исследуют личность. Предложения формируются таким образом, чтобы стимулировать обследуемого на ответы, от­носящиеся к изучаемым свойствам личности. Обработка получен­ных данных может быть как качественной, так и количественной, принцип вербального завершения используется также в методиках типа завершения истории. Допускается групповое обследование.

' Описание методик по кн.: Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.

Личностные опросчики- направлены на измерение различных особенностей личности. Опросники могут быть разделены на:

а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опрос-ники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей;

е) опросники установок.

Основные проблемы использования личностных опросников свя­заны с возможностью фальсификации ответов, а также со снижени­ем достоверности получаемых данных в силу влияния факторов, имеющих установочную природу, и различий в понимании вопросов обследуемыми.

Психологические автобиографии - получение сведений о важней­ших событиях, этапах жизненного пути личности, отношении к пережитому и особенностях антиципации.

Словесный ассоциативный тест - стимульный материал состоит из списка слов, при прочтении которых обследуемому требуется как можно быстрее произнести первое пришедшее на ум слово. Фикси­руется время реакции и другие особенности поведения.

Интерпретация результатов определяется теоретическими взгля­дами исследователя.

Задание № 5

Как вы думаете, на каком этапе интервью целесообразно было бы использовать следующие цитаты из художественных произведений:

1. «И было мукою для них, что людям музыкой казалось»

(И. Анненский)

2. «За жирными коровами следуют тощие, за тощими - отсутствие мяса»

(Г. Гейш)

3. «Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки, Я на правую руку надела Перчатку с левой руки»

(А. Ахматова)

4. «Есть в близости людей заветная черта, ее не перейти влюбленности и страсти»

(А. Ахматова)

5. «Нежным дается грусть»

(С. Есенин)

Задание № 6

Выразите свое отношение к персонажам, изображенным на ри­сунках (1-25). Проинтерпретируйте отношения, которые, по вашему цвюнию, существуют у каждого персонажа рисунка с самим собой и другими людьми. Докажите свою точку зрения объективными, на ваш взгляд, параметрами отношений:




 



- Я знаю, вы мне поможе­те, потому что я сама хочу исправиться...

(Из разговора)


Глава 6. ПСИХОТЕРАПИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...