Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные операторские приемы видеосъемки.




 

Для правильного композиционного построения динамических изображений необходимы специфические приемы видеосъемки, которые называются операторскими приемами. Система специальных операторских приемов многогранна, а поэтому в процессе видеозаписи при проведении следственных действий применяются только некоторые из них.

Основными операторскими приемами являются: съёмка статичными кадрами, панорамирование, наезд и отъезд.

Съемка статичными кадрами – это съемка неподвижной видеокамерой, аналогична фотосъёмке.

При съемке статичными кадрами - съемка ведется неподвижной видеокамерой отдельными, но взаимосвязанными между собой кадрами.

Съемка статичными эпизодами может выполняться общими, средними и крупными планами. Во время съемки границы кадра неизменны. Чаще всего этот прием используется для фиксации предметов, элементов обстановки, участков местности. Для того чтобы на изображении просматривались все детали, рекомендуется определённая продолжительность съёмки разных по крупности планов. Общие планы захватывают в кадр большее пространство, поэтому содержат больше деталей, чем крупные и для их восприятия нужно больше времени. Рекомендуется съемку общих планов вести не менее 8 - 12 сек, средних 5 - 8 сек, а крупных 3 - 5 сек. Для лучшей детализации изображения, длительность средних, а особенно крупных планов может увеличиваться по отношению к указанному времени.

Панорамирование - операторский прием видеосъемки камерой, находящейся в движении.

Применение панорамной съемки наиболее целесообразно для регистрации больших пространств, обстановки замкнутого пространства, перемещающегося объекта. В ходе панорамирования видеокамера как бы последовательно осматривает окружающее пространство. Панорамирование применяется для более детального ознакомления зрителей с местом происходящего действия или окружающей обстановкой, так как позволяет в более крупном масштабе показать участки местности или помещения.

По характеру движения видеосъёмочного аппарата в ходе съёмки различают два вида панорамирования: статическое (стационарное) и динамическое. Кроме того, панорамирование может быть обзорным – для фиксации места действия или окружающей обстановки и сопроводительным – для показа и удержания в кадре каких-либо движущихся объектов.

Статическое (стационарное) панорамирование - осуществляется при плавном повороте видеокамеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси без изменения точки съемки (рис. 1, 2). Поворот видеокамеры, вокруг горизонтальной оси, дает вертикальную панораму, а вокруг вертикальной оси дает горизонтальную панораму.

Съемка стационарным панорамированием требует определенной скорости движения видеокамеры, чтобы можно было детально рассмотреть изображение объекта, ход протекающего события при воспроизведении. Слишком большая скорость панорамирования дает на экране такую быструю смену воспроизводимых объектов, что на них невозможно акцентировать внимание. Слишком медленная скорость панорамирования затягивает эпизод, приводит к однообразности сюжета.

Скорость поворота видеокамеры зависит от угла поля изображения объектива, величины его фокусного расстояния. Ориентировочную скорость панорамирования, например, даёт следующая рекомендация: поворот видеокамеры на 150о градусов осуществляется за время (в секундах), соответствующее величине фокусного расстояния объектива (в миллиметрах). В соответствии с другой рекомендацией поворот видеокамеры (с нормальным объективом) при панорамировании на каждые 90о должен осуществляться за 15 секунд.

Для выработки навыка снимать разномасштабные панорамы необходимо во время съемки вести отсчет отведенного на них времени. Панорама должна иметь строго определённые начало и конец, т. е. начинаться и заканчиваться панорама должна статичными кадрами продолжительностью не менее 3-5 сек.

Динамическое панорамирование связано с изменением положения точки съемки, т. е. съёмка производится видеокамерой, так или иначе перемещающейся в пространстве. Разновидностями динамического панорамирования являются проезд и объезд вокруг объекта.

Перемещение видеокамеры вдоль фронта объекта, если он имеет большую протяженность, дает «проезд» или «тревелинг» (от англ. traveling «путешествующий», «передвигающийся»).

 

Рис.1 Схема съемки горизонтальной статической панорамы

Проезд - это передвижение видеокамеры по направлению перпендикулярному к оптической оси его объектива (или под некоторым углом к нему), при котором в поле зрения непрерывно вводятся новые участки пространства (рис. 3). Причём угол между оптической осью объектива и плоскостью предмета остается во время съемки неизменным. Как и в случае статического панорамирования, проезд начинается и заканчивается статичными кадрами.

Проезд бывает горизонтальный (например, проезд камеры вдоль улицы), вертикальный (например, съемка от земной поверхности до крыши здания).

Обычно длительность панорамирования в таких случаях для небольших по величине общих планов составляет: 15 - 18 сек, средних 10 - 15 сек, крупных 5 - 10 сек. С увеличением площади пространства, попадающего в кадр при панорамировании, увеличивается время съёмки панорамы. При этом, скорость перемещения камеры должна быть достаточной для восприятия изображения.

Съемка в движении с руки сопряжена с еще большими трудностями, чем съёмка при расположении оператора неподвижно в одной точке, так как это связано с колебаниями камеры по вертикали вызванными ещё и перемещением оператора.

Объезд вокруг объекта – предусматривает съёмку объекта со всех сторон при движении камеры вокруг объекта съёмки (рис.4). Обычно этот приём применяется для съёмки объектов, когда необходимо запечатлеть всю информацию об объекте с разных сторон (например, повреждения на автомобилях после ДТП).

 

Панорама следования – получается при следовании видеокамеры за движущимся объектом. Панорама следования позволяет сопровождать объекты, на которых необходимо сосредоточить внимание во время их движения. Сопроводительное панорамирование может быть как стационарным, осуществляемым только поворотом видеокамеры на неподвижном штативе, так и динамическим, с её перемещением в пространстве. В последнем случае съемка может производиться в процессе перемещения видеокамеры за объектом, перед объектом или параллельно объекту. В любом случае объект не должен выходить за пределы кадра.

Снимая движущийся объект, следует учитывать, что видеосъемка с поворотом камеры создает в ряде случаев неправильное представление о направлении его движения. Например, автомобиль, перемещающийся по прямой дороге, в результате панорамирования воспроизводится на экране как бы делающим поворот в сторону от видеокамеры. Наоборот, автомобиль, едущий по закругленной дороге, кажется движущимся прямо.

Наезд и отъезд - плавный переход от одного плана съемки к другому. Данные приемы выполняются в процессе движения видеокамеры к снимаемому объекту или от него.

Наезд – это приближение видеокамеры к объекту съёмки по направлению оптической оси объектива, при котором изображение главного объекта постепенно укрупняется и за пределы кадра уходит ряд элементов его окружения.

Отъезд – удаление съёмочного аппарата от главного объекта съёмки по направлению оптической оси объектива, при котором уменьшается масштаб изображения основного объекта съёмки и расширяется общее поле изображения.

Эти операторские приёмы применяются в тех случаях, когда объект необходимо показать более крупным планом, либо на фоне окружающей обстановки. Во время перехода от общих планов к более крупным и наоборот, объект не должен выходит за пределы кадра.

Наезд и отъезд осуществляют путем плавного подхода (отхода) к объекту (от объекта), при этом камера жестко удерживается в руках, сюжетно-важная деталь постоянно находится в центре кадра. Желательно чтобы процесс перемещения не приводил к колебаниям камеры по вертикали. При выполнении данного приема следует продвигаться без рывков, равномерно, так как перемещение видеокамеры неизбежно приводит к ее расфокусированию.

Наезд и отъезд можно проводить и не меняя точки съемки, если видеокамера снабжена объективом с переменным фокусным расстоянием (приводом трансфокации, ZOOM). Благодаря этому, оператор имеет возможность, не прерывая съемки, помещать в кадре те детали, которые требуется запечатлеть в данный момент, плавно вводить в кадр или выводить из него предметы и окружающее их пространство. Переход от одного плана к другому должен производится постепенно, плавным изменением фокусного расстояния объектива.

При производстве следственных действий могут использоваться также специальные приёмы видеозаписи: ускоренная и замедленная съёмка.

Ускоренная съёмка – это приём, позволяющий производить съёмку с высокой скоростью работы электронного затвора видеокамеры для фиксации быстропротекающих процессов или действий. Ускоренная съёмка применяется при проведении следственных или экспертных экспериментов, когда требуется детально изучить механизм образования тех или иных следов или уяснить действия, демонстрируемые подозреваемым в быстром темпе.

Ускоренную съёмку позволяют осуществлять не все видеокамеры, а только те, которые имеют возможность работать в режиме высокоскоростного затвора (High Speed Shutter) или в режиме спортивной съёмки, что соответствует времени съёмки одного кадра 1/50 – 1/10000 сек. При этом удаётся исключить некоторую «смазанность» на изображении быстро двигающихся объектов, в отличие от съёмки при нормальной скорости работы электронного затвора видеокамеры (1/25 сек). Дальнейшее изучение материалов видеозаписи, полученных таким образом, проводят при воспроизведении с помощью видеомагнитофона в режиме просмотра отдельных кадров. Изображения при таком приёме съёмки получаются более качественными и детализированными, а значит более информативными.

Содержание и структура сценарного плана.

Прежде чем осуществлять съемку необходимо иметь план съемки – сценарий при художественной съемке и сценарный план при видеосъемке каких-либо следственных действий.

Видеозапись, осуществляемая с целью фиксации следственных действий, представляют собой сложное тактико-техническое мероприятие, требующее тщательной предварительной подготовки. Одной из составляющих подготовки к видеосъемке является составление сценарного плана съемки. Видеофильм, полученные в ходе проведения следственных действий, как правило, монтажу не подвергается. Поэтому все недочеты, связанные с недостаточной подготовкой к видеозаписи, остаются зафиксированными на видеоленте.

Сценарный план видеофильма составляется заранее ещё до проведения следственного действия. К составлению сценарного плана привлекаются, как правило, специалисты.

План видеофильма должен отражать очередность запечатления основных фактов, которые необходимо зафиксировать. Порядок съемки эпизодов, намеченных в плане, должен соответствовать порядку проведения следственного действия. Составляя план, следователь совместно со специалистом намечают приемы съемки, масштабы изображения объектов, ориентировочные точки расположения камеры и технические приемы записи речевой информации (способы озвучения фильма при видеозаписи). Сценарный план является рабочей программой оператора. Форма сценарного плана может быть различна, но наиболее часто используется табличная форма. При этом в таблице указывается порядковый номер кадра или эпизода, его содержание, план – масштаб съёмки каждого эпизода, операторский приём, который при этом используется и примерная продолжительность съёмки.

В криминалистической практике принята следующая форма сценарного плана:

 

Сценарный план видеофильма

 

п/п Содержание эпизода План съёмки Операторский приём Продолжительность съёмки
         

 

Разумеется, подготовленный заранее план является лишь примерным, предположительным. Иногда бывает трудно предугадать весь ход следственного действия, и составление плана осложняется. Поэтому следователю и специалисту приходится в некоторых случаях существенно изменять первоначальный план.

 

Методические рекомендации:

Качество получаемых видеофильмов зависит от устойчивости (стабильности) и правильного положения видеокамеры во время съемки. Видеосъемку можно осуществлять, располагая видеокамеру на штативе – со штатива или упора, с руки (для компактных видеокамер) или с плеча. Наибольшую сложность вызывает съёмка с руки. Видеоизображение часто получается неустойчивым из-за дрожания рук, восприятие его на экране затруднено. Особенно сложно удержать камеру неподвижно, когда съемка производится с большим увеличением, и камера становится очень чувствительной к малейшим колебаниям. При съёмке в движении для обеспечения лучшей плавности и устойчивости кадра, как и в профессиональном кинематографе, где используют специальные тележки, операторские краны, автомобили и другие приспособления, съёмку можно осуществлять с использованием специальных механизмов (например, строительного крана, автомобиля, вертолёта и т. д.).

В случае отсутствия каких-либо приспособлений съёмку с руки в движении проводят следующим образом: перед началом движения изучают трассу, по которой придётся перемещаться, чтобы учесть все её неровности; затем, найдя в видоискателе нужное изображение, медленно перемещаются, согнув колени, стараясь избегать резких движений.

Переход от одного плана к другому должен производится постепенно, плавным изменением фокусного расстояния объектива, при использовании минимальной скорости привода трансфокатора. В ходе съёмки следует очень плавно перемещать видеокамеру, осуществляя панорамирование.

При изготовлении видеофильмов, как правило, видеозапись ведётся не непрерывно, а отдельными короткими эпизодами, последовательность которых заранее планируется. Такой способ видеосъёмки носит название монтажной съёмки, т. е. монтаж видеофильма непосредственно в видеокамере. При этом во время съёмки сюжетов, когда один отрезок съёмки идёт за другим через небольшой промежуток времени, целесообразно для временной остановки записи вместо кнопки выключения видеокамеры нажимать клавишу PAUSE или кнопку START/STOP во время записи. При этом записывающая головка будет оставаться в режиме готовности к дальнейшей записи. При возобновлении записи последующий кадр будет накладываться синхронно к предыдущему, так как плёнка во время прерывания записи не возвращается во внутрь кассеты. В режиме «Паузы», т. е. готовности к съёмке видеокамера может находиться не более 5 минут, и только после этого перейдет в режим остановки. При выключении видеокамеры плёнка автоматически возвращается вовнутрь кассеты. Во время начала записи часть плёнки расслабляется, наматывается на барабан с головками и перед самым началом записи подаётся назад на определённый отрезок. Тем самым образуется накладка, т. е. стирание новой записью нескольких последних кадров предыдущей, что может привести к потере части информации.

При изменении условий освещения, например, при переходе с улицы в помещение следует каждый раз настраивать установку баланса белого видеокамеры.

В ходе съёмки следует руководствоваться рекомендациями относительно продолжительности съёмки тех или иных эпизодов с разной крупностью плана.

Выполнение практических заданий:

 

Задание 1. Ознакомится с изобразительными средствами и операторскими приемами видеозаписи, изучить методику применения операторских приемов: «статичный кадр», «статическое» и «динамическое панорамирование», «наезд-отъезд»; а также специальных приёмов «замедленная съёмка», «ускоренная съемка» при проведении видеозаписи.

Задание 2. Подготовить сценарный план видеофильма «Операторские приёмы видеосъёмки» включающий съёмку следующих эпизодов:

эпизод 1. строение на территории двора факультета – произвести съёмку статичным кадром (общим, средним и крупным планом);

эпизод 2. участок местности – произвести съёмку, применив приём статического панорамирования (получить горизонтальную и вертикальную панораму);

эпизод 3. протяжённый по фронту объект – произвести съёмку, применив приём динамического панорамирования путём проезда видеокамеры параллельно фронту объекта;

эпизод 4. неподвижный объект – произвести съёмку путём объезда вокруг объекта. В качестве объекта также может выступать один из участников видеосъёмки. В этом случае проводят портретную съёмку. Объезд завершают в точке его начала;

эпизод 5. объект, движущийся прямолинейно – произвести съёмку панорамы следования (перед объектом, за объектом и параллельно объекту). В качестве объекта также может выступать один из участников видеосъёмки. В этом случае съёмку проводят общим планом в полный рост;

эпизод 6. объект, содержащий мелкую деталь – произвести съёмку, применив операторский приём наезд и отъезд путём изменения фокусного расстояния объектива видеокамеры кнопкой трансфокации;

эпизод 7. быстро движущийся объект – произвести ускоренную съёмку (автоматический режим спортивной съёмки). В качестве объекта съёмки может выступать движущийся автомобиль или бегущий человек;

эпизод 8. диалог двух человек – произвести замедленную съёмку (режим LP) неподвижной видеокамерой.

Задание 3. Выработать практические навыки применения операторских приемов, произвести съёмку учебного фильма «Операторские приёмы видеосъёмки» в соответствии со сценарным планом. Произвести демонстрацию сделанного видеофильма.

 

Порядок выполнения работы:

 

Ознакомиться с методическими рекомендациями, уяснить цель, задачи практической работы и особенности ее выполнения.

Подготовить сценарный план учебного видеофильма «Операторские приёмы видеосъёмки» и наметить на схеме двора факультета точки и направления съёмки.

Подготовить оборудование к работе: зарядить батарейный блок, проверить исправность видеокамеры и принадлежностей, поместить кассету в видеокамеру.

Провести видеосъёмку учебных объектов на территории двора факультета.

Произвести демонстрацию сделанного видеофильма.

 

Содержание отчета:

 

Отчет по практической работе будут составлять сценарный план, схема съёмки и отснятый видеофильм.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Перечислите изобразительные средства фотографии и кинематографии.

2. Перечислите основные операторские приёмы, применяемые в криминалистической видеозаписи.

3. Сколько времени следует снимать статичный кадр общим, средним, и крупным планами?

4. Какие рекомендации следует соблюдать при проведении панорамирования в ходе видеосъёмки?

5. Перечислите разновидности панорамирования?

6. Назовите отличительные особенности статического и динамического панорамирования?

7. Какова структура сценарного плана видеозаписи?

8. Укажите особенности составления сценарного плана видеозаписи при проведения следственных действий.

 

Литература:

 

1. Булгаков В.Г., Курин А.А. Изобразительные средства и операторские приемы криминалистической видеозаписи. Методические рекомендации. – Волгоград: Перемена, 2003. – 20 с.

2. Булгаков В.Г., Курин А.А. Технические средства криминалистической видеозаписи. Методические рекомендации. – Волгоград: Перемена, 2003. – 40 с.

3. Криминалистическая видеозапись: Учебное пособие / Под общ. ред. Р.Ю. Трубицына, О.А. Щеглова. – М.: Изд-во «Щит-М», 2004. – 208 с.

4. Судебная фотография и видеозапись: учебник / Зотчев В.А., Булгаков В.Г., Курин А.А. – Волгоград: ВА МВД России, 2005. – 816 с.

5. Горинов Ю. А., Рогозин Ю. С., Скоромников К. С. Судебная киносъемка и видеозапись: Учебное пособие. ВСШ МВД СССР, 1980. – 96 с.

6. Газизов В. А., Филиппов А. Г. Видеозапись и ее использование при раскрытии и расследовании преступлений: Учебное пособие. М.: Издательство «Щит-М», 1998. – 136 с.

7. Ищенко Е. П., Ищенко П. П., Зотчев В. А. Криминалистическая фотография и видеозапись: Учеб.-практ. пособие / Под ред. проф. Е. П. Ищенко. –М.: Юристъ, 1999.- 438 с.

8. Криминалистическая видеозапись: Учебное пособие / под ред. Заслуженного юриста РФ Б. Н. Морозова и П. А. Голикова. – Саратов: СЮИ МВД России, 2001. – 106 с.

9. Синецкий Д. Б. Видеокамеры и видеосъемка. Серия «САМ». М.: Международное агентство. «A. D. & T.», 1998. – 160 с.

10. Дыко Л. П. Основы композиции в фотографии. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. –175 с.

11. Гордийчук И. Б., Снятиновская Л. Ф. Техника съемки в искусстве кинооператора. – М.: Искусство, 1983. – 303 с.

12. Васильев Ю. А. Практическая энциклопедия по технике аудио и видеозаписи. – М.: 1996.

 

 

Приложение

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...