Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками.




Другим подходом к определению объемов продукции, которые конкурентная фирма

захочет предложить на рынке по любой возможной цене, является определение и

сравнение сумм, которые каждая дополнительная единица продукции будет

добавлять к валовому доходу, с одной стороны, и к валовым издержкам — с

другой. Иначе говоря, фирме следует сравнить предельный доход (MR) и

предельные издержки (МС) каждой последующей единицы продукции. Любую единицу

продукции, предельный доход от которой превышает ее предельные издержки,

следует производить. Почему? Потому, что на каждой такой единице продукции

фирма получает больше дохода от ее продажи, чем она прибавляет к издержкам,

производя эту единицу. Следовательно, единица продукции добавляет к

совокупным прибылям или — может быть и такой случай — уменьшает убытки. Точно

так же, если предельные издержки единицы продукции превышают ее предельный

доход, фирме следует избегать производства этой единицы. Она добавит больше к

издержкам, чем к доходу; такая единица продукции не будет окупаться.

На начальных стадиях производства, когда объем выпуска относительно небольшой,

предельный доход будет обычно (но не всегда) превышать предельные издержки.

Следовательно, прибыльно производить в пределах этого объема производства. Но

на последующих стадиях производства, когда объем выпуска относительно велик,

повышающиеся предельные издержки вызовут обратное действие. Предельные издержки

будут превышать предельный доход. Очевидно, что следует избегать производства

продукции, попадающего в этот интервал, в интересах максимизации прибылей.

Разделять эти два интервала производства будет особая точка, в которой

предельный доход равен предельным издержкам. Эта точка — ключ к правилу,

определяющему объем производства: фирма будет максимизировать прибыли или

минимизировать убытки, производя в той точке, где предельный доход равен

предельным издержкам. Для удобства мы будем называть этот руководящий

принцип максимизации прибыли правилом MR=MC. Для большей части данных

о соотношении MR и МС не будет выраженного целым числом уровня производства,

при котором MR и МС точно равны. В таких случаях фирме следует произвести

последнюю целую единицу продукции, у которой MR превышает ее МС. Это правило

предполагает, что фирма предпочтет производить, нежели закрыться. Короче, мы

заметим, что предельный доход должен быть равен или должен превышать средние

переменные издержки, или фирма сочтет более предпочтительным закрыться, чем

производить объем продукции, при котором MR=MC.

Нужно подчеркнуть, что правило MR=MC является точным ориентиром максимизации

прибыли для всех фирм, независимо от того, являются ли они чисто конкурентными,

монополистическими, монополистически конкурентными или олигополистическими.

Применение правила не ограничивается особым случаем чистой конкуренции.

Правило MR = МС можно сформулировать в несколько иной форме, если применять

его для чисто конкурентной фирмы. Фирма не может манипулировать ценой. В

результате цена продукта и предельный доход равны; то есть каждая проданная

дополнительная единица продукции добавляет точно свою цену к валовому доходу,

как показано на рисунке 2. Таким образом, в условиях чистой конкуренции — и

только при чистой конкуренции — мы можем заменять цену предельным доходом в

правиле, так что оно будет звучать следующим образом: чтобы максимизировать

прибыли или минимизировать убытки, конкурентной фирме следует производить в

точке, где цена равна предельным издержкам (Р=МС). Это правило Р=МС является

просто частным случаем правила MR=MC. [5, c.79]

Теперь давайте применим правило MR=MC или, так как мы рассматриваем чистую

конкуренцию, правило Р=МС, используя те же три цены, которые фигурировали в

нашем подходе к максимизации прибыли на основе принципа сопоставления

валового дохода с валовыми издержками.

3.2.1. Случай максимизации прибыли.

Таблица 5.

Данные о средних и предельных доходах и издержках гипотетической фирмы.

 

Общее количество продукции Цена = предельный доход, дол. Средние постоянные издержки, дол. Средние переменные издержки, дол. Средние валовые издержки, дол. Предельные издержки, дол. Экономическая прибыль (+) или убыток (_), долл.
             
            -60
    60,00 60,00 120,00   -20
    30,00 65,00 95,00    
    20,00 66,67 86,67    
    15,00 65,00 80,00    
    12,00 62,00 74,00    
    10,00 61,67 71,67    
    8,57 62,86 71,43    
    7,50 66,25 73,75    
    6,67 72,22 78,89    
    6,00 81,00 87,00    
    5,45 91,82 97,27    
    5,00 102,50 107,50   -90
    4,62 109,23 113,85   -180
    4,29 117,86 122,14   -310

 

Таблица 5 воспроизводит данные о количестве единиц продукции и предельных

издержках, полученных по данным нашей гипотетической фирмы, которые мы хотим

сравнить с ценой (равной предельному доходу) для каждой единицы продукции.

Предположим, во-первых, что рыночная цена, и, следовательно, предельный

доход, равна 100 дол., как показано в колонке 2. Каков максимизирующий

прибыль объем производства? Легко увидеть, что любая и каждая единица

продукции до и включая девятую добавляет к валовому доходу больше, чем к

валовым издержкам. Так что цена, или предельный доход, превосходит предельные

издержки для всех первых 8 единиц продукции. Каждая из этих единиц,

следовательно, добавляет к прибылям фирмы и должна быть произведена. Девятая

единица, однако, не будет произведена, потому что она бы прибавила больше к

издержкам (120 дол.), чем к доходу (100 дол.).

Уровень экономических прибылей, полученных фирмой, может быть легко подсчитан на

основе данных о количестве единиц и издержках. Умножая цену (100 дол.) на объем

производства (8), мы находим, что валовой доход составляет 800 дол. Валовые

издержки в 590 дол. вычисляются путем умножения средних валовых издержек (73,75

дол.) на объем производства (8). Разность в 210 дол. (=800 дол. — 590 дол.)

является экономической прибылью. Альтернативным способом вычисления

экономических прибылей служит определение прибыли на единицу продукции

путем вычитания средних валовых издержек (73,75 дол.) из цены продукта (100

дол.) и умножения разности (прибыли на единицу в 26,25 дол.) на объем

производства (8). Любой объем производства, отличный от объема производства,

указанного в качестве наиболее прибыльного на основе правила MR (P)==MC,

будет приносить либо убытки, либо прибыли меньше, чем 210 дол.

Рисунок 25-3 графически сравнивает цены и предельные издержки. Следует заметить,

что фирма стремится максимизировать свои совокупные прибыли, а не

прибыли на единицу продукции. Прибыли на единицу продукции наибольшие

при 7 единицах продукции, когда цена превышает средние валовые издержки на

39,57 дол. (100 дол. минус 71,43 дол.). Но, производя только 7 единиц, фирма

отказывалась бы от производства дополнительной единицы продукции, которая,

очевидно, способствовала бы росту совокупной прибыли. Фирма легко согласится на

более низкие прибыли на единицу продукции, если в результате дополнительно

проданные единицы более чем компенсируют понижение прибыли на единицу

продукции.

Понятие издержек

Классификация издержек

Понятие затрат предприятия существенно различается в за­висимости от их экономического назначения. Четкое разграни­чение затрат по их роли в процессе воспроизводства является оп­ределяющим моментом в теории и практической деятельности, в соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, оп­ределяются источники финансирования. По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:

1) Затраты на производство и реализацию продукции, обра­зующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала;

2) Затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капи­тального характера под новую или модернизированную продук­цию. Они расширяют применяемые факторы производства, уве­личивают уставный капитал. Затраты состоят из капитальных вло­жений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для но­вого производства. Эти затраты имеют особые источники финан­сирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и проч.;

3) Затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, фор­мируемых в основном из распределяемой прибыли

[12, т.2, с.45].

В реальной производственной деятельности необходимо учитывать не только фактические денежные издержки, но и альтернативные издержки.

Альтернативные (или вмененные) издержки означают, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики.

Альтернативные издержки использования ресурсов – это стоимость используемых ресурсов в лучшем из других худших альтернативных вариантов их приме

нения. Альтернативная стоимость рабочего времени, которое затрачивает предприниматель, управляя своим предприятием, - это заработная плата, от которой он отказался, не продав свою рабочую силу другому, не своему предприятию, или стоимость свободного времени, которым пожертвовал предприниматель – в зависимости от того, что больше.

В число альтернативных издержек входят такие как выплата заработной платы рабочим, инвесторам, оплата ресурсов. Все эти выплаты имеют своей целью привлечь эти факторы отвлекая их тем самым от альтернативного их использования.

Различают издержки экономические и бухгалтерские. Под эко­номическими издержками понимаются все виды выплат фирмы по­ставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов: внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных).

Внешние (явные) издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей за факторы производства, представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топ­лива, заработную плату, начисление износа и т.д. Эта группа из­держек и составляет бухгалтерские издержки, соответствующие за­тратам наших отечественных предприятий. Но издержки не ограничиваются только явными издержками, которое несет предприятие. Существуют также внутренние (неявные) издержки.

Внутренние (неявные) издержки фирм имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владель­цам фирмы: земли, помещений, их личного труда, нематериаль­ных активов и т.д., за которые фирма формально не платит. К ним относятся альтернативные из

держки ресурсов, непосредственно самих владельцев предприятия. Они не закреплены в контрактах и поэтому остаются недополученными в материальной форме.

Так например, сталь использованная для производства вооружений не может быть использована для производства автомобилей. Обычно предприятия не отражают имплицитные издержки в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся

меньше, или,например, владелец фирмы выплачивая ренту несет внутренние издержки, хотя он мог сдавать это помещение и получать ежемесячно доход. Работая на своем предприятий, используя свой капитал, владелец жертвует процентами и

заработной платой, которую он мог иметь, если бы предложил свои услуги в качестве менеджера какому либо предприятию.

В обобщенном понимании внутренние издержки представляют собой доход на собственный, дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд в пределах нормального процента или ренты, как если бы денежные средства были положены в банк, земля сдана в аренду и т.д.) и нормальную прибыль (она включает заработную плату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму). Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что по­зволяет включать их в экономические издержки. Отсюда:

(1.1.)

Понятие «экономические» издержки является общепринятым; бухгалтерские — исчисляются на практике: при подсчете реаль­ной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п. [20, c. 182].

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по ряду признаков: по роли в процессе производства они подразделяются на основные и накладные.

Основные затраты непосредственно фор­мируют создаваемый продукт, составляют его физическую основу: сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата и т.п.

На­кладные затраты связаны с обслуживанием процесса производ­ства: содержание оборудования, цехового и общезаводского пер­сонала и т.п.;

Существуют и другие виды издержек производства, которые делятся на прямые и косвен­ные (накладные), постоянные и переменные.

Прямые издержки — это такие издержки, которые можно полностью отнести к товару или услуге. К ним относятся: стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг; заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров; иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).

Косвенные (накладные) издержки — это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к предприятию в целом, они включают: расхо

ды на содержание административного аппарата; арендную плату; амортизацию; проценты за кредит и т.п.

Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от объема производства.

Постоянные издержки - это издержки, которые не зависят от объема производства, их величина остается постоянной при изменении объема производства. Общепринято на практике определение постоянных издержек как накладных расходов. Постоянные издержки связаны с непосредственным существованием предприятия, даже в тех случаях, когда предприятие ничего не выпускает, они должны быть оплачены. К ним относятся: арендные платежи, амортизация, жалование высшему управленческому персоналу и упущенный не явный предполагаемый процент на вложенный капитал и т.д.

Переменные издержки — это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности. Такие накладные расходы, как комиссионные торговым посредникам, плата за телефонные разговоры, траты на канцелярские това

ры, увеличиваются с расширением бизнеса, а поэтому в данном случае относятся к категории переменных издержек. Однако, в большинстве своем прямые издержки фирмы всегда относятся к категории переменных, а накладные расходы относятся к

постоянным, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...