Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административная ответственность в избирательном процессе




 

Административная ответственность за правонарушения в избирательном процессе - это обязанность лица, совершившего административное правонарушение, претерпеть меры государственного принуждения на основании Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), который был принят в декабре 2001 года, а вступил в силу с 1 июля 2002 года.

Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, сформулированы в главе 5 Особенной части КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» (ст. 5.1- 5.25).

К административной ответственности за нарушения, совершаемые при организации и проведении выборов, привлекаются как физические, так и юридические лица. Понятие юридического лица дано в статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

В КоАП РФ сформулированы двадцать четыре правонарушений, посягающих на избирательные права граждан. За эти правонарушения наступает административная ответственность. Рассмотрим их.

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей. Данная норма зафиксирована в статье 5.1 КоАП РФ. В указанной норме зафиксировано три состава этого административного правонарушения: 1) нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; 2) нерассмотрение в установленный федеральным законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума; 3) отказ выдать гражданину письменный ответ с указанием причины отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума.

Неисполнение решения избирательной комиссии также является административным правонарушением и сформулировано в статье 5.3 КоАП РФ. При этом необходимо учитывать, что решения избирательной комиссии не подлежат государственной регистрации. Статья 5.3 КоАП РФ санкционировала содержание пункта 13 статьи 20 Федерального закона об основных гарантиях, согласно которому решения избирательных комиссий обязательны для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, политическими партиями, объединениями, зарегистрированными кандидатами, служебными и должностными лицами.

Нарушение порядка предоставления списков избирателей или сведений об избирателях. Это правонарушение нашло свое отражение в статье 5.4 КоАП РФ. Предоставление списка избирателей или сведений об избирателях осуществляет уполномоченное на это должностное лицо. Поэтому ответственность за данное правонарушение несет должностное лицо, на которое законом возложена эта обязанность. Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение имеет специальный субъект - уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления (главы местных администраций, мэры районов и городов), командиры воинских частей. Последние несут за совершение данного правонарушения административную ответственность на общих основаниях (см. ст. 2.5 КоАП РФ).

Нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов. Запрет на совершение данного административного правонарушения сформулирован в статье 5.5 КоАП РФ. Публикацией документов, связанных с подготовкой и проведением выборов осуществляют средства массовой информации, поэтому субъектами административного правонарушения выступают должностные лица, управляющие государственными и муниципальными средствами массовой информации.

Административная ответственность за следующее правонарушение предусмотрена статьей 5.6 КоАП РФ, которая гласит: «Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока или представителя средства массовой информации, включая право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда».

Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах. Данное административное правонарушение зафиксировано в статье 5.7 КоАП РФ. В указанной норме КоАП РФ установлена ответственность за два вида административных правонарушений: 1) отказ работодателя (администрации) предоставить предусмотренный законом отпуск для участия в выборах зарегистрированного кандидата и доверенных лиц; 2) отказ работодателя (администрации) освободить в установленном законом порядке члена избирательной комиссии (комиссии референдума) для работы в комиссии на период подготовки и проведения выборов (референдума

Нарушение предусмотренных законодательством о выборах условий проведения предвыборной агитации. Данное административное нарушение находит свое выражение в статье 5.8 КоАП РФ.

В статье 5.9 КоАП РФ зафиксировано следующее административное правонарушение: нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности. Реклама предпринимательской (коммерческой) и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений (блоков) может распространяться в виде наружной рекламы, в радио и телепрограммах, в периодических печатных изданиях, в кино-и видеообслуживании, в справочном обслуживании, на транспортных средствах и в почтовых отправлениях, а также в других не запрещенных законом формах.

Проведение предвыборной агитации в период запрещения ее проведения и в местах, где она запрещена законом. Данное правонарушение запрещается в статье 5.10 Кодекса об административных правонарушениях.

Агитацию можно проводить только в период, который начинается со дня выдвижения кандидата или списка кандидатов (опубликования правового акта о назначении референдума) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Также агитация запрещена в воинских частях, организациях, учреждениях и формированиях. Субъектами этого административного правонарушения являются как простые граждане, так и должностные лица. Проведение предвыборной агитации в период запрещения её проведения и в местах, где она запрещена влечет за собой наложение административного штрафа.

Проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом. Административная ответственность за это правонарушение предусмотрено статьей 5.11 КоАП.

В соответствии с пунктом 7 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) избирательным комиссиям, комиссиям референдума и членам этих комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

Следующая статья 5.12 КоАП РФ запрещает изготовление или распространение анонимных агитационных материалов. Запрет на совершение данного административного правонарушения сформулирован.

Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации - следующее административное правонарушение по статье 5.13 КоАП. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам. Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 5.14 КоАП, которая гласит: «Умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда».

Нарушение установленного законодательством о выборах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании. Органы государственной власти и местного самоуправления по заявлению зарегистрированного кандидата должны предоставить свободное помещение в течение трёх дней со дня подачи заявления кандидатом для проведения предвыборных массовых мероприятий. В случае нарушения этой нормы мерой административной ответственности является наложение административного штрафа.

Подкуп избирателей. Административная ответственность за данное правонарушение закреплена в статье 5.16 КоАП, которая гласит: «Вручение избирателям, участникам референдума денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, проведение льготной распродажи товаров либо безвозмездное или на льготных условиях предоставление услуг, а равно осуществление благотворительной деятельности с нарушением федерального законодательства о выборах и референдумах влечет наложение административного штрафа.»

Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Административная ответственность за данные административные правонарушения предусмотрена частями 1 и 2 статьи 5.17 КоАП. Незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком. Это правонарушение зафиксировано в статье 5.18 КоАП и выражается в следующих действиях: 1) действия по использованию денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, фонда для участия в референдуме; 2) действия, выразившиеся в превышении установленных законом предельных сумм расходования денежных средств из избирательного фонда, фонда для участия в референдуме; 3) действия по расходованию денежных средств избирательного фонда, фонда для участия в референдуме на не предусмотренные законом цели.

Использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком. Суть этого правонарушения прописана в статье 5.19 КоАП. Если кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком используются для финансирования избирательной кампании помимо средств избирательного фонда, средства полученные от посторонних лиц, то это действие влечет за собой наложение административного штрафа на кандидата, избирательное объединение или избирательный блок.

Финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки. Административная ответственность установлена не только за использование отдельными участниками избирательного процесса (референдума) незаконной финансовой и материальной поддержки (ст. 5.19 КоАП), но и за само оказание финансирования и иной материальной поддержки избирательной кампании, подготовки и проведения референдума помимо избирательных фондов, фондов референдума. Ответственность за это правонарушение наступает на основании статьи 5.20 КоАП.

Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам влечет за собой административную ответственность.

Перечислением средств должны заниматься органы государственной власти и местного самоуправления через кредитные организации и средства связи. Неисполнение должным образом этой обязанности влечет за собой привлечение должностного лица, уполномоченного на выполнение этой работы, к административной ответственности.

Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня признается административным правонарушением статьей 5.22 КоАП РФ. Административное правонарушение имеет специальный субъект: членов участковой или территориальной избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса. Именно эти лица имеют право выдавать гражданам бюллетени при проведении голосования.

Изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней является административным правонарушением в соответствии со статьёй 5.23 КоАП РФ. Данное административное правонарушение могут совершить граждане, должностные лица (председатели, заместители председателя, секретари избирательной комиссии, комиссии референдума, руководители полиграфических предприятий и др.) и юридические лица (как правило, полиграфические предприятия)

Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов. Согласно статье 5.24 КоАП РФ нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

Последнее правонарушение за которое наступает административная ответственность звучит так: непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов. Административная ответственность за данные правонарушения предусмотрена статьей 5.25 КоАП РФ и дифференцирована в зависимости от субъекта его совершения. Субъектами административных правонарушений являются председатели соответствующих избирательных комиссий, комиссий референдума либо лица, замещающие их в установленном законом порядке (заместители председателя, секретари избирательных комиссий).

Рассмотрим конкретный судебный прецедент.

марта 2005 года в п. Чертково Ростовской области Васильченко В. П., являясь редактором газеты “Путевка”, опубликовал статью “Как депутатов района приняли за “своих” и “обманули”. 10 марта 2005 года решением чертковской избирательной комиссии статья признана агитационной, нарушающей статью 37 Областного закона.

Действия Васильченко суд квалифицировал по статье 5.5 КоАП РФ - нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, в том числе агитационных материалов.

При назначении наказания суд учел наличие смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ - раскаяние лица, совершившего правонарушение, принял во внимание, что правонарушение совершено впервые, тяжкие последствия причинены не были; отсутствие отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ. Суд счел возможным применить в данном случае статью 2. 9 КоАП РФ и освободить редактора газеты от административной ответственности в силу малозначительности совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием. Таким образом, производство по данному делу было прекращено.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...