Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формулирование проблемы и темы исследования




Составитель

Л. П. Васеха

 

 

Санкт-Петербург


 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

9.09. 2015, протокол № 1

 

Рецензент Е. Я. Сурженко

 

 

Оригинал подготовлен составителем и издан в авторской редакции

 

Подписано в печать Формат 60х84 1/16

Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз.

Электронный адрес hhtp://publish.sutd.ru Заказ

Отпечатано в типографии ФГБОУВО «СПбГУПТД»

191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 26


 

Цель, задачи и тематика практических работ

 

Научно- практическая и инновационная деятельность в сфере швейного производства позволяет вести профессиональные работы в области создания конкурентоспособной продукции с применением последних достижений науки и техники, современных методов и средств исследования, инновационных технологий.

Настоящие методические указания предусматривают приобретение студентами навыков самостоятельного исследования в области проектирования и изготовления швейных изделий.

Основными задачами дисциплины являются:

- изучение последних достижений науки и техники, перспектив и тенденций развития инновационных технологий;

- ознакомление с современными методами и средствами проведения исследований;

- формирование навыков владения информационными технологиями в науке и профессиональной сфере.

Тематика практических работ представлена в табл. 1.

Т а б л и ц а 1 – Темы практических занятий

Тема Кол-во часов
Учебный модуль 1.Выбор направлений исследований
Тема 1. Анализ основных результатов исследований в науке и технике в области проектирования и изготовления швейных изделий.  
Тема 2. Формулирование проблемы и темы исследования  
Тема 3. Обзор научно-технической информации по выбранной теме, в том числе в смежных областях науки и техники  
Тема 4. Анализ полученных данных и постановка задач исследования  
Тема 5. Выбор направлений для решения поставленных задач  
Текущий контрольВыступление на семинаре  
Учебный модуль 2. Теоретические исследования
Тема 6. Разработка рабочей гипотезы  
Тема 7. Построение теоретической модели  
Тема 8. Обоснование допущений  
Тема 9. Выявление необходимости проведения эксперимента  
Текущий контрольВыступление на семинаре  
Промежуточная аттестация по дисциплине (зачет)  
Учебный модуль 3.Формирование частных исследовательских (экспериментальных) задач
Тема 10. Разработка плана – программы исследований  
Окончание табл.1
Тема Кол-во часов
Тема 11. Проверка обоснованности выдвинутой теоретической гипотезы  
Тема 12. Подтверждение и корректировка теоретических предположений  
Текущий контроль Реферат  
Учебный модуль 4. Обработка результатов и оценка эффективности исследования
Тема 13. Графическая (математическая) обработка результатов  
Тема 14. Анализ результатов исследования, подготовка публикаций по теме исследования  
Тема 15. Обсуждение теоретической и практической значимости исследования  
Текущий контроль Доклад о результатах экспериментальной части  
Промежуточная аттестация по дисциплине (зачет)  
Всего:  
     

 

2 Общие требования к выполнению практических работ

 

Практическая работа выполняется в соответствии с ее тематикой, планом занятий и выбранным ассортиментом.

Отчеты по практическим работам выполняются в виде кратких сообщений и презентаций в соответствии с планом практических занятий и оформляются по ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ 2.105-95 в соответствии с заданием и требованиями к их содержанию. Текст отчетов должен сопровождаться необходимыми расчетами, таблицами и иллюстрациями (графики, схемы, фотографии, черно-белые и цветные ксерокопии и другие виды рисунков).

При составлении отчетов не допускается переписывать содержание книг, учебных пособий и других источников информации без его глубокого анализа применительно к поставленным задачам.

Сдача отчета по практическим работам производится в соответствии с установленными сроками по учебным планам.

 

3 Содержание практических работ

 

1.Анализ основных результатов исследований в науке и технике в

Области проектирования и изготовления швейных изделий

Цель – изучение первого этапа проведения научно- исследовательских работ

 

План работы:

1. Выбор ассортимента и вида швейных изделий для изучения

2. Систематизированный анализ выбранного ассортимента швейных изделий

3. Составление аналитического обзора

 

Методические указания

 

1. Выбор ассортимента осуществляется на основе всестороннего анализа суммы потребительских свойств швейных изделий с учетом их морального и технического износа, тенденций моды и взаимосвязи между свойствами модного изделия и временем.

 

2. Систематизированный анализ выбранного ассортимента осуществляется на основе анализа научно-технической литературы, нормативно-технической документации и других материалов. относящихся к выбранному ассортименту.

Для этого необходимо умелое использование новейших сведений, содержащихся в научно-технической информации в текстовом, графическом и аудиовизуальном виде.

Вся научно-техническая информация (НТИ) может быть первичной и вторичной.

Первичная информация содержит записи результатов исследований и разработок и может быть опубликованной и неопубликованной. К неопубликованной информации относятся рукописи, машинописи, препринты, оттиски статей, докладов, отчетов, диссертаций. Неопубликованные документы в полной мере фиксируют последние достижения науки и техники, их ценность в оперативности, а недостаток в небольшом количестве экземпляров.

Опубликованная НТИ может быть периодической и непериодической, для высококвалифицированных специалистов, научно-популярная, производственно-техническая, учебная, справочно-энциклопедическая, официально-документальная, норматично-техническая и рекламная.

Вторичная информация представлена в виде картотек, каталогов и библиографий, в которых содержатся результаты преобразования информации из первичных документов. Как правило, она представлена в алфавитных, системных и предметных каталогах.

Для исследования технического уровня и тенденций развития выбранного ассортимента швейных изделий проводятся патентные исследования.

 

3. Аналитический обзор составляется с целью всестороннего анализа и оценки ситуации в текстильной и швейной промышленности и перспектив ее развития на примере конкретного ассортимента швейных изделий.

 

Итогом является реферативный доклад с использованием метода беседы и общего обсуждения проблем и задач, стоящих перед швейной отраслью.

Формулирование проблемы и темы исследования

Цель работы – выявление проблем в выбранном ассортименте и выбор основных задач для их решения

План работы

 

1. Формулирование проблемы

2. Предварительное формулирование темы исследований

 

Методические указания

1. Начальным этапам любого исследования является формулировка проблемы, ради которой проводится намечаемое исследование. Это - наиболее важный этап исследовательского процесса. Решения, принимаемые в дальнейшем во время планирования исследования (такие, как определение типа необходимой информации и способов ее получения) зависят от того, как изначально сформулирована проблема, обусловившая разработку настоящего исследования.

Если цели и задачи исследования поставлены некорректно (вследствие некорректно сформулированной проблемы), маловероятно, что информация, полученная в результате исследования станет полезной для принятия на ее основе практических решений. Таким образом, описание проблемы, обусловившей исследование, должно быть предельно четким, кратким и адекватным.

Сформулировать проблему, значит отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования. Правильное формулирование проблемы - половина ее решения. Проблема - это вопрос о наиболее эффективном методе получения результатов в сложившихся обстоятельствах. При этом необходимо учитывать имеющиеся материальные, практические и временные возможности исследователя.

Когда и почему возникает проблема?

Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей.

Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в ис­следовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, на­правление научного поиска.

На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.


2. Тема исследования должна быть связана с проектированием и (или) изготовлением определенного ассортимента изделий и направлена на решение сформулированной ранее проблемы наиболее эффективными методами. Технологические аспекты должны быть отражены как в теме, так и в дальнейших разработках.

Определяя тему исследования, автор отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено». Для обоснования темы необходимо привести доводы в пользу реальности выдвигаемой проблемы; найти ценностные и содержательные связи с другими проблемами.

Для формулирования темы следует выявить все условия, необходимые для решения выявленной проблемы, включая методы, средства, приемы; найти среди уже решенных проблем аналогичные решаемой, что значительно сузит область исследования.

Если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием, известным и неизвестным по теме изучения, то суть проблемы исследования определяется легко и быстро.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известно­го и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке и зависит от степени проработанности той или иной проблемы, в соответствии с чем и будет выбираться тема работы. Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, вполне достаточно.

Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.

Наиболее предпочтительными направлениями являются работы по повышению конкурентоспособности изделий, снижению издержек производства и повышению производительности труда, созданию новых видов изделий с улучшенными показателями потребительских свойств, разработке и использованию новых технологий, развитию малого предпринимательства.

Тематика исследовательских работ может касаться области развития ассортимента, систем автоматизированного проектирования и производства, создания высокоэффективного швейного производства, развития новых технологий и материалов.

Итогом является определение проблемы и ориентировочный выбор темы на основе дискуссии.

Наиболее известными формами проведения дискуссии являются «круглый стол» и дебаты. Принципиальные различия между ними состоят в следующем:

- «круглый стол» проводится по вопросам, имеющим не строго бинарное решение в формате «да – нет», а предполагающим широкий спектр мнений. При этом ход занятия может быть разделен на два этапа – на первом все принимающие участие в дискуссии должны озвучить свои мнения по предложенной проблеме и защитить их, а затем обсудить результаты дискуссии и выбрать наиболее удачное решение проблемы;

- «формат дебатов предполагает выделение двух участников (или двух подгрупп), отстаивающих противоположные позиции в открытом споре. Остальные участники могут либо выступать в роли судей в споре, либо участвовать в нем на стороне одной из групп.


3.Обзор научно-технической информации по выбранной теме, в том числе в смежных областях науки и техники

Цель работы – представить результаты всестороннего анализа и оценки работ, проводимых в области выбранного ассортимента швейных изделий и смежных областях отрасли.

 

План работы

1. Подготовка сообщения и выступление с презентацией

 

Методические указания

 

1. Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых от­ветственных моментов работы над исследованием.

В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза вырабатывается на основе опы­та, интуиции и имеющейся предварительной информации.

Гипотезу можно рассматривать:

- как часть научной теории;

- как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки.

Первая группа гипотез является частью фундаментальных ис­следований, а вторая — прикладных.

По иерархической значимости гипотеза может быть генеральной; при необходимости ее структурируют на вспомогательные гипотезы. Генеральная гипотеза связывается, как правило, с главным вопросом исследования, его целевой установкой, а вспомогательные относятся к нижележащим по своему уровню задачам.

По широте использования гипотезы могут быть универсальными и частными. Первые распространяются на все без исключения случаи. При подтверждении они могут перерасти в теории и оказать большое влияние на развитие науки. Их разработка основывается на многих частных гипотезах, которые дают ориентировочные объ­яснения конкретным единичным явлениям.

По степени обоснованности гипотезы могут быть первичными (это своего рода первые варианты, служащие основой для разработки более обоснованных гипотез) и вторичными, которые выдвигаются при необходимости вместо первичных, что во многом обусловливается опровержением первичных эмпирическими данными.

«Рабочая гипотеза» представляет собой предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследо­вания и служащее лишь первичным условным объяснением исследуемого явления. В дальнейшем, по мере уточнения объяснений и получения знаний с помощью рабочих гипо­тез, приходят к принятию конкретной гипотезы.

Принципы разработки гипотез:

- целенаправленность, обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему;

- релевантность (англ. relevant — относящийся к делу, уместный), т.е. опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы как в науке, так и в практике. Если гипотеза не использует факты, то ее называют иррелевантной;

- прогностичность, обеспечивающая прогнозирование результатов исследования;

- проверяемость, обеспечивающая возможность проверки гипотезы эмпирическим путем на основе наблюдений или экспериментов. Это должно обеспечить или ее опровержение (фальсифицируемость) или подтверждение (верифицируемость). Однако нельзя утверждать, что все гипотезы проверяемы. Существуют: во-первых, гипотезы, которые, невозможно проверить в настоящий период времени из-за несовершенства технических средств, не открытых еще до сих пор законов и закономерностей и т.п.; во-вторых, гипотезы принципиально непроверяемые на основе фактов; в-третьих, универсальные математические гипотезы, относящиеся к абстрактным объектам исследования и не допускающие эмпирического подтверждения;

- непротиворечивость, достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы;

- совместимость, обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научными теоретическими и практическими знаниями. В случае наличия несовместимости и противоречий выдвинутой гипотезы с имеющимися знаниями необходимо проверить законы и факты, на которые опирается рассматриваемая гипотеза и прежнее знание;

- потенциальность, предполагающая возможность использования гипотезы по количеству и качеству дедуктивных выводов и следствий, их силе и влиянию на развитие и управление;

- простота, основывающаяся на системности и меньшем числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:

- «если..., то...»;

- «так..., как...»;

- «при условии, что...».

После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

При подготовке сообщения особое внимание следует уделить информативности сообщений, их новизне и возможности использования для решения своей проблемы.

Сообщение должно сопровождаться иллюстративным материалом по выбранной теме исследований.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...