Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций




ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОСОФИЯ НАУКИ

Методические указания и рекомендации

По самостоятельной работе магистрантов

 

 

Рекомендованы для использования в учебном процессе

учебно-методической комиссией по направлению

230700.68 «Прикладная информатика»

 

КЕМЕРОВО

 

Рецензенты:

 

Митченков И.Г., зав. кафедрой философии, д.ф.н., профессор

 

Пимонов А.Г., профессор кафедры прикладных информационных технологий, д.т.н., профессор

 

 

Баумгартэн Михаил Ицекович. История и философия науки [Электронный ресурс]: метод. указания по самостоятельной работе магистрантов по дисциплине «История и философия науки» для направления 230700.68 «Прикладная информатика» очной формы обучения / М. И. Баумгартэн. – Электрон. дан. – Кемерово: КузГТУ, 2013. – 1 электрон. опт. Диск (CD-ROM); зв.; цв.; 12 см. – Систем. Требования: Pentium IV; ОЗУ 32 Мб; Windows XP; (CD-ROM-дисковод); мышь. – Загл. С экрана.

 

Данное методическое пособие включает краткое ознакомление с назначением и содержанием курса, его цели, задачи, место в учебном процессе, методические указания по написанию рефератов, по работе с литературными источниками, по внешнему и внутреннему оформлению работы, список основной и дополнительной учебной литературы.

 

 

© КузГТУ

© Баумгартэн М. И.

 

 

Методические указания по самостоятельной работе магистрантов по курсу «История и философия науки» разработаны в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначены для магистрантов направления 230700.68 «Прикладная информатика» очной формы обучения. Данное методическое пособие включает краткое ознакомление с назначением и содержанием курса, его цели, задачи, место в учебном процессе, методические указания по написанию рефератов, по работе с литературными источниками, по внешнему и внутреннему оформлению работы, список основной и дополнительной учебной литературы.

 

Цель освоения дисциплины

Расширить у магистрантов информационный рационалистический горизонт знаний, сформировать прогрессивный мировоззренческий подход к пониманию реальной картины мира, понимание концептуальных направлений развития науки.

Сформировать у магистрантов комплекс понятий о специфике научного знания и методов науки, о глубокой связи науки и техники в современном информационном обществе, о главных задачах современной методологии науки, об истории развития науки.

Задачи освоения дисциплины

– формирование у магистрантов прогрессивного мировоззренческого подхода к пониманию реальной картины мира;

– понимание концептуальных направлений развития естественных и технических наук;

- формирование философского подхода к реальности;

- познание концептуальных парадигм в фундаментальных и прикладных науках с осознанием совокупных связей;

– формирование представлений об основных методах и закономерностях естественнонаучного познания.

Основная задача - способствовать созданию у магистрантов целостного системного представления о структуре науки, о месте конкретных наук в познании, а также ознакомить с современным уровнем научного осмысления действительности.

Общие задачи дисциплины актуализируют необходимость изучения проблемы начала науки; различных форм рациональности; истории и современной панорамы развития науки. Особое место в контексте общей логики дисциплины занимают современные модели развития науки. В качестве относительно самостоятельных разделов выделяются: методология науки, научные методы, этика науки и научное творчество.

Программа, таким образом, существенно дополняет и расширяет философские знания, получаемые студентами при изучении основного курса философии высшей школы, конкретизирует и детализирует связи философии, философской рефлексии науки с бытием и развитием естествознания и техники.

Усвоение программы предполагает: овладение и свободное пользование знаниями и материалом теоретического анализа развития научно-технической сферы, формирование навыков анализа явлений в области развития естествознания и техники, умения логически грамотно обосновывать свою точку зрения по проблемам философии и истории науки и техники, проводить социально-философское обоснование принимаемых решений на основе системного подхода.

Данная дисциплина решает и ряд дополнительных проблем и задач: повышение общекультурного уровня магистрантов, расширение и углубление историко-технических знаний с учетом профиля вуза, развитие навыков их использования в процессах создания новой техники.

2. Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки:

С помощью философских и методологических представлений и принципов осуществляется актуальный внутридисциплинарный и междисциплинарный синтез научного знания, необходимый для воссоединения науки с общей культурой человеческого общества, для восприятия общекультурных и профессиональных компетенций магистрантов.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины «История и философия науки»

Освоение дисциплины направлено на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, выпускник должен обладать:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно обучаться новым методам исследования (ОК-1);

- способностью приобретать и использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-3);

- способностью управлять знаниями в условиях формирования и развития информационного общества: анализировать, синтезировать и критически резюмировать и представлять информацию (ОК-6).

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать: - логические методы и приемы научного исследования; методологические принципы современной науки, направления, концепции, источники знания и приемы работы с ними; основные особенности научного метода познания;

уметь: - осуществлять методологическое обоснование научного исследования;

владеть: - навыками логико-методологического анализа научного исследования и его результатов.

Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций

 

Темы, разделы Кол-во часов Компетенции
ОК-1 ОК-3 ОК-6
1 семестр
Тема № 1. Специфика научного познания   + + +
Тема № 2. Наука как социальный институт   + + +
Тема № 3. Античность: натурфилософия и метафизика   + + +
Тема № 4. Становление научного канона: репрезентация   + + +
Тема № 5. Поиск научного метода. Индукция и дедукция   + + +
Тема № 6. Проблемы достоверности и концепции истины   + + +
Тема № 7. Аналитическая философия   + + +
Тема № 8. Школа историков науки   + + +
Тема № 9. Социология науки   + + +
Тема № 10. Наука и ненаучное знание. Проблемы и критерии демаркации   + + +
Тема № 11. Логика. Неэмпирические подходы в науке   + + +
2 семестр
Тема № 12. Наука. Основные понятия.   + + +
Тема № 13. История науки.   + + +
Тема № 14. Модели развития науки.   + + +
Тема № 15. Методология науки.   + + +
Тема № 16. Формы и методы научного познания.   + + +
Тема № 17. Строение научного знания.   + + +
Тема № 18. Методы научного познания.   + + +
Тема № 19. Естественнонаучные картины мира.   + + +
Тема № 20. Особенности формирования современной науки.   + + +
Тема № 21. Философские проблемы естественных наук.   + + +
Тема № 22. Этические проблемы науки.   + + +
Итого  

4. Структура и содержание дисциплины «История и философия науки»

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 11 зачетных единиц, 396 часов.

Форма обучения очная
Курс  
Семестр  
Всего, ч  
Лекции, ч  
Практические занятия, ч  
Самостоятельная работа, ч  
КСР, ч  
Форма промежуточной аттестации Зачет /1
Семестр  
Всего, ч  
Лекции, ч  
Практические занятия, ч  
Самостоятельная работа, ч  
Форма промежуточной аттестации Экзамен /2
Итого, ч  

Лекционные занятия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...