№ п/п
| Темы и содержание
практических занятий
| Кол-во часов
|
Практические занятия
|
|
1.
| Тема № 1. Специфика научного познания.
Предмет философии науки. Фундаментальные отличительные признаки науки и ее цель. Наука как процесс познания и как социальный институт. Генезис и эволюция науки: проблема европоцентризма. Различные подходы к определению науки. Эпистемология. Многообразие когнитивных практик.
|
|
2.
| Тема № 2. Наука как социальный институт.
Научные сообщества и их исторические типы: дисциплинарные и междисциплинарные сообщества, научные школы и направления. Наука и образование. Университетское образование как форма воспроизводства и расширения знания. Наука и экономика, наука и власть, наука и идеология.
|
|
3.
| Тема № 3. Античность: натурфилософия и метафизика
Возникновение аргумента как метода осмысления мира. Референциальность. Зарождение концепции привилегированных связей с реальностью посредством точных репрезентаций. Семантическая структура языка и его отношение к действительности.
Зарождение современной науки. Кризис репрезентационной эпистемологии. Конструктивизм и конвенционализм. Кризис определения научности. Лингвистический, риторический, интерпретативный подходы в современной эпистемологии.
Пифагореизм и внутренняя логика атомизма. Атомы как архэ и как референты чисел. Метафизические истолкования природы аксиоматики. Логико-лингвистический анализ бытия: логика языка как основа онтологии и познания. Аристотель: истина как идея, как сущность и как дефиниция. Интеллектуальная интуиция. Познание как репрезентация сущностей. Античность: становление ключевой проблематики науки и зарождение научного стиля мышления.
|
|
4.
| Тема № 4. Становление научного канона. Репрезентация.
Декарт: конструирование «Я», «сознания», «субъекта» и «объекта». Абсолютный наблюдатель. Истинное и ложное: картезианский метод. Внеисторичность научной истины: «вечный» дискурс.
Английский эмпиризм (Локк). От эмпиризма к кантианству. Кант: наука как совокупность априорных синтетических суждений. Окончательное оформление теории точных репрезентаций: Декарт, Локк, Кант.
|
|
5.
| Тема № 5. Поиск научного метода. Индукция и дедукция
Индукция и дедукция. Наблюдение как метод эмпирического познания. Избирательность научного наблюдения и его обусловленность системой наличного знания. Обработка результатов наблюдения и формирования фактуального базиса науки. Интерсубъективность результатов наблюдения и способы их проверки. Общая характеристика гипотетико-дедуктивного метода. Роль интуиции в процессе выдвижения гипотез. Эпистемология К. Гемпеля и К. Геделя.
|
|
6.
| Тема № 6. Аналитическая философия науки
Аналитическая эпистемология: взаимосвязь между истиной, языком и реальностью. Логический атомизм (Г. Фреге, Б. Рассел). Семантическая теория истины (А. Тарский). Достоверность и «языковые игры» (Л. Витгенштейн). Нагруженность факта теорией: концептуальные каркасы, «неопределенность перевода», онтологическая относительность (Р. Карнап, У. Куайн). «Миф данного», язык как граница мира (У. Селларс, Н. Гудмен). Новый верификационизм (Д. Дэвидсон, М. Даммит).
А. Айер: в защиту эмпиризма. Научная вера. Относительный характер научных истин. Попытки отказа от использования понятия истины в философии науки и их мотивация. Истина как характеристика суждений, как оценка знания и как культурная ценность.
|
|
7.
| Тема № 7. Проблемы достоверности и концепции истины
Отличие понятий достоверности и истины.
Что такое эпистемологический фундаментализм? Трактовки достоверности в эпистемологии рационализма и эмпиризма.
Суждения здравого смысла и их достоверность.
Нефундаменталистская модель обоснования знания Поппера.
Витгенштейн о контекстуальной достоверности.
Корреспондентная и когерентная трактовки истины.
Относительный характер научных истин. Попытки отказа от использования понятия истины в философии науки и их мотивация. Истина как характеристика суждений, как оценка знания и как культурная ценность. Эпистемологические проблемы интерпретации в работе Б. Рассела «Человеческое познание: его сфера и границы».
|
|
8.
| Тема № 8. Школа «историков науки»
Ревизия методология науки К. Гемпеля и К. Гёделя.
Концепция нормальной науки Куна. Нормальные и экстраординарные периоды в развитии науки. Т. Кун о природе нормальной науки и характере изменения знания в нормальной науке. Кризис нормальной науки и его симптомы: аналогия с политической жизнью. Научная революция как смена парадигм. Проблема соизмеримости знания в ходе революционных изменений. Проблема научного прогресса в концепции Куна. Концепция исследовательских программ (И. Лакатос).
Линия К. Поппера («Миф концептуального каркаса»): объективистская философская идеология. Выступление «против догматической рациональности» (П. Фейерабенд, Я. Хакинг). Наука и традиция (Л. Лаудан). Идеалистический прагматизм (Н. Решер). Концепция наивного знания (М. Полани). Метатеоретический, или парадигмальный, уровень знания, его природа, специфика и регулятивные функции в познании. Картина мира и стиль мышления как элементы метатеоретического уровня мышления. Парадигмальный уровень знания как итог и предпосылка эмпирического и теоретического исследования. Эпистемология и метафизика.
|
|
9.
| Тема № 9. Социология науки
Специфика социологического подхода к науке.
Р. Мертон: наука как ценностно-нормативный комплекс. Б. Барнс и Д. Блур: программа социологического изучения научного знания.
Антропология науки: этнографическое описание повседневной жизни исследователей в пределах научной лаборатории. Б. Латур и С. Вулгар «Жизнь лаборатории». Изучение «исследовательского ядра» (Г. Коллинз).Теория «акторских сетей» («эмпирическая программа релятивизма»): М. Каллон, Б. Латур, Дж. Лоу и др. Неявное знание (м. Поллани). Р. Коллинз: наука быстрых открытий.
Отношение к классическим стандартам научной рациональности.
|
|
10.
| Тема № 10. Научное и ненаучное знание. Проблемы и критерии демаркации.
Социальные и когнитивные причины существования псевдонаучного знания. Псевдонаучное знание в современной культуре. Типы вненаучного знания: паранормальное знание, псевдонаука, девиантная наука, альтернативная наука. Формулировки проблемы демаркации в логическом позитивизме и в эпистемологии К. Поппера. Критерии демаркации. Признаки псевдонауки: универсальность, объяснение через "сценарий", исследование через интерпретацию литературы, отсутствие развития. Возможность "альтернативной науки".
|
|
11.
| Тема № 11. Логика. Неэмпирические подходы в науке
Общие установки логического атомизма. Классическая логика: неформальня, метафизическая, формальная. Схоластическая логика. Аналитическая парадигма философской логики.
Логико-математические теории. Понятие неклассичности логики. Трансформация аналитической парадигмы философской логики в неформальную логику.
|
|