Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование законодательства в области борьбы с терроризмом.




 

В конце ХХ – начале ХХI века Российская Федерация, как и весь мир, пережила масштабные атаки со стороны международного и внутреннего терроризма.

Россия столкнулась с захватами школы в Беслане, здания «Норд-Оста» в столице, вооруженным нападением на Нальчик, взрывами домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, а также другими жестокими преступлениями террористического характера. Не менее масштабные теракты произошли и во многих зарубежных странах: в США – 11 сентября 2001 г. (атаки на Всемирный торговый центр и Пентагон, унесшие жизни 2749 и 184 человек соответственно), в Испании – в марте 2004г. (серия взрывов в пригородных электричках Мадрида, в результате которых погиб 191 и ранены более 1900 человек), в Великобритании – в июле 2005г. (взрывы в Лондоне, 56 погибших и свыше 800 раненых) и т.д. Отмечаются все более значимые теракты в Ираке и Афганистане (количество единовременных жертв зачастую превышает 100 человек).

Мир переживает период качественного изменения терроризма. Из индивидуального (например, терроризма эсеров в последний период существования Российской Империи) терроризм трансформировался в массовый: главным объектом террора стала не только властная элита, но и все общество; основными средствами устрашения стали убийства не конкретных людей, а неопределенного, как можно более широкого, круга лиц.

Главная задача современных террористов – осуществление масштабных разрушений, сопровождающихся как можно большим количеством человеческих жертв, с тем, чтобы достичь максимального резонанса в СМИ, спровоцировать напряженность в обществе и тем самым оказать давление на действия и политику государств.

Терроризм стал динамично развивающейся системой. Происходит постоянное развитие форм и методов осуществления террористической деятельности, установление связей и обмен опытом между террористическими группировками, в том числе с использованием глобальной коммуникационной сети Интернет.

После крупнейшего и наиболее циничного за всю российскую, да и мировую, историю акта терроризма, произошедшего в Беслане в начале сентября 2004 года, Президент РФ В. Путин, выступая на расширенном заседании Правительства, подчеркнул, что борьба с терроризмом является общегосударственной задачей, для выполнения которой требуется «единство действий всей исполнительной вертикали». Президент особо отметил, что России нужна антикризисная система управления, рассчитанная на условия ведущейся против нашей страны террористической войны. «Нужна полноценная система мер, адекватная обстановке и готовая отразить угрозу террора в любой ее форме».

Практически сразу же В.В.Путиным был подписан указ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом», во исполнение которого ФСБ Российской Федерации, а также рядом заинтересованных министерств и ведомств была разработана принципиально новая концепция контртеррористической деятельности государства.

Важнейшей ее составляющей стало определение понятия «терроризм», в том числе как «идеологии насилия», что фактически послужило законодательным и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов предупреждения и профилактики терроризма.

Впрочем, необходимо отметить, что данная концепция возникла не на пустом месте: ее созданию предшествовал анализ многолетней практики функционирования в нашей стране системы борьбы с терроризмом.

Основы этой системы были заложены в 1996 году, когда по инициативе ФСБ России был издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по усилению борьбы с терроризмом», в котором впервые была нормативно закреплена долго вынашиваемая идея межведомственного подхода к борьбе с терроризмом. Спустя год в стране начала действовать специально созданная Межведомственная антитеррористическая комиссия, Председателем которой стал Директор ФСБ России.

Несмотря на то, что Комиссия была призвана осуществлять свою работу на плановой основе (в частности, проводить заседания не реже одного раза в квартал), она не имела собственного постоянного рабочего органа. В этой связи подготовка материалов к заседаниям осуществлялась, главным образом, представителями тех федеральных органов исполнительной власти, к ведению которых относились вопросы, выносимые на повестку дня.

В 1998 году, после принятия Федерального закона «О борьбе с терроризмом», Межведомственную антитеррористическую комиссию упразднили. Вместо нее была образована Федеральная антитеррористическая комиссия Российской Федерации. Однако и она не имела постоянно действующего аппарата, подготовка материалов к заседаниям по-прежнему возлагалась на представителей федеральных органов исполнительной власти, к ведению которых относились рассматриваемые вопросы повестки дня. Отсутствие реальных механизмов, обеспечивающих обязательность исполнения и контроль реализации принятых Комиссией решений, повседневную координацию деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере противодействия терроризму, объективно снижали эффективность антитеррористических мероприятий.

В 2002 году, после захвата заложников в здании «Норд-Оста», было принято новое положение о Федеральной антитеррористической комиссии. Но принципиальных недостатков существовавшей тогда системы борьбы с терроризмом оно, к сожалению, не устранило. Многие из них проявились во время трагических событий в Беслане. Анализ проведенной операции и предшествующих ей контртеррористических операций выявил целый ряд характерных для того времени проблем – перечислю несколько наиболее крупных:

-отсутствие системного подхода к формированию единой государственной стратегии антитеррористической деятельности и долгосрочных программ ее реализации;

-слабое нормативно-правовое регулирование основополагающих принципов функционирования системы противодействия терроризму;

-недостаточно четкое распределение задач и функций в сфере борьбы с терроризмом;

-отсутствие слаженности в работе и единого управляющего центра;

-несовершенство системы контроля и надзора за выполнением установленных Конституцией Российской Федерации общеобязательных требований в сфере противодействия терроризму;

-недостаточное ресурсное и научно-техническое обеспечение органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

В целях устранения объективно существовавших на тот момент недостатков в сфере контртеррористической деятельности и совершенствования государственного управления в этой области, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» и Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму», 10 марта 2006 года был создан Национальный антитеррористический комитет. Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Комитета образован Федеральный оперативный штаб. В субъектах Российской Федерации созданы собственные оперативные штабы (их возглавляют руководители территориальных органов безопасности), а в регионах – антитеррористические комиссии (руководство поручено главам региональных органов исполнительной власти). Объединив представителей 17 государственных структур, министерств и ведомств – в их числе ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс России, Национальный антитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментом противодействия терроризму.

К числу важнейших результатов работы созданного Комитета следует отнести реальное повышение эффективности действий всех ветвей власти в сфере борьбы с терроризмом. За 9 месяцев 2007 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 610 преступлений террористического характера, что на 59,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом количество совершенных террористических актов сократилось более чем в два раза (в 2005г. – 257, в 2006г. – 112, за девять месяцев 2007г. – совершено 38 терактов, против 99 за аналогичный период 2006г.). За указанный период раскрыто по России 154 преступления экстремистской направленности, что больше на 23,2% чем за аналогичный период прошлого года и выявлено 143 лица, совершивших эти преступления (увеличение по сравнению с 2006 г. на 4,4%).

В ходе проведения спецопераций по пресечению деятельности бандформирований на территории Северо-Кавказского региона было нейтрализовано около 120 бандитов, включая 13 бандглаварей, среди которых – Халилов, Имурзаев, Батаев, Набиев, Ионов (Абу-Бакар) и другие. Задержано более 400 боевиков. Предотвращено свыше 70 террористических актов, в том числе готовившихся с участием террористов-смертников. Обнаружено и уничтожено 212 схронов, изъято значительное количество оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Безусловно, указанные позитивные сдвиги не следует объяснять только созданием и деятельностью НАК, однако существенный вклад в достижение таких показателей внесло, по оценке экспертов, безусловное улучшение координации и взаимодействия министерств и ведомств, руководители которых вошли в состав Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации.

Наряду с осуществлением координации предупредительно-профилактических и силовых действий соответствующих федеральных структур важнейшим направлением в деятельности Комитета было и остается совершенствование правовой основы противодействия терроризму.

В целях реализации положений Федерального закона «О противодействии терроризму» приняты постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 662 «Об источниках финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие борьбе с терроризмом», от 12 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом» и от 6 июня 2007г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму».

В соответствии с указанным законом принято также Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352, которым утверждены три очень значимых положения, регламентирующие порядок применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта или его пресечения в воздушной среде, во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и подводной среде, а также при участии в проведении контртеррористической операции.

По инициативе НАК вносятся изменения в Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г., в части осуществления журналистской деятельности при проведении контртеррористической операции (при этом используются ранее одобренные журналистским сообществом принципы освещения подобных событий, закрепленные Хартией журналистов России после событий «Норд-Оста»). Так, например, запрещается распространение сведений о тактике проведения операции, спецсредствах и иной информации, которая может поставить под угрозу жизнь и здоровье людей.

Кроме того, Россией подписаны и ратифицированы все 13 универсальных конвенций ООН в сфере противодействия терроризму. Наша страна придает приоритетное значение универсализации участия государств в основных глобальных антитеррористических международно-правовых инструментах. В целях укрепления международного сотрудничества, при активном участии НАК создан Международный банк по противодействию терроризму – единая межгосударственная информационная система обеспечения антитеррористической деятельности.

Наконец, выработаны и находятся в стадии реализации предложения по созданию в МИД России Ситуационно-кризисного центра, на который будет возложено обеспечение безопасности граждан РФ за рубежом. Для реализации неотложных действий, обеспечения своевременного информирования Центра и взаимодействия с местными властями начато создание ситуационных групп во всех посольствах и консульствах Российской Федерации в зарубежных странах. В настоящее время, по данным МИД России, уже создано более 150 подобных групп.

Также принципиально важно отметить, что в качестве одной из приоритетнейших задач нами рассматривается задача противодействия распространению идеологии терроризма. Наиболее проблемным вопросом в этой сфере является распространение указанной идеологии через Интернет, широко используемый террористами (причины тому – легкий доступ к аудитории, анонимность коммуникации, слабое регулирование вопроса на государственном уровне, высокая скорость передачи информации, относительная дешевизна процесса и т.д.). ФСБ активно противодействует росту числа сайтов террористической направленности – только за последние два года выявлено порядка 1300 фактов использования открытых телекоммуникационных сетей в экстремистских и террористических целях.

По словам главы Российского государства, произнесенным 18 октября 2007г. в ходе прямого теле- и радиоэфира («Прямая линия с Президентом России»), Национальный антитеррористический комитет действует гораздо более эффективно, чем совокупность федеральных органов государственной власти в середине 90-х годов.

Следует заметить, что деятельность НАК позитивно воспринимается и многими его зарубежными партнерами. Так, например, в ежегодном докладе Государственного департамента США по террористической активности в мире в 2006 году изменение российского законодательства в рассматриваемой области и создание НАК отмечается как позитивный шаг, позволивший оздоровить ситуацию на Северном Кавказе и в других регионах РФ. В данном докладе, в частности, подчеркивается, что: «Во многом благодаря эффективной работе НАК, взявшего на себя координацию работы в этой сфере, впервые за 4 года в России не допущено масштабных терактов».

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в области борьбы с терроризмом Российская Федерация избрала наиболее верный путь. Именно консолидация усилий различных министерств и ведомств, а также гражданского общества является залогом нашей общей победы над терроризмом.

 

 

Заключение.

Борьба с терроризмом - общегосударственная задача, для выполнения ко­торой требуется мобилизация всех ресурсов. Терроризм называют чумой XXI века. Россию захлестнула волна терроризма. Ни одна страна мира не пере­несла такого количества террористических актов за столь короткое время.

1. Необходимо принять Федеральный закон "О защите и возмещении вреда жертвам насильственных преступлений и террористических актов", ратифици­ровать Европейскую конвенцию "О защите жертв насильственных преступле­ний". С целью возмещения вреда жертвам насильственных преступлений, в том числе потерпевшим от терроризма, создать Гарантийный федеральный фонд и его региональные подразделения в субъектах Федерации. Средства фонда должны формироваться:

Ø из поступлений судебной системы (штрафы, пени, пошлины, залоговые штрафы, конфискация имущества и т.п.);

Ø от благотворительности (централизация, полная прозрачность, неналого­вая стимуляция благотворительности);

Ø из средств фондов и общественных организаций, создающихся после каж­дого крупного теракта (фонд Волгодонска, РОО "Норд-Ост");

Ø за счет страхования (включение процента отчислений во все страховки, идущие на помощь жертвам). Ряд крупных страховых компаний создали Российский антитеррористический пул, в соответствии с Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" государст­вом установлено социальное страхование жизни и здоровья тех, чья дея­тельность связана с повышенным риском;

Ø из средств региональных бюджетов.

В настоящее время лишь 10% потерпевших имеют право на возмещение вреда. Гибель ребенка, взрослого человека, не работавшего на момент смерти, инвалидность неработавшего, утрата вещей, погребальные расходы никак и ни­кем не компенсируются. Не урегулировано требование о возмещении мораль­ного вреда с виновных в терроризме, так как не решены многие вопросы. На­пример, кто будет возмещать моральный вред в случае отсутствия (гибели) конкретных его причинителей? А если в живых остался один виновный, а коли­чество потерпевших велико?

2. Необходимо создавать транснациональные системы компенсаций. По­страдавшие российские граждане на территории иностранных государств зако­нодательно не защищены в вопросах получения помощи, компенсаций (теракт в Египте). Да и иностранные граждане, пострадавшие в России, как свидетельст­вует практика, не получают судебного возмещения.

Возможен вариант переходного этапа - наделить потерпевшего от терро­ризма статусом военнослужащего с регламентированными законом правами возмещения вреда и социальной реабилитации (при гибели военнослужащего близким выплачиваются 120 ежемесячных окладов).

Важно знать статистику количества пострадавших и нуждающихся, сирот и инвалидов.

3. Необходимо законодательно закрепить методики исчисления физиче­ского, имущественного и морального вреда, причиненного жизни и здоровью, в денежном выражении. Отсутствие таких методик превращает в пустые декла­рации ряд Федеральных законов, например Закон о защите прав потребителей, когда в случае гибели человека от некачественной услуги и товара суды, не имея методик расчета, присуждают смехотворно маленькие суммы, по сути, стимулируя бракодела, фальсификатора.

4. Пресечение незаконного финансирования терроризма - основной акцент борьбы с ним. В России не заведено ни одного уголовного дела по факту фи­нансирования (подобного делу в США (Чикаго), в рамках которого арестовано около 2 млрд долл., использованных для финансирования в том числе терро­ризма в Чечне (Benevolence International). Необходим запрос Генеральной про­куратуры о российских финансистах и российских гражданах, участвовавших и распределявших боеприпасы и военное оборудование в Чечне, с последующим возбуждением уголовных дел. Ввиду того, что средства фонда Benevolence International шли на финансирование закупок военного обмундирования и ору­жия в Чечню, российские пострадавшие имеют право на часть конфискованных финансовых средств. Пострадавшим от чеченского терроризма должно быть предоставлено право на обращение в суд Чикаго.

Приняты поправки в ст. 205 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), в соот­ветствии с которыми финансирование терроризма признано уголовно наказуе­мым деянием. Однако не раскрыто содержание этого понятия; если финансовые средства предоставляются не напрямую, а различными посредническими ли­цами, они уголовно не наказуемы. Необходимы внести дополнения к этой части УК РФ с целью создания правовой основы привлечения к ответственности по­среднические структуры, фирмы и организации, финансирующие терроризм. Возможно дополнительное формирование самостоятельного соответствующего состава преступления - финансирование терроризма. Действенного оператив­ного механизма привлечения организаций за поддержку и финансирование тер­рористической деятельности, поиска и блокирования источников финансирова­ния сегодня нет. Нет и законопроектов, призванных решить эти вопросы.

5.Необходимо принятие закона, регламентирующего оплату информации о готовящемся преступлении, скрывающемся преступнике и защиту подобных информаторов.

6. Необходимо более четкое исполнение положений Международной кон­венции, регулирующей раздел активов, конфискованных в рамках международ­ной борьбы с финансированием терроризма, и порядок взаимодействия при расследовании уголовных дел в отношении преступлений, совершенных на территории нескольких стран.

7. Назрела необходимость внесения поправок в Федеральный закон "Об ад­вокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (ст. 26) об ока­зании бесплатной юридической помощи жертвам терроризма (в Германии все потерпевшие имеют право на бесплатного адвоката, труд которого оплачива­ется из федеральных средств либо средств региональных властей).

8. Необходимо квалифицировать терроризм в законодательстве России как преступление против мира и безопасности человечества с вытекающими по­следствиями, включая неприменение сроков давности.

9. Необходимо пересмотреть положения п. 4 ст. 24 Уголовного процессуаль­ного кодекса РФ (далее - УПК РФ), предусматривающие, что в случае взрыва террориста уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подле­жит прекращению в момент наступления смерти подозреваемого или обвиняе­мого, за исключением лишь случаев, когда производство необходимо для реа­билитации. Невозбуждение уголовного дела на руку организаторам теракта.

10. Необходимо установить материальную ответственность лиц, признанных виновными в уголовно наказуемых деяниях, косвенно способствующих совер­шению террористического акта (капитан милиции, сопровождавший за взятку машину взрывчатки в Москву, милиционеры, злоупотреблявшие служебным положением, прописавшие террористов, захвативших "Норд-Ост", и т.д.).

 

 

Список литературы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...