Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура Древней Руси (VI-XIII вв.)




 

Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке, с одной стороны, и усложнение общественной жизни с развитием феодальных отношений, становлением государственной структуры- с другой, способствовали широкому распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты - письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания. Они обнаружены при раскопках уже в девяти древнерусских городах (основная масса находок происходит из Новгорода, где естественно-географические условия способствовали лучшей сохранности писем на бересте). Авторами берестяных грамот были люди всех слоев древнерусского общества. Наиболее ранние из грамот датируются XI веком.

В XI- начале XII в. на Руси распространяется большое количество переводных (главным образом с греческого) сочинений как религиозного, так и светского содержания, среди которых можно выделить перевод византийской “Хроники Георгия Амартола”. В это же время происходит становление оригинальной литературы

Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерусской литературы является “Слово о Законе и Благодати” Иллариона. Оно было написано в середине XI в. митрополитом Илларионом, первым (и единственным в период с принятия христианства до середины XII в.) русским по происхождению главой русской церкви (Илларион был возведен на митрополию в 1051 г. Ярославом Мудрым без санкции константинопольского патриарха и вскоре, видимо после смерти Ярослава, вынужден был этот пост оставить). Основная идея “Слова о Законе и Благодати”- вхождение Руси после принятия христианства в семью христианских народов, в чем автор видит заслугу князя Владимира и продолжившего дело распространения новой веры его сына Ярослава. При этом дохристианское прошлое Руси в глазах Иллариона не выглядит “темными веками”, напротив, он подчеркивает, что Владимир, его отец Святослав и дед Игорь “не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли”.

Во второй половине XI- начале XII в. на Руси возник ряд оригинальных произведений, среди которых выделяется цикл сказаний о первых русских святых-князьях Борисе и Глебе и “Житие” игумена Киевско-Печерского монастыря Феодосия, написанное монахом этого монастыря Нестером.

Важнейшее место в древнерусской литературе занимает жанр летопи-

си. Некоторые исследователи полагают, что его появление можно отнести уже к концу X в., когда и был создан первый летописный свод. Другие относят появление первого свода к более позднему времени - второй половине ХI в. Вопрос этот остается предметом спора. Скорее всего, первому цельному произведению летописного жанра должны были предшествовать какие-то летописные записи, еще не объединенные в свод. Первым же летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод XI в. Его текст сохранился в составе Новгородской первой летописи.

В начале XII в. столетия в Киево-Печерском монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы - “Повесть временных лет”. Автором его принято считать монаха Нестора, но некоторые исследователи отрицают такую атрибуцию (его авторство). В “Повести” разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как часть истории славянской, а позднее - как часть истории всемирной (под всемирной для этого времени понимается история библейская и римско- византийская). Автор использовал ряд переводных византийских источников, в наибольшей степени “Хронику Георгия Амартола”. Из отечественных источников помимо Начального свода он привлекал устные легенды (об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других).

“Повесть” начинается с рассказа о расселении славян по Европе, их взаимоотношениях с другими народами. Далее повествуется о возникновении государства Руси, деяних первых его правителей. Особенно подробно изложены в “Повести” события второй половины XI- начала XII столетий.

В одну из рукописей, сохранивших текст “Повести временных лет”- Лаврентьевский список, - были включены произведения, принадлежавшие руке князя Владимира Мономаха. Среди них “Поучение”, которое состоит из двух частей: собственно “Поучения детям и перечня “путей”- походов и поездок, которые Мономах совершал в течение своей жизни. Рядом помещено послание Владимира Олегу Святославичу, написанное в разгар усобиц 90-х годов. XI в., после гибели в бою с Олегом сына Мономаха Изяслава. Произведения Владимира Мономаха являются не только ценным историческим источником, но и ярким литературным памятником, дающим представление об общественном сознании высшего слоя древнерусского общества.

В XI- начале XII в. продолжалось развитие эпического жанра. Со сватовством норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет с борьбой с половецкими набегами конца XI- начала XII в. В них в измененном виде встречаются имена известных по летописям половецких ханов (Тугоркан - Тугарин Змеевич, Шуракан - Шарк-великан, Кудреан, Сугра - Скурла). Образ князя Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками (в былинах они выступают под именем татар, которое позже заслонило собой имена прежних врагов Руси) слился с образом Владимира Святославича. К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алеше Поповиче, былина “Ставр Годинович” (прототипом ее героя послужил приближенный Владимира, позже новгородский боярин Ставр Гордятинич).

В XI в. развиваются каменное храмовое строительство, церковная

живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества середина XI столетия - соборы св. Софии в Киеве и Новгороде и Спасский собор в Черниг.

Для русской духовной культуры середины XII-XIII вв. характерно становление “полицентризма”- появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.

Получает дальнейшее развитие летописание. Если в XI- начале XII в. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, вероятно также в Смоленске и Полоцке. Несмотря на “областной” характер летописания, летописцы XII - первой половины XIII в. не замыкались в своих узкорегиональных событиях, в той или иной мере освещая историю всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной - Лаврентьевская летопись (начало XIV в)., Раздзивилловская летопись и летописец Переяславля Суздальского (XIII в.).

В конце XII в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведений мировой средневековой литературы - “Слово о полку Игореве”. Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. То, что именно этот поход послужил поводом для создания такого произведения, не случайно. Ряд обстоятельств - сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжал поход, гибель и пленение всего войска, бегство князя из плена - были уникальны и произвели сильное впечатление на современников (кроме “Слова” им посвящены две пространные летописные повести).

“Слово о полку Игореве” в дошедшем до нас виде было создано, по-видимому, осенью 1188 г. (возможно, что основной текст был написан еще в 1185 г., вскоре после бегства Игоря из плена, а в 1188 г. в него были внесены добавления в связи с возвращением из плена брата и сына Игоря). Основная идея “Слова”- необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, - княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор “Слова”- не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное; его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру, к согласию в действиях.

Являясь произведением о событиях своего времени, “Слово” одновременно представляет собой и яркий памятник исторической мысли. “Нынешнее время сопоставляется в нем с прошлыми событиями, причем отечественной истории (что было редкостью - обычно исторические примеры в произведениях древнерусской литературы черпались из библейской и римско-византийской истории). Особенностью историзма “Слова” является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси: автор обращается с этой целью к событиям второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед половецкими набегами. В своем обращении к истории автор “Слова” широко использует эпические мотивы.

Во второй половине XII в. (точная датировка - предмет спора) в Северо-Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы - “Слово Даниила Заточника”. Оно написано в форме обращения к князю: автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника. “Слово” насыщено афоризмами. В 20-е или в первой половине 30-х гг. XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая “Молением Даниила Заточника”. Она адресована Ярославу Всеволодовичу, в то время князю Переяславля-Залесского. Автор этой редакции- дворянин, представитель новой категории господствующего класса. Характерной чертой “Моления” является негативное отношение к высшей знати - боярам.

Еще одно выдающееся произведение древнерусской литературы “Слово о погибели Русской земли” было написано в самые тяжелые для Руси дни, во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодовича, занимавшего тогда киевский стол, после получения вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами на р. Сить брата Ярослава - Юрия. Это произведение (оставшееся незаконченным) содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн- прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, Юрии Долгоруком и Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о “болезни”- усобицах, подтачивавших силу Руси со времен после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору “Слова о полку Игореве”, автор “Слова о погибели” обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.

В жанре эпоса середина XII- начало XIII в. - время появления таких былинных сюжетов, как “Саур Леванидович”, “Сухман”, новгородских былин о Садко, цикла песен о князе Романе (прототип этого героя- князь Роман Мстиславич Волынский и Галицкий).

Продолжают развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появляются и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII- начала XIII в. наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, и в Северо-Восточной Руси - Успенский Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...