Психология — большая. Краткое введение............3. Длинное введение........................5
⇐ ПредыдущаяСтр 93 из 93 Психология — большая Мы не раз помянули в качестве причины «недовоспитания» материальные трудности. Но надо учитывать еще и непробуждение интереса ко всем этим темам у специалистов по школьной психологии. Причина же «непробуждения» в несостыковке фундаментальной психологии (да и прикладной) с жизненной проблематикой. Решать «заземленные» проблемы, осознанные в бытовых терминах, кажется непрестижным, даже неприличным. Говоришь, например, о беременности в школе, а некоторые «психологи»: «Но где же здесь психология? » Пусть-ка они не согласятся, что беременность для школьницы — это психическая травма, что отношения с родителями и с окружением осложняются, что такой школьнице и родителям нужна психологическая помощь. Так мне приходилось отстаивать эту болевую тему для дипломной работы. В порядке черного юмора: если жизнь не вписывается в жесткие рамки искусственных психологических конструкций, то тем хуже для жизни. И тем хуже — поставим все-таки все на свои места — и для психологии. А как психологическая схоластика коверкает язык! Вот образчики из известного учебника психологии: «Задача воспитателя должна заключаться... в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон... », «О ней судят... по расположенности находить поводы... » И здесь не важно, кто автор. Это не исключение, это правило: «путем... работы содействовать... », «по расположенности находить поводы... ». За словесной вязью отсутствует содержание... У ребенка должны воспитываться положительные черты, а не отрицательные... Кто-нибудь думал иначе? Что ж, скажем со вздохом: когда нечего сказать, говорят что-нибудь.
Такой разрыв между «наукой» и практикой в значительной мере обусловлен тем, что доценты и профессора педагогики и психологии преподают студентам, как надо воспитывать и преподавать, а сами не работают со школьниками. Работали в свое время. Но «свое время» уже ушло в прошлое, школьник изменился. А главное, что навык-то теряется; скрипачу, если он не поиграет неделю, надо долго входить в форму. В медицинских вузах такое никак не возможно, а в педагогических... В университетской же и научно-исследовательской психологии больше интереса к лабораторной чистоте исследований, чем к прагматической жизненной целесообразности. Вот еще причина безжизненности многих психологических стараний. Заграничное — значит отличное. И интеллектуалами от психологии импортируются, имплантируются и рекламируются частные теоретико-методические построения, настолько противоречащие друг Другу, что Аристотель, творец нормальной логики, ворочаясь в Тартаре, вот-вот вызовет землетрясение. К тому же все это излагается непонятно, то ли из-за неумения, то ли из-за желания ограничиться рекламой и выжать деньги за рекламируемые занятия. Не сбросишь со счетов и то, что в психологию идет специфический люд. Шизоиды. Это не психиатрический диагноз и не ругательство. Это специфический психологический тип — теоретики, ученые сухари, с недостаточной эмпатией, мало интересующиеся тем, как их поняли... Надо, чтобы в психологию шли и другие психотипы. Но в больших университетах психология отпочковывалась от философии, ну а философы — они почти все шизоиды. К тому же важнейший вступительный экзамен — математика. Другие психотипы если и захотят, то не поступят. С притоком в психологию людей из других областей (прикладных) это положение вещей изменится, вот пусть бы побыстрей и изменилось. Хотя, конечно, и шизоиды нам очень нужны, ведь они основные поставщики необычных мыслей во всех науках. Но и только шизоидной всю психологию оставлять тоже не надо.
Психология — большая. По большому счету в ней хватит поля деятельности для всех направлений. И конструктивный спор между «идеалистами» и «прагматиками» должен завершиться тем, что станет больше «идеалистов-прагматиков». Я благодарю мою жену Елену за нашу любовь, за сотворчество, за сопереживание, и за нашу дочь Катю, ровесницу XXI века... СОДЕРЖАНИЕ Краткое введение................................................ 3 Длинное введение............................................... 5 Как располагать к себе людей. .................................... 16 Конфликтогены и синтоны, связанные с позициями «выше», «ниже», «на равных»............................................... 16 Обязан, а не сделал............................................ 20 Знакомый знакомого......................................... 30 Оценки... самооценки.......................................... 31 Обвинения конфликтогенны! .................................. 48 Смеяться, право, не грешно?................................... 54 Критика.................................................... 69 Категоричность? Категорически нет!! ........................... 70 На жизнеповедение тоже влияют............................... 75 Приятие — неприятие........................................ 98 «Имеющий ухо (слышать) да слышит! »......................... 118 Черная неблагодарность...................................... 129 В глаза или за глаза........................................... i 39 Ориентировка в коммуникативной ситуации....................! 45 Синтоны-конфликтогены и психотип.......................... 146 Тренинг — это можно и самостоятельно........................ 149 Вам дан конфликтоген....................................... 154 Неоптимальные формы реагирования на конфликтоген........... 155 Требования к реагированию на конфликтоген................... 157 Почему же люди практикуют неоптимальные формы? ............ 167 Другие возможности......................................... 168 Оптимальные формы реагирования на конфликтоген............. 168 Ориентировка при получении конфликтогена................... 192 Тренинг реагирования на конфликтогены....................... 203 Стратегия коммуникативного поведения........................ 208 Обойдемся без посредника. ..................................... 212 «А нравственно ли это? »...................................... 213 Но почему это так трудно..................................... 214 Взлом..................................................... 215 Психотехника знакомства. Основной алгоритм.................. 215
Еще несколько соображений по психотехнике знакомства......... 225 Каковы плюсы умения знакомиться............................. 236 Тренинг психотехники знакомства............................. 239 Всласть ли власть?. ............................................ 242 Рычаги власти. Первые годы супружества....................... 243 Рычаги власти. Конец супружеского двадцатилетия............... 259 Сексология снимает запреты. .................................... 270 Секс — это важно!........................................... 270 Психотерапевт отпускает грехи................................ 271 Весь твой, вся твоя............................................ 273 Сакраментальная тема....................................... 274 Наблюдательный фольклор................................... 281 Восхищайтесь ею............................................. 282 Фантазии на тему............................................. 284 Опережающее самораскрытие................................. 286 «Расстрелять всех развратников! ».............................. 286 Супружество — для сексуальности............................... 287 Познай женщину............................................. 288 Мужчину тоже надо знать...................................... 292 Черные кардиналы.......................................... 294 А другие способы?........................................... 296 Запланированный ребенок................................... 297 «96, 3% мужчин должны погибнуть! »............................ 319 «Женщин тоже надо затравить»................................ 321 Когда еще полезна мастурбация................................. 321 «Вредные последствия»...................................... 322 Непотопляемый корабль..................................... 323 Предпоследнее............................................. 326 И последнее................................................ 326 Воспитание гражданина России и психология. ...................... 327 Недосмотр психологов и педагогов............................. 327 В медико-психологической сфере.............................. 328 Проблемы, которые бьют по глазам............................ 329 От проблемных детей к проблемам детей! ....................... 339 Психологическая помощь — средство воспитания................ 339 Не соревнование, а взаимопомощь! ............................ 340 Греки приплыли в Трою...................................... 343 Методы должны быть жизненными!............................ 344 «Лего» и Барби.............................................. 345 Прогулка по окрестностям.................................... 347 Эстетика и воспитание....................................... 347 Внутри школьный клуб....................................... 351 Как работает клуб........................................... 353 Свободное общение......................................... 355 Вечера интенсивного общения................................ 356 Что может клуб? ............................................ 357 Психология — большая...................................... 360
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|