Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология — большая. Краткое введение............3. Длинное введение........................5




Психология — большая

Мы не раз помянули в качестве причины «недовоспитания» материальные трудности. Но надо учитывать еще и непробуждение интереса ко всем этим темам у специалистов по школьной психологии. Причина же «непробуждения» в несостыковке фундаментальной психологии (да и прикладной) с жизненной проблематикой. Решать «заземленные» проблемы, осознанные в бытовых терминах, кажется непрестижным, даже неприличным. Говоришь, например, о беременности в школе, а некоторые «психологи»: «Но где же здесь психология? » Пусть-ка они не согласятся, что беременность для школьницы — это психическая травма, что отношения с родителями и с окружением осложняются, что такой школьнице и родителям нужна психологическая помощь. Так мне приходилось отстаивать эту болевую тему для дипломной работы. В порядке черного юмора: если жизнь не вписывается в жесткие рамки искусственных психологических конструкций, то тем хуже для жизни. И тем хуже — поставим все-таки все на свои места — и для психологии.

А как психологическая схоластика коверкает язык! Вот образчики из известного учебника психологии: «Задача воспитателя должна заключаться... в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон... », «О ней судят... по расположенности находить поводы... » И здесь не важно, кто автор. Это не исключение, это правило: «путем... работы содействовать... », «по расположенности находить поводы... ». За словесной вязью отсутствует содержание... У ребенка должны воспитываться положительные черты, а не отрицательные... Кто-нибудь думал иначе? Что ж, скажем со вздохом: когда нечего сказать, говорят что-нибудь.

Такой разрыв между «наукой» и практикой в значительной мере обусловлен тем, что доценты и профессора педагогики и психологии преподают студентам, как надо воспитывать и преподавать, а сами не работают со школьниками. Работали в свое время. Но «свое время» уже ушло в прошлое, школьник изменился. А главное, что навык-то теряется; скрипачу, если он не поиграет неделю, надо долго входить в форму. В медицинских вузах такое никак не возможно, а в педагогических... В университетской же и научно-исследовательской психологии больше интереса к лабораторной чистоте исследований, чем к прагматической жизненной целесообразности.

Вот еще причина безжизненности многих психологических стараний. Заграничное — значит отличное. И интеллектуалами от психологии импортируются, имплантируются и рекламируются частные теоретико-методические построения, настолько противоречащие друг Другу, что Аристотель, творец нормальной логики, ворочаясь в Тартаре, вот-вот вызовет землетрясение. К тому же все это излагается непонятно, то ли из-за неумения, то ли из-за желания ограничиться рекламой и выжать деньги за рекламируемые занятия.

Не сбросишь со счетов и то, что в психологию идет специфический люд. Шизоиды. Это не психиатрический диагноз и не ругательство. Это специфический психологический тип — теоретики, ученые сухари, с недостаточной эмпатией, мало интересующиеся тем, как их поняли... Надо, чтобы в психологию шли и другие психотипы. Но в больших университетах психология отпочковывалась от философии, ну а философы — они почти все шизоиды. К тому же важнейший вступительный экзамен — математика. Другие психотипы если и захотят, то не поступят. С притоком в психологию людей из других областей (прикладных) это положение вещей изменится, вот пусть бы побыстрей и изменилось. Хотя, конечно, и шизоиды нам очень нужны, ведь они основные поставщики необычных мыслей во всех науках. Но и только шизоидной всю психологию оставлять тоже не надо.

Психология — большая. По большому счету в ней хватит поля деятельности для всех направлений. И конструктивный спор между «идеалистами» и «прагматиками» должен завершиться тем, что станет больше «идеалистов-прагматиков».

Я благодарю мою жену Елену за нашу любовь,

за сотворчество, за сопереживание, и за нашу

дочь Катю, ровесницу XXI века...

СОДЕРЖАНИЕ

Краткое введение................................................ 3

Длинное введение............................................... 5

Как располагать к себе людей. .................................... 16

Конфликтогены и синтоны, связанные с позициями «выше», «ниже»,

«на равных»............................................... 16

Обязан, а не сделал............................................ 20

Знакомый знакомого......................................... 30

Оценки... самооценки.......................................... 31

Обвинения конфликтогенны! .................................. 48

Смеяться, право, не грешно?................................... 54

Критика.................................................... 69

Категоричность? Категорически нет!! ........................... 70

На жизнеповедение тоже влияют............................... 75

Приятие — неприятие........................................ 98

«Имеющий ухо (слышать) да слышит! »......................... 118

Черная неблагодарность...................................... 129

В глаза или за глаза........................................... i 39

Ориентировка в коммуникативной ситуации....................! 45

Синтоны-конфликтогены и психотип.......................... 146

Тренинг — это можно и самостоятельно........................ 149

Вам дан конфликтоген....................................... 154

Неоптимальные формы реагирования на конфликтоген........... 155

Требования к реагированию на конфликтоген................... 157

Почему же люди практикуют неоптимальные формы? ............ 167

Другие возможности......................................... 168

Оптимальные формы реагирования на конфликтоген............. 168

Ориентировка при получении конфликтогена................... 192

Тренинг реагирования на конфликтогены....................... 203

Стратегия коммуникативного поведения........................ 208

Обойдемся без посредника. ..................................... 212

«А нравственно ли это? »...................................... 213

Но почему это так трудно..................................... 214

Взлом..................................................... 215

Психотехника знакомства. Основной алгоритм.................. 215

Еще несколько соображений по психотехнике знакомства......... 225

Каковы плюсы умения знакомиться............................. 236

Тренинг психотехники знакомства............................. 239

Всласть ли власть?. ............................................ 242

Рычаги власти. Первые годы супружества....................... 243

Рычаги власти. Конец супружеского двадцатилетия............... 259

Сексология снимает запреты. .................................... 270

Секс — это важно!........................................... 270

Психотерапевт отпускает грехи................................ 271

Весь твой, вся твоя............................................ 273

Сакраментальная тема....................................... 274

Наблюдательный фольклор................................... 281

Восхищайтесь ею............................................. 282

Фантазии на тему............................................. 284

Опережающее самораскрытие................................. 286

«Расстрелять всех развратников! ».............................. 286

Супружество — для сексуальности............................... 287

Познай женщину............................................. 288

Мужчину тоже надо знать...................................... 292

Черные кардиналы.......................................... 294

А другие способы?........................................... 296

Запланированный ребенок................................... 297

«96, 3% мужчин должны погибнуть! »............................ 319

«Женщин тоже надо затравить»................................ 321

Когда еще полезна мастурбация................................. 321

«Вредные последствия»...................................... 322

Непотопляемый корабль..................................... 323

Предпоследнее............................................. 326

И последнее................................................ 326

Воспитание гражданина России и психология. ...................... 327

Недосмотр психологов и педагогов............................. 327

В медико-психологической сфере.............................. 328

Проблемы, которые бьют по глазам............................ 329

От проблемных детей к проблемам детей! ....................... 339

Психологическая помощь — средство воспитания................ 339

Не соревнование, а взаимопомощь! ............................ 340

Греки приплыли в Трою...................................... 343

Методы должны быть жизненными!............................ 344

«Лего» и Барби.............................................. 345

Прогулка по окрестностям.................................... 347

Эстетика и воспитание....................................... 347

Внутри школьный клуб....................................... 351

Как работает клуб........................................... 353

Свободное общение......................................... 355

Вечера интенсивного общения................................ 356

Что может клуб? ............................................ 357

Психология — большая...................................... 360

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...