Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественно-политическая и культурная жизнь




В первые послевоенные годы в жизни советского общества особое место занимала идеология. Это объясняется частично тем, что в ходе войны и сразу после нее интеллигенция, прежде всего научная и творческая, надеялась на либерализацию жизни, ослабление жесткого партийно-государственного контроля. Велики были надежды на развитие и укрепление культурных контактов с США, Англией, Францией, уж не говоря о контактах с коллегами из стран "народной демократии". Речь о всестороннем послевоенном сотрудничестве шла на Ялтинской и Потсдамской конференциях. И такое сотрудничество налаживалось. А в 1948 г. ООН во "Всеобщей декларации прав человека" закрепила за каждым человеком свободу творчества и передвижений, независимо от государственных границ.

Однако международная обстановка вскоре после войны резко изменилась. Началась холодная война. Вместо сотрудничества возникла конфронтация. Политики отреагировали на это значительно быстрее интеллигенции, многие представители которой были выбиты из колеи, когда история совершила крутой поворот.

Руководство СССР взяло курс на немедленное "завинчивание гаек" в отношении интеллигенции, которая несколько ослабла в последние годы войны. В 1946 - 1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП/б/ по вопросам культуры. Начали с ленинградцев. Мартовское 1946 г. постано-вление ЦК ВКП/б/ о журналах "Звезда" и "Ленинград" подвергло беспощадной критике творчество М.Зощенко и А.Ахматовой.

После разгрома ленинградских писателей взялись за театры, кино, музыку. Были приняты соответственно постановления ЦК партии "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере Мурадели "Великая дружба".

Постановления ЦК ВКП/б/ по вопросам культуры были ярким примером грубого, административного вмешательства в культуру, примером командного руководства этой сферой, тотального подавления прав личности. С другой стороны, это был мощный рычаг самосохранения режима.

Кроме А.Ахматовой и М.Зощенко, осуждались и другие писатели, композиторы, деятели кино: В.Мурадели, А.Фатьянов, Д.Бедный, Ю.Герман, Э.Казакевич, Г.Козинцев, В.Пудовкин, И.Трауберг, С.Эйзенштейн и др.

Духовный террор сопровождался террором физическим, подтвер-ждением чему явились "ленинградское дело" (1949 - 1951 гг.) и "дело врачей" (1952 - 1953 гг.). Формально "ленинградское дело" было начато в январе 1949 г. после поступившей в ЦК ВКП/б/ анонимки о подтасовке результатов выборов секретарей Ленинградского обкома и горкома партии. А завершилось снятием с работы более 2 тыс. руководителей, когда-либо работавших в Ленинграде, и казнью свыше 200 из них. Они были обвинены в попытке разрушить СССР, противопоставив Россию Союзу, а Ленинград - Москве. Среди казненных были: А.А.Кузнецов – секретарь ЦК ВКП/б/, ранее первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП/б/; академик Н.А.Вознесенский - член Политбюро, заместитель Председателя Совета Министров СССР, Председатель Госплана СССР; М.И.Радионов - председатель Совета Министров РСФСР; П.С.Попков - первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП/б/; Я.Ф.Капустин - второй секретарь Ленинградского горкома партии и др.

В послевоенные годы в советском обществе тесно переплетались два противоречивых курса: курс на фактическое усиление репрессивной роли государства и курс на формальную демократизацию политической системы. Последний проявился в следующих формах. Осенью 1945 г. сразу после разгрома милитаристской Японии в СССР было прекращено чрезвычайное положение и упразднен ГКО, внеконституционный орган власти, сосредо-точивший в своих руках диктаторские полномочия. В 1946 - 1948 гг. прошли перевыборы Советов всех уровней и был обновлен депутатский корпус, сформированный еще в 1937 - 1939 гг.

Первая сессия ВС СССР нового, второго созыва состоялась в марте 1946 г. Она утвердила 4-й пятилетний план, приняла закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР (что соответствова-ло общепринятым в мировой государственной практике наименованиям), удовлетворила просьбу М.И.Калинина об освобождении его от обязанностей Председателя Президиума Верховного Совета СССР в связи с болезнью. На этот пост был избран Н.М.Шверник.

Наконец, в 1949 - 1952 гг. возобновились после долгого перерыва съезды общественных и общественно-политических организаций СССР. Так, в 1949 г. состоялся X съезд профсоюзов и XI съезд комсомола (спустя соответственно 17 и 13 лет после предыдущих). А в 1952 г. состоялся XIX съезд партии. Последний съезд, на котором присутствовал И.В.Сталин. Съезд принял решение переименовать ВКП/б/ в КПСС.

Но постепенному наращиванию новой волны репрессий помешала смерть И.В.Сталина, произошедшая 5 марта 1953 г. К счастью, второго издания "большого террора" не получилось.

Последние годы правления И.В.Сталина были кульминационными в развитии советской тоталитарной системы. Смерть его означала конец тоталитаризма в чистом виде. Именно в последние годы все явственнее становились симптомы глубокого политического, идейного и экономического кризиса, постепенно и неуклонно поражавшего советское общество.

 

СССР в 1953 – 1964 гг.

 

Сельское хозяйство. Со второй половины 1953 г. по конец 50-х гг. в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа.

Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.

Главная причина поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.

Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М.Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускоренное развитие сельского хозяйства и производства предметов потребления.

Через месяц сентябрьский пленум ЦК КПСС посвятил свою работу анализу тяжелого положения, в котором находилось сельское хозяйство. Избранный на пленуме Первым секретарем ЦК КПСС Н.С.Хрущев от имени партийного руководства впервые после свертывания нэпа четко и определенно заявил, что без материального стимулирования крестьян сельское хозяйство не поднять. Начать следует с резкого повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

В начале 1954 г. был взят курс на поднятие целинных и залежных земель. Этого требовали интересы быстрейшего решения острой проблемы - зерновой. Народ жил впроголодь. На целину поехали десятки тысяч энтузиастов из центра России, Украины, других республик. На целине создавались зерновые совхозы.

Для укрепления руководящих кадров колхозов на работу в них в качестве председателей было направлено более 30 тыс. партработников ("тридцатитысячники"). Более 120 тыс. специалистов сельского хозяйства из управленческого аппарата перешли на работу в село (одни добровольно, других заставили).

В 1958 г. началась реорганизация МТС (машинно-тракторных станций) в РТС (ремонтно-тракторные станции). Технику продавали колхозам. Предполагалось, что эта мера укрепит материальную базу колхозов и ликвидирует "двоевластие" на земле (колхозов и МТС), укрепит власть колхозов, развяжет их инициативу.

В целом, крупные меры по материальному стимулированию в аграрной области, проведенные в 1953 – 1958 гг. можно свести к следующему:

- резко повысили закупочные цены (они не компенсировали всех затрат производства, но стали более обоснованными);

- списали долги прошлых лет;

- в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни;

- отменили налог на личные подсобные хозяйства и разрешили в 5 раз увеличить его размер;

- провозгласили принцип планирования снизу;

- стали вводить пенсии для колхозников;

- начали выдавать паспорта колхозникам;

- колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных условий;

- наконец, за пять лет реализовали крупную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель.

Эти меры, не подрывали государственной монополии, укрепили сельское хозяйство, во многом раскрепостили крестьян, экономика села стала набирать темпы. Прирост сельскохозяйственной продукции за 1953 - 1958 гг. составил 34% (по сравнению с предыдущим пятилетием). Это примерно соответствовало темпам развития сельского хозяйства в годы нэпа.

Однако с конца 50-х гг. экономические стимулы, как рычаг развития, настойчиво вытеснялись административным принуждением, что было привычно и менее опасно для управленческого аппарата. Экономическое реформирование перешло в административную тряску.

Два сильных удара сверху подорвали экономику села, сорвали процесс расширенного воспроизводства. Во-первых, технику МТС не отдали кол-хозам, а заставили ее выкупить, да еще в сжатые сроки (за год) и по высоким ценам. Одним этим ударом государство в течение года смогло вернуть себе средства, вложенные в деревню в предыдущие годы. Во-вторых, вместо дальнейшего укрепления и расширения личного подсобного хозяйства жителей деревни, начался новый поход на него (третий после проведения коллективизации). Освободив приусадебное хозяйство от налогов, объявили курс на его свертывание, т.к. оно будто бы тормозит окончательную победу социализма на селе. Этот курс был закреплен в 1958 г. на декабрьском пленуме ЦК КПСС по предложению Н.С.Хрущева.

Н.С.Хрущев призвал сельских жителей личный скот продать государству или колхозам, а взамен покупать у них (или получать на трудодни) мясо-молочную продукцию. Никита Сергеевич активно агитировал за опыт своих земляков из с.Калиновка Орловской области, которые и коров колхозу продали, и материально жить стали лучше, перестали разрываться между общественной нивой и личным скотным двором, время на духовное развитие получили. По предложению секретаря ЦК Л.И.Брежнева пленум принял решение поручить государственным органам в 2-3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам встать на этот путь.

Началось новое раскрестьянивание селян СССР. В 30-е годы их освободили от земли, теперь от коров, кормилиц крестьянской семьи. В результате, к середине шестидесятых годов личные подсобные хозяйства деревенских жителей во многих районах страны деградировали до уровня более низкого, чем в начале 50-х гг. Это не замедлило сказаться на обострении продовольственной проблемы в СССР. Аграрная политика государства после сентября 1953 г. была непоследовательной, половинчатой, а потому не привела к устойчивому успеху.

В 196З г. возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики вплоть до кончины СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для поддержки, укрепления и развития американских фермерских хозяйств, в то время как хозяйства собственных крестьян подвергались гонению. Зато организаторы этого "обмена" получили новый и, казалось, неиссякаемый источник личного обогащения.

 

Промышленность в 50-е гг.

 

СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство средств производства, которое составило к началу 60-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства. Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (в 50-е - первой половине 60-х гг. объем их производства вырос в 4-5 раз).

Предприятия группы "Б" (прежде всего легкая, пищевая, дерево-обрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двухкратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10%. Столь высоких темпов можно было достичь, только активно используя жесткие методы административной экономики. Руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, но и возрастающими.

Выводы западных экономистов о неизбежном "затухании" темпов по мере возрастания экономического потенциала СССР отвергались как по- пытки судить о социализме по аналогии с капитализмом. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и общественные науки.

Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности - 40%, в сельском хозяйстве - 75%). Эти проблемы обсуждались в 1955 г. на июльском пленуме ЦК КПСС, посвященном научно-техническому прогрессу (НТП). Был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет, в 1958г., было названо и главное звено, ухватившись за которое, надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции - химия. Форсированное развитие химической промышленности обосно-вывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма.

Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек. Имена первых советских космонавтов были на устах всей страны: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриан Николаев, Валентина Терешкова.

Покорение космоса потребовало колоссальных средств. За ценой не стояли. В этом был не только научный, но и военный интерес. Верили, что недалеко то время, когда советские космонавты как радушные хозяева будут встречать в далеком космосе посланцев других стран, в том числе и США. Казалось, Советский Союз надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса человечества.

 

Хозяйственная реформа

 

Крупнейшей хозяйственной реформой, проведенной во второй половине 50-х гг., была реформа управления гражданской промышленностью и строительством (1957 г.). Переход от отраслевого (вертикального) к территориальному (горизонтальному) принципу управления, создание вместо министерств совнархозов (советов народного хозяйства) преследовало благородную цель: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри них хозяйственные связи, в итоге - ускорить экономическое развитие. Управление же оборонной сферой экономики оставалось централизованным.

В развитие реформы более 3,5 тыс. предприятий было передано из общесоюзного в республиканское подчинение, а в ведение местных Советов передали вопросы производства и распределения продукции промыш-ленности. Эти меры укрепили экономическую власть республик и мест, которая была значительно ограничена союзным правительством еще в конце 30-х гг.

Однако реформа ударила по единой технической и технологической политике, развивать которую намеревались в 1955 г., принимая решения по НТП. Укрепив хозяйственные связи внутри республик и регионов, она разрушила эти связи между ними, порождая местничество. Как раньше ведомства, так теперь местные органы власти пытались как можно больше финансового "одеяла" натянуть на себя. Чтобы преодолеть уклон в местничество, стимулировать технический прогресс, руководство страны вновь обратилось к административному рычагу - стали наращивать этажи управленческого аппарата: создавать республиканские совнархозы, затем ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства) СССР. Управление становилось громоздким, неуклюжим.

Наибольший успех гражданский сектор экономики имел на направлении жилищного строительства. В СССР массового жилищного строительства не вели, в иные периоды просто не строили жилья. Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, бараках, коммуналках. Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих было почти несбыточной мечтой. Индустриальное домостроение воплотило эту мечту в жизнь. Московский район экспериментальной застройки "Черемушки" многократно повторился в других городах страны. Темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 60-х гг., наша страна не знала ни до, ни после этого периода.

Крупным народнохозяйственным экспериментом конца 50-х гг. был переход с пятилетнего к семилетнему планированию. Утвержденный в 1956 г. пятилетний план развития народного хозяйства СССР уже через год сочли неудачным и решили разработать новый, но семилетний. Семилетка – 1959 –1965 гг. - охватила два последних года шестой пятилетки и следующее пятилетие.

Смена плановых вех диктовалось, по мнению руководства, несколькими задачами: с помощью нового плана форсировать освоение Востока страны, открыть простор для научно-технического прогресса, наконец, скоор-динировать народнохозяйственные планы стран - членов СЭВ.

За семилетие промышленный потенциал СССР увеличился почти вдвое. Вместо плановых 80% рост составил 84%. Однако предприятия группы "Б" план не выполнили. Несмотря на призывы Н.С.Хрущева не забывать, что экономика страны держится на двух ногах - промышленности и сельском хозяйстве, разрыв между двумя важнейшими сферами экономики не без помощи лидера Союза увеличился. Народное хозяйство достигло опасности крена.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...