Тема №8. Финансовый контроль.
Это деятельность гос-ых общ-ых и других организаций в сфере финансов (доходов: правильное своевременное и полное поступление доходов; расходов: своевременное финансирование, целевое использование денег).
Контроль – инструмент обратной связи м/у планированием и исполнением. 3 формы: -предварительный (до операций, декларация) -последующий (после операции. Методы: ревизия (комплексная – сплошным методом, тематическая – выборочный метод), проверка (камеральные, с выходом на место) -текущий
Виды (зависят от составляющих контроля. Составляющие: гос-ая организация, иная организация, учреждение, проводящее контроль): 1) гос-ый. В т.ч. правительственный – президент и некоторые структурные подразделения. Контроль республик, федерального бюджетного плана, федеральной собственности. Департаментами МинФина являются: · Федеральное казначейство (руководитель – зам МинФина). Функции: -следит за выполнением плана по оперативно-сетевым показателям (получение отчетности) -следит за соблюдением лимитов финансирования (из бюджетного фонда деньги не выделяются; осуществляется путем кредитов) -осуществляет контроль за соблюдением норм расходов и целевым использованием денежных средств (бюджетных) -имеет право проводить проверки и ревизии в министерствах, ведомствах, банках и т.д. -наложение штрафов (это ее право!) -имеет право! приостанавливать финансирование · Федеральная налоговая служба (ФНС) (руководитель – зам МинФина) -контроль за соблюдением налогового законодательства -осуществление проверок правильности исчисления окладов налога -осуществляет проверки за своевременным поступлением налогов в бюджетный фонд
Кассовый разрыв – при несовпадении моментов во времени м/у выдачей бюджетных денег и поступлений налоговых сумм (бюдж дефицит: расходы>доходов). Для устранения разрыва – резервооборотная кассовая наличность – 5% от сумм бюджетных расходов (квартальная).
Низовая структура ФНС – налоговая инспекция. Вся ФНС финансируется из федерального бюджетного фонда · ФС ФБН, в т.ч. парламентский – счетная палата (Степашин) подведомственна федеральному собранию (Г.Д.), может проверить МинФин. -контроль наиболее важные средства (финансово-хозяйственная деятельность) -проверка состояния и сохранности федерального имущества -имеет право проверять банки, в т.ч. и ЦБ -нет права налагать взыскания 2) Ведомственный или внутриведомственный: минздрав РФ 3) внутрихоз-ый. Руководители учреждений (директор в другие, главный бухгалтер (у нас – плановый отдел). 4) о-ый. Росспотребнадзор: -соблюдение правильности цен -жалобы -не налагают санкции 5) независимый аудиторский контроль: -обязательный. В банках (без заключения аудита налоговая не принимает отчет). Если проверка в бюджетных учреждениях вышестоящих органов, можно за счет бюджета. Если сами бюджетные учреждения, то «где хотите берите». -добровольный
ФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА США Она подразумевает собой: I. Финансовый аппарат. 1) Конгресс; 2 палаты: нижняя – представителей, избирается на 2 года, 435 человек, сенат – 100 человек, верхняя по 2 сенатора от штата, на 6 лет 2) Президент (+президентская администрация); избирается на 4 года выборщиками, которых выбирают все 3) Верховный суд; финансовые разногласия между штатами и федеральным центром 4) Министерство финансов 5) Служба внутренних доходов (у нас – федеральная налоговая служба) 6) Таможенное бюро 7) 13 министерств и ведомств: обороны, соц развития…) 8) Федеральная резервная система; состоит из 12 резервных федеральных банков, осуществляет монетарную политику
II. Финансы. 1) Бюджет 2) Доверительные фонды (взаимодействуют с бюджетом), > 20 штук: экономические, научные, военно-политические, кредитные и пр. · Экономический: фонд конъюнктурного выравнивания (для оказания помощи частным/акционным предприятиям, фермерствам) · Научный: национальный научный фонд – за счет бюджетных средств + взносы корпораций + взносы университетов и колледжей (финансирование фундаментальных научных исследований, гранты университетам, лаборатории для колледжей) научный фонд стандартизации – бюджетные средства (для доведения научных результатов до их внедрения) · Военно-политический – резервные фонды, находящиеся в распоряжении президента (мероприятия секретного характера). Если остаются средства, то они изымаются и используются для покрытия бюджетного дефицита. 3) Доходы и расходы фонда страхования по возрасту, инвалидности и в случае потери кормильца 4) Доходы и расходы фонда страхования государственных служащих, доходы и расходы 5) Доходы и расходы фонда помощи нуждающимся III. Денежные фонды (финансы). 1) Бюджетный фонд + доверительные фонды 2) Социальные фонды Сколько звеньев, столько и фондов
В США ставка к ФОТ – 6,2% на социальное обеспечение, 1,45% на бесплатную медицинскую помощь, ∑=7,65%. Из з/пл работников и взносов работодателей + еще прибыль предпринимателей: 7,65% и еще 0,8% на пособия по безработице, т.е. всего 8,45%. Общие взносы = 16,1%.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА США (бюджетное устройство – зависит от государственного устройства)
3 уровня власти (все самостоятельно отдельные): 1) Федеральный бюджет 2) Бюджеты штатов консолидированный бюджет 3) Местные бюджеты (графства, округа, муниципалитеты, тауншип)
5 этапов развития бюджетной системы:
I. 1920-1970. Окончательно сформировалась бюджетная система в таком виде, как сейчас. Сложилось определенное конкретное соотношение между звеньями бюджетной системы, в разрезе доходов и расходов, разделения распределения сфер бюджетной ответственности, закреплено законодательное закрепление бюджетного регулирования. Бюджетное регулирование – сбалансированность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. Метод разграничения заранее налогов по звеньям бюджетной системы. По окончании первого этапа бюджетная система характеризовалась:
1) Федеральный бюджет использовался только на общегосударственные нужды и потребности 2) Значительно повысился удельный вес социальных расходов, как в федеральном бюджете, так и в бюджете штатов. «Социальные программы Никсона». 3) Рост бюджетного дефицита
II. Экономическая и бюджетная реформа 1974. 1) Резкое снижение ставок налогов: до 1974 года максимальная ставка подоходного налога – 90%, снизилась до 54% 2) Перераспределение налогов между звеньями бюджетной системы. Если раньше мог штат надбавку к налогу установить, то теперь сам налог 3) Резкое уменьшение расходов на управление 4) Конгресс (парламент) получил > прав по контролю над исполнительной властью. Закон «О контроле над бюджетом и замораживание фондов»
III. Политика «нового федерализма». При Рейгансе (1981-1988) появилось множество социальных программ. Основные цели: 1) Улучшение финансового положения 2) Увеличение темпов роста бюджетных расходов штатов по сравнению с темпами роста расходов федерального бюджета 3) Децентрализация бюджетных расходов Отрицательная сторона: рост налогов, взимаемый властями.
IV. Начало 90х гг. Билл Клинтон. Модернизация производства, внедрение новых технологий, постоянный экономический рост. Ежегодный прирост ВВП на 4%, снижение инфляции до 1,5% в год, уровень безработицы уменьшился до 4%. Его бюджетный план: 1) Ежегодное уменьшение бюджетного дефицита – 100-115 млрд долларов 2) Увеличение основных федеральных налогов за счет прогрессии ставок по подоходному налогу, по налогу на прибыль
V. Джордж Буш Младший и до Н.В. стимулирование экономического роста за счет широкого внедрения и применения широкого спектра налоговых льгот (особенно по налогу на прибыль) и ограничение налоговых ставок. Расходы направлены на: 1) Содержание ядерного щита 2) Создание огромного резерва нефти
3) Привлечение большого количества студентов к научной деятельности (увеличилось на 26% в этот период) 4) Увеличение финансирования школ для малоимущих 5) Увеличение выплат ветеранам войн 6) 110 миллионам налогоплательщикам были снижены налоги Это оберегает США и общество от финансовых потрясений.
Бюджетный процесс. В США 4 этапа: -составление бюджетного плана -рассмотрение и утверждение -исполнение -составление отчета об исполнении
Продолжительность: 18 месяцев. Федеральный бюджетный период: 01.10 – 30.09 В большинстве штатов: 01.07 – 30.06 Местные бюджеты – совпадают с календарным годом.
С 1921 года федеральный бюджетный план составляется как единый баланс доходов и расходов. Бюджетный план составляется административно-бюджетным управлением при президенте. Оно же осуществляет контроль за исполнением. В президентской администрации существует экономический совет. Он разрабатывает стратегическую политику в т.ч. и бюджетную. Президент США как глава исполнительной власти непосредственно ответственен перед конгрессом за состояние и исполнение бюджетного плана. Для завершения плана есть еще дополнительный период (двухнедельный).
Отличие от РФ: постоянные расходы и они ежегодно значительно меняются.
Изменяются расходы ежегодно на основе вновь принятых целевых программ. Целевые программы принимаются на несколько лет, но меняют расходы только на один-несколько лет. Не позднее февраля бюджетный план должен поступить в Конгресс на утрвеждение – многомесячное обсуждение в Комитетах и Надкомитетах. В рамках принятия бюджетного плана Когресс определяет: 1) Цели бюджетной политики 2) Принимает решение о проведении той или иной целевой программы 3) Сумма расходов на эти программы 4) Принимают билли по бюджетным ассигнованиям
Конгресс обладает правом парламентской бюджетной инициативой. Бюджетная инициатива – соотношение прав Правительства и Парламента. Конгресс имеет право вносить изменения в бюджетный план, увеличивать и уменьшать доходы и расходы. По каждому бюджетному периоду – принимает цифры по конкретным программам. В законодательном органе выслушивается отчет о том, как были потрачены суммы, а потом только принимается программа – после корректировокю. После принятия Конгрессом всех сумм по доходам и расходам бюджетного плана они передаются на утверждение Президенту. С 1974 года - Парламентская бюджетная инициатива. Президент имеет право вето. После утверждения Президентом – 3 этап – исполнение бюджетного плана. Исполнение доходной части бюджета – МинФин и служба внутренних доходов (СВД). Исполнение расходной части – Министерства и ведомства Федерального правительства (13): МинФин, Минобороты, Минздрав и т.д.
Кассовое исполнение бюджета (прием доходов, налогов, составление отчетности по доходам и расходам бюджетного плана) – банки ФРС. В ФРС: 12 федеральных банков (гл. – Нью-Йоркский), около 6000 КБ – банки-члены ФРС. ФРС осуществляет формирование ДКП (монетарной). Все банки, входящие в ФРС, осуществляют свою деятельность на основе принципа единства кассы. Это означает, что в каждом банке ведется счет доходов и расходов бюджета. Эти счета контролирует МинФин. Контрольно-финансовое управление (КФУ) – работает под эгидой Конгресса (в России аналог этого – Счетная Палата). В большинстве штатов составление бюджетного плана находится в ведении главы исполнительной власти (мэр, губернатор, глава округа и т.д.). конкретно осуществляется финансовыми учредителями. Утверждают бюджеты законодательные органы (собрания, Советы). Многие штаты составляют бюджетные планы на 2 календарных года.
Расходы бюджета США. Определяется компетенций Федерации и штатов. Объем этих компетенций оговорен Конституцией США. Преобладает тенденция все большей независимости штатов. Большие суммы отдаются штатам. К бюджетным полномочиям Федерального Правительства относятся финансирование обороны, внешнеэкономическая деятельность, фундаментальные научные исследования, почты, энергетики и т.д. Все 3 звена осуществляют финансирование социальных расходов, жилищного строительства, содержание транспорта. В США никогда не декларировалась необходимость социального и экономического выравнивания штатов (могут отклоняться больше, чем в 2,5 раза). Классификация бюджетных расходов -> 5 функций -> 15 целевых программ. I группа. Национальная оборона. Программа «Национальная оборона». Доля в ФБ около 15% (к ВВП – 3%). II группа. Людские ресурсы. -программа «Образование, профессионально-техническое обучение, занятость» -программа «Здравоохранение» -программа «Medicare» -«Социальное обеспечение» -«Пособия ветеранам» Около 58%, доля к ВВП – 11,5% III группа. Материальные ресурсы. -«Энергетика» -«Природные ресурсы и охрана окружающей среды»%, к ВВП – 1,5%. IV группа. % платежи по гос долгу. Совпадает с названием программы. Около 13%, к ВВП – 3%
Программы «прочих расходов»: «международные отношения», «общая наука», «космос и технологии», «с/х», «охрана правопорядка», «содержание органов гос управления». Удельный вес – 5,1%, по отношению к ВВП – чуть > 1%.
«Нац оборона» - уд вес уменьшается, прямые расходы/косвенные расходы = 9/1 (60 млрд долларов) «Людские ресурсы» (уделяется много внимания medicare и medicaid) – удельный вес увеличивается. «Материальные ресурсы» (расходы по вмешательству гос-ва в экономику). «%-ые платежи по гос долгу» - долг увеличился у США, пытаются покрыть ее денежной эмиссией.
Ежегодно министерства получают задания на сокращение штатов.
Исполнительные министерства: -внутренних дул -гос департамент по делам ветеранов -министерство по делам жилищного строительства -министерство здравоохранения и гуманитарных служб -министерство обороны -министерство образования -министерство с/х -министерство торговли -министерство транспорта -министерство труда -министерство финансов -министерство энергетики -министерство юстиций
Фонды соц страх-я – 24% федеральных бюджетных средств используется Министерство финансов – 23% Здравоохранения – 20% Обороны - 19% С/х – 4% Прочие – 10%
1) Финансирование образования и библиотек – 35% (удельный вес расходов) 2) Выплата различных пособий – 13% 3) Расходы на здравоохранение – 9% 4) Финансирование транспорта – 9% 5) Общественная безопасность – 8% 6) Санитария – 3% 7) Охрана окружающей среды – 3% 8) Жилищное строительство – 2% 9) Прочие – 18%
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА США Она разнообразна разграничением налогов в бюджетной системе. У них у каждого звена свои налоги. Федеральные налоги едины и обязательны для всех жителей, вне зависимости от штата. Налоговые системы штатов отличаются друг от друга. Классификация налогов США включает 8 разделов: Федеральные, штатные и местные одновременно 1. Индивидуальный подоходный налог 2. Налог на прибыль корпораций 3. Налоги в социальные фонды 4. Налоги с наследства и дарений 5. Акцизы Федеральный налог 6. Таможенные пошлины Налоги штатов и местные 7. Налог с продаж 8. Поимущественные налоги
Штаты могут вводить налоги, не противоречащие законодательству, а местные органы власти могут вводить налоги, не запрещенные штатами.
9. Налог с владельцев ТС – местный и штатный 10. Специальный (экологический) – местный
Структура доходов федерального бюджета 1. Подоходный налог в федеральный бюджет – 47% 2. Налог на прибыль корпораций – 10% 3. Налоги в социальные фонды – 37% 4. Акцизы – 3% 5. Налог с наследства и дарений – 1% 6. Таможенные пошлины – 2% (у РФ – 35%)
Структура доходов бюджетных штатов 1. Подоходный налог – 30% 2. Налог на прибыль корпораций – 8% 3. Акцизы – 6% 4. Налог с продаж – 30% 5. С владельцев ТС – 4% 6. Поимущественные налоги – 2% 7. Другие, включая финансовую помощь федерального правительства – 20%
Структура налогов в местных бюджетах 1. Поимущественные налоги – 30% 2. Налог с продаж – 6% 3. Подоходный налог и налог на прибыль корпораций – 2,5% 4. Целевые сборы и поступления (у нас – коммунальные платежи) – 23% 5. Финансовая помощь федерального правительства местным органам – 6% 6. Финансовая помощь штатов – 1,5% 7. Прочие – 10%
Соотношение: федеральные налоги/налоги штатов/местные налоги = 50%/28%/22%
Индивидуальный подоходный налог – налог с физических лиц. Облагается на валовой доход, но за вычетом: изымаются доходы от работы зарубежом, денежное довольствие военнослужащих, вычеты в виде убытков прошлых лет, взносы в благотворительные фонды. Дополнительные вычеты у лиц > 65 лет и инвалидов. Ставки федерального подоходного налога:
Акцизы – по различным товарам устанавливаются (например, на некоторую алкогольную продукцию). М.б. установлены в % к цене реализации. Налог с наследства и дарений (высокие ставки) – до 10 тыс долларов – не облагаются налогом. Ставки: от 15% до 55%. Таможенные пошлины (м.б. импортные и экспортные). Удельный вес – 2%. У них не применяются экспортные таможенные пошлины.
Налоги штатов. Подоходный налог. Применяется в 40 штатах, размер ставок зависит от штата, в большинстве штатов эта ставка от 2% до 10%. Много льгот. Этот налог вычитается при исчислении из федерального налога. Налог с продаж – наибольший удельный вес в США. Применяется в 45 штатах. Наиболее часто он взимается в розничной торговле и с некоторых видов услуг. Ставка дифференциальна по штатам: от 3% до 8,25%. Акцизы – отличные товары от федеральных акцизов. Ставки от 0,5% до 5%. Налог на имущество. Объект – движимое и недвижимое имущество, рыночная стоимость (есть специальные государственные оценщики), она равна примерно 1/3 рыночной стоимости. Ставки от 0,25% до 5,5%. Налог на добычу природных ресурсов. Объект – цена реализации добытых ресурсов. Ставки от 3% до 5%.
Местные налоги. Наиболее удельный вес имеет поимущественный налог. Объект – движимое и недвижимое имущество, оценочная стоимость. Средняя ставка – 2%. Налог с продаж (дополнение к штатному налогу). Средняя ставка – 2%. Текущие коммунальные платежи (водоснабжение, электрификация и т.д.). Услуги предоставляют предприятия, которые являются местными. Экологические налоги (это скорее платежи, осуществляющиеся предприятиями, плохо влияющими на окружающую среду). В % к УК примерно равны 1%.
Федеральный долг США: 2009 год – 7 трлн 729 миллиардов долларов 2010 год – 8 трлн 778 млрд долларов Удельный вес к ВВП: 2009 год – 55% 2010 год – 61%
Краткосрочные – казначейские векселя (срок погашения до 1 года). Безбумажная форма. Беспроцентные, дисконтные. Среднесрочные (срок погашения от 2 до 10 лет) – казначейские ноты. Они %-ые. Средний % примерно равен 4% в год. Долгосрочные – казначейские облигации (> 10 лет). Доход – в виде % - 2 раза в год. Муниципальные займы (ежегодная эмиссия – 200 млрд долларов). Средства, полученные от них, используются на инвестиции в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства, местного транспорта. Доходы по ним не облагаются налогом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|