Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качества современного педагога




Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе, обучится актерскому мастерству. Эти навыки строятся на научных основах, но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе. Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.

Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т.д.».

При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.

Самым главным качеством, которым должен обладать педагог, является актерское мастерство.

Вообще говоря, о современном педагоге хочется выделить несколько правил, которыми должен пользоваться любой педагог. Полностью объективная оценка - не зависит от воли, настроения учителя и других обстоятельств, а только от знаний и умении ученика. Оценить степень объективности - значит, показать какие явления, процессы и обстоятельства могут влиять на учителя. Сразу разделим индивидуальное и групповое обучение. При индивидуальном обучении объективность оценок значительно выше и менее подвержена влиянию сторонних факторов. Это связано с низкой востребованностью оценок со стороны ученика, часто ему, в общем, то нужны не оценки, а знания и умения.

При групповом обучении выделим несколько факторов, влияющих на объективность:

1) Моральные качества самого учителя. Оценки, явно завышенные для детей родителей с “положением”, вряд ли можно считать объективными

2) Разброс знаний в группе. При очень большом разрыве между самыми подготовленными и самыми слабыми учениками, учитель обычно склонен завышать оценки первым.

3) Ожидаемая степень восприятия в группе. Например, группа учеников, с точки зрения учителя, примерно одинакова по начальным знаниям и способностям. Учитель с большой степенью вероятности может предсказать, как они будут отвечать на экзамене или зачете, и заранее определяет: вот за это я поставлю “пять”, а за это только “три”. Вдруг один из учеников показывает уровень знаний совершенно отличный от среднеожидаемого и шкала оценок, которую уже определил для себя учитель, резко сдвигается.

4) Абстрагированность преподавателя от аудитории. Личные симпатии и антипатии учителя часто влияют на оценку.

5) Способность учителя отделить поведение ученика от его знаний. Не редко случается, что веселый шалопай, обладающий прекрасными способностями, но дерзкий на язык получает оценки гораздо ниже, чем заслуживает.

6) Заинтересованность учителя, его любовь к выбранной профессии

7) И, наконец, просто обстоятельства личной жизни учителя

Можно сделать вывод, что актерское мастерство крайне важно для педагога.

 

Подготовка кадров

Развитие системы образования в России, вследствие растущей и углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости всех стран и народов мира, невозможно рассматривать в отрыве от процессов и тенденций развития мирового образовательного пространства. Появились и стали быстро развиваться такие направления сравнительной педагогики, как политика и планирование образования, экономика образования, социология образования и др. Получили дальнейшее более глубокое развитие как вопросы методологии и методики сравнительно-педагогических исследований, так и практические вопросы реформирования систем образования.

Современная концепция непрерывного педагогического образования в мире выглядит следующим образом:

Начальное фундаментальное педагогическое образование обеспечивается в стенах педагогических колледжей, институтов или университетов, причем во всех странах ярко выражена тенденция перехода на университетское педагогическое образование.

Период адаптации и становления профессиональной деятельности молодого учителя под руководством более опытных учителей школы (в Казахстане и России этот процесс получил название наставничество, в Англии - пробный год (тьюторинг) и США - менторинг, который занимает по продолжительности от одного до трех лет.

Повышение квалификации работающих учителей (а также учителей, прервавших на время свою профессиональную деятельность и снова приступающих к работе в школе) на долгосрочных и краткосрочных курсах, которое осуществляется в вузах, специальных учреждениях повышения (или усовершенствования) квалификации, учительских центрах и школах (последний тип повышения квалификации получил большое распространение в Англии и США);

Самообразование учителей (работа в библиотеках, консультации у более опытных учителей и ведущих преподавателей вузов, обмен мнениями на различных учительских совещаниях, семинарах, конференциях по обмену опытом и новейшими методиками и достижениями в педагогической науке). Повышение квалификации в процессе самообразования не требует государственных затрат, но подходит лишь тем, у кого имеется высокая мотивация к учебе. Такая мотивация обеспечивается введением профессиональной лестницы. Чем выше профессиональный уровень деятельности учителя, тем выше уровень заработной платы, причем эти различия иногда довольно значительны.

Система профессиональной подготовки будущего учителя в вузах Англии и США является многоуровневой - бакалавр, магистр. В Казахстане и России – бакалавр, специалист, магистр. Срок обучения колеблется от 4 до 11 лет. Большинство учителей выходит из университетов в звании магистра гуманитарных наук в образовании или магистра точных наук в образовании. В среднем, студенты, получающие звания магистра того или иного профиля, обучаются 4 - 5 лет. В настоящее время для преподавания в государственных школах Англии на всех уровнях обучения необходимо иметь статус квалифицированного учителя.

Профессиональная подготовка будущих учителей в вузах Казахстана, России, Англии и США осуществляется по параллельной, последовательной и альтернативной моделям.

- Параллельная модель обучения обычно включает в Англии – три, в Казахстане, России и США - четыре года полного обучения учителя и приводит к первой степени - бакалавра образования. Такое обучение обеспечивается в России и Казахстане педагогическими университетами и институтами, в Англии педагогическими колледжами “общего” профиля университетского уровня и колледжами свободных искусств, в США – педагогическими колледжами. Однако число педагогических колледжей в Англии и США и педагогических институтов в Казахстане и России резко сокращается. Профессионально-педагогическая подготовка по параллельной модели начинается с первого года обучения и идет параллельно с общим и специальным образованием. Программа параллельной модели включает 4 основных раздела подготовки будущего учителя:

а) обязательные для всех студентов общеобразовательные (“базисные”) курсы;

б) психолого-педагогический цикл дисциплин, включающий в различных комбинациях изучение общих основ педагогики, психологии, школьной гигиены и истории педагогики. Изучение этих дисциплин дополняется различными видами педагогической практики;

в) один - два “предметных” курса, предназначенных для личного образования студента и выбираемых им из обычного цикла школьных дисциплин. Эти предметы студент изучает более глубоко;

г) так называемые “профессиональные” курсы.

На изучение “предметных” курсов отводится обычно в среднем 30% учебного времени, на педагогические дисциплины (без практики) - 25%, на “базисные” общеобразовательные дисциплины - 23%, на “профессиональные” - 10-12% и на тьюторские занятия - 10-11%. На педагогическую практику в среднем отводится в Англии 25 недель (с 1996 г. - 32 недели).

- Последовательная модель обучения в Англии и США включает в себя три-четыре года обучения по предмету (или предметам) специализации будущего учителя, по окончании которого он получает первую степень, и последующего годичного профессионально-педагогического обучения, приводящего к получению второй степени - сертификата об окончании курса по образованию после университета. Такое обучение обеспечивается в технических педагогических колледжах, художественных педагогических колледжах и педагогических отделениях университетов. В Казахстане и России профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей по последовательной модели осуществляется в классических университетах в основном на 2-3 курсах обучения.

В Англии все студенты, обучающиеся по последовательной модели обучения на сертификат PGCE для преподавания в начальной школе, должны пройти по меньшей мере 15 недель педагогической практики в школе. Если же они готовятся для работы в средней школе, то согласно новым требованиям они должны пройти педагогическую практику в школе в течение 32 недель.

- Альтернативные пути получения статуса квалифицированного учителя QTS в Англии включают в себя следующие модели: схему контрактного обучения учителей; схему лицензионного обучения учителей; специальную схему обучения учителей, прошедших педагогическую подготовку в странах, не входящих в Европейское Сообщество; школьные центры по начальной педагогической подготовке учителей. В США существуют все перечисленные выше пути осуществления подготовки учителей по альтернативной модели. В Казахстане и России альтернативными путями подготовки учителей являются: институты, факультеты и отделения вторых профессий, срок обучения в которых варьируется в зависимости от уровня подготовки от одного до трех лет.

Одной из основных проблем является проблема разработки учебных планов профессиональной подготовки учителя. В основном ранее преобладал технократический предметно - ориентированный подход. Считалось, что если будущий специалист пройдет успешно в процессе обучения определенные курсы общеобразовательных, специальных, профессиональных дисциплин и производственную практику, то в дальнейшем в процессе своей производственной деятельности на основе самообразования он вырастет в высококвалифицированного профессионала. При этом во многих странах, таких как США, Англия, Германия и других преобладала в ущерб теоретической практическая подготовка, в других же, таких как Франция, Россия, Казахстан и другие, наоборот, в ущерб практической - теоретическая подготовка будущих специалистов в вузах и университетах.

В России в профессиональной подготовке учителей основное внимание уделяется специальной подготовке - в процентном соотношении почти в 2 раза больше по сравнению с Англией и США. В то же время, на психолого-педагогические дисциплины тратится в два с половиной раза меньше и, наконец, педагогической практике уделяется время более чем в три раза меньше, считая, что основательное фундаментальное изучение всех дисциплин восполнит такой перекос в профессиональной подготовке.

Начало педагогической карьеры традиционно считается наиболее ответственным этапом в процессе профессионального становления учителя, как в Англии, России и США. О важности этого этапа продолжительностью от одного до трех лет и о пристальном внимании к профессиональной адаптации молодого учителя говорит существование специальных программ, которые получили название: в России - стажировка и наставничество, в Англии - пробный год и тьюторинг, в США - учитель первого года и менторинг.

Среди важнейших целей наставничества во всех сравниваемых странах традиционно называется формирование индивидуального профессионального стиля, активности и самостоятельности. Решение этой задачи во многом определяется выбором наставника, основными функциями которого являются: помощь новичку в оценке своей деятельности, совершенствовании методов преподавания, составлении инструкций и заданий для учащихся.

Природа педагогического труда требует постоянного движения, творческого поиска. Значение самообразования учителей особенно возрастает в настоящее время, когда происходит невиданное ускорение прогресса во всех сферах производства и обслуживания, что порождает потерю относительной устойчивости профессиональных знаний и умений, их быстрому “моральному износу”.

Формы педагогического самообразования различны и многообразны. Это, прежде всего: самостоятельная исследовательская работа по определенной тематике по специальности, педагогике или методике под руководством преподавателей вузов, опытных учителей внутришкольных и межшкольных методических объединений или наставников. Самостоятельное изучение достижений педагогической науки и передового педагогического опыта в библиотеках, на открытых уроках и мероприятиях опытных учителей, творческое обучение в школе молодого учителя. Участие с докладами и выступлениями на методических и практических семинарах, конференциях, педагогических чтениях и многое другое.

Можно выделить следующие общие тенденции в развитии педагогического образовании в мире:

а) Возрастание в подготовке учителей роли университетов - многопрофильных учебных заведений, которые одновременно готовят и к другим специальностям и профессиям.

б) Средний возраст учителей повышается, их состав становится более стабильным, в их составе все больше работает учителей-женщин.

в) Повышены требования к поступающим в педагогические учебные заведения, увеличен срок обучения в США с 4 до 5 лет, в Англии - с 2 до 3 лет в колледжах и с 3 до 4-5 лет в университетах, в России - с 5 до 6 лет.

г) Усилилось внимание к профессиональной ориентации на профессию учителя в школе, семье и вузе. Совершенствуются структура организации, формы и методы педагогической ориентации в сравниваемых странах. Разрабатываются формы диагностики и тестирования личности учащихся, их психофизиологических характеристик, устремлений и мотивов в процессе обучения в школе.

д) Проблема разработки эффективной программы обучения, в которой нашли бы отражение все достижения науки, связанные с совершенствованием педагогического образования, является главной задачей, без решения которой невозможно повысить качество подготовки учителей как по специальности, так и по психолого-педагогическому циклу.

е) Несмотря на незначительное уменьшение часов, уделяемых на психолого-педагогические дисциплины в вузах и колледжах в России, Англии и США, количество этих дисциплин возросло. При этом используются принципы элективности и интегративности. Повышены требования, как к содержанию этих дисциплин, так и к качеству преподавания. Вводятся интенсивные, развивающие методы обучения, усиливается применение компьютеров при обучении. Аналогичная картина наблюдается при преподавании специальных и методических дисциплин. В Англии и США усилилось внимание к общим и гуманитарным дисциплинам. Необходимо отметить, что в России при подготовке будущих учителей больше внимания уделяется методологической подготовке по каждому предмету. В Англии и США в связи с преобладанием прагматического и рационалистического подхода при профессиональной подготовке учителей в вузе, больше внимания уделяется обучению практических знаний, навыков и умений.

ж) В США и, особенно в Англии, увеличена продолжительность прохождения педагогической практики в школе, в то время как в Казахстане и России в связи с переходом на университетское образование, продолжительность педагогической практики сокращена. В период прохождения педагогической практики больше стало уделяться развитию у будущих учителей самостоятельности и активности в приобретении практических навыков в будущей профессии.

з) В Англии и США, резко изменилось в положительную сторону отношение к проблеме профессиональной адаптации молодых учителей. Об этом говорит возросшее число работ по исследованию психологических, социальных и других аспектов этой проблемы. При этом рассматриваются вопросы как профессионального становления молодых учителей, так и атмосферы школы как социальной среды, вопросы взаимоотношений с наставниками, коллегами и администрацией школы.

и) проблеме повышения квалификации учителей после завершения курса педагогической подготовки стали уделять больше внимания. При составлении программ на курсах повышения квалификации стали учитываться пожелания и требования учителей, применяется личностно-ориентированные методики обучения. Вызывают интерес для России опыт повышения квалификации в Англии и США в учительских центрах. Такие центры созданы на базе школьного округа (местного отдела образования) или какой-либо школы. Не меньший интерес вызывают программы повышения квалификации учителей, ориентированные на нужды школы.

Сравнительная характеристика театрального и педагогического действия

 

Общие психологи – педагогические признаки театрального и педагогического действия
СВЕРХЗАДАЧИ ЛИЧНОСТИ
Школа Храм основ науки Функции Театр – игра
Развитее, воспитание, обучение; Связь обучения с жизнью, партийность, идейность, доступность; преемственность, последовательность, оправданность всего совершаемого. Требования Развитее, воспитание, развлечение, связь с жизнью, партийность, идейность, доступность; преемственность, последовательность, художественное совершенство
Урок – действие Средства Спектакль – действие
Виды и типы уроков, отбор учебного материала, ТСО; репетиции, импровизация; сиюминутность, неповторимость   Режиссура, драматургия, декорации; репетиции, импровизация; сиюминутность, неповторимость
Учитель   Актер
Личность всесторонне развитая, самобытная, с твердой гражданской позицией. Марксистским мировоззрением, постоянно обогащающая и отдающая   Личность универсальная, яркая, с твердой гражданской позицией, постоянно обогащающая и отдающая
  Искусство Учителя и актера – это искусство психофизического действия  
Повеление учителя обусловлено жизненными потребностями обучения и воспитания   Поведение актера обусловлено автором. режиссером
Публичность творчества

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...