Нужно ли учителю актерское мастерство
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 На поставленный вопрос хочется услышать мнение самих учителей и их учеников. Коля, 16лет: Засыпаются учителя на уроках, не успевая выполнить учебный план... Засыпаются на педсоветах, когда обсуждается успеваемость детей. Терпят крах, когда приходят всевозможные проверки из-за пассивности либо неподготовленности детей. Урок - это форма организации (в данном случае учебной) деятельности. Спектакль - форма организации некоего драматического, политического, народного представления ("не устраивай мне спектакль!"). В общем, тоже деятельности, только иного рода. Режиссёр спектакля заботится о том, чтобы зрителем были прочитаны те-то и те-то художественные идеи, либо зритель мог вынести те-то и те-то размышления о спектакле, либо оценил грандиозность постановки... Не существуют ли у учителя- организатора учебной деятельности - подобные (по структуре, а не содержанию) задачи? Чем учитель - не руководитель процесса? И разве не организовывается процесс усвоения знаний и приобретения навыков по тем же психологическим законам, по которым совершается процесс восприятия драматического спектакля (и там, и там - передача слуховой, визуальной и т.д. информации)? Хотя бы с этих примитивных позиций смотря на проблему, уже можно задуматься о фактической небесполезности режиссуры (искусства выстраивания) урока, а следовательно - о необходимости иметь хотя бы не очень поверхностное представление об искусстве режиссуры, его сути и профессиональных законах. Ещё немаловажно учесть при этом специфику урока, различив ее со спецификой спектакля как драматического действа... Маша, 15лет: Очень часто очень трудно завладеть вниманием ребенка, особенно в старших классах, поэтому, наверное, учителю, не обладающему, хотя бы немногим запасом творческих способностей, приходится несладко. Есть такая простая вещь: действенный анализ спектакля. Режиссеру он нужен для того, чтобы по полочкам разложить действие спектакля, и его суть. То же самое нужно попробовать использовать и учителям. Анализ можно найти в любом учебнике по режиссуре, так что, господа педагоги - дерзайте!
Наталья, 16 лет: Я считаю, что умение спланировать (срежиссировать) какой-либо проект, занятие, урок и т.п., безусловно, важно и необходимо. Проблема в другом: захотят ли учителя гнуть спину, самосовершенствоваться в этом направлении без достаточной материальной мотивации. На одном энтузиазме далеко не уедешь. Конечно, было бы хорошо, если бы учитель много знал, да еще и умел все преподнести ученикам в удобной форме. И это вполне возможно при соответствующем финансировании образования. Мнение учителя по математике Геннадия Анатольевича: Был у меня опыт в прошлом году: проводили для 10 педагогов цикл занятий по вопросам детской игры. Игровые способности ребенка, где и как применять игры на уроке и с какими целями, как справляться с низкой мотивацией к обучению, что делать, если ребенок не обладает навыками организации игры и соблюдения правил - в общем, все в таком роде. С сентября нынешнего года работаю я в одном Центре творчества, из которого обучение на этих семинарах прошли аж три педагога! Дошколята 4-5 лет одну из этих педагогов просто поначалу БОЯЛИСЬ! Несмотря на высокую заинтересованность в игровых методиках, она все же пытается этих малышей усадить... по крайней мере, так мне объясняли коллеги. До сих пор одна девочка 4,5 лет после ее предмета заходит в кабинет исключительно рядом с мамой. И очень обидно было слышать от руководства откровение, что все подобные семинары, даже касающиеся педагогической практики, нужны педагогам только для бумажки... Может, все проще? И нужен талант преподнесения материала (я сейчас обхожу тему активных игр).
Я считаю, что каждый учитель должен быть в какой-то степени актёром. Чтобы завладеть вниманием 30 учеников надо обладать определёнными способностями, хотя не только актёрскими. И потом каждый урок - это своеобразный спектакль, а учитель - это режиссёр. если в театре спектакли повторяются, то в школе их повторить нельзя: нужно учитывать особенности класса. Я в своей практике использую игры из театральной педагогики, но ученики не привыкли к таким урокам. Поэтому они первое время воспринимают такой урок как отдых, развлечение. Мнение учителя биологии Юлии Михайловны: По-моему, в педагогике проведения урока важны три составляющие: умение композиционно построить материал (сценарные качества), умение проиллюстрировать слова выразительными средствами (картины, карта), с чем в театре всю жизнь борются (после телевидения, я понял, что урок это скорее сюжет авторской телепрограммы, чем спектакль, а если спектакль, то "глаз в глаз", а не с "четвертой стеной") и умение педагога вовлечь учеников в процесс урока - т.е. элементарное общение - нужно уметь актуализировать тему для учеников - а это снова конфликтология и драматургия. Даже на уроке физики, если последовательно и ярко разворачивать ЛОГИКУ темы, то ученики будут следить. Тем более если удастся все обернуть так, что бы они сами эту тему разворачивали. Пусть, в конце концов, спорят. А игровые методы не помешают. Но уж больно это будет долго. Надо найти какую-то золотую середину между Американской фривольной игровой и демократичной педагогикой и нашими советскими традициями (мне 30 лет и я застал советские неоднозначные и в тоже время полезные для моей судьбы времена).
Заключение Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Кроме того, бесстрашие рисковать, пробуя в классе новые приемы. Педагогика востребована везде, где осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие граждан (в специализированных педагогических учреждениях и в процессе труда, досуга, семейной жизни) независимо от их возраста и социального положения, где обнаруживаются проявления их результатов (положительные и негативные), а также влияние на эти процессы и результаты факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда). Везде, где это есть, педагогика в состоянии принять конструктивное участие в совершенствовании дела и улучшить его по вопросам своей компетенции.
Изучение педагогики в системе высшего образования призвано вооружить студентов знаниями, умениями и способностью использовать ее данные в жизни и профессиональной деятельности, а также сформировать понимание необходимости и желание делать это постоянно, лично совершенствоваться педагогически. Педагогика – одна из самых практичных наук. Педагогика располагает рекомендациями, интенсивными педагогическими технологиями, богатым педагогическим опытом, которые нужны практически всем. Будущее наших детей зависит от педагогов, очень важно, чтобы у современных учителей на высоком уровне находилось актерское мастерство, так как именно оно играет большую роль в том, чтобы заинтересовать ребенка, мотивировать его к знаниям.
Библиографический список 1. Всемирный доклад по образованию 1998 г.: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. – Барселона, ЮНЕСКО, 1998. – 175 с. 2. Никитин Э.М. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров. – М.: Знание, 1995. – 325с. 3. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы: Бiлiм, 2000. – 320 с. 4. Боревская Н. Образовательная политика в Китае и России: сравнительный анализ. // Педагогика. - № 1. - М.,2002. – 426с. 5. Левин К., Литтл А., Конклаф К. Влияние образования на задачи развития (I). // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. - № 2. - М., 2003. - с.259. 6. Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства: Учеб.-метод. пособ. - Барнаул: АлтГТУ, 2002. - 152 с. 7. Лаврентьева Н.Б. Практикум по педагогике. Шесть операционных модулей: Учеб. пособ. - Барнаул: Алтайской академии экономики и права. - 2003. - 254с. 8. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособ. / Под ред. И.А. Зязюна. - М.: Просвещение, 2003.- 302с. 9. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя.- М.: Высш. шк.,2000. - 201с. 10. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. - 176 с. 11. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2003. - 368с. 12. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособ. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 240 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|